Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Гагарин Григорий Григорьевич

Краткая библиографическая справка

Родился 29 апреля 1810 г. в Петербурге. Отец, князь Григорий Иванович Гагарин, был одним из видных дипломатов 1820 – 1830-х гг. В 1816 г. семья Гагариных переезжает в Италию. Их дом в Риме становится центром русской художественной жизни.

В 1823 – 1824 гг. Г.Г. Гагарин сближается с К. Брюлловым, об уроках которого вспоминал с благодарностью: «Он посвящал меня в тайны колорита, объяснял мне то, что я видел, не понимая, что я чувствовал, не отдавая себе отчета… с таким глубоким пониманием, таким увлечением и правдой, что казалось, словно вы слушаете физиолога, живописца и поэта вместе; урок Брюллова был для меня как бы откровением – с тех пор я понял, что в прелестях природы скрывается не только интерес непосредственного наслаждения, но и интерес разума».

Гагарин занимался не только рисунком и живописью, но и изучением строительного дела. В 1832 г. семья возвратилась в Россию.

По приезде в Петербург Гагарин знакомится с А.С. Пушкиным, который предлагает ему иллюстрировать свои произведения. К 1833 – 1834 гг. относятся рисунки (карандаш и перо) к «Утопленнику», «Гусару», «Руслану и Людмиле», «Сказке о царе Салтане», «Ангелу» («В дверях эдема ангел нежный»), «Пиковой даме».

В 1834 г. Гагарин, причисленный к русской дипломатической миссии, едет в Константинополь. Здесь он увлекается жизнью и типами Востока. Альбомы заполняются набросками, сделанными в Константинополе и Малой Азии. К этому времени относятся зарисовки, сделанные на борту брига «Фемистокл», на котором Гагарин доставил из Афин в Константинополь К. Брюллова. Командиром брига был В.А. Корнилов, впоследствии герой обороны Севастополя.

В 1839 г. возвращается на родину. Поездка в Казань (вероятно, для введения в права наследства после смерти отца) дала богатый материал для наблюдений. Путевые рисунки легли в основу иллюстраций к книге В. Соллогуба «Тарантас». В 1845 г. книга вышла в свет и была явлением исключительным и по содержанию иллюстраций и по качеству полиграфического исполнения. Иллюстрации были гравированы в России русским гравером Е. Бернардским (на дереве).

Гагарин снял свое имя с иллюстраций, что дало повод впоследствии приписывать рисунки А.А. Агину, автору знаменитых иллюстраций к «Мертвым душам». В.Г. Белинский прямо указывал на «известного любителя, скрывшего свое имя». «Вглядитесь в эти лица мужиков, купцов, купчих, помещиков, лакеев, чиновников, татар, цыган – и согласитесь, что рисовавший их… не только мастер-рисователь, но и великий художник и знает Россию». «Бумага, печать и вообще возможная в России типографская роскошь, соединенная со вкусом, не оставляют ничего желать, и в этом отношении едва ли какое-нибудь русское издание может состязаться с «Тарантасом».

Зимой 1839/40 гг. Гагарин сближается с М.Ю. Лермонтовым. После ссылки Лермонтова на Кавказ в 1840 г. следует за ним и находится там с некоторыми перерывами до 1843 г. Существуют две акварели, выполненные совместно с поэтом: «Эпизод из сражения при Валерике» и «Схватка. Эпизод из Кавказской войны» (на них надпись: «Лермонтов рисовал, Гагарин расцвечивал»). Кавказский период стал наиболее плодотворным для художника.

Летом 1841 г. Гагарин получил орден «в награду личной храбрости и хладнокровного мужества» в одном из сражений. Николай I зачисляет его в гусарский полк поручиком.

В середине1840-х годов он создает несколько картин, обобщающих то, что накоплено на Кавказе в рисунках, акварелях и этюдах. «Белый ключ. Главная квартира Мингрельского полка»; «Сражение при Ахатли»; «Карагач. Главная квартира Нижегородского полка» (хранятся в «Русском музее в Петербурге). «Переправа»; «Свидание Шамиля с генералом Клюке фон Клюгенау» (хранятся в Третьяковской галерее в Москве).

С 1848 г. несколько лет живет в Тифлисе (Тбилиси). В 1850 г. расписывает Сионский собор. Там же строит по своему проекту театр (сгоревший в 1874 г.). Организовал производство папье-маше, широко применяемого при отделке театра. Был директором по художественной части гранильной фабрики. В 1849 г. Гагарин проектировал устройство в Тифлисе «особенной художественной школы», предполагая на ее опыте разработать «полную реформу преподавания искусств в России».

В середине 50-х гг. Гагарина вызывают в Петербург. Он участвует в разработке нового устава Академии художеств. Одновременно наблюдает за печатанием в Париже «Коронационного альбома» и двух своих альбомов «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа», выполненных на основе многочисленных графических и живописных работ с натуры. В конце 50-х гг. становится вице-президентом Академии художеств. Занимается организацией в ней музея византийских и русских древностей. В.В. Стасов отмечает: «Благодаря князю Гагарину и его настойчивым стремлениям стали проводиться… такие требования и понятия, которых вовсе не было у нас в ходу. Теперь стали требовать от художника археологические, исторические, костюмные, вообще разные научные знания и подробности… Начали с изучения Византии, а кончили изучением всего русского». В 1872 г. уходит из Академии, считая «бесчестным занимать место, которое лишено всяких занятий и, следовательно, всякой пользы».

Последние двадцать лет своей жизни Гагарин был действительным и почетным членом Русского археологического общества. Он издавал альбомы орнаментов, печатал статьи о древнерусском искусстве. Из его литературных трудов необходимо выделить «Воспоминания о К. Брюллове», напечатанные еще в 1855 г. и не утратившие своего значения до настоящего времени.

Умер в 1893 г. в возрасте 83 лет.

Источник:
А. Савинов. Г. Гагарин. Изд-во «Государственная Третьяковская галерея», 1950 г.
А. Савинов. Григорий Григорьевич Гагарин. М. «Искусство». 1951.

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"