Сегодня и вчера
Надеждин Александр Николаевич. История С.-Петербургской православной духовной семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. 1809-1884. — СПб., 1885. С. 167.
Обратимся к воспоминаниям бывшего воспитанника петербургской семинарии, протоиерея Виноградова. Между прочим он пишет следующее: «Они (семин. воспитатели) приучают любить добродетель не увещаниями трогательными и описанием красот ее, но только страхом наказания... Водясь страхом неключимого раба, мы не только в младенчестве делаемся рабами, но и в жизни и службе — навсегда, касательно своих начальников... Эта слабость у нас величается названием смирения. Низко кланяться, робеть, трястись от страха пред лицом ректора или инспектора, отвечать им несмело, вот признаки сей вредной добродетели... Слыхал я, как какой-нибудь генерал в звездах и крестах начнет выставлять вред шалостей и пользу благонравия; право, другому доктору богословия, со всею огромною теориею, и в голову не пришло бы такое сильное поучение! Св. инокам довольно, кажется, что они носят имя попечителей нравственности, довольно, что могут при сем и пожить в свое удовольствие, и как им хочется. Невольно, а спросишь после сего: сии начальники не суть ли наемники, им же овцы не своя. Имея мало дела, и вернейший своего звания предмет нравственность врученных им детей считают они лишним, или маловажным. От сего то небрежения, что делается с теми, кои обречены на сан священный с детства? Невинные, в течение 6 или 7 лет, после надзора родительского, чем становятся они в училище благочестия? Боже, мороз простирается по телу, когда представлю себе прошедшее!.. Унизительное состояние по наружности и убитый рабством дух не были причиною добра будущего... У нас порок гнуснейший — нетрезвость был в похвальбе... О харчевнях я умалчиваю... И это-то деется под надзором святых в мире ангелов! Господи! сколько потеряно тут первой младенческой доброты»!.. Говоря далее о нищенском содержании семинаристов, о. Виноградов прибавляет: «Пословицу (по платью встречают, по уму провожают) приводили нам в нравоучение те, кои одеваются богато, не как отшельники мира сего; равно как о пощении и воздержании говорили часто нам, а сами всегда едят и пьют лучше, нежели миряне, и даже во дни поста великого, держа питомцев на сухоядении, сами питаются стерлядями и шампанским. Deus sit cum illis». |
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами
Одно время в Измайловском полку было 65 процентов не православных офицеров...
|