В начале 1871 года профессор Владимир Ивановича Герье направил попечителю Московского учебного округа князю П.А.Ширинскому-Шихматову бумагу о целесообразности открытия Высших женских курсов и приложил к ней проект "Положения о высших женских курсах", в котором изложил основную цель и программу работы. В мае 1872 года министр народного просвещения граф Д. А.Толстой дал согласие на открытие в Москве высших женских курсов как частного учебного заведения и утвердил "Положение о курсах". 1 ноября 1872 года на Волхонке в здании 1-ой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских Высших Женских Курсов (курсы проф. В.И.Герье), положивших начало высшему женскому образованию в России.

Лекции на курсах читали известные профессора Московского университета (в "Положении о курсах" было специально оговорено, что в качестве преподавателей будут приглашаться преимущественно профессора университета). Среди первых преподавателей были: проф.Ф.А.Бредихин (физика, астрономия), проф.А.Н.Веселовский (русская литература), проф.П.Г.Виноградов (история средних веков), проф.В.О.Ключевский (русская история), ректор Московского университета, проф.С.М.Соловьев (история), проф.Н.И.Стороженко (всеобщая литература), проф.Н.С.Тихонравов (древняя русская литература) и др.

"Мы предлагаем, - говорил Соловьев, - Высшие курсы не факультетские, но курсы предметов общего образования. Почему же мы вам предлагаем такие курсы и их считаем необходимыми для вас? Да потому, что мы считаем себя обязанными по мере сил наших содействовать избавлению русской женщины от тех неудобств, которые терпят множество русских мужчин, принадлежащих к так называемому образованному классу, - от неудобств, проистекающих вследствие недостатка общего высшего образования. Известно, что сущность цивилизации состоит в разделении занятий: дикарь делает сам все для него нужное; человек цивилизованный делает что-нибудь одно и потому может совершенствовать свой труд, и так как относительно всех остальных необходимых вещей он находится в зависимости от своих собратий, то здесь образуется тесная общественная связь, источник общественного развития. Но в делах человеческих где свет, там и тень, и при блестящих успехах цивилизации, условленных разделением занятий, люди проницательные уже давно стали указывать на печальные следствия этого доводимого до крайности разделения занятий, указывали, как человек, занятый постоянно одним и тем же делом, тупеет, превращается в машину, тогда как духовные силы развиваются под условием простора, расширения горизонта, многообразия предметов, доступных познаванию и деятельности. Одинаково печальны бывают следствия, когда человек разбрасывается по множеству предметов и подавляется этим множеством и когда при исключительном занятии одним каким-нибудь делом дает иссякать своим духовным силам, не восстановляя их необходимой переменой занятия. Сказанное вообще прилагается и к разделению научных занятий: обыкновенно по окончании курсов общего образования в приготовительных школах стремятся в высшие специальные учреждения, чтобы посвятить себя изучению известного круга предметов, но это слишком поспешное ограничение себя известною специальностью приносит очень часто горькие плоды: само глубокое изучение своей специальности и известные успехи в ней не спасут человека от односторонности, остановки в развитии, отупения, и специалист в науке нисходит на степень специалиста в ремесле, он поражает незнанием самых обыкновенных предметов, задает детские вопросы, сидит глух и нем при решении вопросов общественного интереса, или, что еще хуже, муж, поседевший в трудах, принимает первое накрикнутое ему мнение и повторяет его. Часто старик идет в ученики к ребенку, от него старается узнать, какое последнее новенькое мнение существует относительно того или другого предмета, и легко понять, какие удивительные вещи получает в ответ: он или повторяет бессмыслицу, или с ужасом начинает жаловаться на науку, до чего она дошла в последнее время, чему это учат молодых людей; иной старается усвоить себе новенькое, самое цветное мнение точно так, как человек, приехавший из глуши в столицу, увидит человека пестро одетого и считает его за первого столичного франта, законодателя моды, облачится в пестроту и думает, что оделся по последней моде, с отличным вкусом. Таким образом, общего образования, доставляемого приготовительными школами, оказывается недостаточным, ибо они имеют главной задачей развитие умственных способностей для приготовления к дальнейшему занятию науками в специальных учреждениях, - обращается особенное внимание на предметы, наиболее содействующие достижению этой цели, - для занятия предметами высшего общего образования у них нет времени, да и возраст учащихся тому препятствует. А именно тогда, когда молодой человек вырос, окреп, развил свои способности посредством предметов приготовительной школы, когда получил возможность с успехом заняться предметами высшего общего образования, столь необходимыми для правильности его гражданской мысли и деятельности, именно тогда он углубляется в какую-нибудь специальность и без высшего общего образования подвергается опасности снизойти на степень ремесленника. Разумеется, есть натуры избранные, которые не могут чувствовать себя очень удобно в тесном помещении своей специальности и потому стараются приобрести сведения своими средствами, с большим трудом и препятствиями, в предметах общего высшего образования, отчего они становятся, с одной стороны, полноправными членами общества с голосом, а с другой - приобретают могущественные средства для успехов в своей специальности. Но такие явления составляют, к несчастью, исключения, а мы должны иметь дело с большинством, да и для всех вообще важно иметь средство с наименьшими усилиями и препятствиями приобретать сведения в предметах высшего общего образования, при указании и руководстве людей более опытных. Таким образом, необходимость правильно организованных курсов общего высшего образования есть потребность нудящая".

Теги:  Образование, Женский вопрос

Добавлено: 15.04.2014

Связанные события: Вл. Соловьев выступил на Высших женских курсах с речью «Смысл современных событий» , Соловьев начал свой курс по истории греческой философии на Высших женских курсах

Связанные личности: Соловьёв Сергей Михайлович, Иванцов-Платонов Александр Михайлович

Связанные книги: Положение о высших женских курсах в Москве и речи произнесенные при открытии курсов 1 ноября 1872 года профессорами московского университета Св. А.М. Иванцовым-Платоновым, С.М. Соловьевым и В.И. Герье