Средневековая Русь > Князья > Святополк Изяславич
Средневековая Русь

Святополк Изяславич

Имя князя: Святополк Изяславич
Годы жизни: 1050 – 1113
Ветвь: Изяславичи
Колено: 7
Князь всея Руси

1-я жена – неизв. по имени
2-я жена – дочь половецкого князя Тугоркана

Дети:
Мстислав (от наложницы) (ум. 1099)
Ярослав (ум. 1123), князь волынский
Брячислав (1104-1123)
Изяслав (ум. 1127)
Анна
Сбыслава, жена польского князя Болеслава III Кривоустого
Предслава
Мария
Развернуть
Он родился 8 ноября 1050 г. В 1069 г. отец назначил его держателем Полоцкой земли вместо умершего Мстислава Изяславича. Владел Полоцкой землей очень недолго — около 2 лет. В 1071 г. его изгнал из Полоцка князь Всеслав Брячиславич. В 1073 г. Святополк бежал вместе с отцом за пределы Руси, где и пробыл до 1077 г. Возвратившись на Русь в июле 1077 г., он получил от отца в держание Новгородскую землю (1078 г.). В Новгороде Святополк княжил около 10 лет. В 1088 г. «иде Святополк из Новагорода к Турову жити»,— лаконично сообщил летописец. Вероятно, у Святополка произошел какой-то конфликт с новгородцами, ибо из Новгорода по своему желанию князья не уходили (если, конечно, при этом им не предоставлялось более выгодное держание). В течение 5 последующих лет он владел Туровской областью. 24 апреля 1093 г. Святополк пришел из Турова в Киев и сел на великое княжение. Он был великим князем без малого 20 лет. Из летописной статьи, записанной в «Повести временных лет» под 1097 г., видно, что за Святополком продолжали оставаться Туров, Пинск, Берестье и все Погорынье. У Татищева отмечено, что по решению Любечского съезда за Святополком, его сыновьями и племянниками закреплялись: «Туров, Слуцк и все городы до Буга по оной стороне Припети, а яко великому князю — Киев со всею областию, что к оному принадлежит, до реки Горыни и Новград Великий к Киеву». 

Однако новгородцы отказались принять к себе княжить сына Святополка, и Новгородская земля перестала быть великокняжеским владением. В Новгороде стал княжить сын Владимира Мономаха Мстислав. Северная граница Киевской земли (вместе с Туровской областью) при Святополке Изяславиче шла от среднего течения Днепра, несколько выше впадения в него Друти, и до верховьев Немана. Западная граница проходила по верховьям Горыни и Случи, далее по Роси до впадения ее в Днепр. Восточная — по левому берегу Днепра. В самом конце XI в. Святополку удалось расширить свои собственные владения за счет Владимиро-Волынской области и червеньских городов. Вместе с князем Давыдом Игоревичем Святополк пытался, по безуспешно, лишить князей Ростиславичей Перемышльской и Теребовльской волостей. Святополк умер великим князем 16 апреля 1113 г. в своей вышгородской резиденции.
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Святополк (в крещении — Михаил) Изяславич, сын великого князя И. Ярославича и княгини Олисавы (Елизаветы (?); умерла в 1108 г.). По порядку престолонаследия — двенадцатый великий князь.

Родился княжич в 1050 г., а по некоторым нелетописным данным, — 8 ноября; назван в честь архангела Михаила.

В 1068 г. отец сажает его на княжение в Полоцк вместо умершего в мае брата Мстислава. В 1071 г., однако, изгнан из Полоцка князем Всеславом Брячиславичем.

По всей вероятности, Святополк сопровождает отца во время его вынужденной поездки в Польшу и Германию в 1073–1077 гг. Зимой 1077–78 гг. после возвращения отца в Киев он вместе со своим двоюродным братом Владимиром Всеволодовичем Мономахом совершает поход в Полоцкую землю против князя Всеслава Брячиславича: князья сжигают Полоцк и разоряют еще несколько городов.

В 1078 г. после гибели (30 мая) другого двоюродного брата, новгородского князя Глеба Святославича, Святополк занимает новгородский престол. Его новгородское княжение продолжается до 1088 г., когда князь по собственной воле переходит в Туров; в Великом Новгороде садится Давыд Святославич.

В 1093 г., после смерти (13 апреля) своего дяди Всеволода Ярославича, Святополк, как старший в роду, получает киевский стол, от которого добровольно отказывается Владимир Мономах. Получив приглашение от Мономаха, Святополк приезжает из Турова в Киев 24 апреля, «и изидоша противу ему кияне с поклоном, и прияша и (его. — Д.В. Донской) с радостью; [и] сѣде на столѣ отца своего и строя своего».

Тогда же в Киев являются послы от половцев, которые, узнав о смерти Всеволода, предлагают Святополку мир на прежних условиях, существовавших при Всеволоде. Святополк, не посоветовавшись со своей дружиной, но прислушавшись к совету тех, кто пришел с ним из Турова, приказывает схватить послов и заточить их. В ответ половцы начинают военные действия и осаждают Торческ. Святополк отпускает послов и соглашается на мир, но теперь половцы уже не хотят мира. По совету умудренных опытом («смысленных») мужей, Святополк обращается за помощью к Владимиру Мономаху. Тот является в Киев вместе со своим братом Ростиславом. Князья совещаются в Выдубецком Михайловском монастыре (на берегу Днепра в 1 версте ниже Киево-Печерского монастыря), причем с большим трудом и лишь под влиянием «смысленных мужей», приходят к единству. Владимир предлагает заключить мир с половцами, но Святополк настаивает на войне. Русское войско подступает к Треполю и останавливаются на берегу р. Стугны (правый приток Днепра). Здесь споры между князьями продолжаются. Вопреки совету Владимира, Святополк настаивает на переправе через р. Стугну, в то время полноводную. 26 мая у Треполя происходит сражение, которое заканчивается полным поражением русских. Дружина Святополка первой не выдерживает натиска половцев и бежит с поля боя. Вынужден бежать и князь Святополк, несмотря на то, что лично он, по утверждению летописца, проявил стойкость («стояше крепко»). Во время бегства в водах Стугны погибает князь Ростислав Всеволодович. Святополк же затворяется в Треполе, где пребывает до вечера, а ночью возвращается в Киев.

Осажденные половцами жители Торческа обращаются к Святополку с мольбой о помощи. Святополк пытается передать им провизию, но тщетно. Тем не менее, осада Торческа продолжается 9 недель; часть половцев задерживается у города, а часть устремляется к Киеву. Святополк выступает навстречу, однако 23 июля на р. Желани терпит поражение еще более сокрушительное, чем у Треполя; в Киев ему удается добраться лишь с двумя спутниками. По словам летописца, в столице вместо радости по случаю предстоящего праздника в честь святых князей Бориса и Глеба был плач великий. В связи с этим он высказывает соображение, что Бог послал несчастье как раз в праздничный день «грѣхъ ради наших великихъ», «якоже ся створи в се лѣто первое зло на възнесенье Господне (в данном случае 26 мая. — Д.В. Донской) еже у Трьполя, второе же въ праздникъ Бориса и Глѣба, еже есть праздникъ новым Русьскыя земля (это замечание летописца позволило некоторым историкам XX в. решительно отвергнуть ранние сроки канонизации святых князей при Ярославе Мудром и митрополите Иоанне I (умер до 1039 г.). — Д.В. Донской).

Разорив округу, половцы возвращаются к Торческу, жители которого вынуждены сдаться на их милость. Половцы сжигают Торческ и уводят жителей в плен.

В 1094 г. Святополк заключает с половцами мир, условием которого становится его брак с дочерью половецкого хана Тугоркана.

В 1095 г. Святополк вместе с Владимиром Мономахом совершает удачный поход и «вежи ихъ (половецкие. — Д.В. Донской) взяхом, шедше, за Голтавомъ» (город. — Д.В. Донской) и возвращается «полониша скоты и коне, вельблуды (верблюды. — Д.В. Донской) и челядь». В том же году заключает мир с половцами, в течение года осаждавшими Юрьев (на р. Роси); для юрьевцев, покинувших свой город, строит на Витичевском холме новый город, который называет в свое имя Новгородом Святополчим.

Отказ князя Олега Святославича Черниговского принять участие в совместном походе на половцев 1095 г. приводит к вражде между князьями. В 1096 г. Святополк и Владимир призывают Олега на совет в Киев. Олег отказывается, и князья, собрав войска, выступают против него к Чернигову. 3 мая 1096 г. Олег оставляет Чернигов и отступает к Стародубу. Святополк и Владимир осаждают Стародуб в течение 33 дней; Олег вынужден просить мира, который и получает, дав на кресте клятву в том, что явится вместе с братом Давыдом Святославичем на княжеский съезд в Киев.

В том же мае 1096 г. в русские пределы вторгаются половцы. Хан Боняк подступает к Киеву, разоряет округу и сжигает княжеский дворец в Берестовом; хан Куря воюет около Переяславля. 30 мая к Переяславлю подходит и тесть Святополка Тугоркан, приступивший к осаде города. Святополк и Владимир выступают на помощь осажденным. У г. Заруба русское войско переправляется по броду через Днепр и 19 июня (в летописи описка, июля) внезапно нападает на половцев и побеждает. В битве у Переяславля на р. Трубеж (левый приток Днепра) погибают хан Тугоркан и его сын; Святополк забирает тело своего тестя и перевозит его в Киев, где погребает на дороге у Берестово.

В те же дни, а именно в пятницу 20 июня, Киев подвергается новому нападению хана Боняка: половцы едва не врываются в город, поджигают предградье и разоряют окрестные монастыри (в том числе Киево-Печерский) и села, а затем уходят с многочисленным полоном восвояси.

В том же году князь Олег Святославич, нарушив крестное целование, начинает войну с сыновьями Владимира Мономаха, однако терпит поражение от князя Мстислава Владимировича. По требованию Мстислава Олег обещает согласиться с решением съезда русских князей. 

Осенью 1097 г. в Любече собираются русские князья, в том числе и старший в роду Святополк, имя которого названо в летописи первым. На съезде провозглашается принцип: «кождо да держить отчину свою»; князья обещают не враждовать друг с другом и целуют на том крест. Отчиной Святополка утверждается Киев, а также ряд других городов, и в частности Туров и Пинск.

Решения Любечского съезда, однако, почти сразу же оказываются нарушенными. По возвращении из Любеча в Киев князь Давыд Игоревич наговаривает Святополку на князя Василька Ростиславича Теребовльского, который будто бы сговорился с Владимиром Мономахом против него. Имея в виду, что братья Ростиславичи были причастны к убийству его брата, князя Ярополка Изяславича, Святополк принимает на веру слова Давыда. В это время Василько по дороге из Любеча в Теребовль останавливается в Выдубицком монастыре близ Киева. Святополк обманом заманивает его к себе и 5 ноября 1097 г. вероломно захватывает. На следующий день, 6 ноября, Святополк совещается с боярами о судьбе захваченного князя. Далее «оковаша и (его. — Д.В. Донской) въ двои оковы» Василька перевозят в Белгород близ Киева (по Лаврентьевской летописи, XIV в. в списке 1377 г.); а по Ипатьевской летописи (1-я четв. XV в.) — в Звенигород-Киевский) и здесь, в ночь с 6 на 7 ноября, ослепляют, после чего Давыд забирает его к себе в г. Владимир-Волынский.

Преступление в Белгороде вызывает негодование Владимира Мономаха. Летопись приводит его слова: «Сего не бывало... ни при дѣдѣх наших, ни при отцихъ наших... Да аще сего не правимъ, то болшее зло встанеть на нас и начнеть брат брата закалати и погыбнеть земля Руская». Владимир вместе с князьями Давыдом и Олегом Святославичами обвиняют во всем Святополка («зло створилъ еси в Русьстѣи земли и вверглъ еси ножь в ны») и намереваются двинуть войска против него.

Святополк готов бежать из Киева, однако киевляне не дают ему этого сделать, но посылают к князьям мачеху Мономаха, вдову князя Всеволода, и митрополита Николая (умер между 1101 г. и 1104 г.). Княгине и митрополиту удается примирить князей на том условии, что Святополк лично выступит против Давыда Игоревича.

Весной 1099 г. Святополк выступил против Давыда. В течение семи недель Святополк осаждает Владимир-Волынский, после чего занимает город «в великую суботу» (в данном случае 9 апреля. — Д.В. Донской). Давыд бежит в Польшу.

Между тем, прогнав Давыда, Святополк вновь замышляет против князей Ростиславичей, Володаря и Василька (к тому времени Василько, отпущенный Давыдом, вновь княжит в Теребовле; Володарь же княжит в Перемышле). В битве на Рожне поле (урочище в верховьях Западного Буга; ныне поселок Ражнивы Бродского района Львовской области, Украина) войско Святополка терпит поражение от Володаря и Василька, а сам Святополк вместе со своими сыновьями и племянниками, принимавшими участие в войне, укрывается во Владимире-Волынском. Святополк сажает на княжение во Владимире своего сына Мстислава, а другого сына, Ярополка, отправляет за помощью к венграм; сам же уходит в Киев. К этому времени Давыд Игоревич объединяется с Ростиславичами; он приводит к Перемышлю, осажденному венграми, половецкое войско во главе с ханом Боняком. В ходе кровопролитного сражения половцы наголову разбивают венгров, а Давыд, сняв осаду с Перемышля, в свою очередь осаждает Владимир-Волынский, в котором затворился Мстислав. 12 июня 1099 г. Мстислав Святополкович был убит стрелой на городской стене. Узнав об этом, Святополк посылает к Владимиру своего воеводу Путягу. 5 августа Путята внезапно появляется под стенами Владимира и изгоняет Давыда из города. (Впрочем, спустя некоторое время Давыд возвращается к Владимиру и вновь занимает город.)

В августе 1099 г. (по С.В. Цыбу) в г. Витичеве (Уветичах) собирается съезд русских князей с участием Святополка, Владимира Мономаха, Давыда и Олега Святославичей; на этот съезд приглашен и князь Давыд Игоревич, которого князья лишают Владимира-Волынского, как зачинщика усобицы (30 августа). В качестве компенсации Давыд получает ряд городов и денежные суммы, в том числе от Святополка города Дубен и Чарторыйск. Владимир же Волынский Святополку удается удержать за собой; он сажает на княжение во Владимире своего сына Ярослава. Тогда же князья (вероятно, по инициативе Святополка) предлагают лишить князя Василька Ростиславича Теребовля и посылают с этим к Васильку и его брату Володарю. Ростиславичи отвечают решительным отказом.

В 1100 г. Святополк выступает против своего племянника, князя Ярослава Ярополковича, который, «заратися», начал войну в Берестье; Святополк берет его в плен и приводит в Киев. В том же году по просьбе митрополита Николая освобождает Ярослава из оков и отпускает его на волю.

В том же году участвует вместе с другими князьями в съезде на р. Золотче (левом притоке Днепра под Киевом), а летом в г. Сакове, где заключает мир с половцами (15 сентября).

В 1102 г. Ярослав Ярополкович (умер 11 августа 1103 г.) бежит из Киева. Святополк посылает за ним своего сына Ярослава; тот хитростью берет своего двоюродного брата в плен и приводит в Киев, где Святополк заковывает племянника и бросает в темницу (в конце октября). В том же году заключает договор с Владимиром Мономахом, по которому Великий Новгород переходит Святополку, и там должен княжить его сын, а прежний новгородский князь Мстислав Владимирович переходит вo Владимир-Волынский. В Киев, однако, являются новгородские послы с князем Мстиславом (20 декабря) и решительно отказываются принять Святополкова сына: «Не хочем Святополка, ни сына его; аще ли 2 главе имееть сын твои, то пошли и». После долгих препирательств с новгородцам, Святополк вынужден подчиниться и отпустить Мстислава обратно в Великий Новгород.

В 1103 г. участвует в съезде князей в г. Долобске, на котором по инициативе Владимира Мономаха, принято решение о походе против половцев. В результате совместного похода русских князей «на коних и в лодьях» 4 апреля одержана решительная победа над половцами на р. Сутень (ныне р. Молочная, впадает в Азовское море; битва произошла у современного поселка Жовтневое на северо-западе от г. Токмак); убито 20 половецких «князей», а один (Белдюз) захвачен в плен и казнен; князья возвращаются на Русь с огромным полоном.

В том же году князь вновь отстраивает г. Юрьев (Гюрьев), сожженный несколькими годами ранее половцами. В том же году выдает свою дочь Сбыславу замуж за польского князя Болеслава III Кривоустого (из Пястов; умер 28 октября 1138 г.). Еще одну свою дочь, Предславу, выдает замуж в 1104 г. за венгерского королевича Альмоша (из Арпадов; умер в 1129 г.).

Зимой 1104–05 гг. посылает своего воеводу Пугяту на Минск против полоцкого князя Глеба Всеславича; в этом походе принимают участие также князья Ярополк Владимирович и Олег Святославич. Поход, однако, заканчивается безрезультатно.

В 1106 г. половцы разоряют окрестности г. Зареческа. Святополк посылает против них своих воевод Яня Вышатича и Иванка Захарьича Козарина; те догоняют половцев и отбивают у них полон. В том же году Святополк принимает в Киеве бежавшего из Польши плоцкого князя Збигнева (умер после 1112 г.), брата Болеслава III Кривоустого.

В 1107 г. половцы осаждают г. Лубен. Святополк вместе с другими князьями выступает против них и одерживает победу (12 августа). По возвращении в Киев посещает Киево-Печерский монастырь, где молится у гроба преподобного Феодосия (умер 3 мая 1074 г.); «такъ бо обычаи имѣяше Святополкъ: коли идяше на воину или инамо... поклонивъся у гроба Феодось[е]ва и молитву вземъ у игумена ту сущаго».

4 января 1108 г. умирает мать Святополка. В том же году закладывает церковь архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря (11 июля). В том же году по предложению Киево-Печерского монастыря игумена Феоктиста повелевает митрополиту Никифору (умер в апреле (по другим данным, в январе) 1121 г.) внести в синодик имя преподобного Феодосия для поминания во время богослужения, иными словами, проводит общецерковную канонизацию святого.

Весной 1110 г. совместно с Владимиром Мономахом и Давыдом Святославичем совершает поход на половцев к г. Воину; о результатах похода летопись не сообщает, ограничиваясь словами: «воротишася том же лете».

На следующий год, также весной, выступает в новый большой поход на половцев, инициатором которого явился Владимир Мономах. В марте русские дружины Святополка, его сына Ярослава, Владимира Мономаха с сыновьями и Давыда Святославича с сыном переправляются через pp. Сулу, Хорол, Псёл, Ворсклу (левый приток Днепра), занимают на Дону половецкие города Шарукань и Сугров (названы по именам ханов). 27 марта 1111 г. на р. Сальнице (точно не локализуется; возможно, приток Северского Донца) одержана полная победа над половцами, и русские князья возвращаются домой с огромной добычей.

В начале 1113 г. иноки Киево-Печерского монастыря обращаются к Святополку с просьбой утвердить избрание новым игуменом монастыря Прохора; «и повелѣ князь митрополиту поставити с радостыо» в феврале того же года.

Князь Святополк Изяславич умер 16 апреля 1113 г. (по словам летописца, это произошло после Пасхи, а частичное солнечное затмение, случившеся за месяц, 19 марта, предвещало его смерть). Князь был похоронен в церкви архангела Михаила (по Ипатьевской летописи, 1-я четв. XV в.); вдова Святополка раздала после его смерти значительные богатства духовенству.

В «Истории Российской» В.Н. Татищева (умер 15 июля 1750 г.) приведена развернутая характеристика князя Святополка Изяславича (источник ее неизвестен): «Сей князь великий был ростом высок, сух, волосы чермноваты (рыжеваты. — Д.В. Донской) и прями, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятен, за многая бо лета бывшее мог сказать, яко написанное. Болезней же ради мало ел и весьма редко и то по нужде для других упился. К войне не был охотник и хотя на кого скоро осердился, но скоро и запамятовал. При том был вельми сребролюбив и скуп, для котораго жидам многия пред Христианы вольности дал, чрез что многие христиане торгу и ремесл лишились. Наложницу свою поял в жену и так ее любил, что без слез на малое время разлучиться не мог, и, много ея слушая, от князей терпел поношение, а часто и вред с сожалением. И ежели бы Владимир (Мономах. — Д.В. Донской) его не охранял, то б давно Киева Святославичами лишен был».

Князь был женат три раза:

1) жена-наложница, от которой ко времени второго брака у князя были взрослые дети: Мстислав, Ярослав, Анна, Сбыслава;

2) с 1094 г. дочь половецкого хана Тугоркана (по нелетописным данным, ее звали Елена);

3) примерно с 1103 г. (по игумену Феодосию Софоновичу (умер после 1672 г.; «Повесть о преславных чюдах святой великомученицы Варвары» (1669 г.)), Варвара (умерла 28 февраля 1125 г.), дочь византийского императора Алексея I (из Комнинов; умер 15 августа 1118 г.) и Ирины (из Дуков; умерла 19 февраля, возможно в 1133 г.). Ее нетленные мощи видел в конце апреля — начале мая 1594 г. немецкий дипломат Эрик Ляссота в Киеве в церкви архангела Михаила, который вспоминает: «Если войти в храм через главную дверь против большого алтаря, то влево от входа покоятся в деревянном гробу мощи святой дивы Варвары; это была царская дочь, совсем еще молодая девушка, ...тело нетленно, покрыто тонким льняным покрывалом до самых ног; я прикасался к мощам и нашел совершенно твердыми и неповрежденными; на голове у святой деревянная вызолоченная корона». От нее князь оставил: Предславу, Брячислава, Изяслава (умер 13 декабря 1127 г.) и Марию. 
Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Киевляне должны были желать, чтоб Мономах занял отцовское место; они могли желать этого тем более, что Мономах был им хорошо известен и известен с самой лучшей стороны, тогда как Святополк Изяславич жил постоянно на отдаленном севере и только недавно, по смерти брата своего Ярополка, перешел из Новгорода в Туров, без сомнения, для того, чтобы быть поближе к Киеву на случай скорой смерти Всеволода.

Но мы видели причины, которые заставляли Мономаха отказаться от старшего стола: он опасался, что Святополк не откажется от своих прав и будет доискиваться их оружием; Мономах должен был хорошо знать, к чему ведут подобные нарушения прав; должен был также опасаться, что если Святополк будет грозить ему с запада, то с востока Святославичи также не оставят его в покое. Киевляне не могли не уважать основание, на котором Владимир отрекся от их стола, не могли не сочувствовать уважению к старшинству и притом не имели права отвергать Святополка, потому что еще не знали его характера; и когда он явился из Турова в Киев по приглашению Мономаха, то граждане вышли к нему с поклоном и приняли его с радостию. Но радость их не могла быть продолжительна: характер сына Изяславова представлял разительную противоположность с характером сына Всеволодова: Святополк был жесток, корыстолюбив и властолюбив без ума и твердости; Сыновья его были похожи на отца. Киевляне немедленно испытали неспособность своего нового князя.

В это время пошли половцы на Русскую землю; услыхавши, что Всеволод умер, они отправили послов к Святополку с предложением мира, т. е. с предложением купить у них мир: Мономах говорит детям, что он в свою жизнь заключил с половцами девятнадцать миров, причем передавал им много своего скота и платья. Святополк, по словам летописца, посоветовался при этом случае не с большою дружиною отца и дяди своего, т. е. не с боярами киевскими, но с теми, которые пришли с ним, т. е. с дружиною, которую он привел из Турова или, вероятнее, из Новгорода; мы видим здесь, следовательно, опять ясную жалобу на заезд старых бояр пришлою дружиною нового князя, явление необходимое при отсутствии отчинности, наследственности волостей; по совету своей дружины Святополк велел посадить половецких послов в тюрьму: или жалели скота и платья на покупку мира, или стыдились начать новое княжение этою покупкою. Половцы, услыхавши о заключении послов своих, стали воевать, пришло их много, и обступили торческий город, т. е. город, заселенный торками. Святополк испугался, захотел мира, отпустил половецких послов; но уже теперь сами половцы не хотели мира и продолжали воевать. Тогда Святополк начал собирать войско; умные люди говорили ему: «Не выходи к ним, мало у тебя войска»; он отвечал: «У меня 800 своих отроков могут против них стать»; несмысленные подстрекали его: «Ступай князь!», а смышленные говорили: «Хотя бы ты пристроил и восемь тысяч, так и то было бы только впору; наша земля оскудела от рати и от продаж: пошли-ка лучше к брату своему Владимиру, чтоб помог тебе». Святополк послушался и послал к Владимиру; тот собрал войско свое, послал и к брату Ростиславу в Переяславль, веля ему помогать Святополку, а сам пошел в Киев.

Здесь, в Михайловском монастыре, свиделся он с Святополком и начались у них друг с другом распри да которы; смышленные мужи говорили им: «Что вы тут спорите, а поганые губят Русскую землю; после уладитесь, а теперь ступайте против поганых либо с миром, либо с войною». Владимир хотел мира, а Святополк хотел рати; наконец, уладились, поцеловали крест и пошли втроем — Святополк, Владимир и Ростислав — к Треполю. Когда они пришли к реке Стугне, то, прежде чем переходить ее, созвали дружину на совет и начали думать. Владимир говорил: «Враг грозен; остановимся здесь и будем с ним мириться». К совету этому пристали смышленные мужи — Ян и другие; но киевляне говорили: «Хотим биться, пойдем на ту сторону реки». Они осилили и рать перешла реку, которая тогда сильно наводнилась. Святополк, Владимир и Ростислав, исполчивши дружину, пошли: на правой стороне шел Святополк, на левой — Владимир, по середине — Ростислав; минули Треполь, прошли и вал, и вот показались половцы с стрельцами впереди. Наши стали между двумя валами, поставили стяги (знамена) и пустили стрельцов своих вперед из валов; а половцы подошли к валу, поставили также стяги свои, налегли прежде всего на Святополка и сломили отряд его. Святополк стоял крепко; но когда побежали люди, то побежал и он. Потом половцы наступили на Владимира; была у них брань лютая; наконец, побежал и Владимир с Ростиславом; прибежав к реке Стугне, стали переправляться вброд, и при этой переправе Ростислав утонул перед глазами брата, который хотел было подхватить его, но едва сам не утонул; потерявши брата и почти всю дружину, печальный Владимир пришел в Чернигов, а Святополк сперва вбежал в Треполь, затворился, пробыл тут до вечера и ночью пришел в Киев. Половцы, видя, что одолели, пустились воевать по всей земле, а другие возвратились к торческому городу.

Торки противились, боролись крепко из города, убили много половцев; но те не переставали налегать, отнимали воду, и начали изнемогать люди в городе от голода и жажды; тогда торки послали сказать Святополку: «Если не пришлешь хлеба, то сдадимся»; Святополк послал; но обозу нельзя было прокрасться в город от половцев. Девять недель стояли они под Торческом, наконец, разделились: одни остались продолжать осаду, а другие пошли к Киеву; Святополк вышел против них на реку Желань; полки сошлись, и опять русские побежали; здесь погибло их еще больше, чем у Треполя; Святополк пришел в Киев сам-третей только, а половцы возвратились к Торческу. Лукавые сыны Измайловы, говорит летописец, жгли села и гумна и много церквей запалили огнем; жителей били, оставшихся в живых мучили, уводили в плен; города и села опустели; на полях, где прежде паслись стада коней, овец и волов, теперь все стало пусто, нивы поросли: на них живут звери. Когда половцы с победою возвратились к Торческу, то жители, изнемогши от голода, сдались им. Половцы, взявши город, запалили его, а жителей, разделивши, повели в вежи к сердоболям и сродникам своим, по выражению летописца. Печальные, изнуренные голодом и жаждою, с осунувшимися лицами, почерневшим телом, нагие, босые, исколотые терновником, шли русские пленники в степи, со слезами рассказывая друг другу, откуда кто родом — из какого города или из какой веси.

Святополк, видя, что нельзя ничего взять силою, помирился с половцами, разумеется, заплативши им сколько хотели, и женился на дочери хана их Тугоркана. Но в том же 1094 году половцы явились опять, и на этот раз ими предводительствовал Олег Святославович из Тмутаракани: жестокое поражение, потерпенное двоюродными братьями в прошлом году от половцев, дало Олегу надежду получить не только часть в Русской земле, но и все отцовские волости, на которые он с братьями имел полное право: внуки Ярослава находились теперь друг к другу по роду и, следовательно, по волостям точно в таком же отношении, в каком находились прежде сыновья, а считать себя изгоем Олег не хотел.
Развернуть
В следующем, 1096, году Святополк и Владимир послали сказать Олегу: «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам». Если прежде он боялся идти в поход вместе с братьями, то могли он решиться ехать в Киев, где знал, что духовенство, дружина и граждане дурно расположены к нему? Мог ли он отдать свое дело на их решение? Притом князь, который привык полагаться во всем на один свой меч, им доставать себе управу, считал унизительным идти на суд пред духовенство и простых людей. Как бы то ни было, гордый ответ Олега возбудил к нему еще сильнейшее нерасположение в Киеве: летописец сильно укоряет черниговского князя за смысл буйный. за слова величавые, укоряет и злых советников Олега.

Святополк и Владимир послали после этого объявить ему войну. «Ты нейдешь с нами на поганых, велели они сказать ему, нейдешь к нам на совет — значит, мыслишь на нас недоброе и поганым помогать хочешь; пусть же бог рассудит нас!» Князья выступили против Олега к Чернигову; Святославич выбежал пред ними и заперся в Стародубе, вероятно, для того, чтобы быть ближе к братним волостями получить оттуда скорее помощь. Святополк и Владимир осадили Стародуб и стояли под ним 33 дня; приступы были сильные, но из города крепко отбивались; наконец, осажденные изнемогли: Олег вышел из города, запросил мира и получил его от братьев, которые сказали ему: «Ступай к брату своему Давыду, и приезжайте оба вместе в Киев, к столу отцов и дедов наших: то старший город во всей земле, в нем следует собираться нам и улаживаться». Олег обещался приехать, целовал крест и отправился из Стародуба в Смоленск; но смольняне не захотели принять его, и он принужден был ехать в Рязань.

Видя, что Святославичи не думают приезжать в Киев на уряжение, Святополк с Владимиром пошли было к Смоленску на Давыда, но помирились с ним; а между тем Олег с Давыдовыми полками пошел из Рязани к Мурому на Изяслава, сына Мономахова. Изяслав, узнавши, что Олег идет на него, послал за суздальцами, ростовцами, белозерцами и собрал много войска. Олег послал сказать ему: «Ступай в волость отца своего, в Ростов, а это волость моего отца, хочу здесь сесть и урядиться с твоим отцом: он выгнал меня из отцовского города, а ты неужели и здесь не хочешь дать мне моего же хлеба?» Изяслав не послушался его, надеясь на множество войска; Олег же, прибавляет летописец, надеялся на свою правду, потому что был он теперь прав. Это замечание летописца очень любопытно: Олег лишился Чернигова и Мурома вследствие войны, которую начали против него двоюродные братья, следовательно, по понятиям современников, самая война была несправедлива: в противном случае летописец не оправил бы Олега, потому что тогда отнятие волости было бы только достойным наказанием за его неправду.

Перед стенами Мурома произошла битва между Олегом и Изяславом; в лютой сечи Изяслав был убит, войско его разбежалось — кто в лес, кто в город. Олег вошел в Муром, был принят гражданами, перехватал ростовцев, белозерцев, суздальцев, поковал их и устремился на Суздаль; суздальцы сдались; Олег усмирил город: одних жителей взял в плен, других рассеял по разным местам, имение у них отнял. Из Суздаля пошел к Ростову, и ростовцы сдались; таким образом он захватил всю землю Муромскую и Ростовскую, посажал посадников по городам и начал брать дани. В это время пришел к нему посол от Мстислава Владимировича из Новгорода: «Ступай из Суздаля в Муром, велел сказать ему Мстислав, в чужой волости не сиди; а я с дружиною пошлем к отцу моему и помирю тебя с ним; хотя ты и брата моего убил — что же делать! В битвах и цари и бояре погибают». Олег не захотел мириться, он думал взять и Новгород и послал брата своего Ярослава в сторожах на реку Медведицу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав, посоветовавшись с новгородцами, послал от себя в сторожах Добрыню Рагуйловича, который прежде всего перехватил Олеговых данников (сборщиков дани).

Когда Ярослав узнал, что данники перехвачены, то в ту же ночь бросился бежать к Олегу с известием, что Мстислав идет. Олег отступил к Ростову, Мстислав за ним; Олег двинулся к Суздали), Мстислав пошел за ним и туда; Олег зажег Суздаль и побежал к Мурому; Мстислав пришел в Суздаль и, остановившись здесь, послал опять с миром к Олегу, велел сказать ему: «Я моложе тебя; пересылайся с отцом моим, да выпусти дружину, а я во всем тебя послушаю». Причина такой скромности со стороны Мстислава заключалась в том, что он был крестный сын Олегу. Последний видел, что ему трудно одолеть Мстислава силою, и потому решился действовать хитростью: послал к Мстиславу с мирным ответом, и когда тот, понадеявшись на мир, распустил дружину по селам, Олег неожиданно явился на Клязьме; Мстислав обедал в то время, когда ему дали знать о приближении Олега, который думал, что племянник, застигнутый врасплох, побежит; однако Мстислав не побежал: к нему в два дня собралась дружина — новгородцы, ростовцы и белозерцы; он выстроил ее перед городом, и когда явился Олег, то ни тот, ни другой не хотели начать нападение и стояли друг перед другом четыре дня; а между тем Мономах прислал на помощь к Мстиславу другого сына своего, Вячеслава, с половцами.

На пятый день Олег выстроил дружину и двинулся к городу; Мстислав пошел к нему навстречу и, отдав стяг (знамя) Мономахов половчину Куную, отдал ему также пеший полк и поставил его на правом крыле. Сошлись биться: полк Олегов против полка Мстиславова, полк Ярославов против полка Вячеславова. Мстислав с новгородцами перешел пожар, схватился с врагами на реке Колакче и начал одолевать, а между тем Кунуй с пешими зашел в тыл Олегу и поднял стяг Владимиров: ужас напал тогда на Олега и на все его войско, которое бросилось бежать. Олег прибежал в Муром, затворил здесь брата Ярослава, а сам пошел в Рязань. Мстислав по его следам пришел к Мурому, заключил мир с жителями, взял своих людей, ростовцев и суздальцев, захваченных прежде Олегом, и пошел на последнего к Рязани; Олег выбежал и отсюда, а Мстислав договорился и с рязанцами, которые выдали ему также пленников. Из Рязани послал он в третий раз к Олегу с мирными предложениями: «Не бегай, но шли к братьи с просьбою о мире: не лишат тебя Русской земли; а я пошлю к отцу своему просить за тебя». Олег обещал послушаться его; Мстислав возвратился к Суздалю, оттуда в Новгород и точно послал к Мономаху просить за своего крестного отца.
Развернуть
и вот в 1097 г. князья — Святополк, Владимир, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и брат его Олег — съехались на устроенье мира в городе Любече, следовательно, в Черниговской волости, по ту сторону Днепра: быть может, это была новая уступка подозрительности Олеговой. Князья говорили: «Зачем губим Русскую землю, поднимая сами на себя вражду? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут усобицы; теперь же с этих пор станем жить в одно сердце и блюсти Русскую землю». Кроме Василька Ростиславича, сидели все двоюродные братья, внуки Ярославовы; урядиться им было легко: стоило только разделить между собою волости точно так же, как они были разделены между их отцами, которых места они теперь занимали; вся вражда пошла оттого, что Святославичам не дали тех волостей, какими они имели полное право владеть по своему положению в роде, как сыновья второго Ярославича.

И вот князья объявили, что пусть каждое племя (линия) держит отчину свою: Святополк — Киев вместе с тою волостию, которая изначала и до сих пор принадлежала его племени, с Туровым; Владимир получил все волости Всеволодовы. т. е. Переяславль, Смоленск, Ростовскую область, Новгород также остался за сыном его Мстиславом; Святославичи — Олег, Давыд и Ярослав — Черниговскую волость: теперь остались изгои — Давыд Игоревич и Ростиславичи; относительно их положено было держаться распоряжений великого князя Всеволода: за Давыдом оставить Владимир-Волынский, за Володарем Ростиславичем — Перемышль, за Васильком — Теребовль. Уладившись, князья целовали крест: «Если теперь кто-нибудь из нас поднимется на другого, говорили они, то мы все встанем на зачинщика и крест честной будет на него же». Все повторяли: «Крест честной на него и вся Земля русская». После этого князья поцеловались и разъехались по домам.

Мы видели, что отсутствие отчинности, непосредственной наследственности волостей было главною причиною усобиц, возникших при первом поколении Ярославичей и продолжавшихся при втором: на Любецком съезде князья отстранили эту главную причину, стараясь ввести каждого родича во владение теми волостями, которые при первом поколении принадлежали отцу его. И точно, борьба на востоке с Святославичами за волость Черниговскую прекратилась Любецким съездом; но не кончилась борьба на западе, на Волыни: там сидели вместе изгои — Ростиславичи и Давыд Игоревич. Младший из Ростиславичей, Василько, князь теребовльский отличался необыкновенно предприимчивым духом; он уже был известен своими войнами с Польшею, на опустошение которой водил половцев; теперь он затевал новые походы: на его зов шли к нему толпы берендеев, печенегов, торков; он хотел идти с ними на Польшу, завоевать ее и отмстить ей за Русскую землю, за походы обоих Болеславов; потом хотел идти на болгар дунайских и заставить их переселиться на Русь; наконец, хотел идти на половцев, и либо найти себе славу, либо голову свою сложить за Русскую землю.

Развернуть
Давыд начал говорить Святополку: «Если не схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне — во Владимире». Святополк согласился. В это время приехал Василько в Киев и пошел помолиться в Михайловский монастырь, где и поужинал, а вечером возвратился в свой обоз. На другой день утром прислал к нему Святополк с просьбою, чтоб не ходил от его именин; Василько велел отвечать, что не может дожидаться, боится, не было бы рати дома, Давыд прислал к нему с тем же приглашением: «Не ходи, не ослушайся старшего брата». Но Василько и тут не согласился. Тогда Давыд сказал Святополку: «Видишь, не хочет тебя знать, находясь в твоей волости; что же будет, когда придет в свою землю?

Увидишь, что займет города твои Туров, Пинск и другие, тогда помянешь меня; созови киевлян, схвати его и отдай мне». Святополк послушался и послал сказать Васильку: «Если не хочешь остаться до именин, то зайди хотя нынче, повидаемся и посидим вместе с Давыдом». Василько обещался прийти, и уже сел на лошадь и поехал, как встретился ему один из слуг его и сказал: «Не езди, князь: хотят тебя схватить». Василько не поверил, думал: «Как меня схватить? а крест-то мне целовали, обещались, что если кто на кого первый поднимется, то все будут на зачинщика и крест честной». Подумав таким образом, он перекрестился, сказав: «Воля господня да будет!» и продолжал путь. С малою дружиною приехал он на княжий двор; Святополк вышел к нему навстречу, ввел в избу: пришел Давыд, и сели. Святополк стал опять упрашивать Василька: «Останься на праздник». Василько отвечал: «Никак не могу, брат; я уже и обоз отправил вперед». А Давыд во все время сидел, как немой. Потом Святополк начал упрашивать Василька хотя позавтракать у него; позавтракать Василько согласился, и Святополк вышел, сказавши: «Посидите вы здесь, а я пойду, распоряжусь». Василько стал разговаривать с Давыдом, но у того не было ни языка, ни ушей — так испугался!

И, посидевши немного, спросил слуг: «Где брат Святополк?» Ему отвечали: «Стоит в сенях». Тогда он сказал Васильку: «Я пойду за ним; а ты, брат, посиди». Но только что Давыд вышел, как Василька заперли, заковали в двойные оковы и приставили сторожей на ночь. На другой день утром Святополк созвал бояр и киевлян и рассказал им все, что слышал от Давыда, что вот Василько брата его убил, а теперь сговорился с Владимиром, хотят его убить, а города его побрать себе. Бояре и простые люди отвечали: «Тебе, князь, надобно беречь свою голову: если Давыд сказал правду, то Василька должно наказать; если же сказал неправду, то пусть отвечает перед богом». Узнали об этом игумены и начали просить Святополка за Василька; Святополк отвечал им: «Ведь это все Давыд»; а Давыд, видя, что за Василька просят и Святополк колеблется, начал получать на ослепление. «Если ты этого не сделаешь, — говорил он Святополку, — отпустишь его, то ни тебе не княжить, ни мне». Святополк, по свидетельству летописца, хотел отпустить Василька, но Давыд никак не хотел, потому что сильно опасался теребовльского князя.

Кончилось тем, однако, что Святополк выдал Давыду Василька. В ночь перевезли его из Киева в Белгород на телеге, в оковах, ссадили с телеги, ввели в маленькую избу и посадили; оглядевшись, Василько увидал, что овчарь Святополков, родом торчин, именем Беренди, точит нож; князь догадался, что хотят ослепить его, и «возопил к богу с плачем великим и стоном». И вот вошли посланные от Святополка и Давыда — Сновид Изечевич, конюх Святополков, да Димитрий, конюх Давыдов — и начали расстилать ковер, потом схватили Василька и хотели повалить; но тот боролся с ними крепко, так что вдвоем не могли с ним сладить, и позвали других, тем удалось повалить его и связать. Тогда сняли доску с печи и положили ему на грудь, а по концам ее сели Сновид и Димитрий, и все не могли удержаться, подошло двое других, взяли еще доску с печи и сели: кости затрещали в груди Василька; тогда подошел торчин с ножем, хотел ударить в глаз и не попал, перерезал лицо; наконец, вырезал оба глаза один за другим, и Василько обеспамятел.

Его подняли вместе с ковром, положили на телегу, как мертвого, и повезли во Владимир; переехавши Вздвиженский мост, Сновид с товарищами остановились, сняли с Василька кровавую сорочку и отдали попадье вымыть, а сами сели обедать; попадья, вымывши сорочку, надела ее опять на Василька и стала плакаться над ним, как над мертвым. Василько очнулся и спросил: «Где я?» Попадья отвечала: «В городе Вздвиженске». Тогда он спросил воды и, напившись, опамятовался совершенно; пощупал сорочку и сказал: «Зачем сняли ее с меня; пусть бы я в той кровавой сорочке смерть принял и стал перед богом». Между тем Сновид с товарищами пообедали и повезли Василька скоро во Владимир, куда приехали на шестой день. Приехал с ними туда и Давыд, как будто поймал какую-то добычу, по выражению летописца; к Васильку приставили стеречь 30 человек с двумя отроками княжескими.

Мономах, узнав, что Василька схватили и ослепили, ужаснулся, заплакал и сказал: «Такого зла никогда не бывало в Русской земле ни при дедах, ни при отцах наших». И тотчас послал сказать Давыду и Олегу Святославичам: «Приходите к Городцу, исправим зло, какое случилось теперь в Русской земле и в нашей братьи: бросили между нас нож; если это оставим так, то большее зло встанет, начнет убивать брат брата и погибнет Земля русская: враги наши половцы придут и возьмут ее». Давыд и Олег также сильно огорчились, плакали и, собравши немедленно войско, пришли к Владимиру. Тогда от всех троих послали они сказать Святополку: «Зачем это ты сделал такое зло в Русской земле, бросил нож между нами? Зачем ослепил брата своего? Если бы он был в чем виноват, то ты обличил бы его перед нами и тогда по вине наказал его; а теперь скажи, в чем он виноват, что ты ему это сделал?» Святополк отвечал: «Мне сказал Давыд Игоревич, что Василько брата моего убил, Ярополка, хотел и меня убить, волость мою занять, сговорился с Владимиром, чтоб сесть Владимиру в Киеве, а Васильку — на Волыни; мне поневоле было свою голову беречь, да и не я ослепил его, а Давыд: он повез его к себе, да и ослепил на дороге».

Послы Мономаха и Святославичей возражали: «Нечего тебе оправдываться тем, что Давыд его ослепил: не в Давыдове городе его взяли и ослепили, а в твоем», и, поговорив таким образом, ушли. На другой день князья хотели уже переходить Днепр и идти на Святополка, и тот уже думал бежать из Киева; но киевляне не пустили его, а послали к Владимиру мачеху его, жену покойного великого князя Всеволода, да митрополита Николая; те от имени граждан стали умолять князей не воевать с Святополком: «Если станете воевать друг с другом, говорили они, то поганые обрадуются, возьмут Землю русскую, которую приобрели деды и отцы ваши; они с великим трудом и храбростью поборали по Русской земле, да и другие земли приискивали, а вы хотите погубить и свою землю». Владимир расплакался и сказал: «В самом деле, отцы и деды наши соблюли Землю русскую, а мы хотим погубить ее», и склонился на просьбу. Княгиня и митрополит возвратились назад и объявили в Киеве, что мир будет и точно, князья начали пересылаться и удалились; Владимир и Святославичи сказали Святополку: «Так как это все Давыд наделал, то ступай ты, Святополк, на Давыда, либо схвати его, либо выгони». Святополк взялся исполнить их волю.
Развернуть
Осенью 1097 года обещался Святополк братьям идти на Давыда и прогнать его и только через год (1099) отправился в Брест на границу для совещания с поляками: имеем право принять известие, что прежде он боялся напасть на Давыда, и решился на это тогда только, когда увидал, что владимирский князь побежден Ростиславичами; но и тут прежде хотел заключить союз с поляками; заключил договор и с Ростиславичами, поцеловал к ним крест на мир и любовь. Давыд, узнав о прибытии Святополка в Брест, отправился и сам к польскому князяю Владиславу-Герману за помощью; таким образом поляки сделались посредниками в борьбе. Они обещались помогать и Давыду, взявши с него за это обещание 50 гривен золота, причем Владислав сказал ему: «Ступай с нами в Брест, зовет меня Святополк на сейм; там и помирим тебя с ним».

Давыд послушался и пошел с ним; но союз с Святополком показался Владиславу выгоднее: киевский князь дал также ему богатые дары, договорился выдать дочь свою за его сына; поэтому Владислав объявил Давыду, что он никак не мог склонить Святополка к миру, и советовал ему идти в свою волость, обещаясь, впрочем, прислать к нему на помощь войско, если он подвергнется нападению от двоюродных братьев. Давыд сел во Владимире, а Святополк, уладившись с поляками, пришел сперва в Пинск, откуда послал собирать войска; потом в Дорогобуж, где дождался полков своих, с ними вместе двинулся на Давыда ко Владимиру и стоял под городом семь недель; Давыд все не сдавался, ожидая помощи от поляков; наконец, видя, что ждать нечего, стал проситься у Святополка, чтоб тот выпустил его из города. Святополк согласился, и они поцеловали друг другу крест, после чего Давыд выехал в Червень, а Святополк въехал во Владимир.
Развернуть
Ход этой войны очень хорошо обнаруживает перед нами характер Святополка: сначала он долго боялся напасть на Давыда; пошел, когда тот потерпел неудачу в войне с Ростиславичами, но прежде обезопасил себя со стороны поляков; доставши, наконец, Владимир, вспомнил, что все Волынское княжество принадлежало к Киевскому при отце его Изяславе и что после здесь сидел брат его Ярополк, а на Любецком съезде положено всем владеть отчинами; и вот Святополк идет на Ростиславичей, забывши недавний договор с ними и клятву. Но Ростиславичей трудно было вытеснить из их волости: они выступили против Святополка, взявши с собою крест, который он целовал к ним, и встретили его на границах своих владений, на Рожни поле; перед началом битвы Василько поднял крест и закричал Святополку:

«Вот что ты целовал; сперва ты отнял у меня глаза, а теперь хочешь взять и душу; так пусть будет между нами этот крест», и после ходила молва, что многие благочестивые люди видели, как над Васильком возвышался крест. Битва была сильная, много пало с обеих сторон, и Святополк, увидавши, наконец, что брань люта, побежал во Владимир; а Володарь и Василько, победивши, остановились и сказали: «Довольно с нас если стоим на своей меже», и не пошли дальше. Святополк между тем прибежал во Владимир с двумя сыновьями — Мстиславом и Ярославом, с двумя племянниками, сыновьями Ярополка, и Святославом, или Святошею, сыном Давыда Святославича; он посадил во Владимире сына своего, Мстислава, другого сына, Ярослава, послал в Венгрию, уговаривать короля идти на Ростиславичей, а сам поехал в Киев. Ярославу удалось склонить венгров к нападению на волость Володаря: король Коломан пришел с двумя епископами и стал около Перемышля по реке Вагру, а Володарь заперся в городе.

В это время возвратился Давыд из Польши, куда бежал из Червена перед началом неприятельских действий Святополка с Ростиславичами; как видно, он не нашел помощи в Польше; общая опасность соединила его теперь с Ростиславичами, и потому, оставивши жену свою у Володаря, он отправился нанимать половцев; на дороге встретился с знаменитым ханом их Боняком и вместе с ним пошел на венгров. В полночь, когда все войско спало, Боняк встал, отъехал от стана и начал выть по-волчьи, и вот откликнулся ему один волк, за ним много других; Боняк приехал и сказал Давыду: «Завтра будет нам победа над венграми». Утром на другой день Боняк выстроил свое войско: у него было 300 человек, а у Давыда 100; он разделил всех на три полка и пустил вперед Алтунопу на венгров с отрядом из 50 человек, Давыда поставил под стягом, а свой полк разделил на две половины, по 50 человек в каждой. Венгры расположились заступами, или заставами, т. е. отрядами, стоявшими один за другим; отряд Алтунопы пригнал к первому, заступу, пустил стрелы и побежал; венгры погнались за ним, и, когда бежали мимо Боняка, тот ударил им в тыл; Алтунопа в это время также вернулся; таким образом венгры очутились между двумя неприятельскими отрядами и не могли возвратиться к своим; Боняк сбил их в мяч точно так, как сокол сбивает галок, по выражению летописца. Венгры побежали, много их потонуло в реках Вагре и Сане, потому что бежали горою подле Сана и спихивали друг друга в реку; половцы гнались за ними и секли их два дня, убили епископа и многих бояр. Ярослав, сын Святополка, убежал в Польшу, а Давыд, пользуясь победою, занял города: Сутейск, Червен, пришел внезапно на Владимир и занял посады; но Мстислав Святополчич заперся в крепости с засадою, или заставою (гарнизоном), состоявшею из берестьян, пенян, выгошевцев.

Давыд осадил крепость и часто приступал к ней; однажды, когда осажденные перестреливались с осаждающими и летели стрелы, как дождь, князь Мстислав хотел также выстрелить, но в это время стрела, пройдя в скважину стенного досчатого забрала, ударила ему под пазуху, от чего он в ту же ночь умер. Три дня таили его смерть, в четвертый объявили на вече; народ сказал: «Вот князя убили; если теперь сдадимся, то Святополк погубит всех нас», и послали сказать ему: «Сын твой убит, а мы изнемогаем от голода; если не придешь, то народ хочет передаться». Святополк послал к ним воеводу своего Путяту; когда тот пришел с войском в Луцк, где стоял Святоша Давыдович, то застал у него посланцев Давыда Игоревича; Святоша поклялся последнему, что даст знать, когда пойдет на него Святополк; но теперь, испугавшись Путяты, схватил послов Давыдовых и сам пошел на него с киевским воеводою. В полдень пришли Святоша и Путята ко Владимиру, напали на сонного Давыда, начали рубить его дружину, а владимирцы сделали вылазку из крепости с другой стороны; Давыд побежал с племянником своим Мстиславом, а Святоша и Путята взяли город, посадили в нем посадника Святополкова Василя и разошлись: Святоша — в Луцк, а Путята — в Киев. Между тем Давыд побежал к половцам, опять встретился на дороге с Боняком и вместе с ним пришел осаждать Святошу в Луцке; Святоша заключил с ними мир и ушел к отцу в Чернигов; а Давыд взял себе Луцк, откуда пошел ко Владимиру, выгнал из него Святополкова посадника Василя и сел опять на прежнем столе своем, отпустивши племянника Мстислава на море перенимать купцов.
Развернуть
Под 1100 годом сообщает летописец это известие об отправлении Мстислава на море и тотчас же говорит о новом съезде всех князей в Уветичах или Витичеве; собрались Святополк, Владимир, Олег и Давыд Святославичи; пришел к ним и Давыд Игоревич и сказал: «Зачем меня призвали? Вот я! Кому на меня жалоба?» Владимир отвечал ему: «Ты сам присылал к нам: хочу, говорил, братья, придти к вам и пожаловаться на свою обиду; теперь ты пришел и сидишь с братьею на одном ковре, что же не жалуешься? На кого тебе из нас жалоба?» Давыд не отвечал на это ничего. Тогда все братья встали, сели на коней и разъехались; каждый стал особо с своею дружиною, а Давыд сидел один: никто не допустил его к себе, особо думали о нем. Подумавши, послали к нему мужей своих: Святополк — Путяту, Владимир — Орогаста и Ратибора, Давыд и Олег — Торчина; посланцы сказали Давыду от имени всех князей: «Не хотим тебе дать стола владимирского, потому что ты бросил нож между нами, чего прежде не бывало в Русской земле; мы тебя не заключим, не сделаем тебе никакого другого зла, ступай садись в Бужске и в Остроге, Святополк дает тебе еще Дубно и Чарторыйск, Владимир двести гривен, Давыд и Олег также двести гривен».

После этого решения князья послали сказать Володарю Ростиславичу: «Возьми брата своего Василька к себе и пусть будет вам одна волость — Перемышль; если же не хочешь, то отпусти Василька к нам, мы его будем кормить; а холопов наших и смердов выдайте». Но Ростиславичи не послушались, и каждый из них остался при своем. Князья хотели было идти на них и силою принудить согласиться на общее решение; но Мономах отрекся идти с ними, не захотел нарушить клятвы, данной прежде Ростиславичам на Любецком съезде.

Здесь должно дополнить опущенную летописцем связь событий: мы видели, что Давыд остался победителем над Святополком, удержал за собою Владимир; Святополк, не имея возможности одолеть его, должен был обратиться к остальным двоюродным братьям, поручившим ему наказать Давыда, который с своей стороны, вероятно, прежде при неблагоприятных для себя обстоятельствах присылал также к ним с просьбою о защите от Святополка. В Витичеве 10-го августа, как сказано в летописи, братья заключили мир между собою, т. е., как видно, посредством мужей своих решили собраться всем в том же месте, и действительно собрались 30-го августа.

К Давыду было послано приглашение явиться; он не смел ослушаться, потому что не мог надеяться восторжествовать над соединенными силами всех князей, как прежде восторжествовал над Святополком; притом же, по некоторым известиям, князья посылали к нему с любовью, обещаясь утвердить за ним Владимир; и точно, над ним произнесли мягкий приговор: схватить князя, добровольно явившегося на братское совещание, было бы вероломством, которое навсегда могло уничтожить возможность подобных съездов; отпустить его без волости значило продолжать войну: Давыд доказал, что он умел изворачиваться при самых трудных обстоятельствах, и потому решили дать ему достаточную волость, наказавши только отнятием владимирского стола, который был отдан Святополку как отчина на основании любецкого решения, причем Святополк дал еще Давыду Дорогобуж, где тот и умер. Так кончилась посредством двух княжеских съездов борьба, начавшаяся при первом преемнике Ярослава и продолжавшаяся почти полвека
Развернуть
После Витичевского съезда прекратились старые усобицы вследствие изгойства; но немедленно же начались новые, потому что и второе поколение Ярославичей имело уже своих изгоев: у Святополка был племянник — Ярослав, сын брата его Ярополка. В 1101 году он затворился в Бресте от дяди Святополка — ясный знак, что дядя не хотел давать ему волостей, и Ярослав насильно хотел удержать за собою хотя Брест. Святополк пошел на него, заставил сдаться и в оковах привел в Киев. Митрополит и игумены умолили Святополка оставить племянника ходить на свободе, взявши с него клятву при гробе Бориса и Глеба, вероятно, в том, что он не будет больше посягать на дядины волости и станет жить спокойно в Киеве. Но в следующем году Ярослав ушел от дяди; за ним погнался двоюродный брат его, Ярослав Святополчич, обманом схватил его также за Брестом, на польских границах и в оковах привел к отцу; на этот раз Ярополковича уже не выпускали на свободу, и он умер в заточении в том же году.

Знаменитый чародей Всеслав полоцкий на старости уже не беспокоил Ярославичей и дал им возможность управиться со своими делами; он умер в 1101 г. С его смертию кончилась сила Полоцкого княжества: между сыновьями его (их было человек семь) тотчас же, как видно, начались несогласия, в которые вмешались Ярославичи; так, в 1104 году встречаем известие, что Святополк посылал на Минск, на Глеба, воеводу своего Путяту, Владимир — сына своего Ярополка, а Олег сам ходил вместе с Давыдом Всеславичем — знак, что поход был предпринят для выгоды последнего, которого и прежде видим в связи с Ярославичами; поход, впрочем, кончился ничем.
Развернуть
В начале 1113 года видели в Киеве солнечное затмение: небесное знамение предвещало смерть Святополкову, по словам летописца: князь умер 16 апреля, недолго переживши Давыда Игоревича, умершего в мае 1112 года. По Святополке плакали бояре и дружина его вся, говорит летописец, но о плаче народном не упоминает ни слова; княгиня его раздала много богатства по монастырям, попам, нищим, так что все дивились: никогда не бывало такой милостыни; Святополк был благочестив: когда шел на войну или куда-нибудь, то заходил прежде в Печерский монастырь поклониться гробу св. Феодосия и взять молитву у игумена; несмотря на то, летописец не прибавил ни слова в похвалу его, хотя любил сказать что-нибудь доброе о каждом умершем князе. В житиях святых печерских находим дополнительные известия. которые объясняют нам причину молчания летописца: однажды вздорожала соль в Киеве; иноки Печерского монастыря помогали народу в такой нужде; Святополк, узнав об этом, пограбил соль у монахов, чтоб продать ее самому дорогою ценою; игумен Иоанн обличал ревностно его корыстолюбие и жестокость: князь заточил обличителя, но по том возвратил из опасения вооружить против себя Мономаха Сын Святополка, Мстислав, был похож на отца: однажды разнеслась весть, что двое монахов нашли клад в пещере; Мсти слав мучил без пощады этих монахов, выпытывая у них. где клад.

Этот Мстислав был рожден от наложницы, которая, по некоторым известиям, имела сильное влияние на бесхарактерного Святополка. При нем, говорит автор житий, много было насилия от князя людям; домы вельмож без вины искоренил, имение у многих отнял; великое было тогда нестроение и грабеж беззаконный.
Таково было княжение Святополка для киевлян. Легко понять, что племя Изяславово потеряло окончательно народную любовь на Руси
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 Киев
24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 Киевская земля

Иллюстрации

Беседа Давыда Игоревича Волынского и Василька Ростиславича Теребовльского в палатах Святополка Изяславича Киевского; наложение оков на Василька. Беседа Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского о "коварстве" Василька Ростиславича Теребовльского; паломничество Василька на поклонение в Михайловский Выдубецкий монастырь. Возвращение союзных войск Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) и Давыда Святославича Черниговского из похода на половцев. Встреча Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) с отрядами князей Давыда Святославича Черниговского и Олега Святославича Муромского для совета о совместных действиях против Давыда Игоревича Волынского и Святополка Изяславича Киевского. Затмение солнца 29 марта 1114 г.; погребение Святополка Изяславича Киевского в Михайловской Златоверхой церкви в Киеве. (Миниатюра содержит дополнительные сведения о погребении князя Святополка, отсутствующие в Радзивиловской летописи, но сохраненные в Ип Изгнание из Руси Давыда Игоревича Волынского Святополком Изяславичем Киевским. Объяснение причин ослепления Василька Ростиславича Теребовльского Владимиру Всеволодовичу Мономаху (Переяславскому) послами Святополка Изяславича Киевского; уход послов Святополка от Владимира. Отправление гонца за Святополком Изяславичем Киевским Васильком Ростиславичем Теребовльским; предупреждение Василька отроком о грозящей ему опасности. Отправление участниками Уветичского съезда посланцев для переговоров с Давыдом Игоревичем Волынским; сообщение посланцами Давыду условий, предложенных Святополком Изяславичем Киевским, Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским), Давыдом Святослав Переговоры Святополка Изяславича Киевского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) в шатре в Долобеке перед походом наполовцев. Перемирие Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Давыда Святославича Черниговского и Олега Святославича Муромского на съезде в Уветичах. Пленение бежавшего из Киева Ярослава Ярополковича Берестейского Ярославом Святополковичем Волынским; заключение Ярослава Ярополковича в оковы при дворе Святополка Изяславича Киевского. Победа воевод Святополка Изяславича Киевского Яна Вышатича и Иванка Захарьича над половцами у Зарсчска. Победа войск Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Олега Святославича Муромского, Святослава Олеговича (?), Мстислава Всеволодовича Смоленского (??),Вячеслава Владимировича Смоленского, Ярополка Владимировича Повеление Святополка Изяславича Киевского о строительстве нового юрода и о размещении в нем юрьев-цсв; сожжение половцами опустевшего Юрьева. Поход Святополка Изяславича Ки-евского и Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) на Чернигов; бегство Олега Святославича Черниговского, не захотевшего объединиться со Святополком и Владимиром. Приезд Василька Ростиславича Теребовльского на двор Святополка Изяславича Киевского. Приход к арестованному князю Васильку Ростиславичу Теребовльскому слуг Святополка Изяславича Киевского; ослепление Василька торчином Берендеем. Совет в Киеве между Мстиславом Владимировичем Новгородским, Святополком Изяславичем Киевским и их мужами о поставлении князя во Владимир Волынский. Совет Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского) и Святополка Изяславича Киевского о походе совместно с Олегом Святославичем Черниговским на половцев; захват войсками Святополка и Владимира пленных в половецком походе. Совет Святополка Изяславича Киевского с боярами о судьбе Василька Ростиславича Тсрсбовльского, арестованного по наущению и настоянию Давыда Игоревича Волынского; согласие Давыда с решением боярского совета ослепить Василька. Совместный конный и в ладьях поход Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Святополка Изяславича Киевского, Давыда Святославича Черниговского, Давыда Всеславича Полоцкого (?), Мстислава Всеволодовича (внука Игорева) Смоленского (?)... Совместный поход против половцев Святополка Изяславича Киевского, Ярослава Святополковича Волынского, Всеволода Мстиславича (?), Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Святослава Владимировича Смоленского, Ярополка Владимировича Смоленского.. Съезд князей Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха (Переяславского), Давыда Святославича Черниговского, Олега Святославича Муромского и Ярослава Святополковича Волынского (?) на реке Золотче для переговоров о заключении мира с Целование креста Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) и Святополком Изяславичем Киевским в знак примирения.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"