Сегодня и вчера
Надеждин Александр Николаевич. История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884. — СПб., 1885. С. 167.
Обратимся к воспоминаниям бывшего воспитанника петербургской семинарии, протоиерея Виноградова. Между прочим он пишет следующее: «Они (семин. воспитатели) приучают любить добродетель не увещаниями трогательными и описанием красот ее, но только страхом наказания... Водясь страхом неключимого раба, мы не только в младенчестве делаемся рабами, но и в жизни и службе — навсегда, касательно своих начальников... Эта слабость у нас величается названием смирения. Низко кланяться, робеть, трястись от страха пред лицом ректора или инспектора, отвечать им несмело, вот признаки сей вредной добродетели... Слыхал я, как какой-нибудь генерал в звездах и крестах начнет выставлять вред шалостей и пользу благонравия; право, другому доктору богословия, со всею огромною теориею, и в голову не пришло бы такое сильное поучение! Св. инокам довольно, кажется, что они носят имя попечителей нравственности, довольно, что могут при сем и пожить в свое удовольствие, и как им хочется. Невольно, а спросишь после сего: сии начальники не суть ли наемники, им же овцы не своя. Имея мало дела, и вернейший своего звания предмет нравственность врученных им детей считают они лишним, или маловажным. От сего то небрежения, что делается с теми, кои обречены на сан священный с детства? Невинные, в течение 6 или 7 лет, после надзора родительского, чем становятся они в училище благочестия? Боже, мороз простирается по телу, когда представлю себе прошедшее!.. Унизительное состояние по наружности и убитый рабством дух не были причиною добра будущего... У нас порок гнуснейший — нетрезвость был в похвальбе... О харчевнях я умалчиваю... И это-то деется под надзором святых в мире ангелов! Господи! сколько потеряно тут первой младенческой доброты»!.. Говоря далее о нищенском содержании семинаристов, о. Виноградов прибавляет: «Пословицу (по платью встречают, по уму провожают) приводили нам в нравоучение те, кои одеваются богато, не как отшельники мира сего; равно как о пощении и воздержании говорили часто нам, а сами всегда едят и пьют лучше, нежели миряне, и даже во дни поста великого, держа питомцев на сухоядении, сами питаются стерлядями и шампанским. Deus sit cum illis». |
Россия николаевских времен, придавившая Польшу после восстания 1831 года, рисовалась галичанам как идеальное царство справедливости и порядка
Мы на берегу Рейна, и Европа освобождена.
Государь приказал поставить на платформу свой экипаж, сел в него и проехал из Царского в Павловск
У нас Рождество, в Москве Рождество; у нас Богоявление, в Москве Богоявление; у нас Христос воскрес, в Москве Христос воскрес.
Рождество Христово
С ним кончилось мужское поколение дома Романовых, царствовавшего 118 лет
Каким ты будешь, Новый год?
С Новым годом!!!
Народ привыкает к роскоши, к потреблению чая и виноградного вина во вред нравственности и в разорение семейств
Замечательно, что Шувалов, названный в именном указе изобретателем этого полезного дела, не ездил в Москву и не видал университета до самого 1778 года.
|