Библиотека  > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог

« Вернуться к списку томов

Оглавление

  • Период III. Философия Александрийская в сближении с религией своего времени 9
    • Происхождение александрийского синкретизма и его виды 9
      • I. Религиозный синкретизм, или религия знания, как третий момент религии личности 13
      • Общее понятие о нем и его направления 13
        • А. Религия знания с перевесом западного элемента: 22
          • а) Религиозные понятия в соединении с Пифагореизмом: 22
            • аа) Аполлоний тианский 23
            • бб) Модерат и Никомах 26
          • б) Религиозные понятия в соединении с Платонизмом 28
            • аа) Плутарх 29
            • бб) Нумений 38
          • .
        • Б. Религия знания с перевесом восточного элемента 47
          • а) Гностицизм 47
          • Общие черты его и главные представители: 49
          • 1. Симон Самаритянин, предвестник гностицизма 52
          • 2. Гностики сирийские 56
            • аа) Сатурнин 56
            • бб) Вардесан 59
          • 3. Гностики египетские 63
            • аа) Василид 63
            • бб) Валентин 68
            • вв) Офиты 80
          • .
        • б) Каббала 93
      • II. Философский синкретизм 118
        • Главные его направления 122
          • А. Перевес восточного элемента над западным: 123
            • Философия Филона 123
          • Б.Перевес элемента западного над восточным 147
            • Философия Неоплатоников 147
            • а) Преобладание в этой Философии умозрительного интереса над положительным: Философия Платона 149
              • 1. Мир сверхчувственный 151
                • 1) Первосущество 152
                • 2) Nove, дух и мысль 160
                • 3) Душа 165
              • 2. Мир явлений 170
                • 1) Мир явлений, рассматриваемый в своей общей сущностти 170
                • 2) Части мира 179
                • 3) Человек 183
                  • 11) в состоянии предсуществования 183
                  • 22) во временной жизни 185
                  • 33) возврат души из чувственного мира в сверхчувственный 189
                • .
              • 3. Возвышение духа от мира явлений в мир сверхчувственный 192
                • 1) Цель человеческой деятельности 192
                • 2) Деятельность нравственная 194
                • 3) О религии, как вспомагательном средстве нравственной деятельности 203
              • .
            • б) Обращение к практическо-религиозному интересу 226
              • аа) Порфирий 226
              • бб) Ямблих и его школа 241
            • в) Возвращение к строгой науке. Прокл 251
            • Суждение о Философии Неоплатоников 275
          • .
        • .
      • III. Общий взгляд на характер Философии третьего периода 290
        • а) Отношение ее к религии своего времени 290
        • б) Отношение в ней между мыслью и бытием 298
        • в) Главная способности духа участвовавшая в ее развитии 301
        • г) Мыслимое бытие в понимании Философии александрийской, ее существенная мысль и отношение ее к жизни современного человечества 305
        • д) Господствующий прием мышления в Философии александрийской 308
      • IV. Заключительный взгляд на постепенное развитие языческих верований и философских учений древнего мира 310
        • Необходимость определенной цели, к которой стремилось развитие религиозных верований и философских учений 310
        • Установление цели развития религии и Философии 311
        • Отрицательный результат, достигнутый естественной религией и языческой Философией 313
        • Необходимость достижения положительного результата, и отсюда потребность - обзор религии и Философии языческого мира дополнить взглядом на развитие иудейства 317
        • Язычество и иудейство, как две великие категории древних народов. Общий характер того и другого 318
        • Различие в способе развития язычества и иудейства 319
        • Идея Бога в иудействе 320
        • Значение моисеева законодательства относительно естесственной стороны бытия 320
        • Переход иудейского народа от богосознания к самосознанию 322
        • Пророчество сравнительно с языческой Философией 322
        • Идея искупления и мессианизма в пророчестве, как идея осуществления мировой цели 323
        • Самоуглубление индивидумов и преобразование жизни по сознанной идее 325
        • Двоякое направление в этом стремлении к субъективному преобразованию жизни 326
        • Основание этого двойства, выражавшегося в действе Фарисеизмом и СаддукеизмомЮ как в Греции - Стоицизмом и Эпикуреизмом 327
        • Фарисеизм 328
        • Саддукеизм 331
        • Несовместимость Фарисеизма и Саддукеизма, как в Греции - Стоицизма и Эпикуреизма 333
        • Ессенизм, соответствующий Неоплатонизму 334
        • Сближение духа иудее и язычников 335
        • Значение в этом отношении спорадической жизни Греков и Иудее и перевода ветхозаветных книг на греческий язык 336
        • Совместный взгляд на иудейство и язычество в их духовном сторическом развитии 337
        • Первый период: происхождение народов, как органов преобладающей всеобщей силы 338
        • Второй период: взаимоопределение всеобщего и частного 339
        • Третий период: стремление субъекта к осуществлению единства безусловного и субъективного духа 340
        • Недостижимость этого стремления ни у Стоиков и Эпикурейцев, ни у Фарисеев и Садукеев. Отсюда 341
        • Томление по Безконечном в Неоплатонизм и Ессенизм 342
        • Значение этого томления, как готовности человечества к сближению с Безусловным 342
        • Достижение положительной цели всегоо духовного развития религиозного и философского, языческого и иудейского в пришествии на на землю Богочеловека 342
      • V. Прибавление 345
        • 1-е: Обзор постепенного развития Философии в мире христианском 345
        • 2-е Несколько слов в ответ на рецензию I-ой части этого сочинения, помещенную в Современнике 393
Читать книгу
Читать книгу
Оглавление

Скачать

Скачать с Torrent

Новицкий Орест Маркович

Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Часть IV. Религия и философия Александрийского периода

Оригинальное название: Постепенное развитiе древнихъ философскихъ ученiй въ связи съ развитiемъ языческихъ вѣрованiй. Часть IV. Религiя и философiя Александрiйскаго периода

Издательство: Университетская Типография

Место издания: Киев

Год издания: 1861

Количество страниц: 412 с.

Рубрики: Русская философия

Орест Маркович Новицкий - писатель (1806 - 1884), магистр Киевской духовной академии, был профессором философии университета святого Владимира. Прот. Георгий Флоровский в "Пути Русского Богословия" отмечает, что Новицкий "пишет первую историю древней философии по-русски, — «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований» (четыре тома, 1860–1862). Написанная по источникам, эта книга и до сих пор сохраняет известную живость".

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"