Дмитрий Александрович
Великий князь суздальский, князь переяславский
Жена – Мария
Дети:
1. Иван (ум. 1302), князь переяславский
2. Александр (ум. 1292)
3. Мария (ум. 1317), жена псковского князя Довмонта
Дмитрий Александрович, второй сын великого князя А. Ярославича Невского и княгини Александры Брячиславны. По порядку престолонаследия — пятьдесят второй великий князь.
По нелетописным данным, княжич родился в 1250 г. в Великом Новгороде; имя получил в честь великомученика Димитрия Солунского (умер осенью 306 г.).
В источниках впервые упоминается зимой 1259–60 гг., после татарской переписи в Великом Новгороде; оставлен там отцом, князем-наместником. В 1262 г. номинально возглавляет русские войска в походе на Дерпт вместе со своим дядей, князем Ярославом Ярославичем. Князья берут город и возвращаются в Великий Новгород «съ многымъ товаромъ».
После смерти отца, Александра Невского (14 ноября 1263 г.), новгородцы, дождавшись утверждения ханом на великом княжении его дяди Ярослава Ярославича, в конце 1264 г. выгоняют его, официально заявив «зане князь (Дмитрий. — Д.В. Донской) еще малъ бяше». Дмитрий уходит в г. Переяславль-Залесский, доставшийся ему по наследству от отца.
В начале 1268 г. новгородцы посылают за ним в Переяславль для совместного похода против датчан, воздвигающих укрепления и противодействующих торговле. Перед походом новгородцы заключают с рыцарями Тевтонского ордена договор о нейтралитете. 23 января 1268 г. Дмитрий во главе войск из Великого Новгорода, Пскова и Суздальской земли выступает к г. Раковору и в субботу 18 февраля на р. Кеголе (впадает в Финский залив), в 7 верстах от города, в результате кровопролитного сражения наносит датчанам и рыцарям, которые нарушили нейтралитет, жестокое поражение: «и гониша ихъ, бьюче, и до города въ пути, на семи версть, якоже не мочи ни коневи ступити трупиемь». Простояв три дня «на костехъ», (поле битвы после сражения. — Д.В. Донской), русское войско возвращается в Великий Новгород. (По лифляндскому историку Хр. Кельху наши потери составили 5000 воинов, в этом же сражении погиб также дерптский епископ Александр.)
В 1270 г., рассорившись с Ярославом Ярославичем, новгородцы приглашают на княжение Дмитрия. Дмитрий, однако, отказывается, говоря, что не хочет «взяти стола передъ стрыемь своемь», и помогает своему дяде подавить новгородский мятеж.
В 1272 г., после смерти великого князя Ярослава Ярославича, Дмитрий уже сам стремится занять новгородский стол. Он приезжает в Великий Новгород 9 октября, однако не выдерживает соперничества с другим своим дядей, великим князем Василием Ярославичем Мизинным, который утверждается в Великом Новгороде в начале 1273 г.
После смерти Василия (январь 1277 г.) Дмитрий занимает великокняжеский стол во Владимире, а затем, в «недѣлю на всѣх святых» (в данном случае 23 мая. — Д.В. Донской), по приглашению новгородцев садится в Великом Новгороде.
В феврале 1278 г. идет с новгородцами в поход на корелу и берет «землю их на щитъ». В 1279 г. ведет переговоры с новгородцами относительно строительства г. Копорья и в следующем 1280 г. закладывает там каменную крепость. Это вызывает напряженность в его отношениях с новгородцами, и в конце 1281 г. дело доходит до открытого столкновения: «того же лѣта на зиму приходи князь Дмитрии к Новугороду ратью и много пакости створи волости новгородской; и ставъ на Шелонѣ (река, впадает в озеро Ильмень. — Д.В. Донской) створи миръ и отъиде». Между Дмитрием и его братом Андреем начинается междоусобная война, в которую оказались втянуты многие другие князья, а также татары. В том же году Андрей отправляется в орду, бьет челом хану и получает от него ярлык на великое княжение. С татарской ратью и присоединившимися к нему ярославским, стародубским и ростовским князьями Андрей 19 декабря берет Переяславль. Дмитрий пытается укрыться в Копорье, однако новгородцы вынуждают его уйти оттуда и забирают в качестве заложников двух его дочерей, а также бояр с семьями. 1 января 1282 г. Дмитрий отправляется «за море», по некоторым данным, в Швецию.
В 1282 г. Дмитрий возвращается «изъ заморья» в Переяславль. В том же году под г. Дмитровым он заключает мир с братом, московским князем Даниилом Александровичем, и двоюродным братом, Святославом Ярославичем Тверским. Однако заключенный мир оказывается непрочным. Вновь приведенная Андреем татарская рать вынуждает Дмитрия бежать к хану Синей (восточной) орды Ногаю (убит летом 699 г. х. = летом 1300 г.). От хана Ногая в 1283 г. Дмитрий возвращается с ярлыком на великое княжение и вновь занимает великокняжеский стол. Зимой 1284–85 гг. он идет ратью с братом Андреем и «татары и со всею Низовьскою (Суздальской. — Д.В. Донской) землею» на Великий Новгород, подписывает мир с новгородцами и садится у них «на столѣ своемъ».
В 1285 г. его брат Андрей, заручившись поддержкой орды, приводит на него татарского царевича «и много зла сътвори христианом»; но Дмитрий царевича того прогоняет, а бояр-советников брата берет в плен.
В 1288 г. вместе с братьями Андреем и Даниилом Дмитрий воюет с Михаилом Ярославичем Тверским. Князья в течение девяти дней осаждают Кашин и, повернув на юг, сжигают г. Кснятин; после чего заключают мир с Михаилом.
В 1293 г. Андрей Александрович с рядом других князей вновь отправляется в орду с жалобами на брата и возвращается на Русь с огромным татарским войском во главе с воеводой Туданом (братом хана Тохты, умершим в среду 4 раби II 712 г. х. = 9 августа 1312 г.), а также объединенными силами ростовских, ярославских и белозерских князей. Татары разоряют города Северо-Восточной Руси. Дмитрий же бежит из Переяславля к Волоку, а оттуда во Псков к своему зятю, князю Довмонту (умер 20 мая 1299 г.).
В начале весны 1294 г. Дмитрий идет из Пскова в Суздальскую землю. По пути к Переяславлю у брода на р. Тверце (левом притоке Волги) его перехватывает Андрей с новгородцами; самому Дмитрию удается бежать, но весь его обоз попадает в руки к брату. При посредничестве тверского епископа Андрея (умер 14 февраля 1324 г.) Дмитрию удается заключить мир с братом (апрель): он отказывается от великого княжения, а взамен получает обратно Переяславль-Залесский. Летом 1294 г. на пути к Переяславлю в Волоке-Ламском, князь умирает, приняв перед смертью пострижение. Похоронен в Переяславле-Залесском в церкви Святого Спаса Преображения. Русская Православная Церковь почитает князя Дмитрия Александровича как святого включением его в Собор Владимирских святых.
Дмитрий Александрович был женат на Марии (ее происхождение неизвестно), которая упоминается только однажды под 1281 г. Его дети: Иван, Александр, дочь (упоминается в 1281 г.), вторая дочь (упоминается в 1281 г.) и Мария.
Цитаты
Задаривши хана Менгу-Тимура, Андрей получил ярлык на Владимир и войско против Димитрия, потому что последний не думал повиноваться слову ханскому, и нужно было принудить его к тому силою, причем все князья, ближние и дальние родственники, соединились с Андреем против Димитрия. Мы не станем предполагать, что Димитрий дурно обходился с ними, пусть Димитрий был добрый, кроткий князь: для нас важна здесь недоверчивость князей к великому князю владимирскому, постоянное нерасположение их к каждому князю, присоединявшему к своему уделу Владимирскую область. Димитрий, видя союз князей и татарские полки против себя, поехал к Новгороду, желая засесть в своем Копорье, но на озере Ильмене встретил полки новгородские; новгородцы показали князю путь, самого не схватили, но взяли двух дочерей его и бояр в заложники. «Отпустим их тогда, — сказали они Димитрию, — когда дружина твоя выступит из Копорья», Но дружина эта не думала оставлять крепости, потому что ею начальствовал зять Димитрия, знаменитый Довмонт псковский: он нечаянно напал на Ладогу и высвободил оттуда имение Димитриево; но когда новгородские полки подошли к Копорью, то дружина великокняжеская не могла долее здесь держаться и, получив беспрепятственный выход, оставила крепость, которую разрыли новгородцы. Между тем Димитрий отправился за море, а татары, пришедшие с Андреем, ища Димитрия, рассыпались по всей земле, опустошили все около Мурома, Владимира, Юрьева, Суздаля, Переяславля, Ростова, Твери до самого Торжка и далее к Новгороду. Андрей сел во Владимире, угостил богатым пиром, одарил князей ордынских и, отпустив их домой, поехал в Новгород, где был честно посажен на стол. Но скоро пришла к нему сюда весть, что Димитрий возвратился из-за моря с наемными войсками, засел в своем Переяславле, укрепляется там и собирает полки. Андрей немедленно выехал из Новгорода во Владимир, оттуда в Городец, а из Городца поехал в Орду опять вместе с Семеном Тонилиевичем жаловаться на брата хану Тудай-Менгу, брату и преемнику Менгу-Тимурову, доносить, что Димитрий не хочет повиноваться татарам, платить им дани; а между тем в его отсутствие князья Святослав Ярославич тверской, Даниил Александрович московский и новгородцы двинулись на Димитрия: союз также замечательный! Враждебные войска сошлись у Дмитрова, стояли пять дней, ссылаясь о мире, и наконец заключили его, неизвестно на каких условиях. Становится заметным, как редко на севере князья вступают в битвы друг с другом: обыкновенно, сошедшись, они заключают мир и расходятся (1281-1283 г.).
Между тем Андрей пришел из Орды с полками татарскими; Димитрий бежал вторично, но на этот раз уже не за Балтийское море, а к берегам Черного: там, в степях, раскинулась другая орда, независимая и враждебная Золотой, или Волжской, орда Ногайская. Повелитель ее Ногай, князь рода Джучиева и полководец со времен Берге, из соперничества с ханом Золотой Орды принял с честию Димитрия и дал ему свои полки; на этот раз Андрей должен был уступить и возвратил брату Владимир.
Легко было предвидеть, что убийство Семена не потушит вражды между братьями: Андрей сильно тужил о своем боярине и начал ссылаться с новгородцами; в Торжке (в 1284 г.) они обменялись клятвами стоять друг за друга, против Димитрия. Но последний был силен. Андрей уступил и на этот раз и даже нашелся принужденным вместе с Димитрием и его татарами опустошать волости новгородские. После этого Андрей обратился к татарам и привел на Димитрия какого-то царевича из Орды; но когда татары рассеялись для грабежа, то Димитрий собрал большую рать и ударил на них; царевич убежал в Орду, бояре Андрея попались в плен, и городецкий князь должен был опять уступить; новгородцы приняли к себе Димитрия, конечно не на всей своей воле; есть известие о наказании людей, ему неприязненных; посадник Семен Михайлович, отправлявший свою должность во все время дружбы Новгорода с Андреем и потому необходимо приятный последнему, был свергнут при торжестве Димитрия; его место заступил Андрей Климович; но Семен не отделался одним лишением посадничества: в 1287 году встал на него весь Новгород понапрасну (без исправы), говорит летописец: пошли на него из всех концов, как сильная рать, каждый с оружием, пришли на двор к нему, взяли весь дом с шумом; Семен прибежал к владыке, а владыка проводил его в Софийскую церковь, где он и пробыл в безопасности до другого дня, пока смятение утихло. Семен чрез несколько дней умер; но и Андрей Климович недолго посадничал: в 1289 г. он был свергнут, и на его место возведен брат прежде бывшего посадника Юрий Мишинич, а ладожское посадничество отдано было Матвею Семеновичу, как видно сыну Семена Михайловича. Неизвестно, в связи ли с этими переменами было убиение Самойлы Ратшинича жителями Прусской улицы на владычнем Дворе; новгородцы сзвонили вече у св. Софии и у св. Николы, откуда пошли вооруженные, взяли улицу Прусскую, домы разграбили, улицу всю пожгли. В следующем году крамольники пограбили торг; на другой день новгородцы собрались на вече и сбросили двух крамольников с мосту.
Между тем Димитрий, смирив брата и новгородцев, хотел, как видно, разделаться и с теми княжествами, которые помогали Андрею против него: в 1288 году Димитрий вместе с ростовским князем и новгородцами Пошел на тверского князя Михаила Ярославича наследовавшего брату своему Святославу, неизвестно когда умершему; но Михаил встретил Димитрия с полками у Кашина, и дело кончилось без боя — миром. Неизвестны подробности, как Димитрий поступил с другими князьями; известно только то, что в 1292 году отправились жаловаться на него в Орду князья: Андрей городецкий, Димитрий ростовский с сыном и братом Константином углицким, двоюродный брат их Михаил Глебович белозерский, тесть последнего, Федор Ростиславич ярославский, с ростовским епископом Тарасием. В орде Волжской Тудай-Менгу был свергнут четырьмя племянниками своими, внуками Тутукана, которые скоро в свою очередь были истреблены сыном Менгу-Тимура Тохтою, или Токтаем. Тохта, выслушав жалобы князей, хотел сначала послать в Русь за Димитрием, но потом раздумал и отправил туда большое войско, Переяславцы, узнавши о приближении татар, все разбежались, и Димитрий должен был бежать из своего города сперва на Волок, а оттуда во Псков; татары же с Андреем городецким и Федором ярославским взяли Владимир, разграбили Богородичную церковь, взяли потом 14 других городов и опустошили всю землю. Тверь наполнилась беглецами со всех сторон, которые уговаривались не пускать татар дальше и биться с ними; но татары хотели идти с Волока к Новгороду и Пскову; тогда новгородцы послали к предводителю их Дуденю богатые дары, и варвары, удовольствовавшись ими, отправились назад, в степи. Союзники — Андрей городецкий и Федор ярославский — поделили между собою волости: Андрей взял себе Владимир и Новгород, Федор — Переяславль, сына Димитриева Ивана вывели в Кострому. По удалении татар Димитрий хотел было пробраться из Пскова в Тверь, ибо Михаил не нарушал с ним мира и не показан в числе жалобщиков на него; сам Димитрий успел проехать в Тверь, но обоз его был захвачен Андреем и новгородцами с новым посадником их Андреем Климовичем, заступившим место Юрия Мишинича, как видно вследствие торжества городецкого князя; Димитрий принужден был просить мира у брата, который и принял предложение: как видно взявши Владимир, Андрей уступил старшему брату опять Переяславль, ибо встречаем известие, что Федор ярославский пожег этот город, вероятно с досады, что должен был отступиться от своего приобретения, и после видим в Переяславле сына Димитриева; Волок возвращен новгородцам. Но Димитрий не достиг своей отчины: он умер по дороге в Волок в 1294 году, погребен же, по обычаю, в своем Переяславле.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1264 – 1264 | Новгородская земля |
9 октября 1272 – 1272 | Новгородская земля |
1276 – 1281 | Владимирское княжество |
23 мая 1277 – 1281 | Новгородская земля |
1282 – 1282 | Новгородская земля |
1283 – 1294 | Владимирское княжество |
1283 – 1294 | Новгородская земля |