Сегодня и вчера
Примечание:
Бакунин П.А. Основы веры и знания. — СПб.,1886. С. 297.
Животное исполнено незыблемою верою в непреложную истинность того, чем оно живет в себе, — что ему внушается его смыслом жизни, или его жизненным инстинктом. Жить для него и значить — верить; так что, его жизнь — нераздельна с его исполняющею верою; оно может сомневаться только в точном значении тех или других ему предстоящих обстоятельств может недоумевать, — нет ли в них чего подозрительного, или опасного. Но самый инстинкт, которым оно руководится, самая вера его в смысл своей жизни и ее непосредственных внушений, для него — превыше всяких сомнений и не возбуждает в нем ни критики, ни раздумья. Человек, напротив, исполнен раздумьем и не может обойтись без критики, даже и по отношению к своему жизненному смыслу, к своему человеческому инстинкту. В силу своего инстинкта, он верит только в безусловную истину предвечного смысла, или только в Бога; но именно потому, он и может во всем сомневаться и даже — в той самой истине, которую он сам же утверждает всем существом своим. Вера в вещи определяется только необходимостью, не допускающей никаких сомнений; верить же в Бога возможно, хотя не но произволу, но во всяком случае, только свободно, или свободою, которая не исключает и не устраняет никаких помышлений, как разве те, которые устраняются сами собою. Сознавая в себе, что его эмпирическое существование — не адекватно и не сообразно с безусловным образом вечной истины, человек во всякое время открыт сомнению и всегда готов или, в силу своего умозрения, отвергнуть чувственное, опытное свидетельство, или, наоборот, в силу эмпиризма чувств и рассудка, отвергнуть свидетельство умозрения и смысла. Как из влажной земли силою солнца вызываются и возникают все ее испарения, так из необъятного мирового содержания, объясняемого и уразумеваемого силою смысла, исходит всякого рода помышления и соображения, и ни одно из них не остается чуждым человеку. Он живет всеобщею, мировою жизнью и мыслит сам в себе все, что явно или тайно мыслится в мире; каждое из мировых сказаний находить в нем свой отголосок и сказывается его уму внятным образом. Вследствие чего, сфера его помышлений есть необъятная сфера, и включает в себя не только силу и значение веры, но также и все значения, и всю силу сомнения. |
Витовт решил сокрушить Орду. Звал Василия. Тот уклонился. Орда победила. Москва спаслась.
И государь скомандовал «В Бобруйск!»
Тому, кто доставит живым шведского короля, было обещано шесть дукатов, а в доказательство требовалось предъявить королевский камзол.
Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку Царицу, вспомним, век ее каков!
С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…
Не слушать отбоя, его не будет, пока неприятель совсем не истребится!
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
Булавин, видя, что казаки сами готовы схватить и выдать его, решился предупредить ожидавшую его казнь, и убил себя выстрелом из пистолета
Губернатору Иркутскому предписать, чтобы он отвел под поселение места между Байкала, реки Верхней Ангары, Нерчинска и Кяхты, избирая места самые плодороднейшие
|