Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда Евгений Валентинович

Краткая библиографическая справка


Де-Роберти де-Кастро де-ла Серда Евг. Валентинов. 

— философ-позитивист; род. в 1843 г. в Подольской губ. В 1862 г. он окончил Александровский лицей вместе с Г. Н. Вырубовым (см.). До 1868 г. Де-Роберти пробыл за границей, слушая лекции, главным образом по естественным и социальным наукам, в Гиссене, Гейдельберге, Иене и Париже. Тут он стал постоянным сотрудником "La philosophie positive", где в течение 15 лет помещено много его статей. По возвращении в Россию Д. издал "Политико-экономические этюды" (СПб. 1869). В "С.-петербургских ведомостях" времен В. Ф. Корша он поместил много статей разного содержания; потом сотрудничал преимущественно в "Знании" и "Слове". К этому времени относится наделавшая много шуму его полемика с Н. К. Михайловским. Будучи земским деятелем, Де-Роберти стал особенно известен своею речью в Тверском дворянском собрании 20 декабря 1880 г. (напечатана во многих газетах, напр. "Голос" № 352 и 353), где предложил дворянству ходатайствовать о введении представительства. Теперь Де-Роберти живет преимущественно в Париже, сотрудничая в "Revue philos.", "Новостях" и др. Главные труды его: "Мировоззрения крайнего Востока перед судом социологии" ("Знание" 1874, 4); "Наука и метафизика" (тоже, 1875, 5); "Социология" (СПб. 1880; по-французски, Париж, 1881); "Прошедшее философии" (М. 1886; по-французски, в несколько сокращенном виде, "L'Ancienne et la Nouvelle Philosophie", П. 1887); "L'inconnaissable, sa métaphysique, sa psychologie" (П. 1889); "Agnosticisme" (П. 1892); "La recherche de l'unité", (1893). По-русски из последних трудов напечатаны лишь отрывки: "Пессимистические теории познания" ("Вопр. филос. и псих.", кн. 8) и "Монизм Герберта Спенсера", ("Южный сборник в пользу голодающих", Одесса, 1892). Оставаясь приверженцем позитивизма, Де-Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому бы он не предложил той или другой поправки. Сосредоточив свое внимание прежде всего на социологии, Д. успел рассмотреть только методологию этой науки. Социология — естественная наука об обществе. Вследствие крайней сложности явлений общественности при изучении их необходим метод, нашедший себе применение в биологии — метод сравнительного и аналитического описания. Философские построения надо изучать с социологической точки зрения, так как между наукой и философией данной эпохи существует строгое соответствие чисто социологического характера. Философские гипотезы постоянно повторяются, так что в них можно подметить три главных типа: материализм (гипотеза о мире неорганическом), сенсуализм (гипотеза о мире органическом) и идеализм (о мире надорганическом). Все три типа одинаково превращают свои частные гипотезы во всеобщие положения и односторонне объясняют всю совокупность явлений. Эта односторонность — необходимое следствие значительных пробелов в цикле отвлеченных наук. В том или другом состоянии знания следует видеть причину возникновения, существования и упадка как религии, так и метафизических систем. Ядро религий и метафизики — область непознаваемого, этот тормоз на пути к полному знанию. Позитивисты отвели слишком незаслуженную роль этой области; необходимо уничтожить этот последний оплот метафизики, что возможно лишь на почве социологи и психологии. Д. нередко иронизирует над "теорией воздержания" позитивистов и вообще над пессимистическими теориями познания. По его мнению, на все вопросы, не исключая и метафизических, научная философия может дать тот или другой ответ. Необходимо только, чтобы в конкретной психологии было отведено особое место продуктам априорного мышления, преимущественно тем, которые играли роль предельных понятий. Развитие философии идет от философии незнания через философские системы, соответствующие полному циклу наук, к научной философии. Но научная философия никак не может сделаться наукой: она основана на завершившемся цикле отвлеченного знания и потому не может ни слиться с этим циклом, ни войти в него как составное звено. Поэтому главное назначение позитивизма состоит в том, чтобы дальнейшей разработкой отвлеченных наук и их специальных философий приблизить время, когда от нынешнего полупонимания мира можно будет перейти к полному и ясному созерцанию общей связи всех явлений. — Работы Де-Роберти встретили самую разнообразную оценку: большинство иностранных критиков (в особенности Vadalà-Papale, Icilio Vanni, Гумплович и др.) придают им громадное значение, большинство же русских (Оболенский, ЛесевичТкачев и др.) относятся к ним отрицательно.

Я. Колубовский.

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"