Российский архив. Том V

Оглавление

Листки из масонской «архивы»

Бронникова Е. В., Сахаров В. И.  Листки из масонской «архивы» // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 98—100. — [Т.] V.

Почти трехсотлетняя история русского масонства являет собой удивительное сочетание тайн, пресловутых «белых пятен», апологетических и антимасонских мифов, иносказаний, недомолвок, слухов и самой обычной клеветы. Много способствовали такому положению дел сами члены этого таинственного, могучего, и ныне действующего ордена. Ими давалась клятва молчания, им запрещалось вести дневники, переписка по масонским делам ежегодно сжигалась; после смерти братьев высоких степеней их личные архивы отбирались согласно особому распоряжению в ложи. Виднейший масон и литератор И. П. Елагин, покровитель молодого Д. И. Фонвизина, признавался, что масонская истина «не пишется», сокрыта в «гиероглифах, непонятных символах и прекословных иносказаниях» и содержание масонских сочинений «неудобь понятно без ключа».



Между тем, очевидно, что уже в силу своего тайного, конспиративного, почти подпольного существования в насквозь официозном, иерархическом русском обществе масонские ложи должны были располагать богатейшими архивами. Ведь к концу XVIII в. общее число лож доходило до 100, в них состояло до 2500 человек. Это был цвет русского образованного общества, среди их крупнейшие писатели: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, М. М. Щербатов, В. И. Майков, А. А. Ржевский, С. С. Бобров, Ф. П. Ключарев. За спиной таких идейных мучеников масонской «таинственной науки», как Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, стояли могучие, располагавшие колоссальной политической и финансовой властью кланы Трубецких, Воронцовых, Паниных, Щербатовых, Долгоруких, Репниных. Масонами были императоры Павел I и Александр I. Орден жаждал стать «второй властью», вел большую политическую игру, занимался коммерческой и финансовой деятельностью, имел тайные связи с «братьями» в Швеции, Англии, Германии. Все это отражалось в разного рода документах, накапливавшихся в тайниках городских домов и сельских дворянских усадеб.



Состоятельные русские масоны высоких степеней путешествовали по Европе и приобретали редкие рукописи и реликвии ордена, восходящие к основателям шотландской и шведской систем. В 1782 г. Н. Н. Трубецкой свидетельствовал: «...Соединясь с капителями (капитулами. — Ред.) всех систем внешнего ордена, мы сделались так как средоточием, в которое все то, что капители всех партий имеют, стекается; и наша архива богатее становится, нежели во всей Европе, ибо там капители разных систем друг от друга таятся и друг другу ничего не дают, а мы, быв с ними со всеми в связи и не объявляясь ничьей партии, но признавая всех их за истинных бр(атьев), токмо стремящихся разными путями к той же и единственной цели ордена, все то от всех их получили и получаем, что они только имеют...»*. Так в «архиве» собраны были со временем немалые сокровища, от философских сочинений и алхимических трактатов до рукописных сборников гимнов и тетрадей с текстами масонских обрядов.



В орденских песнопениях скрывалась высокая, величественная поэзия мысли, в чем легко убедиться, прочитав вот эти строки безымянного, но, несомненно, выдающегося поэта:



Открылось таинство работ,



Сокрытый огнь блеснул из тлена,



Из жизни в смерть, чрез смерть в живот



Родится дух и ветвь зелена;



Из черной персти дух изрек,



Что было, есть и будет ввек.



Очевидно, что «архива» эта, разбросанная по многим хранилищам и частным собраниям (есть данные, что значительное число масонских бумаг было вывезено в Англию и хранится в одном из лондонских архивов), требует внимательного многолетнего изучения, сопоставления с масонскими книгами и журналами и позднейшими публикациями касающихся ордена текстов. Масонство едино, его рукописное наследие нельзя разъять на философию, историю, литературу и т. д. И начинать его исследование следует, по всей видимости, с начала, с первых тайн, открываемых мастерами новичкам, поступающим в ученические ложи. И здесь есть три «градуса»: ученический, товарищеский и мастерский.



Предлагаем читателям два документа из «Обрядов, до ученической ложи касающихся». Первый представляет собой знаменитую масонскую клятву и взят из тетради поэта, декабриста и масона, с 1816 г. члена ложи «Избранного Михаила», Федора Николаевича Глинки (1786—1880). Запись сделана в двадцатых годах XIX столетия, но сам текст восходит к первой половине XVIII в., когда масонство появилось в России. Второй документ — стихотворное обращение старшего «брата» к членам ученической ложи поучения. Оно прочитано 21 ноября 1809 года в ложе «Нептун» видным масоном и даровитым поэтом Павлом Ивановичем Голенищевым-Кутузовым (1767—1829). Это тот редкий случай, когда мы знаем автора текста масонского обряда. Сам текст — обычная писарская копия, из чего видно, что «Ободрение свободному каменщику» распространялось и читалось в ученических ложах как часть обязательного обряда.



Первый текст находится в РГАЛИ. Ф. 141. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 21. Второй — в ЦГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 588. Л. 71—74.



Клятва: [Массонская клятва из тетради Ф. Н. Глинки] // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 100. — [Т.] V.



Я, N. N., клянусь пред Всемогущим строителем вселенныя и пред сим высокопочтенным собранием, чтобы всеми моими силами стремиться к тому, чтобы сохранить себя в неколебимой верности к Богу, закону, правительству, отечеству и к сему высокопочтеннейшему братству; чтобы любить их всем сердцем и помогать ближним моим всеми силами; я обещаю, чтобы по всем силам моим стараться быть во всех моих деяниях предусмотрительну и мудру; в действиях моих осторожну, в словах моих умеренну, в должностях моих праведну, в предприятиях моих честну, в моем суждении честну, в образе моего обхождения человеколюбиву, благородну, добросердечну и преисполненну любви ко всем человекам, а наипаче к моим братьям; я обещаюсь быть послушну начальникам моим во всем том, что мне для блага и преуспеяния Ордена, которому я обязан во всю жизнь сохранять верность, повелено будет; я обещаю быть осторожну и скрытну; умалчивать обо всем том, что мне поверено будет, и ничего такого не делать и не предпринимать, которое бы могло открыть оное; в случае же малейшего нарушения сего обязательства моего подвергаю себя, чтобы голова была мне отсечена, сердце, язык и внутренная вырваны и брошены в бездну морскую; тело мое сожжено и прах его развеян по воздуху. В чем да поможет мне Господь Бог и его милосердие,



Аминь.



Голенищев-Кутузов П. И.  Ободрение свободному каменщику («Мужайтесь, братия избранны!..») // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 100—103. — [Т.] V.



Мужайтесь, братия избранны!



Небесной мудрости сыны!



Помыслите, к чему вы званы,



Что были, есть, чем быть должны,



Сколь превосходна, сколь священна



Цель наших ревностных работ,



Сколь радостно, сколь вожделенно



Зреть Солнца светлого восход.



*



Союз ненарушимый Братства



Начертан в глубине сердец;



Он выше почестей, богатства,



Печать всех благ, доброт венец.



Коль будем в нем неколебимы,



Он в высши круги нас введет



И таинства непостижимы



Внутри и вне нас развернет.



*



Парить до высоты небесной



Он даст нам быстрые крыле



И силой, мудрым лишь известной,



Нас паки обратит к земле,



Чтоб в ней родить благословенье,



Чтоб радость Братьям проливать



И чтобы в сладком упоенье



Любовью жить и ей дышать.



*



Сия любовь неизреченна



С небес во образы сошла.



Она везде непечатленна,



Но здесь она себя дала



Вкусить, восчувствовать толь ясно



И говорить толь велегласно



Сквозь чувственность и вещество,



Что токмо буйством ослепленный,



Во тьме пороков погруженный



Не зрит здесь света торжество.



*



Сей свет тому, конечно, ясен,



Кто тьму внутри и вне узрел,



И в странствии тот безопасен,



Кого из черноты извел



Дух благотворный, ниспосланный



К нему с востока от небес,



Ему для руководства данный,



Чтоб он увидел тьму чудес.



*



Он их увидит несомненно,



Свершивши тройственный свой путь.



Светяща искра отдаленна



Едва успеет лишь блеснуть.



Свет полный вскоре возродится,



Едва спадет с очей покров.



Во всех лучах своих открыться



Чертеж природы всей готов.



*



Когда ж чрез узел соплетенный



Творит сей странник только шаг,



То все орудия священны



Увидит он в златых огнях,



Отверзто слово созерцает,



Его касается любовь.



Тогда он смело съединяет



Свою со кровью Братской кровь.



*



Прошед чрез опыты столь тайны,



Любви сей первенец и сын,



Узрев лучи необычайны,



Течет в свой путь как Исполин,



Благодаря любовь бесценну,



Его привлекшу мудрых в храм,



Одежду чисту, убеленну



Пояшет по своим чреслам.



*



Даров толиких удостоен,



Толь бодро подвиг соверша,



Утешен, весел, успокоен,



Ликуют дух в нем и душа.



Он очи простирает ясны



К священным, тайным образам,



Чрез объясненья громогласны



И свет и жизнь он черплет там.



*



Исполненный сей жизни новой,



Покрытый мудрости щитом,



Сей воин, к подвигу готовый,



Исходит в мир сражаться с злом.



Везде по терниям ступает,



Но делает из них цветы.



Он свет повсюду проливает



И гонит мрак и все мечты.



*



Так должен действовать в сем мире



Премудрости избранный сын.



Он телом здесь, душой в Эфире.



Он здесь! — Но неба Гражданин.



Развязан в духе и свободен,



Не носит он страстей оков.



Таков, о Братья, превосходен



Плод здесь свершаемых трудов.



*



О Братия, не ослабейте,



Не утомитесь на пути.



Едино то в виду имейте,



Чтоб с равной бодростью идти.



Пребудем крепко съединенны



Всей силой сердца и ума



И будем твердо убежденны,



Что нас ведет любовь сама.



*



О Ты! Живущий в светлом храме



Превыше тверди и небес,



Но Ты ж, вместивший в тесной раме



Толико таинств и чудес



Во знак любви и снисхожденья,



Для назиданья, просвещенья



Твоих блуждающих рабов!



Отец любови! Бог щедроты!



Очисти милостью работы



К Тебе стремящихся сынов.



Публикация



Е. В. БРОННИКОВОЙ,



В. И. САХАРОВА