Средневековая Русь > Князья > Глеб Ростиславич
Средневековая Русь

Глеб Ростиславич

Имя князя: Глеб Ростиславич
Годы жизни: ? – 1177
Ветвь: Святославичи
Колено: 9

Сын рязанского князя Ростислава Ярославича, внук муромо-рязанского князя Ярослава Святославича. Впервые он упоминается под 1145 г. в Ипатьевской летописи, где говорится о назначении его рязанским владетелем: «А Рязаню послаша меньшего Ростиславича Глеба». Однако уже в следующем году рязанский княжеский стол занял его отец Ростислав, которого, по-видимому, племянники Святославичи выгнали из Мурома. В Лаврентьевской летописи под 1175 г. Глеб снова проходит как князь рязанский. Возможно, что он завладел Рязанью после смерти отца Ростислава Ярославича. После смерти Андрея Боголюбского Глеб решил установить свой контроль над Владимиро-Суздальской землей с помощью «шурьев» — сыновей Ростислава Юрьевича. Он очень активно боролся с сыновьями Юрия Долгорукого — Михалко Юрьевичем и Всеволодом Большое Гнездо за отдельные города Северо-Восточной Руси. В 1176 г. его войска захватили и сожгли Москву. 20 февраля (7 марта?) 1177 г. Глеб Ростиславич попал в плен к Всеволоду Большое Гнездо. Ему была предложена свобода при условии, что он уйдет из Рязанского княжества в «Русь». Глеб отказался: «Луче еде умру, не иду». 30 июня 1178 г. он умер в заключении во Владимире на Клязьме. 
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Глеб Ростиславич, второй сын князь Р. Ярославича и, вероятно, родственницы половецкого хана Елтука. Из Рязанских Рюриковичей.

О дате и месте его рождения сведений нет. Глеб известен в источниках с зимы 1145–46 г., когда по смерти своего дяди, Святослава Ярославича, его отец Ростислав занимает муромский стол, а его оставляет в Рязани. В начале 1147 г. его «взяли съ Рязани на Дрюческъ».

Летом 1152 г. Глеб участвует с отцом и другими рязанскими князьями в походе великого князя Юрия Владимировича Долгорукого «в Русь». Осаждает города Мценск, Спашь и Глухов.

В 1167 г. по указанию великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского он укрывает у себя князя Владимира Мстиславича во время его распри с племянником Мстиславом Изяславичем.

Зимой 1169–70 гг. Глеб посылает своего сына (неизвестно какого) для участия в походе великого князь Андрея Боголюбского на Великий Новгород; в состав коалиции входят также рязанские, муромские и полоцкие князья.

Зимой 1171–72 г. Глеб посылает одного из своих сыновей (неизвестно какого) для участия в походе сына Андрея Боголюбского Мстислава на волжских и камских булгар.

В июле 1174 г. по смерти великого князя Андрея Боголюбского ростовцы, суздальцы и переяславцы на вече в г. Владимире-на-Клязьме, опасаясь возможного нападения с его стороны, посылают к нему сказать, что желают иметь у себя его шурьев Мстислава и Ярополка Ростиславичей на княжении; на такое решение веча оказывают влияние присутствующие там его бояре — Дедилец и Борис. Тогда же Глеб принимает посольство из Владимира и посылает за своими шурьями в Чернигов своих послов. Там у князя Святослава Всеволодовича живут Мстислав и Ярополк Ростиславичи и их дядья Михаил и Всеволод Юрьевичи.

В конце июня 1175 г. к нему в Рязань прибегает Ярополк Ростиславич после занятия великокняжеского стола Михаилом Юрьевичем и приносит с собой награбленные церковные украшения и реликвии из соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Осенью того же года на Глеба идет к Рязани великий князь Михаил Юрьевич. Послы его встречают великого князя на р. Мерской (Нерская, левый приток Москвы) и говорят, что князь их винится во всем и обещает возвратить все, взятое у шурьев после смерти Андрея Боголюбского, «до золотника» (золотая монета. — Д.В. Донской): икону Пресвятой Богородицы, привезенную еще Андреем Боголюбским во Владимир из Вышгорода, богослужебные книги и меч святого Бориса (по В.Н. Татищеву). Тогда же великий князь Михаил заключает с Глебом мир. В том же году Глеб посылает племянника своего, «Гюрьгевича», на Олега Святославича, занявшего г. Свирельск, принадлежавший Черниговской волости.

Осенью 1176 г. по наущению Мстислава Ростиславича Глеб идет против Всеволода Большое Гнездо; подступает к Москве и «пожже городъ весь и села». Великий князь, находившийся тогда под Шеренским лесом (в 20 верстах на юг от Кашина по берегу Ширинки, притока Медведицы, левого притока Волги), не решается идти на него без новгородской помощи.

На зиму 1176–77 гг. Всеволод выступает с ростовцами, суздальцами и другими союзниками к Рязани против Глеба. Тем временем рязанскому князю «инѣмъ путемъ» удается подойти к Владимиру, где он вместе с половцами воюет около города, грабя все, разоряя и беря в полон жителей. В первых числах марта Всеволод находит Глеба, стоящего у р. Колакше (левом притоке Клязьмы) с половцами и с полоном. «В понедѣльник Федоровы недѣли» (в данном случае 7 марта 1177 г. — Д.В. Донской) у Прусковой горы (у с. Турино в 20 верстах к северо-западу от Владимира) Всеволод одерживает полную победу и обращает Глеба в бегство, который «гоним Божьимъ гнѣвом». Сам рязанский князь и его сын Роман, и Мстислав Ростиславич захвачены в плен и приведены во Владимир.

В мае того же года Ярополк Ростиславич просит Святослава Всеволодовича ходатайствовать за него перед великим князем Всеволодом. Святослав посылает во Владимир черниговского епископа Порфирия I (умер после 1187 г.) к великому князю Всеволоду просить отпустить Глеба. Великий князь приказывает освободить его с условием, чтобы Глеб отправился в изгнание в Русь. На это пленник отвечает, что он лучше умрет здесь, и остается.

Глеб Ростиславич умирает 30 июня (по другим данным, 31 июля) 1177 г, в великокняжеской тюрьме во Владимире-на-Клязьме. Князь был женат (вероятно, с конца 50-х гг. ХII в,) на дочери Ростислава Юрьевича, пережившей мужа на два года.

Оставил детей: Андрея, Романа, Игоря (умер в 1194 г.), Ярополка (по В.Н. Татищеву), дочь (супруга Мстислава Ростиславича Храброго), Владимира, Святослава, Всеволода и Ярослава.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

В линии Ярослава Сзятославича муромского умер сын его Святослав в 1144 году; его место заступил брат его Ростислав, пославши сына своего Глеба княжить в Рязань.
Развернуть
В областях муромских и рязанских мы видели борьбу между дядею Ростиславом Ярославичем и племянником Владимиром Святославичем: племянник действовал заодно с Ольговичем и Юрием, дядя — с Мстиславичами против Юрия, за что и был изгнан в степи к половцам сыновьями последнего; когда он возвратился, не знаем; знаем только то, что в 1147 году князья рязанские являются ротниками Ростислава Мстиславича смоленского, т. е. признают его за отца и ходят в его послушаньи; но в 1152 году тот же самый Ростислав Ярославич муромский с братьею шел вместе с Юрием на его племянников; в 1154 году видим опять вражду Юрия с Ростиславом: возвратись из-под Козельска, Юрий выпнал Ростислава из его волости и отдал ее сыну своему Андрею; но Ростислав скоро явился опять с половцами, напал на Андрея ночью, перебил его дружину; сам Андрей об одном сапоге бежал из Рязани в Муром, а оттуда — в Суздаль; наконец, в 1155 году опять встречаем известие, что Ростислав Мстиславич смоленский целовал крест с рязанскими князьями на всей любви: они все смотрели на Ростислава, имели его себе отцом.
Развернуть
Как скоро весть о смерти Андреевой разнеслась по волости, то ростовцы, суздальцы, переяславцы и вся дружина от мала до велика съехались во Владимир и сказали: «Делать нечего, так уже случилось, князь наш убит, детей у него здесь нет, сынок его молодой — в Новгороде, братья — в Руси; за каким же князем нам послать? Соседи у нас князья муромские и рязанские, надобно бояться, чтоб они не пришли на нас внезапно ратью; пошлем-ка к рязанскому князю Глебу (Ростиславичу), скажем ему: «Князя нашего бог взял, так мы хотим Ростиславичей Мстислава и Ярополка, твоих шурьев» (сыновей старшего сына Юриева). Они забыли, говорит летописец, что целовали крест князю Юрию, посадить у себя меньших сыновей его, Михаила и Всеволода, нарушили клятву, посадили Андрея, а меньших его братьев выгнали, и теперь после Андрея не вспомнили о своей прежней клятве, но все слушали Дедильца да Бориса — рязанских послов. Как было решено, так и сделано: поцеловали образ богородицы и послали сказать Глебу: «Твои шурья будут нашими князьями, приставь к нашим послам своих и отправь всех вместе за ними в Русь». Глеб обрадовался такой чести, что выбрали его шурьев в князья, и отправил к ним послов в Чернигов, где они тогда жили. Послы от северной дружины сказали Ростиславичам: «Ваш отец добр был, когда жил у нас; поезжайте к нам княжить, а других не хотим». Эти другие были младшие Юрьевичи, Михаил и Всеволод, которые тогда находились также в Чернигове, как видно, все четверо, и дяди и племянники, прибежали вместе с Святославом из-под Вышгорода и не смели после того возвратиться в прежние свои волости на Поросьи. Ростиславичи отвечали послам: «Помоги бог дружине, что не забывает любви отца нашего», но, несмотря на то, что звали их одних, они не захотели ехать без дядей Юрьевичей и сказали: «Либо добро, либо лихо всем нам; пойдем все четверо: Юрьевичей двое да Ростиславичей двое». Наперед поехали двое — Михаил Юрьевич и Ярополк Ростиславич; Михаилу дали старшинство, причем все целовали крест из рук черниговского епископа. Когда князья приехали в Москву, то ростовцы рассердились, узнавши, что вместе с Ростиславичем приехал и Юрьевич; они послали сказать Ярополку: «Ступай сюда», а Михаилу — «Подожди немного на Москве». Ярополк тайком от дяди поехал к Переяславлю, где стояла тогда вся дружина, выехавшая навстречу к князьям, а Михаил, узнав, что Ростиславич отправился по ростовской дороге, поехал во Владимир и затворился здесь с одними гражданами, потому что дружина владимирская в числе 1500 человек отправилась также в Переяславль по приказанию ростовцев. Здесь вся дружина поцеловала крест Ярополку и отправилась с ним ко Владимиру выгонять оттуда Михаила. Ко всем силам земли Ростовской присоединились полки муромские и рязанские, окрестности были пожжены, город обложен.
Развернуть
Если первым делом Михаила по вступлении во Владимир было возвращение соборной церкви городов, отнятых у нее Ростиславичами, то по утверждении своем в целой земле Ростовской он должен был прежде всего идти на рязанского князя Глеба, в руках которого также находилось много сокровищ, пограбленных из этой церкви, и, между прочим, самый образ богородицы, привезенный Андреем из Вышгорода, и книги. Михаил отправился с полками на Рязань, но встретил на дороге послов Глебовых, которым поручено было сказать ему: «Князь Глеб тебе кланяется и говорит: я во всем виноват и теперь возвращаю все, что взял у шурьев своих, Ростиславичей, все до последнего золотника»
Развернуть
Не принятый новгородцами Мстислав поехал к зятю своему, Глебу рязанскому, и стал подстрекать его к войне со Всеволодом. Глеб тою же осенью пришел на Москву и пожег весь город; Всеволод поехал к нему навстречу, но, когда был за Переяславлем, явились новгородцы и сказали ему: «Князь! Не ходи без новгородцев, подожди их». Всегда осторожный, любивший действовать наверное, Всеволод согласился ждать новгородцев, чтоб с удвоенными силами ударить на врагов, и возвратился. Но он понапрасну дожидался новгородцев: те не приходили, вместо их явились на помощь двое княжичей черниговских — Олег и Владимир Святославичи, да князь Переяславля Южного или Русского — Владимир Глебович. Всеволод выступил с ними к Коломне, но здесь получил известие, что Глеб с половцами другою дорогою пошел к Владимиру, разграбил соборную церковь Андрееву, пожег другие церкви, села боярские, а жен, детей и всякое имение отдал на щит (в добычу) поганым. Всеволод немедленно пошел назад в свою волость и встретил Глеба на реке Колакше; целый месяц стояли неприятели без действия по обеим сторонам реки, наконец завязался бой, и Всеволод победил опять, опять Мстислав Ростиславич первый обратился в бегство, а за ним побежал и Глеб, но враги догнали их обоих, взяли также в плен сына Глебова, Романа, перевязали всю дружину рязанскую; между прочими попался в плен Борис Жидиславич — знаменитый воевода Боголюбского, который, как видно, отъехал в Рязань или прямо, или вместе с Ростиславичем, не желая служить Юрьевичам; попался в плен и Дедилец, который так сильно способствовал призванию Ростиславичей в Ростов по смерти Боголюбского. Была большая радость во Владимире, говорит летописец, но тут же он говорит: суд без милости тому, кто сам не знал милости. Эти слова показывают расположение духа владимирцев, которых ненависть к Глебу и Ростиславичам должна была дойти до высшей степени вследствие еще нового бедствия, претерпенного ими от последних. Два дня ждали они от Всеволода суда без милости над племянниками, на третий день поднялся сильный мятеж, встали бояре и купцы и сказали ему: «Князь! Мы тебе добра хотим и головы за тебя складываем, а ты держишь врагов своих на свободе; враги твои и наши — суздальцы и ростовцы: либо казни их, либо ослепи, либо отдай нам». Всеволод не хотел исполнить этого требования и для утишения мятежа велел только посадить пленников в тюрьму, после чего послал сказать рязанцам: «Выдайте мне нашего врага (Ярополка Ростиславича), или я приду к вам». Рязанцы решили исполнить это требование: «Князь наш и братья наши погибли из-за чужого князя», — говорили они; поехали на Воронеж, схватили там Ярополка и привезли во Владимир, где Всеволод велел посадить и его также в тюрьму. Между тем зять Глеба рязанского, знаменитый Мстислав Ростиславич смоленский, послал сказать Святославу черниговскому, чтоб он попросил Всеволода за Ростиславичей; и княгиня рязанская, жена Глебова, присылала с тем же, прося за мужа и сына; Святослав отправил во Владимир черниговского епископа Порфирия и Ефрема игумена вести переговоры по делу пленников; он предлагал, чтоб Глеб, получив свободу, отказался от Рязани и ехал на житье в Русь, но Глеб никак не соглашался на такие условия: «лучше умру в тюрьме, — говорил он, — а не пойду в Русь на изгнание». Дело затянулось на два года; Глеб между тем умер
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1140-е – 1177 Рязанская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"