Сегодня и вчера
Терещенко Александр Власьевич. Быт русского народа. Часть IV. — СПб., 1848. — С. 3. Невозможно представить в стройном порядке, повсеместные наши забавы: они так многочисленны и переменчивы, что трудно собрать их в одно, подвести под один уровень увеселений, чтобы вывести об них общее заключение. — Простой народ, сохраняя предков поверья и обычаи, слил их с привычками своими.— Иностранцы весьма превратно изображали наши игры: не зная нашего языка, и мало заботясь о верности изложения, они включали в свои дневники все без разбора. — Довольно взглянуть на несколько современных известий иноземцев, чтобы убедиться о их невежественном описании. Окружив себя книгами иностранными, не заслуживающими доверия, они выписывают из них, что им вздумается, и говорят, как бы сами все видели.— Забавы вашего народа, отражение истинного и неподдельного их веселья, не иначе могут быть описаны, как с действительной картины их жизни. В теплое время собираются пред домом мужчины и женщины, молодые и девушки. Сначала мужчины приветствуют друг друга, снятием шапки с головы, а женский пол встречает их улыбкою, или вопросом о здоровье; потом садятся рядом на лавке у дома. Если бы не достало места для женщин, то самые старики встают и просят их садиться. Женщины уважаются повсюду, во всех состояниях. Молодые перешепчиваются между собою, старики усмехаются в говорят им, с простосердечным хохотом, что их подслушали. Тогда начинается разговор живее, беседа откровеннее и перестают чуждаться; подступают ближе друг к другу, и делают общий круг. Является балалайка, и все раздвигаются. Девушки ожидают с нетерпением приглашения. Везде девушки начинают первые, и везде они с своими правами. Молодец, который всех посмелее, выступает впереди, и сняв шапку, просит красавицу повеселиться с ним. — Все общество в праздничных нарядах; мужчины в кафтанах, с отворотом красной рубашки и в шапке набекрень. Девушки в сарафанах, с длинными рукавами белой рубашки и белым платком в руке. — Еще не начинается пляска, а только заохочиваются к ней. Тут мальчики мешают всем: они отвлекают общее внимание своею беготней и играми, в коих нередко принимают участие и взрослые. — Девушки расходятся, образуюсь свой круг, и замышляют о своих забавах; женатые отделяются от них, идут в сторону; одни старые остаются перед домом, и ведут разговоры о своих занятиях: все расходится, и, казалось бы, веселию конец. Тут-то оно начинается; резвые и беззаботные шалуны, затевают своих лошадок и запуски; парни сбивают городки, девушки скачут на досках. Когда поразвеселятся, тогда затеваются общие игры, в которые не принимают только детей; последние не жалеют об этом, потому что они имеют свои собственные, им одним принадлежащие. Но девушки и мужчины, кроме общих забав, имеют также свои отдельные: тогда парни не вмешиваются в девические, я девушки в мужские игры. —Пол в возраст отделяется друг от друга, а потому, проистекает само по себе естественное разделение игр. |
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.
Кот государев
А 30 000 червонных за то, что в продолжение осады звонили в колокола, противно обыкновению принятому в осажденных крепостях.
Получив от царя «жаловальную грамоту» (каперское свидетельство), Карстен Роде начал действия против польской торговли
Ежедневная пресса аккуратно отмечает и до сих пор факты недружелюбия к нам, русским, со стороны финляндцев.
Нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно
Бомбардир Петр Алексеевич (сам Государь), с несколькими матросами, взял в плен Стрелецкого полковника Сергеева
|