Сегодня и вчера
Григорий Сковорода или Сад божественных песен

Художник:
Гончар Андрей
175 x 180 см
Холст, масло
1997

Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, Киев, Украина

Фрагмент.
Смотреть полностью.


Всяк есть тем: чие есть сердце в нем. Волчее сердце, есть родный волк: хотя лице и не волчие



Сковорода Г. С. Беседа, нареченная Двое. О том, что блаженным быть легко. — М., 1837

...Если имеешь Израилское око оглянься на пределы Гергесенские. Вот тебе великое стадо свинное! Провидишь ли: что минуя брег: если не Господь мой? Сами просят, да прейдет прочь от предел их. Блато и воду Сиренскую возлюбили: паче Славы Божия. Грязь любить, есть то быть вепром. Гоняться за нею: есть то быть псом. Вкушать ея: есть то быть змием. Хвалить ее: есть то воспевать лестныя Сиренския песенки. Любомудрствовать о ней: есть то мучиться легионом бесов. Не земля ли раждает и зверы и гады и скоты и мухи? Так-то и сердце земное, преображает нас в разные нечистые зверы, скоты и птицы. Гадами же Божиими творит чистое сердце: вышше всей тлени возлетевшее. Сердце златожаждное, любящее мудрствовать об одних кошельках, мешках и чемоданах, есть сущий велблюд: любящий пить мутную воду: и за вьюками не могущий пролезти, сквозь тесную дверь, в пределы Вечности. Сердце есть корень, и существо. Всяк есть тем: чие есть сердце в нем. Волчее сердце, есть родный волк: хотя лице и не волчие. Если перешла в сталь магнитная сила; тогда сталь точным магнитом стала. Но рута рутой: перестала быть: как только с нея спирт и силу вывесть. Сие есть сердце и существо травы: ... [ Афедрон со всяким своим лицем есть афедрон ] ...Но храм Божий, всегда есть вместилищем Святыне: хотя вид имеет домов непотребных. Женская плоть, не мешает быть мужем, мужескому сердцу. Сердце востекающее с Давидом на горняя: оставляющее велблюдом и Сиренам со чадами их, мутныя и морския воды; жаждущее, Давидовския, утолившия Самарянке жажду, оныя воды:

«Кто мя напоит водою. . . ? Господи даждь ми сию воду...»

Таково сердце, не олень ли есть? Даром что рогов не имеет. Роги и кожа оленья, есть плоть и тень. Надень кожу его с рогами: без сердца ег : и будешь чучела его. Смешна пустош: не только

Χαλεπά Τά κακά

Сердце , трудолюбствующее с мужем Руфиным Воозом на гумне библейском, очи-щающее от половы вечиное Зерно Святаго духа : на хлеб сердце Израильское укрепляющий: Скажи, не Вол ли есть млатящий? В любезной моей Унгарии волами молотят. И что ж воспящает Луке быть волом? Не думай, будто до плотских волов, сия истина касается: «Волу молотящу да не заградь уст» Сердце воцарившееся над зверскими бешенствами, и над волею своею: растерзающее всякую власть и славу восстающую на Бога: Дерзающее в нищете, в гонениях, в болезнях , по смерти: не сей ли есть Скимен львов Иуда от тех? «Ярятся аки львове» Бегает не честивый никому же гонящу: Праведник же дерзает аки лев. Что ж мешает Марку быть львом? К таким то богосердечным скимнам, аки лев, тако возревет Господь : «Востани! и измлати их дщи Сиона. Яко роги твоя положу (осную) железни и пазнокти твоя положу медяны: и истончиши люди. . . Вот рев, Львинаго щенка от тридневнаго сна воскрешающий ! Как написано: «Возлег почи ! Кто воздвигнет его?» Сердце выспр сверкающее, как молния: постигающее и низвергающее, всякия пернатыя мечты и замысловатыя стихийныя думы: не сокол ли есть ? Послушай сокольяго виска. «Аще вознесешися яко же орел: и оттуду свергу тя» глаголет Господь. Сердце, парящее на пространство высоты небесныя: любящее свет: и вперяющее зеницу очей, во блеск полуденных лучей: в самое солнца солнушко оное : «В солнце положи селение свое». Не благородный ли есть орел с наперсником? Ей не от рода он подлецов сих. «Не вем орла паряща по воздуху». Глупца высокомудрствующа по стихиям. «Аще вознесешися яко орел: и оттуду свергу тя...» А не горлица ли есть: Сердце любяще Господа: по нему единому ревнующее: Святыя надежды гнездо в нем обретшее?





Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...
Использовать можно, воровать нельзя
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"