Краткая библиографическая справка


Меньшиков, Михаил Осипович

известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище. Писать начал в 1879 г., поместив в "Голосе", "СПб. Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на фрегате "Князь Пожарский" (вышли отд. книгой: "По портам Европы", 1879). В начале 80-х гг. много писал в "Кронштадтском Вестнике", вел фельетон в "Морской Газете" и помещал статьи в "Техническом Сборнике". По гидрографии М. принадлежат два оригинальных труда: "Руководство к чтению морских карт" (СПб., 1891), часть которого, "Отдел русских карт", переведена на французский язык для употребления во французском флоте (П., 1892), и "Лоция Абоских и восточной части Аландских шхер" (СПб., 1892). С середины 80-х гг. М. пишет в "Неделе", где в 90-х. гг. становится главным сотрудником. В 1896 г., когда он замещал уехавшего редактора "Недели", его ранил земский начальник Жеденев из-за корреспонденции, помещенной в этой газете. Как сотрудник "Недели" М. выдвинулся рядом талантливых литературно-публицистических статей, между которыми особенно обращают на себя внимание "Думы о счастии".
Меньшикова занимают по преимуществу вопросы нравственности. Под заметным влиянием идей графа Л. Н. Толстого, вопросам юридического и экономического благоустройства он отводит второстепенное значение. Счастье достижимо только тогда, когда человек, ведя простой образ жизни, по возможности у земли, и стремясь к самоусовершенствованию, познает главную задачу человеческого существования — великий завет любить ближнего. Любовь — единственное животворящее и зиждущее начало даже в неорганической природе, в которой организующую роль играют не катаклизмы и перевороты, а взаимное притяжение. Из вопросов государственной жизни М. живо интересуется только веротерпимостью и народным образованием. Лучшая сторона статей M. — глубоко искреннее стремление автора познать истину и выработать миросозерцание, достойное нравственно-чуткого человека.

С. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович 

(1859—1918) — журналист; во вторую половину 80-х гг. либеральный публицист и сотрудник «Недели», специализировавшийся на ликвидации революционных настроений предшествующей эпохи и проповеди «малых дел». М. занимался в частности приспособлением нравственно-религиозного учения Л. Толстого к запросам крепостнической реакции. Перейдя в «Новое время», М. вскоре развернулся как самый беспринципный и в то же время самый реакционный публицист этой газеты. Вплоть до 1917 М. почти ежедневно заполнял страницы «Нового времени» огромными статьями, источавшими бешеную злобу против революции и демократии. После 1905 М. усердно агитировал в печати в пользу карательных экспедиций, виселиц, погромов.
М. претендовал на роль Каткова в лагере бюрократии, но стать новым Катковым мешала ему полная политическая беспринципность. Он обслуживал интересы самодержавия в период полного разложения последнего. Гниение режима пропитывало политической гнилью и все статьи М. Он стал самой ненавистной фигурой в дореволюционной печати, и, чтобы сохранить свое существование после февраля 1917, редакция «Нового времени» исключила М. из своего состава. В буржуазных газетах 1917 для него не нашлось места, а в 1918 он был расстрелян как отъявленный и непримиримый враг трудящихся.
Литературные оценки М. целиком вытекают из его реакционных идейно-политических позиций. Критические статьи М. о ГорькомЛ. Толстом, Чехове, Пушкине, Гоголе и мн. др. печатались в «Книжках недели» в 90-х гг. и вышли отдельным изд. под заглавием «Критические очерки» (СПБ, 1899), «Народные заступники» (СПБ, 1900), «О писательстве» (СПБ, 1898), «Вожди народные». Отвергая прогресс общества, наличие в обществе класса пролетариата («общество — это интеллигенция», а «босяки — пролетарии, отбросы общества, способные лишь на гниение») и всякое восстание эксплоатируемых против эксплоататоров (ибо «главная задача человеческого существования — великий завет любить ближнего»), М. считал полезными литературные произведения только тех художников, к-рые поучают этим и им подобным идеям. «Песнь о соколе» М. называл «злой моралью», потому что, по М., спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Библиография:
I. Кроме упомянутого: Думы о счастье, СПБ, 1898; О любви, СПБ, 1899; Письма к ближнему, СПБ, 1900—1904; Письма к ближним 1915 г. П., 1916.
II. Протопопов М., По поводу одной сердитой книжки, «Русская мысль», 1899, II; Его же, Критика критиков, «Русская мысль», 1900, VIII; Волынский А., Борьба за идеализм, СПБ, 1900; Протопопов М., Критические статьи, М. 1902 («Публицист-идиллик»); Неведомский М., О мудрости кротких (По поводу «Писем к ближнему» и др. писаний г. Меньшикова), «Мир божий», 1903, XII; Михайловский Н., Отклики, т. I, СПБ, 1904; Его же, Последние сочинения, т. II, СПБ, 1905 (Об «Иудушке»); Богданович А., Годы перелома (1895—1906 г.) СПБ, 1908; Поссе В., На темы жизни, СПБ, 1909.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. ФричеА. В. Луначарского. 1929—1939.

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы