Почти трехсотлетняя история русского масонства являет собой удивительное сочетание тайн, пресловутых «белых пятен», апологетических и антимасонских мифов, иносказаний, недомолвок, слухов и самой обычной клеветы. Много способствовали такому положению дел сами члены этого таинственного, могучего, и ныне действующего ордена. Ими давалась клятва молчания, им запрещалось вести дневники, переписка по масонским делам ежегодно сжигалась; после смерти братьев высоких степеней их личные архивы отбирались согласно особому распоряжению в ложи. Виднейший масон и литератор И. П. Елагин, покровитель молодого Д. И. Фонвизина, признавался, что масонская истина «не пишется», сокрыта в «гиероглифах, непонятных символах и прекословных иносказаниях» и содержание масонских сочинений «неудобь понятно без ключа».
Между тем, очевидно, что уже в силу своего тайного, конспиративного, почти подпольного существования в насквозь официозном, иерархическом русском обществе масонские ложи должны были располагать богатейшими архивами. Ведь к концу XVIII в. общее число лож доходило до 100, в них состояло до 2500 человек. Это был цвет русского образованного общества, среди их крупнейшие писатели: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, М. М. Щербатов, В. И. Майков, А. А. Ржевский, С. С. Бобров, Ф. П. Ключарев. За спиной таких идейных мучеников масонской «таинственной науки», как Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, стояли могучие, располагавшие колоссальной политической и финансовой властью кланы Трубецких, Воронцовых, Паниных, Щербатовых, Долгоруких, Репниных. Масонами были императоры Павел I и Александр I. Орден жаждал стать «второй властью», вел большую политическую игру, занимался коммерческой и финансовой деятельностью, имел тайные связи с «братьями» в Швеции, Англии, Германии. Все это отражалось в разного рода документах, накапливавшихся в тайниках городских домов и сельских дворянских усадеб.
Состоятельные русские масоны высоких степеней путешествовали по Европе и приобретали редкие рукописи и реликвии ордена, восходящие к основателям шотландской и шведской систем. В 1782 г. Н. Н. Трубецкой свидетельствовал: «...Соединясь с капителями (капитулами. — Ред.) всех систем внешнего ордена, мы сделались так как средоточием, в которое все то, что капители всех партий имеют, стекается; и наша архива богатее становится, нежели во всей Европе, ибо там капители разных систем друг от друга таятся и друг другу ничего не дают, а мы, быв с ними со всеми в связи и не объявляясь ничьей партии, но признавая всех их за истинных бр(атьев), токмо стремящихся разными путями к той же и единственной цели ордена, все то от всех их получили и получаем, что они только имеют...»*. Так в «архиве» собраны были со временем немалые сокровища, от философских сочинений и алхимических трактатов до рукописных сборников гимнов и тетрадей с текстами масонских обрядов.
В орденских песнопениях скрывалась высокая, величественная поэзия мысли, в чем легко убедиться, прочитав вот эти строки безымянного, но, несомненно, выдающегося поэта:
Открылось таинство работ,
Сокрытый огнь блеснул из тлена,
Из жизни в смерть, чрез смерть в живот
Родится дух и ветвь зелена;
Из черной персти дух изрек,
Что было, есть и будет ввек.
Очевидно, что «архива» эта, разбросанная по многим хранилищам и частным собраниям (есть данные, что значительное число масонских бумаг было вывезено в Англию и хранится в одном из лондонских архивов), требует внимательного многолетнего изучения, сопоставления с масонскими книгами и журналами и позднейшими публикациями касающихся ордена текстов. Масонство едино, его рукописное наследие нельзя разъять на философию, историю, литературу и т. д. И начинать его исследование следует, по всей видимости, с начала, с первых тайн, открываемых мастерами новичкам, поступающим в ученические ложи. И здесь есть три «градуса»: ученический, товарищеский и мастерский.
Предлагаем читателям два документа из «Обрядов, до ученической ложи касающихся». Первый представляет собой знаменитую масонскую клятву и взят из тетради поэта, декабриста и масона, с 1816 г. члена ложи «Избранного Михаила», Федора Николаевича Глинки (1786—1880). Запись сделана в двадцатых годах XIX столетия, но сам текст восходит к первой половине XVIII в., когда масонство появилось в России. Второй документ — стихотворное обращение старшего «брата» к членам ученической ложи поучения. Оно прочитано 21 ноября 1809 года в ложе «Нептун» видным масоном и даровитым поэтом Павлом Ивановичем Голенищевым-Кутузовым (1767—1829). Это тот редкий случай, когда мы знаем автора текста масонского обряда. Сам текст — обычная писарская копия, из чего видно, что «Ободрение свободному каменщику» распространялось и читалось в ученических ложах как часть обязательного обряда.
Первый текст находится в РГАЛИ. Ф. 141. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 21. Второй — в ЦГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 588. Л. 71—74.
Клятва: [Массонская клятва из тетради Ф. Н. Глинки] // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 100. — [Т.] V.
Я, N. N., клянусь пред Всемогущим строителем вселенныя и пред сим высокопочтенным собранием, чтобы всеми моими силами стремиться к тому, чтобы сохранить себя в неколебимой верности к Богу, закону, правительству, отечеству и к сему высокопочтеннейшему братству; чтобы любить их всем сердцем и помогать ближним моим всеми силами; я обещаю, чтобы по всем силам моим стараться быть во всех моих деяниях предусмотрительну и мудру; в действиях моих осторожну, в словах моих умеренну, в должностях моих праведну, в предприятиях моих честну, в моем суждении честну, в образе моего обхождения человеколюбиву, благородну, добросердечну и преисполненну любви ко всем человекам, а наипаче к моим братьям; я обещаюсь быть послушну начальникам моим во всем том, что мне для блага и преуспеяния Ордена, которому я обязан во всю жизнь сохранять верность, повелено будет; я обещаю быть осторожну и скрытну; умалчивать обо всем том, что мне поверено будет, и ничего такого не делать и не предпринимать, которое бы могло открыть оное; в случае же малейшего нарушения сего обязательства моего подвергаю себя, чтобы голова была мне отсечена, сердце, язык и внутренная вырваны и брошены в бездну морскую; тело мое сожжено и прах его развеян по воздуху. В чем да поможет мне Господь Бог и его милосердие,
Аминь.
Голенищев-Кутузов П. И. Ободрение свободному каменщику («Мужайтесь, братия избранны!..») // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 100—103. — [Т.] V.
Мужайтесь, братия избранны!
Небесной мудрости сыны!
Помыслите, к чему вы званы,
Что были, есть, чем быть должны,
Сколь превосходна, сколь священна
Цель наших ревностных работ,
Сколь радостно, сколь вожделенно
Зреть Солнца светлого восход.
*
Союз ненарушимый Братства
Начертан в глубине сердец;
Он выше почестей, богатства,
Печать всех благ, доброт венец.
Коль будем в нем неколебимы,
Он в высши круги нас введет
И таинства непостижимы
Внутри и вне нас развернет.
*
Парить до высоты небесной
Он даст нам быстрые крыле
И силой, мудрым лишь известной,
Нас паки обратит к земле,
Чтоб в ней родить благословенье,
Чтоб радость Братьям проливать
И чтобы в сладком упоенье
Любовью жить и ей дышать.
*
Сия любовь неизреченна
С небес во образы сошла.
Она везде непечатленна,
Но здесь она себя дала
Вкусить, восчувствовать толь ясно
И говорить толь велегласно
Сквозь чувственность и вещество,
Что токмо буйством ослепленный,
Во тьме пороков погруженный
Не зрит здесь света торжество.
*
Сей свет тому, конечно, ясен,
Кто тьму внутри и вне узрел,
И в странствии тот безопасен,
Кого из черноты извел
Дух благотворный, ниспосланный
К нему с востока от небес,
Ему для руководства данный,
Чтоб он увидел тьму чудес.
*
Он их увидит несомненно,
Свершивши тройственный свой путь.
Светяща искра отдаленна
Едва успеет лишь блеснуть.
Свет полный вскоре возродится,
Едва спадет с очей покров.
Во всех лучах своих открыться
Чертеж природы всей готов.
*
Когда ж чрез узел соплетенный
Творит сей странник только шаг,
То все орудия священны
Увидит он в златых огнях,
Отверзто слово созерцает,
Его касается любовь.
Тогда он смело съединяет
Свою со кровью Братской кровь.
*
Прошед чрез опыты столь тайны,
Любви сей первенец и сын,
Узрев лучи необычайны,
Течет в свой путь как Исполин,
Благодаря любовь бесценну,
Его привлекшу мудрых в храм,
Одежду чисту, убеленну
Пояшет по своим чреслам.
*
Даров толиких удостоен,
Толь бодро подвиг соверша,
Утешен, весел, успокоен,
Ликуют дух в нем и душа.
Он очи простирает ясны
К священным, тайным образам,
Чрез объясненья громогласны
И свет и жизнь он черплет там.
*
Исполненный сей жизни новой,
Покрытый мудрости щитом,
Сей воин, к подвигу готовый,
Исходит в мир сражаться с злом.
Везде по терниям ступает,
Но делает из них цветы.
Он свет повсюду проливает
И гонит мрак и все мечты.
*
Так должен действовать в сем мире
Премудрости избранный сын.
Он телом здесь, душой в Эфире.
Он здесь! — Но неба Гражданин.
Развязан в духе и свободен,
Не носит он страстей оков.
Таков, о Братья, превосходен
Плод здесь свершаемых трудов.
*
О Братия, не ослабейте,
Не утомитесь на пути.
Едино то в виду имейте,
Чтоб с равной бодростью идти.
Пребудем крепко съединенны
Всей силой сердца и ума
И будем твердо убежденны,
Что нас ведет любовь сама.
*
О Ты! Живущий в светлом храме
Превыше тверди и небес,
Но Ты ж, вместивший в тесной раме
Толико таинств и чудес
Во знак любви и снисхожденья,
Для назиданья, просвещенья
Твоих блуждающих рабов!
Отец любови! Бог щедроты!
Очисти милостью работы
К Тебе стремящихся сынов.
Публикация
Е. В. БРОННИКОВОЙ,
В. И. САХАРОВА