Новости по теме

Новая книга по истории русской философии

Ванчугов В.В. Первый историк русской философии: Архимандрит Гавриил и его...

Рождественские чтения на философском факультете МГУ

24 января с 11:00 до 15:00 в зале Профессорского собрания философского факультета...

К списку новостей

Статьи по теме

... «Вехи» оказываются действительно важной вехой на пути к пост-секулярному состоянию...

««Вехи»: понятие религии в контексте философского постижения модерна в XX веке»

Отвечая на ряд вопросов, связанных с выявлением истинного содержания...

К списку статей

Лев Шестов и его борьба против разума

Лев Шестов и его борьба против разума

Лев Шестов и его борьба против разума


Задача философии не успокаивать,

а смущать людей

Лев Шестов


Существуют мыслители, о которых можно сказать, что всю свою жизнь они писали одну-единственную книгу: великая идея, однажды овладев их помыслами и чувствами, неотступно сопровождала все их творчество вплоть до самого последнего часа. Таковы Паскаль, Кьеркегор, Ницше и Унамуно. К этой же когорте экзистенциальных мыслителей принадлежит и Лев Шестов. Идеи этих философов имеют нечто общее с исповеданием веры библейских апостолов: как и последние, они не просто доказывают истину, апеллируя к аргументам разума, фактам опыта или событиям истории, а возвещают то, в чем аргументы, факты и события совпадают с высшим смыслом бытия. Главное, с их точки зрения, это не данные опыта, не законы разума, а свидетельства веры, ибо только в ней находит свое адекватное выражение экзистенциальная истина. Но эта вера - не откровение, а философская вера, способная, по мнению Шестова, «вырвать человека из власти необходимых истин, которые овладели его сознанием после того, как он отведал плодов с запретного дерева... дает человеку мужество и силы, чтобы глядеть в глаза смерти и безумию и не склоняться безвольно пред ними» (Шестов Л. Сочинения : в 2 т. М, 1993. Т. 2. С. 27).

С такой точки зрения миссия экзистенциальной философии состоит в обосновании борьбы веры против разума по поводу невозможного. Вслед за Кьеркегором Шестов утверждает: «Философия не вправе отнимать у человека веру, не вправе высмеивать веру» (Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993. С. 437). Вера ставит вопросы, на которые нет и не может быть обязательных для всех ответов. Сама философия превращается в учение о предпосылках возможного, которые не могут доказываться таким же образом, каким научное познание доказывает истинность конечных вещей. По мнению русского мыслителя, единственным критерием истины философской веры может быть только личный опыт. Если ты понимаешь, что «твоя истина» не может быть общеобязательной, но, тем не менее, ты не отрекаешься от нее, значит, она тебе для чего-то нужна, а, следовательно, может пригодиться и другим людям.

Шестова нередко упрекали в недостатке объективности, в пристрастности, в произвольном обращении с философским наследием мыслителей прошлого, в приспособлении их идей к собственным утверждениям, на что мыслитель отвечал: история мысли - это не склад, где хранятся различные учения и идеи, предназначенные для «научного употребления». История философии - это не музей восковых фигур, а скорее, судебное состязание, в котором мыслители прошлого выступают в роли свидетелей, защитников, обвинителей или обвиняемых.

В одном из своих эссе о Достоевском Шестов приводит еврейскую легенду, согласно которой к человеку в его предсмертный час прилетает ангел смерти, сплошь покрытый глазами. Зачем этому небесному существу, разлучающему душу с телом, понадобилось столько глаз? Дело в том, что ангел прилетает иногда слишком рано, когда жизненная траектория человека еще не завершена, и, чтобы загладить свою вину, небесный посланник оставляет ему еще два глаза из бесчисленных собственных глаз. «И тогда человек внезапно начинает видеть сверх того, что видят все и что он сам видит своими старыми глазами, что-то совсем новое. И видит новое по-новому, как видят не люди, а существа "иных миров", так, что оно не "необходимо", а "свободно" есть, т. е. одновременно есть и его тут же нет, что оно является, когда исчезает, и исчезает, когда является. Прежние природные, "как у всех", глаза свидетельствуют об этом "новом" прямо противоположное тому, что видят глаза, оставленные ангелом... И тогда начинается борьба между двумя зрениями, естественным и неестественным, борьба, исход которой так же, кажется, проблематичен и таинственен, как и ее начало» (Шестов Л. Указ. соч. Т.2. С. 233).

Человек, сделавший своей экзистенциальную истину о собственной смерти, видит отныне мир глазами, подаренными ему ангелом, и поэтому открывает такие измерения, которые были недоступны его земному зрению. Можно утверждать без риска ошибиться, что русский мыслитель стремился и в самом себе культивировать именно такое зрение в борьбе против власти очевидностей разума и свидетельств здравого смысла. И тем не менее высокое достоинство человека, которое так страстно защищал Шестов, сам пафос его донкихотской борьбы против разума невольно свидетельствуют об огромной протеистической силе его противника. Как не вспомнить здесь выражение Ницше: «Кто борется против чудовищ, тот должен остерегаться того, чтобы самому не превратиться в одного из них». И Шестов, похоже, отдавал себе в этом отчет. «С дьяволом, как известно, нужно быть крайне осторожным: довольно ему схватить вас хоть за кончик ногтя, и он всего вас унесет. То же и с разумом: уступите ему хоть одно-единое положение, хоть одну предпосылку - и finita la comedia. Вы никогда от него не отвяжетесь и будете принуждены рано или поздно признать над собой его суверенные права» (Шестов Л. Избранные сочинения. С. 468). Русский мыслитель знал это, но тем не менее в своих собственных философских рассуждениях не был свободен от парадокса: борясь против аподиктических претензий разума, он стремился сообщить своим идеям статус непреложности и убедительности. Интересно в этом плане отношение Шестова к Спинозе. Голландский мыслитель в глазах русского философа был символом презираемого им европейского рационализма, холодной бесстрастности рассудка. Лемме Спинозы - не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать - Шестов открыто противопоставляет свой ироничный совет, призывающий скорее плакать, смеяться и проклинать, чем понимать. В то же самое время Шестов часто вспоминал Спинозу и постоянно его цитировал в своих работах. Как и Унамуно, русский мыслитель пытался перетолковать «ледяной рационализм» гаагского мудреца, доказать, что его «интеллектуальная любовь к богу» в действительности - это не символ познания всеобщей и необходимой истины, а выражение его непреоборимого стремления к личному бессмертию. Как бы там ни было, а разум для Шестова - ненавистный враг, ибо он оправдывает подчинение человека необходимости. Разум мыслит преимущественно силлогизмами: достаточно зафиксировать начальную посылку, и все остальное разворачивается почти автоматически, что означает, что не мы мыслим, а разум мыслит за нас. Но философия, полагает Шестов, не должна иметь ничего общего с принудительной логикой нашего интеллекта. Философия - это искусство мыслить, которое разбивает цепь силлогизмов и входит в сферу, где все в равной степени возможно. Если разум ищет бесспорные положения, если он стремится к непреложным истинам и предельным основаниям, если он избегает всего проблематичного и неопределенного в жизни, то такой разум, по мнению Шестова, не должен иметь ничего общего с философией, ибо последняя, взятая в своем экзистенциальном измерении, именно в проблематичном и неопределенном открывает свой подлинный предмет. Если для научного мышления проблематичное - это лакуна, которую надо заполнить, а для религиозного сознания сомнение должно быть заменено догмой, то экзистенциальной философии следует принять на себя риск радикальной открытости. «Проблематичное, хаотичное и сомнительное нас пугают, кажутся нам источником зла, угрожающего нашей жизни. Но это не так. На самом деле хаос есть отсутствие всякого порядка, значит, и того, который исключает возможность жизни. Хаос вовсе не есть ограниченная возможность, а есть нечто прямо противоположное, то есть возможность неограниченная» (Kolakowski L. Si Dios no existe... Mexico, 1993. P. 137). Это понятие, которое позволяет нам мыслить немыслимое, это такое «знание», которое сообщает нам нечто о природе нашего знания.

logosfera_Shestov_2.jpg 

Шестов видит миссию своей философии не в поиске истины как таковой, а в культивировании духа последней. А это, с его точки зрения, означает постоянное сомнение в том, что кажется очевидным и определенным, а следовательно, и догадку, что может иметь место и «другая сторона» того, что мы привыкли считать бесспорно истинным; она-то и не позволяет нам забывать, что существуют проблемы, которые выходят за узкий горизонт нашего разума. Сентенции Дунса Скота, которого в Средние века называли doctor subtilis: «Верую, Господи, во все то, что говорит твой великий пророк, но научи меня также, если можешь, уразуметь» Шестов противопоставляет свою лемму, которую можно было бы выразить так: «Верую, Господи, во все то, что говорит твой великий пророк, но научи меня также, как унизить мой разум». Метод философствования Шестова с его провоцирующим иррационализмом, саркастическим стилем и склонностью к парадоксам можно назвать апофатическим. Он отвергает любую попытку доказать с помощью разума абсолютное, а невыразимое и непостижимое кладет в основание своей «беспредпосылочной философии».

С точки зрения шестовского экзистенциализма, мир начинается и завершается с каждым индивидуумом, будь то великий мудрец или голодный нищий, ибо каждый из нас живет, погруженный в собственное существование. Но весь парадокс состоит в том, что далеко не каждый склонен замечать эту элементарную истину, осмеливается посмотреть на мир собственными глазами, а поэтому ищет «общие шоры» - опору и авторитет во мнении других. Человеку гораздо легче принять то, что ему чуждо, но что одобряется большинством, чем то, что он хочет, но что отвергается другими. Даже религия, которая санкционирует поиск «последних истин», утверждает, что человек не должен доверять священной истине на свой собственный страх и риск. Точке зрения «всемства» Шестов противопоставляет суждение единичного: «...Если вы сохранили живые глаза и чуткий слух, бросьте инструменты и приборы, забудьте методологию и научное донкихотство и попытайтесь довериться себе. Что за беда, что вы не добудете общеобязательных суждений и увидите в баранах баранов? Это шаг вперед, может быть. Вы разучитесь смотреть вместе со всеми, но научитесь видеть там, где еще никто не видел, и не размышлять, а заклинать, называть чуждыми для всех словами невиданную красоту и великие силы» (Шестов Л. Указ. соч, Т. 2. С. 168).

По мнению русского мыслителя, философия, как и религия, в силу своей сути отсылает нас к «последним истинам». Но они, словно пугливые животные, прячутся от охотника-философа в чаще дремучего леса. «Последние истины» обладают свойством очаровывать смертных загадочным блеском красоты. Но, будучи невыразимыми, они не поддаются отливке в матрицы точных формул. «Последние истины» обнаруживают себя посредством намеков и метафор и не желают превращаться в догмы разума, ибо догма предполагает обязательство, а стало быть, так или иначе влечет за собой принуждение. В рациональном познании человек утрачивает свою свободу и превращается в «мыслящий камень». На предположение Спинозы о том, что если бы камень был одарен сознанием, то он был бы уверен, что падает на землю свободно в силу своей каменной сущности, Шестов возражает, что обладающий сознанием камень падал бы в силу необходимости своей каменной сущности. С точки зрения русского философа, идея необходимости могла возникнуть только в камнях, одаренных сознанием, а поскольку она пустила свои корни в недрах человеческих душ, то большинство мыслящих существ не являются подлинными личностями, а скорее представляют собой род камней, наделенных сознанием. Правила «каменного сознания» запрещают человеку выражать свою озабоченность по поводу смысла собственного существования и личного спасения. Разум стремится овеществить все, что попадает в поле его «каменного зрения», включая наше «я» и самого Бога. Но как пишет Колаковский, воспроизводя смысл возражений Шестова, «Я не есть вещь, равно как и Бог не является вещью; никому из нас Разум не может предписывать онтологический статус, а, следовательно, он вынужден, в силу собственных норм, редуцировать нас к тому, чем мы не являемся, а именно - к предметам. Пытаясь мысленно схватить самого себя и Бога, я, тем самым, неизбежно перехожу на позицию иррационального бунта, так как Разум с необходимостью выступает в роли разрушителя как меня самого, так и Бога, поскольку мы оба выходим за рамки его способности к ассимиляции» (Unamuno. Miguel de. Obras completas. Madrid, 1950. Vol. 4. P. 671).

Чтобы избежать пагубного влияния Медузы Горгоны необходимости, которая превращает в камень всякого, кто осмеливается посмотреть ей прямо в глаза, надо, согласно Шестову, попытаться отыскать последний источник истины вне рамок научного познания, нужно выйти из платоновской пещеры и спросить: действительно ли мир человека есть мир, чьи законы продиктованы разумом? Является ли этот мир единственно возможным, а разум и его законы воистине всемогущими? Как и «подпольный человек» Достоевского, русский мыслитель склонен показывать фигу миру, управляемому законом необходимости. И хотя философ сознает, что из этого мира не существует выхода, по крайней мере в пределах человеческой жизни, тем не менее, он лелеет надежду избежать «каменного взгляда» Медузы необходимости. В своем стремлении преодолеть необходимость человек должен оставить, вынести за скобки все очевидности, которые ему навязывают история и его собственный опыт.

Мир, каким его представляет Шестов, - это «великий немой», вещь в себе; а это означает, что сам по себе он не содержит никаких требований, вызовов и оправданий поведению человека, а посему было бы нелепо искать в нем ответа на вопрос о нашем предназначении: для какой цели и ради чего нам следует жить? Этому «великому немому», этой Медузе необходимости Шестов противопоставляет бунт самого человека. Только в бунте против необходимости субъект может удовлетворить свою жажду абсолютного, которое находится близко, очень близко, гораздо ближе, чем об этом свидетельствуют очевидности нашего опыта. Абсолютное находится в нас самих, абсолютное - это мы сами. Было бы напрасно искать абсолютное в исторических вызовах, в религиозных мифах или в текстах великих мыслителей; оно открывается человеку в его спонтанных и одновременно непреложных актах поведения. Уверенность, с какой разум считает себя хозяином внутреннего мира человека, отвергается самим его опытом, взятым в моменты непосредственных переживаний, которые никакое последующее объяснение или истолкование не способно отвергнуть. Переживания человека свидетельствуют о том, что разум искажает и ретуширует его первичные реакции тем, что интерпретирует их в соответствии со своей логикой.

Сам Сократ, духовный отец европейского рационализма, рассказывает нам, что даже он не всегда поступал согласно рецептам разума, а по наитию, повинуясь голосу своего «Демона». Человек действует иногда вопреки своим разумным намерениям, которые противоречат также и социальным нормам выгоды или соображениям пользы, но одновременно он понимает, что не мог вести себя иначе. Он инстинктивно сознает, что его иррациональные действия скрывают в себе подчас более глубокие убеждения (демон Сократа), чем все доводы его разума. В основе этих действий лежит вера, но не конфессиональная, а экзистенциальная вера, которая не содержит в себе никаких гарантий быть доказанной или быть выраженной в категориях разума. Эта вера, погруженная в омут страхов и сомнений, есть вера апостола Павла, Лютера и Паскаля. Эта отвага, это духовное дерзание выводят человека на грань между возможным и невозможным, ведут к прорыву в сферу невозможного, в которой разум, не найдя привычного для себя выхода, взывает к Богу как к последнему средству, превращающему невозможное в возможное.

Чтобы преодолеть безысходность, вызванную диктатом разума, надо, с точки зрения Шестова, решиться на парадоксальный шаг: изменить базовые ориентиры человека, преобразовать его привычные ожидания. Безысходность ведет к отчаянию, которое вытекает из крушения надежд, возлагаемых на разум. Но почему, спрашивается, человек должен в него верить? Разум, который руководит человеческими действиями, не способен привести их носителей в царство всеобщего счастья. И не существует никаких доказательств в пользу того, что Бог или природа задумали это иначе. Идея о том, что разум предназначен человеку, с такой точки зрения есть иллюзия, порожденная сознанием индивида, напуганного неискоренимым драматизмом бытия. Отчаяние и есть расплата за эту иллюзию.

Идея о том, что разум есть синоним привычного, постепенного и естественного, противоречит, с точки зрения Шестова, жизни, главными атрибутами которой являются отвага, творчество и тайна, что сближает ее с Богом. «...Нужно стремиться к тому, чтоб у нас было то, что есть у бога. Стало быть, нужно заботиться не о том, чтобы превращать заметное в незаметное, а о том, чтоб выявлять даже чуть-чуть заметное. Соответственно этому мы должны жадно набрасываться на всякое "вдруг", "внезапно", "творческое fiat", безосновность, безмотивность и больше всего беречься обессиливающей мысли теории постепенного развития» (Достоевский Ф. М. Собрание сочинений : в 12 т. М., Т. С. 421). Философия, которая черпает свои аргументы из разума, противопоставляет мир и покой отваге, беспокойству и жизненному напряжению. Это, однако, не означает, что отвага автоматически гарантирует успех. Отважный человек идет вперед не оттого, что заранее знает, что впереди его ждет успех, а потому, что он отважен, потому, что им движет «одна только вера» Лютера. Человек может ясно видеть возможность своей неудачи, но тем не менее он берет на себя ответственность за те результаты, которые ни он, ни другие не были в состоянии предвидеть. Тем самым Шестов стремится закалить волю человека с помощью обескураживающих пророчеств. Он сознательно пытается внести беспокойство и разлад в души, склонные к самообольщению под влиянием Сирены разума, ибо метафизика, с его точки зрения, - это не магия утешения, а разоблачение и развенчание деспотической власти разума. Демистифицируя очевидности опыта и обнажая границы здравого смысла, Шестов стремится воспрепятствовать превращению их в абсолюты, ибо когда их начинают трактовать именно так, то они, по его мнению, вытесняют суверенность и свободу личности и превращают ее в органный штифтик.

С точки зрения русского философа, история - это клоун, насмехающийся над священными убеждениями своих агентов. Верования, бывшие еще вчера злободневными и актуальными, сегодня уже считаются устаревшими и сменяются новыми. Каждое поколение, впитав в себя старые истины, затем сбрасывает их, чтобы воздать почести новым святыням. Было бы напрасно в этом непрерывном круговороте верований и убеждений искать какой-либо смысл; в нем всегда торжествует двусмысленная ирония, предающая осмеянию пустые мечтания потомков Адама и Евы.

Шестов понимает, что его иррациональный бунт против разума не способен сломить его заклятого противника. И тем не менее сама борьба против очевидностей ума есть симптом, указывающий на нечто желаемое, но сокрытое, равно как и свидетельство тщетности обнажить тайну сокрытого. Наделенный глазами ангела смерти, человек обретает сознание непобедимого стремления выйти за пределы, очерченные его интеллектом, хотя одновременно он понимает, что не способен удовлетворить данное желание. Глаза, подаренные ангелом, - это намек на то, что он «показывает себя» посредством отрицания здравого смысла. Они раскрывают наше высшее предназначение именно через сомнение в могуществе разума. Наделенный этим «чудесным зрением», человек утрачивает уверенность, которая обычно сопровождает суждения его здравого смысла, и отныне начинает жить в отчаянии. Сомнение, неуверенность, отчаяние, непрерывное сражение с конечным уделом, который возвещает человеку его собственный разум, - все это, несомненно, роднит Шестова с Унамуно. «Сделаем так, чтобы ничто, если оно нам предназначено, превратилось бы в несправедливость; давайте бороться против Судьбы, пусть даже без надежды на победу, давайте бороться против нее по-донкихотски» (Шестов Л. Избранные сочинения. С. 450). Как и испанский писатель, русский философ считает, что «судьба» - это слово, к услугам которого мы прибегаем именно тогда, когда наша жизнь кажется нам безвыходным тупиком или тяжким бременем, которое мы тщетно пытаемся преодолеть. Судьба безразлична к нашим желаниям; это она, а не мы определяет, что с нами произойдет. И тем не менее мы, подобно Рыцарю Печального Образа, стремимся утешить сирот и ободрить обиженных, черпая иллюзию решимости со дна нашего отчаяния, ибо таков уж наш «экзистенциальный проект», ибо такими уж нас сотворил Бог. Без иллюзии, без утопической надежды идея истины утрачивает свое мистическое измерение и превращается, говоря словами подпольного человека, в «неприличность». Человек, переживающий состояние абсурда, восстает против очевидностей здравого смысла, ударяется головой о стену, сознавая одновременно, что никогда не сможет освободиться от желания повторить это абсурдное искушение, ибо оно принадлежит к сущности его бытия и тем самым, по-видимому, уже не напрасно.

logosfera_Shestov_00.jpg 

Всю свою жизнь Шестов восхищался Достоевским, считал его одним из своих учителей. Но его отношение к великому русскому писателю было весьма избирательным. Для Шестова самым важным произведением Достоевского были «Записки из подполья», тогда как последние великие романы писателя он считал лишь комментариями к «великой загадке», поставленной в «Записках». Философ готов принять установку анонимного героя из «подполья», который, как и он сам, отчаянно борется против очевидностей здравого смысла. «...Есть один только случай, только один, когда человек может нарочно, сознательно пожелать себе даже вредного, глупого, даже глупейшего, а именно: чтоб иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть связанным обязанностью желать себе одного только умного. Ведь это глупейшее, ведь это свой каприз, и в самом деле, господа, может быть всего выгоднее для нашего брата из всего, что есть на земле, особенно в иных случаях... Может быть выгоднее всех выгод даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям вашего рассудка и о выгодах, потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, т. е. нашу личность и нашу индивидуальность» (Достоевский Ф. М. Указ. соч. Т. 2. С. 230).

Развивая экстравагантные рассуждения «подпольного парадоксалиста», Шестов заявляет, что боль не всегда есть свидетельство опасности, угрожающей человеку, как удовольствие не всегда является знаком надежности и безопасности. Напротив, именно безмерное удовольствие представляет собой наибольшую угрозу человеку. Не случайно, что многие мыслители прошлого осуждали гедонизм и проповедовали идеал аскетизма. По мнению Шестова, в этом заключается смысл сентенции киника Антисфена: «Лучше сойти с ума, чем испытать удовольствие». С такой точки зрения, удовольствие как цель в себе приводит к душевной атрофии, уменьшает склонность к эмпатии и состраданию, тогда как страдание есть залог творчества: только оно пробуждает в человеке истинно человеческое.

Как и «подпольный» персонаж Достоевского, Шестов выражает свое презрение к здравому смыслу, не хочет принимать его всерьез, подвергает его всяческому осмеянию. В то же время он понимает, что его утверждения ведут к абсурду, который он прячет за завесой иронии. Как человек, обладающий ироническим складом ума, он хотел бы возвыситься над миром очевидностей разума и не испытывать (по крайней мере в своем воображении) никаких обязанностей перед Необходимостью. Желая сказать «да», он говорит «нет», и это «да» употребляется им для того, чтобы выразить свое искреннее отрицательное отношение к непреложным очевидностям разума. Приведем для иллюстрации характерный отрывок из «Апофеоза беспочвенности», из которого хорошо видно ироническое превосходство субъективной позиции автора по отношению к собственным утверждениям. «Каждая почти жизнь может быть резюмирована в нескольких словах: человеку показали небо - и бросили его в грязь. Все мы аскеты, одни по воле, другие - поневоле. Здесь на земле в людях только побуждаются мечты и надежды, исполняются же они не здесь. И тот, кто больше всех вынес лишений и страданий, проснется наиболее живым и разбуженным. Такие речи нашептывает нам метафизик. И мы прислушиваемся к ним, нередко повторяем их... Иногда мы им верим и выковываем себе из них философское мировоззрение. И даже утверждаем, что если бы у нас была власть, мы бы ничего, ровно ничего не изменили в этом мире... А все-таки, если бы каким-нибудь чудом эта власть попала бы в наши руки, с каким наслаждением послали бы мы к черту все возвышенное миросозерцание, метафизику и идеи и просто-напросто без дальних размышлений устранили бы с земли все страдания, все безобразие, все неудачи, которым мы приписываем такое огромное воспитательное значение. Надоело, ох как надоело нам учиться! Но ничего не поделаешь. А потому, faute de mieux, будем по-прежнему выдумывать системы. Ведь по справедливости, они имеют полное право на это» {Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. С. 230).

Ирония Шестова в чем-то напоминает глумливые инвективы подпольного человека, который, отрицая очевидности разума и здравого смысла, тут же подвергает осмеянию собственные абсурдные утверждения. «Конец концов, господа: лучше ничего не делать! Лучше сознательная инерция! Итак, да здравствует подполье! Я хоть и сказал, что завидую нормальному человеку до последней желчи, но на таких условиях, в каких я вижу его, не хочу им быть (хоть все-таки не перестану ему завидовать. Нет, нет, подполье во всяком случае выгоднее!). Там по крайней мере можно... Эх! Да ведь я и тут вру. Вру, потому что сам знаю, как дважды два, что вовсе не подполье лучше, а что-то другое, совсем другое, которого я жажду, но которого никак не найду! К черту подполье!» (Camus A. El mito de Sisifo. Buenos Aires, 1953. P. 44).

И тем не менее между иронией Шестова и абсурдистским дискурсом «подпольного персонажа» существуют определенные различия. Отрицание непреложности здравого смысла, сомнение во всеобщности истин разума заводят Шестова в духовный тупик, ибо он не в состояниии предложить никакой достоверной истины взамен отвергаемых. Однако его ирония хранит память о поражении в борьбе против разума, отсюда проистекают его отчаяние и ностальгия по утраченным иллюзиям. Напротив, для «подпольного человека» Достоевского ирония - это не трагедия, а мазохистское удовольствие от игры противоречиями, которое не ищет никакого результата и не стремится к какой-либо определенной цели. Усвоив ироническое отношение к действительности, русский философ в то же время сознает невозможность постоянного пребывания в этом состоянии. Подобно Кьеркегору, Шестов пытается превратить иронию из простой игры в экзистенциальную позицию. Поэтому его ирония есть не просто пародия, не просто игра досужего ума, а род трагедии - встреча с миром необходимости и одновременно бунт против этого мира.

С точки зрения Шестова, в основе всякой трагедии лежит довольно тривиальная истина: возникнув без всякой цели, мир следует своему собственному курсу, равнодушный к нашим намерениям, и в какой-то момент исчезнет, не оставив и следа. Вся история мира есть история поражения Бытия и победы Ничто. Этот постулат делается еще очевиднее приминительно к судьбе человека, чья жизнь - всего лишь короткое мгновение между бесконечностью будущего и бесконечностью прошлого. Человек воспринимает эту истину как нечто жестокое и несправедливое, и поэтому взывает к Небу, бунтует против беспощадности слепой судьбы. Из этой конфронтации отчаяния субъекта и ледяного равнодушия мира рождается абсурд. Для чего человек нуждается в Боге? - спрашивает Шестов и отвечает: чтобы заполучить невозможное, ибо возможное - в наших руках. С такой позиции Бог -это великий провокатор, для которого не существует ни принципа противоречия, ни закона достаточного основания, ни вечных истин. Такой Бог, невзирая на все ужасы нашего почтенного рассудка, может сделать бывшее небывшим, а небывшее - бывшим. Этого Бога ничто - ни Добро, ни Истина, ни Красота - не может обязать, ибо он сам творит из недр собственной свободной воли и Добро, и Истину, и Красоту. Но именно такой Бог, способный явить любое самое невероятное чудо, символ бесконечных возможностей, часто внушает страх, и человек предпочитает ему холодно-равнодушную достоверность Ничто. Большинство представителей человеческого рода живут под властью этого Ничто, заведомо обреченные на жалкое прозябание. «Мы всего боимся, - утверждает Шестов, - мы боимся даже Бога и не решаемся ввериться ему, не убедившись вперед, что Он ничем не грозит нам. И никакие "разумные" доводы не могут разогнать этот страх: разумные доводы, наоборот, питают его» (Philonenko A. La filosoftm de la desdicha. Т. 2, Madrid, 2004. Р. 19). Разум, с такой точки зрения, есть источник абсурда, который, в свою очередь, дает начало вере. Только вера, возникающая из абсурда, не страшащаяся никаких доводов разума и не склоняющая голову перед властью необходимости - только такая вера конституирует предпосылку «экзистенциальных истин», восходящих к Богу.

Для Шестова, пишет Альбер Камю, «разум - это тщета, но есть нечто другое по ту сторону разума. Для абсурдного духа (т. е. для самого Камю. - М. М.) разум есть тщета, но нет ничего другого по ту сторону разума» {Бердяев Н. А. О русской философии : в 2 т. Свердловск, 1991. Т. 2. С. 100). Принесение в жертву разума, являющегося инструментом возможного, в пользу веры, прибежища невозможного, должно, по идее, привести к преодолению абсурда, но в действительности имеет место нечто противоположное. По мнению Камю, отчаяние есть не только исходный пункт, но и состояние, которое не исключает счастья. Даже Сизиф, символ абсурдного человека, может быть счастливым; между тем как Бог Шестова, источник экзистенциальной веры, находится по ту сторону добра и зла и не может дать человеку никакого утешения. Саркастический глашатай банкротства разума, Шестов тем не менее не склонен предаваться иллюзиям по поводу собственного разочарования. Вера как ожидание невозможного сама по себе оказывается менее значимой, чем борьба против разума, которая ей предшествует. По меткому замечанию Алексиса Филоненко, у Шестова скептицизм, сомневающийся в самом смысле своей борьбы, возведен из существования в ранг сущности» (Cioran E. M. Adiys a la nlosofna. Madrid, I988. P. 22).

Согласно Шестову, наш разум не может быть нашим путеводителем в поисках земли обетованной. Последняя находится там, куда приходит верующий; вера превращается в обетованную землю именно потому, что туда ступает нога верующего. В своей приверженности к Богу, которому «все позволено», философ спешит уверовать в то, что такой Бог не будет принуждать нас вопреки нашему желанию или налагать свою правду в обход нашей воли. Невозможного для такого Бога не существует. Это означает, что он может уничтожить ничто или, напротив, сделать бывшее небывшим.

Когда для «рыцаря веры» все возможности оказываются исчерпанными, остается вера в невозможное, которая может дать ему все, включая и личное бессмертие. Но эта вера - не слепое упование, сообщающее человеку абсолютную уверенность, а скорее надежда, но такая, которая не содержит в себе никаких гарантий успеха и не обладает никакими историческими оправданиями: не существует такой инстанции, которая могла бы морально поддержать ее, кроме переживания актов самой этой веры. Последняя всегда есть свидетельство недостатка, отсутствия, пробела. Для человека, возмущенного непоколебимой властью истин разума, а потому отчаявшегося, мир становится чем-то пресным, стерильным и мертвым. Человек, доверившийся разуму, как правило, апатичен; он склонен жаловаться, что сама реальность утратила для него смысл или стала ему безразличной. Но мир - это не просто пустота и отсутствие смысла; это такое отсутствие, которое внушает человеку надежду на то, что в нем отсутствует. В том, что отсутствует, уверяет нас Шестов, существует подлинная мера нашей жажды абсолютного. Мир возродится, если человек осмелится утверждать себя, если он будет способен на метафизический бунт против своего жалкого удела, уготованного ему «каменными истинами» необходимости.

В своей статье «Лев Шестов и Киркегор» Николай Бердяев, всегда с симпатией относившийся к творчеству своего друга, очень метко подмечает основной изъян его интерпретации Бога. С точки зрения Шестова, пишет Бердяев, «Бог есть неограниченные возможности, и эти неограниченные возможности нужны для исполнения человеческих желаний, для того, чтобы сделать великие несчастья, пережитые человеком, небывшими. Но почему Л. Шестов так уверен, что Бог абсолютно свободный (свобода Бога почти отождествляется с произволом) хочет вернуть Регину Ольсен Киркегору и дать принцессу бедному мечтательному юноше? А, может быть, Бог этого совсем не хочет и предпочитает, чтобы Киркегор лишился невесты, а бедный юноша не получил принцессы? В этом случае тщетны надежды Киркегора и Л. Шестова на Бога. В число неограниченных возможностей Бога входит и та возможность, что Бог не хочет, чтобы Киркегор обладал Региной Ольсен. Очень возможно, что это не змий, не необходимость, не разум и не знание, не Гегель, а Бог лишил Киркегора Регины Ольсен. Я даже позволю себе думать, что, может быть, это не так уж плохо. Регина Ольсен, вероятно, была самой обыкновенной мещанкой, и при счастливой семейной жизни Киркегор, может быть, произносил бы добродетельные пасторские проповеди и писал бы банальные богословские книги, но мы не имели бы его гениальных творений, и Л. Шестов не имел бы случая написать о нем прекрасную книгу» {Шестов Л. Сочинения Т. 2. С. 333).

Тема трагедии человеческого существования, на которую Шестов потратил столько усилий, содержит в себе, с нашей точки зрения, двойной смысл. С одной стороны, размышления о смерти имеют большое значение для понимания человеком единичности и неповторимости своего собственного бьггия. Если бы человек не размышлял о своем конечном уделе, если бы он жил так, словно его жизнь будет длиться вечно, то его существование, вероятно, лишилось бы некоторых важных измерений, связанных с поисками смысла жизни, и свелось бы к безоблачному прозябанию. Как пишет Чьоран: «Существовать - это значит извлекать выгоду из той части в нас, которая связана с ирреальностью, это значит вибрировать от соприкосновения с пустотой, находящейся в нас». Но, с другой стороны, полное погружение в сферу трагического чревато забвением самой жизни. «Новые глаза», подаренные человеку ангелом смерти, не способны вытеснить «обычное зрение». Стереоскопического видения можно достичь только тогда, когда наше зрение будет направлено не только на смерть, но и на жизнь.

В своем очерке о Плотине Шестов говорит, что греческий философ никогда не перечитывал написанных им текстов. «...Изучать Плотина - значит убивать его, но не изучать - значит отказаться от него». Тексты самого Шестова сопротивляются их внедрению в чужое сознание и, к счастью или к несчастью, «не желают» быть перечитанными. Может быть, отдавая себе в том отчет, мыслитель хотел бы лишь заронить импульс в сознание своего читателя, чтобы пробудить его от повседневной рутины и пригласить «побродить» по лабиринту собственной души1.

Примечание:

1 Основные идеи данной статьи изложены в следующем издании: Малышев М.А. Аффективные переживания и поиски смысла жизни. Екатеринбург, 2006.


ОБ АВТОРЕ: Михаил Алексеевич Малышев - доктор философских наук, член Российской академии естественных наук (2000), профессор Автономного университета штата Мехико (Мексика), член редколлегий научных журналов «La Colmena», «Coatepec», «Ciencia ergo sum». Член Национальной системы исследователей (Мексика).


Теги: Религиозная философия

Автор:  Михаил МАЛЫШЕВ

Комментарии (20) 08.04.2011

Обсуждение:
Страницы: 1 2 След.
Alfredo
ИмяЦитировать
Edna
ИмяЦитировать
Barbara
Nike Roshe
Cheap Oakley Sunglasses
Fitflop Sandals
Ray Bans
Air Jordan
Ferragamo Belt
Ray Ban Sunglasses
Cheap Ray Ban Sunglasses
Pandora Charms
Moncler Outlet
Christian Louboutin Heels
Air Jordan 11
Pandora Jewelry Official Site
Cheap Oakley Sunglasses
Pandora Charms
Pandora Jewelry
Jordans 11 Low
Louboutin shoes
Ralph Lauren UK
Christian Louboutin
Fitflop Shoes
Pandora Charms
Valentino Shoes
Oakley Si
Pandora Jewelry
Adidas Superstar
Nike Sneakers
Adidas Outlet
Adidas Yeezy
Goyard Bags
Ray Ban Wayfarer Sunglasses
Moncler
Pandora Charms
Pandora Outlet
Moncler Jacket
Ed Hardy Clothing
Ray Ban Sunglasses
Timberland Boots
Fitflop
Air Max
Ray Ban Aviator
Ray Ban Sunglasses
Red Bottoms Louboutin
Yeezy Shoes
ECCO Shoes
Ray Ban Sunglasses
Nike Air Max
Fitflop Shoes
Ray Ban Outlet
Adidas NMD
Balenciaga Sneakers
Oakley Outlet Online
Pandora
Pandora Bracelets
Longchamp Bags
Ray Ban Eyeglasses Cheap
Birkenstock Outlet
Nike Outlet Store
Pandora
Balenciaga
Oakley Prescription Sunglasses
Pandora Jewelry Outlet
Adidas Yeezy
ECCO Shoes For Men
Adidas Yeezy
Christian Louboutin
Louboutin Shoes
Nike Store
Pandora
Moncler Jackets
Pandora Charms
Nike Outlet
Pandora Jewelry
Oakley Sunglasses Wholesale
Pandora Charms Canada
Pandora Bracelet
Fitflop Outlet
Pandora
Birkenstock Sandals
Balenciaga
Pandora Jewelry Official Site
Louboutin UK
Yeezy Sneakers
Adidas NMD
Bottega Veneta Handbags
Oakley Sunglasses
Skechers Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Adidas Trainers
Bottega Veneta
Birkenstocks
Nike Outlet UK
Oakley Sunglasses
Nike Outlet Store
Kate Spade Handbags
Ferragamo
Goyard Bag
Moncler
Kate Spade
Oakley Standard Issue
ИмяЦитировать
Barbara
Pandora
Bottega Veneta
Skechers Shoes
Adidas NMD
Yeezys
Fitflop
Valentino Outlet
Jordan 11
Ray Ban Aviator
Ray Ban Outlet
Pandora Charms
Ray Ban Outlet
Longchamp Outlet
Air Max
Pandora Bracelet
Fitflop Sale Clearance
Ray Ban Glasses
Pandora Jewelry
Ed Hardy Clothing
Ferragamo Belt
Oakley Prescription Sunglasses
Adidas NMD R1
Pandora Charms
Ray Ban Sunglasses
Red Bottom Shoes
Ralph Lauren Outlet
Birkenstock outlet
Bottega Veneta Handbags
Pandora Charms
Timberland Outlet
Moncler Jackets
Pandora Official Site
Jordan Shoes
Ferragamo
Nike Outlet
Oakley Sunglasses On Sale
Nike Outlet Store
Pandora Bracelet Charms
Fitflop Sandals Clearance
Oakley
Yeezy
Balenciaga Sneakers
Oakley Sunglasses
Goyard Handbags
Nike Outlet
Birkenstock Sandals
Pandora Jewelry
Ray Ban Sunglasses On Sale
Pandora Canada Jewelry
Kate Spade
Pandora Jewelry
Balenciaga
Nike Sneakers
Cheap Ray Ban Sunglasses
Oakley Eyeglasses
Ray Ban Sunglasses
Adidas Yeezy
Yeezy Shoes
Moncler
Goyard Bags
ECCO Shoes
Pandora
Nike Air Max
Nike Factory Store
Fitflop Sale Clearance
Adidas Superstar
Birkenstock Outlet Online
Moncler
Moncler Outlet
Ray Ban Eyeglasses For Sale
Balenciaga
Christian Louboutin Shoes
Yeezy Adidas
Christian Louboutin
ECCO
Pandora Charms
Louboutin
Cheap Oakley Sunglasses
Christian Louboutin
Pandora Bracelets
Adidas Outlet UK
Christian Louboutin Shoes
Nike Roshe One
Pandora Jewelry Official Site
Pandora UK
Oakley Sunglasses
Pandora
Pandora Jewelry
Jordan 11 Low
Pandora Outlet
Pandora
Christian Louboutin
Fitflop Sandals
Moncler
Adidas Shoes
Kate Spade Bags
Oakley Si Sunglasses
Ray Ban Wayfarer Sunglasses
Nike Outlet
Oakley Outlet
ИмяЦитировать
Robert
ИмяЦитировать
Katina
Moncler UK
Yeezy Boost 350 V2 Beluga 2.0
Pandora Jewelry 70% off Clearance
North Face Outlet
Air Max 2018
Red Bottom Shoes For Women
Retro Jordan 11
Fenty Puma
Adidas Outlet
Huaraches Nike
Pandora
Birkenstock Shoes
New Jordans
Pandora Jewelry
Longchamp Handbags
Nike Store
Vans
Kyrie Shoes
Pandora Jewelry Official Site
Kate Spade Outlet
Pandora Outlet
Nike Kyrie 3
KD 10
Curry 4 Release Date
Nike Air Uptempo
Kyrie 3 Shoes
Coach Factory Outlet
Nike Vapormax
Christian Louboutin Shoes
Air Max 95
Adidas Shoes
KD Shoes
Air Max
Birkenstock Sandals
Lebrons Shoes
Nike Vapormax
Skechers
Christian Louboutin Shoes
North Face Jackets For Women
Coach Outlet
NMD
Nike Outlet
Adidas Yeezy Boost 350
Goyard
James Harden shoes
NMD Adidas
Curry Shoes
Lebron 15
Nike Shoes
Jordan 11 Space Jam
Pandora Ring
Cheap Pandora Charms
Nike Cortez Classic
Adidas Ultra Boost
Air Force 1
Jordan 11 Red
Yeezy
Soccer Cleats
Birkenstock Sale
Michael Kors Canada
Yeezy Shoes
Pandora Rings
Louboutin Shoes
Michael Kors Canada Store
Air Jordan 11
Louboutin Shoes
KD Shoes
Kate Spade New York Outlet
Adidas Yeezy
Adidas Shoes
Vans Outlet Store
Kyrie 4
Pandora
Yeezy boost 350 v2
Pandora Jewelry
Timberlad Boots
Adidas NMD
Coach Handbags
Ralph Lauren Outlet
Longchamp Outlet
Birkenstock Sandals
Fenty Puma by Rihanna
Jordan 11
Clarks Shoes
Puma Shoes
Nike Air Max 2018
Yeezy Boost 350 V2 Blue Tint
Yeezy
James Harden shoes
Moncler
Yeezy 350 V2
Red Bottom Shoes
Polo Ralph Lauren Outlet Online
Longchamp
Kyrie Irving Shoes
Adidas Yeezy Boost 350
Ralph Lauren Outlet
Air Max 90
Louboutin Shoes
Nike Air Max
Pandora Jewelry
Adidas Outlet Store
Lebron 15
Pandora Charms Sale Clearance
Polo Ralph Lauren
Jimmy Choo Shoes
Timberland Boots
Ralph Lauren Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Jewelry
Air Max 90
ИмяЦитировать
Catalina
Yeezy
Hermes Handbags
Pandora Charms Outlet
Pandora Charms
Fila Disruptor ii
Asics Gel Nimbus
Adidas Sneakers For Men
Nike Shoes For Women
Asics Shoes
Valentino Shoes Outlet
NMDS
Yeezy 500
Valentino Shoes
Fjallraven Kanken
NMD Adidas
Pandora Charms
Goyard Bags
Christian Louboutin
Nike KD
Adidas Shoes Outlet
NMD
Nike Air Max 270 Men
Timberland Pro Work Boots
Pandora Rings Official Site
Yeezy 500 Blush
Air Max 95
Nike Sneakers
Louboutin
Fjallraven Kanken
Pandora Bracelet
Lebron 16
Asics Gel Kayano
Timberland Shoes
Nike Clearance
Nike Cortez
Pandora Earrings
Fila Sneakers
Nike Outlet Store
Ferragamo Belts
Adidas Yeezy
Timberland Outlet
Asics Sneakers
Fjallraven Kanken Backpack
Fitflops Sale Clearance
Nike Air Max 270 Womens
Timberland Shoes
Nike Outlet Store Online
Hermes Belt Women
Christian Louboutin Heels
Yeezy
Fila Shoes
Puma Store
Nike Outlet
Air Max 270 Men
Yeezy
Louboutin Shoes
Goyard Bags
Yeezy Boost 750
Asics Outlet
Asics Shoes
Air Max 98
Adidas Original
Nike Air Max 95 Essential
New Nike Shoes 2018
Pandora Necklace
Yeezys
Timberland Boots
Balenciaga
Ferragamo
Adidas Yeezys
Nike Cortez Men
Valentino
Asics Gel Kayano 25
Adidas Outlet Store
Nike Air Max 97
Louboutin Outlet
Yeezy Boost 350
Adidas Superstar
Balenciaga Sneakers
Airmax 270
Nike Running Shoes For Women
Puma Shoes
Nike Air Max 98
Pandora Bracelets
KD 11
Adidas NMD R1
Adidas Superstar
Timberland Boots
Pandora Bracelet
Longchamp Outlet
Pandora Jewelry
Lebrons Shoes
Louboutin shoes
Vans Shoes Outlet
Pandora Official Site
Red Bottom Shoes
Yeezy
Skechers Sneakers
Moncler Official Site
Pandora Rings
Pandora Jewelry Official Site
Christian Louboutin Shoes
Ferragamo Shoes
Air Jordan 11
Bottega Veneta
Pandora Jewelry Store
ИмяЦитировать
William
Nike Outlet

Air Max

Nike Roshe One

Pandora Jewelry Outlet

Kate Spade Handbags

Jordan Retro

Pandora Bracelets

Christian Louboutin Outlet

Adidas NMD

Nike Air Presto

Yeezys

Pandora

Pandora

Pandora Jewelry

Longchamp Outlet

Red Bottom Shoes

Pandora Ring

Retro Jordan

Jordan 10

Goyard Bags

Moncler Outlet

Jordan 14

Birkenstocks

Pandora Jewelry Official Site

Jordan 12

Air Jordan Sneakers

Pandora

Pandora Bracelets

Pandora Charms Outlet

Nike Basketball Shoes

Nike Air Force One

Nike Outlet Store

Adidas Yeezy

Pandora Jewelry

Skechers

Pandora Bracelets

Pandora Charms Sale Clearance

Fitflop Shoes

Moncler

Nike 270

Isabel Marant Boots

Pandora Jewelry

Burberry Handbags

Nike Outlet Store Online

Moncler Jackets

Air Jordan Shoes

Fitflop Outlet

Jordan Shoes

Balenciaga

Moncler Outlet

Kate Spade Outlet Online

Kate Spade

Pandora Charms

Goyard Bags

Pandora Bracelet

Nike Store

Pandora Charms

Nike Clearance

Christian Louboutin

Pandora Canada

Adidas NMD

Red Bottom Shoes

Adidas UK

Birkenstock Shoes

Yeezy Boost 700

Balenciaga Shoes

Fitflop Sandals

Jordan 4

Disney Pandora

Hermes Birkin

Nike Sneakers

Pandora

Nike Vapormax Plus

Adidas Superstar Shoes

Kate Spade Outlet

Valentino Shoes

Ferragamo Outlet

Ed Hardy Jeans

Adidas NMD XR1

Pandora Bracelet Charms

Ralph Lauren Outlet

Pandora Jewelry

Nike Air Max 270

Air Jordan Retro 8

Pandora Jewelry

Nike Air Max

Yeezy Sneakers

Christian Louboutin Heels

Fitflops Sale Clearance

Pandora Jewelry Official Site

Nike Clearance Outlet

Womens Nike Shoes

Ferragamo

Triple S Balenciaga

Yeezy 750

Human Race Shoes

Balenciaga Shoes

Curry 5 Shoes

Nike Epic React

Pandora Canada

ECCO

Nike Outlet Online

Timberland Outlet

Nike Mens Shoes

Pandora Bracelet

Nike Shoes

Nike Roshe

Fitflop Sale Clearance

Adidas NMD

Air Max Plus

Bottega Veneta Handbags

Pandora Charms Sale Clearance

Pandora Charms

Pandora Jewelry

Fitflop Website

Vans Sneakers For Women

Ferragamo Belt

Nike Air Force 1

Pandora Charm

Moncler Jacket

Nike Air Max 270

Jordan Shoes

ECCO

Kyrie 4 Shoes

Jordan Retro 9

Adidas Yeezy

Air Max 98

Birkenstock Sandals

Valentino

Nike Outlet

Stan Smith

Jordan Retro 11

Pandora Charms

Fjallraven Kanken

New Jordans 2019

Pandora Outlet

Pandora Jewelry

Christian Louboutin

Moncler Jackets

Bottega Veneta

Jordan 11 Low

VaporMax

Louboutin Shoes

Nike Air Vapormax Flyknit

Kyrie Irving Shoes

Win Like 96

Jordan Sneakers

Pandora

Jordan 11

Air Jordan

MBT Shoes

Yeezy Boost 350

Louboutin Shoes

Kate Spade Bags

Pandora Charms

Nike Outlet

Birkenstock Sandals For Women

Louboutin

Nike Shox For Women

Pandora

Adidas Superstars

Air Max 270

Jordan Shoes

Birkenstock Outlet Online

Pandora Outlet

Pandora Jewelry Official Site

Kanken Backpack

Adidas Yeezy
ИмяЦитировать
Katina
Nike Outlet Store
Air Jordans
Adidas Shoes For Men
Pandora Jewelry
The North Face Jackets
Kyrie Irving Shoes
Jimmy Choo Shoes
Adidas Yeezy Shoes
Ralph Lauren Outlet
Birkenstock
Ralph Lauren Outlet
James Harden shoes
Jordan Retro 11
Red Bottom Shoes
Longchamp
Louboutin Shoes
Air Max 2018
Yeezy Boost 350 V2
Yeezy
Goyard
Birkenstock Sandals For Men
Air Max 90
Birkenstock Outlet
Air Max 90
KD 10
KD 10 Shoes
Michael Kors Outlet
Nike Lebron 15
James Harden shoes
New Jordans
Kyrie 3
Jordan 11
Yeezy Boost 350
Nike Air Force 1
Jordan 11 Red
Kyrie Irving Shoes
Pandora Bracelets
Vans Shoes
Red Bottom Shoes
Ralph Lauren Outlet
Pandora Jewelry
Pandora Rings
Curry Shoes
Curry 4
Adidas NMD
Nike Vapor Max
Coach Outlet Store
Blue Tint Yeezy
Timberlad Boots For Men
Christian Louboutin Shoes
Vans Outlet
Yeezys
Lebron 15
Coach Factory Outlet
Ultra Boost
Jordan 11 Space Jam
Moncler UK
Adidas NMD
North Face Outlet
Timberland Boots
Nike Air Max
Adidas Yeezy
KD Shoes
Rihanna Puma
Adidas Outlet
Clarks Shoes
Pandora Charm
Yeezys
Christian Louboutin Shoes
Pandora Charms
Christian Louboutin
Moncler
Nike Huaraches
Polo Ralph Lauren Outlet
Kyrie 3
Nike Cortez
Pandora Outlet
Adidas Outlet
Kyrie 4
Soccer Cleats
Nike Air Max
Coach Outlet
Yeezy boost 350 v2
Adidas NMD R1
Pandora
Yeezy Beluga 2.0
Adidas Sneakers
Pandora
Pandora Ring
Nike Vapormax
Air Max Pas Cher
Birkenstock Shoes
Skechers
Michael Kors Canada
Pandora
Nike Uptempo
Longchamp
Kate Spade Outlet Online
Kate Spade Outlet
Ralph Lauren
Pandora Jewelry Official Site
Louboutin Heels
Nike Outlet Store
Longchamp Outlet
Pandora Jewelry
Nike Shoes
Puma Shoes
Pandora Charms
Lebron James Shoes
Air Max 95
ИмяЦитировать
Barbara
Pandora Jewelry 70% off Clearance
Nike Outlet Store
Pandora Ring
Pandora Charms Outlet
Balenciaga Triple S
Yeezy Boost
Pandora Charms Sale Clearance
Disney Pandora
Nike Air Max Plus
Moncler Jackets
Adidas Outlet
Polo Ralph Lauren
North Face Jackets For Women
Jordan 11 GYM Red
Kate Spade
Jordans Sneakers
Nike Sneakers
Pandora Jewelry
Red Bottoms Louboutin
Isabel Marant
Retro Jordans
Nike Air Max
Ferragamo Belt
Moncler Sale
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry Official Site Black Friday
Birkenstock
Kate Spade
Birkenstock Sale
Christian Louboutin Outlet
Pandora Charm
Balenciaga Shoes
Burberry Handbags
Pandora Jewelry
Curry Shoes
Lebron 15
Louboutin
Jordan 11 Win Like 96
Christian Louboutin Shoes
Nike Roshe Run
Nike Outlet
Bottega Veneta Handbags
Yeezy
Nike Clearance
Birkenstock Sandals For Men
Pandora Charms
Moncler Official Site
Adidas Stan Smith
Air Max 95
Longchamp Le Pliage
Yeezy
Moncler Outlet
Nike Vapormax Flyknit
Jordans 2019
Pandora Canada
Birkenstock Sandals
Nike Outlet
Pandora Charms
Nike Outlet Store
Kyrie Shoes
Kate Spade Bags
Pandora Jewelry Outlet
Yeezy Sneakers
Ralph Lauren Outlet
Nike Air Max 98
Goyard Bags
Vans Shoes
Pandora Bracelet
Nike Vapor Max
Nike Air Presto
Nike Factory Outlet
Ralph Lauren Outlet
Yeezys
Nike Roshe One
Hermes Birkin
Ferragamo Outlet
James Harden shoes
Pandora Bracelets
Harden vol 1
Nike React
Nike Outlet
Birkenstock
Red Bottom Shoes
Adidas NMD
Pandora
Jordan Shoes For Men
Jordan 14
Nike Huarache
Kate Spade Outlet
Air Max 270 Price
Air Force One Shoes
Timberlad Boots
Air Max 2018
Goyard Bags
Nike Outlet Store
Adidas Superstar Shoes
Pandora Bracelets
Air Jordan Retro 12
Fjallraven Kanken Backpack
Fitflop Sale Clearance
Lebron Shoes
Kyrie Shoes
Christian Louboutin
Pandora Outlet
Adidas Yeezy
Under Armour Curry 5
Ferragamo Outlet
Nike Factory Outlet
Jordan 11 Space Jam
Nike Outlet Store Online Shopping
Vans Shoes
New Jordans
Pandora Charms Outlet
Ed Hardy Clothing
Kyrie 4
Kyrie 4
Kate Spade Outlet Online
Lebron 15 Ghost
Yeezy Shoes
ECCO
Skechers Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Adidas NMD
Vapor Max
Pandora Jewelry 70% Off Clearance
Nike Cortez Women
Moncler Sale
Longchamp Handbags
Nike Air Max
Kate Spade Outlet
Pandora Outlet Online
Moncler Outlet
Pandora
Pandora Charms Clearance
Pandora Bracelet
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Bracelet Charms
Timberland Boots
Skechers Shoes
Air Max 2018
Longchamp Handbags
Yeezy Boost 350
Fjallraven Kanken
Louboutin Shoes
Kate Spade Purses
Pandora
Jordan Shoes
Kate Spade Bags
Ultra Boost
Pandora Rings
Puma Shoes
MBT Shoes Clearance Outlet
Air Force 1
Rihanna Puma Slides
Air Max 90
Adidas NMD XR1
Pandora Charms Outlet
Yeezys
Adidas NMD XR1
Fitflop
Kevin Durant Shoes
Birkenstocks
Fitflops Clearance Outlet
Pandora Jewelry Outlet
Adidas Yeezy
Nike Roshe
Pandora Jewelry
Jordan Shoes For Men
Valentino Sandals
Adidas Shoes For Women
Nike Air More Uptempo
Nike Air Max
North Face Outlet
Fitflop Sandals Clearance
Moncler UK
Pandora Jewelry Store
Kyrie Basketball Shoe
Adidas NMD R1
Moncler Outlet Store
Pandora Bracelet
Adidas Yeezy Boost 350
Ralph Lauren
Jimmy Choo Outlet
Moncler
Air Jordan 8
Nike Shoes
Polo Ralph Lauren Outlet Online
Nike Air Max UK
Red Bottom Shoes For Women
Pandora
Timberland Outlet Store
Balenciaga Sneakers
Nike Shox For Women
Louboutin shoes
Pandora
Ralph Lauren Outlet Online
Christian Louboutin
Harden Shoes
Pandora Charm
Adidas Yeezy
Air Jordans
Moncler Jackets
Pandora Rings
Adidas NMD
Fitflop Outlet
Nike Clearance Outlet
Air Max
Adidas Yeezy
Nike Air Force 1
Birkenstock Shoes For Men
Pandora Jewelry
Basketball Shoes
Jordan Shoes Retro
Michael Kors Canada
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry
Balenciaga
Birkenstock Sandals On Sale
Jordan 11 Low
Nike Shoes For Women
Pandora
Christian Louboutin Shoes
Adidas Outlet
Ralph Lauren UK
Pandora Charms
Pandora Jewelry
Adidas NMD
Air Max 270
Pandora Jewelry
Goyard Handbags On Sale
Jordan 4
Pandora Charms Jewelry
Air Jordan 11
Fitflop Sandals
Air Jordan 9
Michael Kors Outlet
Jordan 10
Air Jordans
Pandora Jewelry Official Site
Jordans 11
Pandora
Pandora Charms Outlet
Air Jordan Sneakers
Nike Vapormax Plus
Air Max 270 Flyknit
Christian Louboutin Shoes
Birkenstock Shoes
Red Bottom Shoes
Louboutin Shoes
Christian Louboutin Heels
Jordan Retro 11
Nike Women's Shoes
Jordan 11
Jordan Retro
Pandora Jewelry Official Site
Soccer Cleats
Mens Nike Shoes
Christian Louboutin Shoes
Nike Vapormax
Nike Air Force
Nike Air Max 270
Adidas Shoes
Pandora Jewelry
Valentino
ECCO Shoes For Men
ИмяЦитировать
Страницы: 1 2 След.
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал