Период III. Философия Александрийская в сближении с религией своего времени
9
Происхождение александрийского синкретизма и его виды
9
I. Религиозный синкретизм, или религия знания, как третий момент религии личности
13
Общее понятие о нем и его направления
13
А. Религия знания с перевесом западного элемента:
22
а) Религиозные понятия в соединении с Пифагореизмом:
22
аа) Аполлоний тианский
23
бб) Модерат и Никомах
26
б) Религиозные понятия в соединении с Платонизмом
28
аа) Плутарх
29
бб) Нумений
38
.
Б. Религия знания с перевесом восточного элемента
47
а) Гностицизм
47
Общие черты его и главные представители:
49
1. Симон Самаритянин, предвестник гностицизма
52
2. Гностики сирийские
56
аа) Сатурнин
56
бб) Вардесан
59
3. Гностики египетские
63
аа) Василид
63
бб) Валентин
68
вв) Офиты
80
.
б) Каббала
93
II. Философский синкретизм
118
Главные его направления
122
А. Перевес восточного элемента над западным:
123
Философия Филона
123
Б.Перевес элемента западного над восточным
147
Философия Неоплатоников
147
а) Преобладание в этой Философии умозрительного интереса над положительным: Философия Платона
149
1. Мир сверхчувственный
151
1) Первосущество
152
2) Nove, дух и мысль
160
3) Душа
165
2. Мир явлений
170
1) Мир явлений, рассматриваемый в своей общей сущностти
170
2) Части мира
179
3) Человек
183
11) в состоянии предсуществования
183
22) во временной жизни
185
33) возврат души из чувственного мира в сверхчувственный
189
.
3. Возвышение духа от мира явлений в мир сверхчувственный
192
1) Цель человеческой деятельности
192
2) Деятельность нравственная
194
3) О религии, как вспомагательном средстве нравственной деятельности
203
.
б) Обращение к практическо-религиозному интересу
226
аа) Порфирий
226
бб) Ямблих и его школа
241
в) Возвращение к строгой науке. Прокл
251
Суждение о Философии Неоплатоников
275
.
.
III. Общий взгляд на характер Философии третьего периода
290
а) Отношение ее к религии своего времени
290
б) Отношение в ней между мыслью и бытием
298
в) Главная способности духа участвовавшая в ее развитии
301
г) Мыслимое бытие в понимании Философии александрийской, ее существенная мысль и отношение ее к жизни современного человечества
305
д) Господствующий прием мышления в Философии александрийской
308
IV. Заключительный взгляд на постепенное развитие языческих верований и философских учений древнего мира
310
Необходимость определенной цели, к которой стремилось развитие религиозных верований и философских учений
310
Установление цели развития религии и Философии
311
Отрицательный результат, достигнутый естественной религией и языческой Философией
313
Необходимость достижения положительного результата, и отсюда потребность - обзор религии и Философии языческого мира дополнить взглядом на развитие иудейства
317
Язычество и иудейство, как две великие категории древних народов. Общий характер того и другого
318
Различие в способе развития язычества и иудейства
319
Идея Бога в иудействе
320
Значение моисеева законодательства относительно естесственной стороны бытия
320
Переход иудейского народа от богосознания к самосознанию
322
Пророчество сравнительно с языческой Философией
322
Идея искупления и мессианизма в пророчестве, как идея осуществления мировой цели
323
Самоуглубление индивидумов и преобразование жизни по сознанной идее
325
Двоякое направление в этом стремлении к субъективному преобразованию жизни
326
Основание этого двойства, выражавшегося в действе Фарисеизмом и СаддукеизмомЮ как в Греции - Стоицизмом и Эпикуреизмом
327
Фарисеизм
328
Саддукеизм
331
Несовместимость Фарисеизма и Саддукеизма, как в Греции - Стоицизма и Эпикуреизма
333
Ессенизм, соответствующий Неоплатонизму
334
Сближение духа иудее и язычников
335
Значение в этом отношении спорадической жизни Греков и Иудее и перевода ветхозаветных книг на греческий язык
336
Совместный взгляд на иудейство и язычество в их духовном сторическом развитии
337
Первый период: происхождение народов, как органов преобладающей всеобщей силы
338
Второй период: взаимоопределение всеобщего и частного
339
Третий период: стремление субъекта к осуществлению единства безусловного и субъективного духа
340
Недостижимость этого стремления ни у Стоиков и Эпикурейцев, ни у Фарисеев и Садукеев. Отсюда
341
Томление по Безконечном в Неоплатонизм и Ессенизм
342
Значение этого томления, как готовности человечества к сближению с Безусловным
342
Достижение положительной цели всегоо духовного развития религиозного и философского, языческого и иудейского в пришествии на на землю Богочеловека
342
V. Прибавление
345
1-е: Обзор постепенного развития Философии в мире христианском
345
2-е Несколько слов в ответ на рецензию I-ой части этого сочинения, помещенную в Современнике 393
Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Часть IV. Религия и философия Александрийского периода