Все документы темы |
Эстония
Материалы по теме: ВВС Эстонии во Второй мировой |
|
сводная хронология
|
ВВС Эстонии во Второй мировойИз книги Зефирова М. В. «Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия» . 21 июля 1940 г. было объявлено об образовании Эстонской Советской Социалистической Республики, Латвийской Советской Социалистической Республики и Литовской Советской Социалистической Республики, которые сразу же обратились в Верховный Совет СССР с просьбой принять их в состав Советского Союза. Естественно, что их просьба была удовлетворена. 3 августа в состав СССР была принята Литовская ССР, 5 августа – Латвийская ССР и 6 августа – Эстонская ССР. Если до этого ведущие западные страны поддерживали политику Москвы в отношении прибалтийских республик, то включение их в состав СССР было расценено как аннексия, как проявление имперских амбиций коммунистического тоталитарного государства и как попытка множить число советских республик. В результате резко ухудшились отношения Советского Союза с Англией и США, т. е. с теми странами, которые являлись его потенциальными союзниками. И произошло это в тот момент, когда все явственнее обозначались противоречия в отношениях Советского Союза с Третьим рейхом. Включение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР было крупной политической ошибкой с далеко идущими последствиями и в отношении народов Прибалтики. Поспешное внедрение модели сталинского социализма настолько негативно отразилось на внутриполитической ситуации в этих республиках, что его последствия сказываются и в наши дни. Уже 11 июля 1940 г. приказом наркома обороны СССР маршала С. К. Тимошенко на территории Литвы и Латвии был образован Прибалтийский военный округ. Однако уже 17 августа в него была включена и территория Эстонии, после чего округ получил наименование Прибалтийского особого военного округа. В приказе наркома обороны № 0191 от 17 августа 1940 г. среди прочего, говорилось: «Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров по вопросу о преобразовании армий в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР принято следующее решение: 1. Существующие армии в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР сохранить сроком на один год, очистить от неблагонадежных элементов и преобразовать каждую армию в стрелковый территориальный корпус, имея в виду, что комсостав закончит за этот срок усвоение русского языка и военную переподготовку, после чего территориальные корпуса заменить экстерриториальными, формируемыми на общих основаниях... Во исполнение изложенного приказываю: 1. Командующему войсками Прибалтийского военного округа генерал-полковнику Локтионову поставить в известность правительства Эстонской, Латвийской и Литовской ССР об образовании Прибалтийского особого военного округа для руководства войсками, расположенными на территории Эстонской, Латвийской и Литовской ССР... 5. Совместно с правительствами союзных советских республик проверить и очистить от неблагонадежных элементов кадры эстонской, латвийской и литовской армий. На командный состав эстонской, латвийской и литовской армий, как на подлежащий оставлению в армии, так и на неблагонадежный, подлежащий увольнению из армии, выслать личные дела в Управление кадров Красной Армии... 13. Указанные оргмероприятия закончить к 20 сентября 1940 г.». В результате в конце августа 1940 г. на основе частей эстонской национальной армии был сформирован 22-й территориальный (эстонский) стрелковый корпус РККА под командованием генерал-майора А.С. Ксенофонтова. В его состав вошли 180-я и 182-я стрелковые дивизии, 614-й артиллерийский полк, 415-й отдельный батальон связи, а также несколько частей и подразделений инженерно-технического обеспечения. При этом все солдаты и офицеры сохранили форму эстонской армии образца 1936 г., на которую были нашиты советские знаки различия. В сентябре 1940 г. в 22-й эстонский стрелковый корпус была включена и 22-я эскадрилья (22-й корпусной авиаотряд), укомплектованная пилотами бывшей эстонской авиации. Она имела семь самолетов Hawker «Hart» и пять Henschel Hs-126B. Остальные эстонские гражданские и военные самолеты, включая Ju-52/тЗ, ранее принадлежавшие эстонской национальной авиакомпании, были перегнаны на территорию России. При этом надо отметить, что летом 1939 г. эстонская военная авиация едва не получила английские истребители «Спитфайр» Мк.1. 2 марта 1939 г. правительство буржуазной Эстонии заключило с фирмой «Виккерс-Супермарин» (Wikkers Supermarme) контракт на поставку двенадцати таких самолетов на сумму 151255 фунтов стерлингов. Первые два самолета должны были быть переданы к 31 августа того же года, следующие два – к 29 февраля 1940 г. и оставшиеся восемь – к 30 июня 1940 г. Уже к 11 июля 1939 г. к отправке в Эстонию были готовы «Спитфайры» Mk.I L1046 и L1037, которые были соответственно 260-м и 261-м серийными самолетами этого типа. Однако из-за общей нестабильности ситуации, сложившейся в Европе к концу лета, английское правительство сначала приостановило выполнение контракта, а затем 13 сентября 1939 г. разорвало его и реквизировало оба первых «Спитфайра», предназначавшихся Эстонии. В октябре 1940 г. в 22-м эстонском стрелковом корпусе, в т.ч. и в 22-й эскадрилье, начались занятия и учения по уставам и наставлениям РККА. В декабре всему эстонскому командному составу бывшей эстонской армии, зачисленному в кадры Красной Армии, были присвоены советские воинские звания, а 23 февраля 1941 г. личный состав корпуса принял советскую воинскую присягу. Однако обстановка в Эстонии только внешне была спокойной. Практически сразу же после установления советской власти и включения в состав СССР в ней началось искоренение «классовых врагов». К лету 1941 г. тысячи эстонцев, в основном представители местной буржуазии и зажиточного крестьянства, были арестованы органами НКВД, а их имущество конфисковано. Естественно, что подобные действия могли вызвать среди местного населения только неприятие новой власти. Один из пилотов 22-й эскадрильи вспоминал: «Преобладающим настроением в эскадрилье, так же как и везде вокруг, было чувство безнадежности. Аресты были ежедневным явлением, и никто не знал, что будет завтра». К июню 1941 г. численность войск Прибалтийского особого военного округа достигла 650 тыс. чел. Согласно плану его командования, 22-й эстонский стрелковый корпус, входивший в состав 27-й армии генерал-майора Н. Э. Берзарина, в случае начала войны предполагалось использовать для обороны побережья Финского залива от г. Хапсалу (ныне г. Хаапсалу) до г. Нарва, а также для защиты о. Даго (ныне о. Хийумаа). 22 июня Третий рейх напал на Советский Союз. Уже 24 июня вошли в Вильнюс части вермахта и продолжали быстро продвигаться в направлении Ленинграда. Это заставило советское командование изменить свои планы, и 26 июня 22-й эстонский корпус получил приказ сосредоточиться в районе г. Порхова, в 72 км восточнее Пскова, чтобы к 29 июня организовать оборону вдоль шоссе Подсевы – Славковичи – Махновка. Одновременно пилотам 22-й эскадрильи было приказано отбыть в Россию, как официально было подчеркнуто, «для переподготовки». Однако большинство эстонского летного персонала так и не выполнили этого приказа. Реми Милк (Remi Milk) вспоминал: «27 июня 1941 г. мы получили приказ отправиться на поезде в Россию. Мы - 85% летного персонала (около 45 человек) - ушли в лес и как «лесные братья» сражались с оккупантами». Надо отметить, что «лесные братья», которыми стали называть партизан из числа местного населения, очень активно действовали против советских частей и освободили от них отдельные районы Эстонии еще до того, как туда пришли немецкие части. Вопреки ожиданиям и надеждам эстонцев, власти Третьего рейха и не думали о том, чтобы вернуть прибалтийским республикам независимость. Еще 2 апреля 1941 г. в меморандуме т. н. уполномоченного по централизованному решению проблем восточноевропейского пространства в разделе «Эстония, Латвия, Литва» говорилось: «Следует решить вопрос, не возложить ли на эти области особую задачу как на будущую территорию немецкого расселения, призванную ассимилировать наиболее подходящие в расовом отношении местные элементы... Необходимо будет обеспечить отток значительных слоев интеллигенции, особенно латышской, в центральные русские области, затем приступить к заселению Прибалтики крупными массами немецких крестьян... чтобы через одно или два поколения присоединить эту страну, уже полностью онемеченную, к коренным землям Германии». В результате Эстония стала частью рейхскомиссариата «Остланд» (Reichskommissariat Ostland), в состав которого были также включены Литва и Латвия. Однако, несмотря на это, много эстонцев и далее сражались в составе немецких частей, поскольку считали коммунизм своим главным врагом и все еще не теряли надежды в какой-либо форме добиться свободы и независимости для своей страны. Один из них затем сказал: «К сожалению, эстонцы, которые хотели защищать свою родину от коммунистической России, должны были делать это в немецкой форме, но тем не менее с голубо-черно-белой эмблемой на рукаве и свободной Эстонией в сердце». Создателем эстонского летного подразделения стал офицер абвера и спортивный пилот гауптман Герхард Бушманн (Gerhard Buschmann). Он был остзейским немцем и, родившись в Таллине, всегда в рамках своих возможностей помогал эстонцам. Первоначально Бушманн хотел сформировать такое подразделение в составе финской авиации, однако этого не получилось, так как финны боялись осложнений, которые могли из-за этого возникнуть в их отношениях с Третьим рейхом. Тот факт, что аэроклуб Эстонии сумел сохранить пять самолетов: четыре РТО-4 и один RWD-8, навел Бушманна на мысль попробовать сформировать эстонскую эскадрилью прямо на месте – в Эстонии. Однако это можно было сделать только с согласия немецких оккупационных властей. Поскольку Бушманн имел хорошие связи, ему удалось добиться поддержки своего проекта со стороны командующего 1-м воздушным флотом Люфтваффе генерал-оберега Альфреда Келлера (Alfred Keller) и адмирала Восточной части Балтийского моря (Admirals Osthsche Ostsee), которые согласились с идеей создания небольшой «частной» эскадрильи для патрулирования побережья и морской разведки в прибрежных водах. Однако ни Люфтваффе, ни Кригсмарине еще не были готовы взять такую эскадрилью на свое содержание, и потому Бушманну требовалось найти еще одного союзника, который пошел бы на это. Наконец, начальник службы СС и полиции Эстонии согласился признать подобную эскадрилью в качестве «отряда полиции». Бушманну удалось добиться создания действительно необычной эскадрильи, которая стала известна как «особая эскадрилья Бушманна» (Sonderstaffel Buschmann). Она получала боевые задания от Кригсмарине, самолеты, топливо и запчасти - от Люфтваффе, а продовольствие и денежное содержание для персонала - от службы СС. Самолеты эскадрильи имели обычные бортовые обозначения Люфтваффе, и только коки винтов были окрашены в национальные эстонские цвета: голубой-черный-белый. Окончательное разрешение на сформирование эскадрильи Бушманн получил 12 февраля 1942 г., и четыре эстонских РТО-4 начали совершать полеты над Финским заливом. Самолеты не были оборудованы радиостанциями и не имели бортового вооружения. Их пилоты были одеты кто как - одни имели форму Люфтваффе без знаков различия, другие носили эстонскую военную форму периода до 1940 г., а третьи вообще были в гражданской одежде. К началу лета 1942 г. в «особой эскадрилье Бушманна» имелись: четыре РТО-4 (бортовые номера SB+AA, SB+AB, SB+AC и SB+AD), один Miles «Magister» (SB+AF), один De Havilland DH-89A «Dragon Rapide» (SB+AH) и один RWD-8 (SB+AJ). В дополнение к ним немцы передали эскадрилье еще четыре Stampe SV-5. Это были бельгийские учебные бипланы, десять из которых в свое время были собраны по лицензии в Латвии. Однако вскоре выяснилось, что Stampe SV-5 совершенно непригодны для полетов над морем, и потому они уже тем же летом были заменены немецкими Не-60. Тем временем гауптман Бушманн делал все возможное, чтобы обеспечить свою эскадрилью новыми самолетами. Так, в Германии он «откопал» гидросамолеты-разведчики Arado Ar-65, которые первоначально предназначались для Чили, но которые теперь из-за войны невозможно было доставить в Южную Америку. Бушманну удалось добиться, чтобы эти самолеты были переданы эстонским пшютам. Он также пытался решить вопрос и с вооружением эскадрильи истребителями Bf-109T, которые должны были базироваться на немецком авианосце «Граф Цеппелин», чье строительство было заморожено, но Люфтваффе отказались предоставить их эстонцам. Казалось, все шло хорошо и «особая эскадрилья Бушманна» постепенно превратилась в «особую группу», когда осенью 1942 г. Гитлер неожиданно распорядился расформировать ее. Тот факт, что она действовала в интересах Кригсмарине, а также то, что эстонцы получали самолеты от Люфтваффе, как равноправные союзники, вызвал и у рейхсмаршала Геринга ярость. Воспользовавшись недоверием Гитлера к своим союзникам, он добился приказа о расформировании группы Бушманна. К началу 1943 г., когда было принято окончательное решение о роспуске эстонской авиагруппы, в ее составе было 50 самолетов и примерно 200 чел. персонала. При этом надо отметить, что распоряжение Гитлера так до конца никогда не было выполнено. Различные немецкие инстанции в Прибалтике и не в последнюю очередь командование Кригсмарине были заинтересованы в дальнейшем существовании такого подразделения, которое теперь формально подчинялось связной авиагруппе специального назначения (Nachrichten und Verbindungsfliegergruppe z.b.V.). Тем временем гауптман Бушманн предпринимал меры по форсированному включению своей группы в состав Люфтваффе. Наконец, весной 1943 г. ему удалось достичь своей цели. И хотя еще с июля 1942 г. «особая эскадрилья Бушманна» фактически входила в состав Люфтваффе в качестве 15./Aufkl.Gr.l27 (See), лишь теперь состоялся официальный прием эстонских пилотов на службу в Люфтваффе. В апреле 1943 г. была сформирована Aufkl.Gr. 127 (See)1 во главе с гауптманом Бушманном. В ее состав вошли три эскадрильи, однако из них только 1./Aufkl.Gr. 127 (See) была оснащена гидросамолетами Аг-65, которые базировались на оз. Юлемисте (Ulemiste), примыкавшем к южным и юго-восточным окраинам Таллина. Две другие эскадрильи - 2./Aufkl.Gr. 127 (See) и З./Aufkl.Gr. 127 (See) - были вооружены самолетами Не-50. Недостатка в добровольцах для вновь созданной эстонской авиагруппы не было. Среди них был и Вальдо Рааг (Valdo Raag), родившийся в 1925 г. Он затем вспоминал: «В июне 1943 г. я добровольцем вступил в немецкие Люфтваффе. Почему? Это не так просто объяснить. Вероятно, потому, что в демократической республике Эстония я был воспитан в духе патриотизма и не мог вынести советскую оккупацию Эстонии в 1940 г. После того как сразу с начала войны несколько человек были арестованы и казнены, молодежь Эстонии была готова при первом же случае вступить в борьбу против коммунизма. И этот случай представился в 1943 г., когда в вермахте были созданы несколько эстонских подразделений. Я случайно прочитал в газете сообщение об эстонских летчиках в немецких Люфтваффе. Это так меня заинтересовало, что я решил вступить в Люфтваффе». Однако, ради справедливости, надо отметить, что не только добровольцы служили в эстонской авиагруппе. В 1943 г. в Эстонии началась мобилизация на немецкую военную службу молодых людей 1919 - 24 гг. рождения. Среди призванных был Бенно Абрам (Benno Abram), родившийся в 1923 г.: «Свой призыв в 1943 г. я встретил без энтузиазма, по в то же время понимал, что обязан защищать свою эстонскую родину». После нескольких крупных поражений вермахта на Восточном фронте, многие эстонцы, и среди них Абрам, опасались повторной оккупации Эстонии советскими войсками и хотели защищать свою страну. Аг-65 из 1 ./Aufkl.Gr. 127 (See) совершали патрульные полеты над финским заливом. Они наблюдали за поставленными минными заграждениями и вели поиск советских подводных лодок, пытавшихся прорваться сквозь них. Это было нелегкой задачей, но тем не менее эстонские экипажи справлялись со своей задачей, и немецкие и финские корабли неоднократно атаковали советские подлодки, обнаруженные ими. 4 июня 1943 г. командир немецкого минно-поискового соединения «Восток» (Minenversuchverbande Ost) сообщал, что с 21 мая по 1 июня на основе данных экипажей 1./Aufkl.Gr. 127 (See) его корабли потопили пять подводных лодок: 21 мая – в квадрате 6015, 22 мая – в квадрате 5018,26 мая – в квадрате 4016, 28/29 мая – в квадрате 5019 и 1 июня – в квадрате 4019. В действительности Балтийский флот в этот период потерял лишь две подлодки: 26 мая в районе о. Вайндло, в 100 км северо-восточнее Таллина, была потоплена Щ-408, а 1 июня в Финском заливе погибла Щ-406.
В июле 1943 г. Aufkl.Gr. 127 (See) была переименована в 127-ю морскую разведывательную авиагруппу (Seeaufklarungsgruppe 127, сокр. SAGr.127). Соответственно и ее эскадрильи получили новые обозначения: 1./Aufkl.Gr. 127 (See) - 1./SAGr.127, 2./Aufkl.Gr.l27 (See) - 2./SAGr. 127 и 3 ./Aufkl.Gr. 127 (See) - 3./SAGr. 127. 18 октября 1943 г. на аэродроме Йыхви (Johvi), в 44 км западнее Нарвы, на базе штаба и двух эскадрилий SAGr. 127 была сформирована NSGr. 11 (estnisch)1 под командованием гауптмана Пауля Лех-манна (Paul Lehmann). I ./NSGr. 11 была создана на базе 2./SAGr. 127, a 2./NSGr. 11 – на основе 3./SAGr. 127. 1 ./SAGr. 127 под командованием обер-лейтенанта Вильяма Лаа-нэкёрба (William Laanekorb), оснащенная гидросамолетами Аг-65, сохранила свое обозначение и уже в качестве отдельной эскадрильи продолжала совершать разведывательные полеты над Финским заливом. Летные качества эстонских пилотов и их боевая готовность были высокими, что признавалось как командованием Кригсмарине, так и командованием Люфтваффе. Так, 6 января 1944 г. командующий 1-м воздушным флотом Люфтваффе генерал авиации Курт Пфлюг-бейл (Kurt Pflugbeil) направил личному составу 1 /SAGr.127 письменную благодарность. В ней, в частности, говорилось: «В ходе тысячи боевых вылетов против нашего общего врага эскадрилья продемонстрировала образцовое исполнение поставленных задач и высокие летные качества. За смелость и неутомимость, проявленные при выполнении заданий, я выражаю летному, а также наземному персоналу благодарность и свою личную признательность». В сентябре 1943 г. в латвийском городке Гробиня, в 7 км восточнее Лиепаи, для подготовки эстонского и латышского летного и технического персонала был создан специальный учебный центр во главе с майором Люфтваффе Вальтером Эндресом (Walter Endres). Первыми учебный курс там прошли эстонские пилоты, числившиеся в резерве, которые затем были включены в NSGr 11 (estnisch), обучение же новых пилотов началось в Гробиня в ноябре. Это позволило 27 декабря 1943 г. на аэродроме Йыхви сформировать 3 ./NSGr. 11, которая была оснащена самолетами Аг-66. В январе 1944 г. на основе учебного центра в г. Гробиня была сформирована учебно-боевая ночная авиагруппа «Прибалтика» (Erg NSGr. Ostland) под командованием майора Эндреса, при этом большая часть инструкторов в ней были эстонцами. К июню 1944 г. в Erg NSGr. Ostland было подготовлено 26 чел. летного персонала. Несколько эстонских курсантов были кратковременно командированы в боевые подразделения Люфтваффе для получения дополнительного опыта. Среди них был и Арво Путмакер (Arvo Putmaker). Он родился 8 сентября 1921 г. в Таллине и учился в тамошней высшей технической школе, когда в марте 1943 г. был мобилизован на военную службу. Пройдя трехмесячные курсы бортстрелков, Путмакер успел совершить в составе 1 ./SAGr. 127 несколько боевых вылетов на Аг-65. Он вспоминал: «Меня и моего друга (мы лучшими из тринадцати человек окончили курсы бортстрелков), а вслед за нами еще троих, командировали в Псков, чтобы в составе немецких эскадрилий набраться опыта. Я и мой друг были посланы на аэродром Дно, в 100 км восточнее Пскова, где находилась 3-я эскадрилья дальней авиаразведки (S.Fernauklarungsstaffel), оснащенная Ju-88. Еще двое из нас также были посланы в эскадрильи дальних разведчиков Ju-88, а пятый остался в Пскове, где базировались Do-217 из дальней ночной разведывательной эскадрильи». 11 августа 1944 г. в соответствии с приказом Nr. 12042/44 генерал-квартирмейстера Люфтваффе вместо Erg.NSGr. Ostland были сформированы учебно-боевая авиагруппа «Эстония» (Erg. Fliegergruppe Estland) и учебно-боевая авиагруппа «Латвия» (Erg. Fliegergruppe Lettland). Для их оснащения были выделены 16 самолетов Ви-131 и 16 Аг-66 и Go-145, еще три самолета Go-145 предназначались для отработки полетов по приборам, а три Аг-66, оснащенных бомбодержателями, – для обучения атакам наземных целей. Репутация, которую заработали себе пилоты из Прибалтики, привела к тому, что генерал-квартирмейстер Люфтваффе своим приказом Nr. 10570/44 от 31 мая 1944 г. распорядился сформировать в рамках 1-го воздушного флота по одной эстонской и латвийской истребительной эскадрилье. Уже в июне две группы, в которые вошли по пять пилотов из NSGr. 11 (estnisch), отправились в Германию для подготовки в качестве летчиков-истребителей. В составе первой группы были: обер-лейтенант Карл Луми (Karl Lumi), обер-лейтенант Лембит Райдаль (Lembit Raidal), обер-лейтенант Йохн Сепа (John Sepa), лейтенант Юри Кукк (Juri Kukk) и обер-фенрих Аксель Кесслер (Aksel M. Kessler), а во вторую группу вошли: обер-лейтенант Эдгар Мартенсен (Edgar Martensen), обер-лейтенант Анатоль Ребане (Anatol Rebane), обер-лейтенант Альберт Ваарт (Albert Vaart), лейтенант Вольдемар Эллер (Voldemar Eller) и лейтенант Харри Колло (Harri Kollo). Затем трое из них: обер-лей-тенанты Эллер и Райдаль, а также лейтенант Кукк1 – погибли в ходе летной подготовки в результате аварий самолетов. В феврале 1944 г. NSGr. 11 (estnisch) получила около двадцати самолетов Fokker С. VE, которые ранее принадлежали датской авиации и затем были конфискованы немцами. С июля группа базировалась около поселка Рахкла (RahkJa), в 28 км юго-восточнее Раквере, откуда продолжала совершать боевые вылеты в район Нарвы. Летом 1944 г. по мере продвижения советских войск район боевых вылетов NSGr. 11 (estmsch) начал перемещаться от Нарвы к Тарту. Одновременно и сама группа меняла место своего базирования. Сначала она действовала с аэродрома в районе поселка Адавере (Adavere), в 62 км северо-западнее Тарту, а затем с аэродрома Кяревере (Karevere), расположенного уже в 16 км северо-западнее Тарту. Из-за нехватки горючего самолеты NSGr. 11 (estnisch) не могли совершать много боевых вылетов, что вызывало среди эстонских пилотов, хотевших защищать свою родину, недоумение и гнев. 29 июля советские войска, нанеся удар в направлении Риги, отрезали части немецкой армейской группы «Север», находившиеся в Эстонии и Латвии. В середине сентября немецкие войска начали оставлять территорию Эстонию, постепенно отходя к Риге. NSGr. 11 (estnisch) и 1 ./SAGr. 127, которые к этому времени совершили около семи тысяч боевых вылетов, получили приказ перебазироваться на территорию Латвии. 18 сентября NSGr. 11 (estnisch), в которой имелись 17 Не-50, 13 Аг-66 и 7 Fokker C.VE, прибыла на аэродром Бломе (Blome), в 7 км западнее г. Смилтене (Smiltene). Однако группа там долго не задержалась и уже 24 сентября перелетела сначала на аэродром около литовского поселка Тиркшляй (Tirksliai), а затем в Либау (Лиепая). 22 сентября 1944 г. приказ перебазироваться из Таллина в Пиллау (ныне г. Балтийск Калининградской обл.) получила и 1 ./SAGr. 127. К этому времени большинство эстонских пилотов уже не видели никакого смысла в продолжении борьбы. Эстония, за свободу которой они сражались, была снова оккупирована советскими войсками, что означало для них конец войны. Несколько эстонских экипажей решили перелететь в нейтральную Швецию и в тот же день сразу три Аг-95 из 1 ./SAGr. 127: W.Nr.2346 «6R+LL», W.Nr.2350 «6R+BL» и W.Nr.2351 «6R+UL», вместо Пиллау приземлились на шведской территории. При этом Ar-65 W.Nr.2346 «6R+LL»1, который пилотировал лейтенант Реми Милк, сел недалеко от Стокгольма. Интересно, что затем, в ноябре 1944 г., там же, в Стокгольме, с Милком встретился военно-воздушный атташе при посольстве Третьего рейха в Швеции. В ходе этой довольно необычной беседы немецкий офицер попытался убедить Милка вернуться в Германию. Он сообщил Милку, что тот якобы награжден Железным Крестом 1-го класса, Золотым Знаком за боевые вылеты, что ему присвоено звание обер-лейтенанта и что его ждут в эстонской авиагруппе. Трудно сказать, были ли сведения относительно награждения Милка и его производства в обер-лейтенанта верными, но то, что к тому моменту в Люфтваффе уже не существовало ни одного самостоятельного эстонского авиационного подразделения, известно совершенно точно. После того как 1 октября 1944 г. в Швецию перелетели два самолета из NSGr. 11 (estnisch): Fokker С. VE «3 W+OL» и He-50 W.Nr. 1260 «3W+NO», начальник штаба 1-го воздушного флота Люфтваффе генерал-майор Клаус Зигфрид Уебе (Klaus Siegfried Uebe) отдал приказ о запрете полетов всех эстонских самолетов. 4 октября в секретной радиограмме Nr.4383/44, отправленной в Главное командование Люфтваффе, он писал: «Последовавшие в последние дни перелеты самолетов эстонских эскадрилий в Швецию, указывают прежде всего на то, что после потери Эстонии теперь очень рискованно использовать эти подразделения в боях. В качестве первоочередной меры все эстонские авиационные подразделения 1-го воздушного флота получили запрет на полеты. Поставка горючего им прекращена. Ходатайствую о роспуске всех эстонских подразделений... Роспуску подлежат... Seeauklalungsstaffel 1/127, Nacht-schlachtgruppe 11, Erg.Fliegergruppe Estland. Использовать эстонский персонал этих подразделений в рамках 1-го воздушного флота нет никакой возможности, поскольку подготовка к формированию эстонского зенитного подразделения находится еще в начальной стадии... Предлагаю оставить здесь отдельных наиболее падежных эстонских добровольцев, а остальной персонал направить в СС или использовать во вспомогательных частях. Небольшие группы могут оставаться при немецких подразделениях в качестве добровольного вспомогательного персонала. Указанные условия пока не касаются латышских подразделений». 1 октября 1944г. генерал-квартирмейстер Люфтваффе подписал приказ Nr. 13215/44, согласно которому все эстонские, а также и латышские авиационные подразделения должны были быть немедленно распущены. В NSGr. 11 (estnisch), которая тогда находилась на аэродроме Хайлигенбейл (Heiligenbeil)1, в 45 км юго-восточнее Кенигсберга, приказ о роспуске пришел 12 октября, а уже на следующий день еще один самолет группы – Fokker С. VE «3 W+OD» – перелетел в Швецию. Затем 31 октября туда же на угнанном гидросамолете Do-24 улетел эстонский авиамеханик. Хотя в приказе Nr. 13215/44 ни слова не говорилось об эстонской и латышской истребительных эскадрильях, естественно, что они так никогда и не были созданы. Все пилоты расформированных NSGr. 11 (estnisch) и l./SAGr.l27, а также летчики, проходившие в Германии подготовку в качестве истребителей, были собраны на аэродроме Кунерсдорф (Kunersdorf) для дальнейшего распределения. Летчики-истребители, в т.ч. обер-лейтенанты Карл Луми и Йохн Сепа, которые уже в сентябре участвовали в боевых вылетах в составе JG54, были распределены по истребительным эскадрам Люфтваффе. Несколько офицеров были направлены в 20-ю гренадерскую дивизию СС, большая же часть эстонцев получила приказ отправиться в Данию, где в г. Эсбъерге (Esbjerg) предполагалось сформировать парашютно-десантный полк под названием «Балтийский легион парашютно-десантной армии» (Baltische Legion Falschirmarmee). В его составе должно было быть три батальона, укомплектованных соответственно эстонцами, латышами и прибалтийскими немцами. Однако этот полк так и не был создан и потому в декабре 1944 г. все эстонцы были направлены в Дортмунд. После того как они там освоили 88-мм зенитные орудия, их распределили по различным зенитным частям на территории Третьего рейха, а также направили в зенитные подразделения эстонских частей СС. В то же время эстонские летчики-истребители сражались в составе Люфтваффе до конца войны. Обер-лейтенант Карл Луми, летавший в составе 7./JG4, погиб в ходе боев. В апреле 1945 г. двое эстонских пилотов, чтобы не попасть в плен, решили перелететь в нейтральную Швецию. 19 апреля там приземлился FW-190A-8 W.Nr.961076, который пилотировал обер-фенрих Аксель Кесслер, а спустя одиннадцать дней за ним последовал обер-лейтенант Ана-толь Ребане, который на FW-190A-8 W.Nr.739136 совершил посадку на аэродроме Мальме (Malmo). Эстонских же пилотов, попавших в плен к советским войскам, ожидал приговор – 25 лет исправительно-трудовых лагерей, конфискация имущества, лишение прав и ссылка на пять лет. Большинство из них были освобождены только в 1955 – 1956 гг. Среди них был и Калио Алакюла (Kalio Alakiila), родившийся 20 апреля 1923 г. С октября 1941 г. по май 1943 г. он в качестве добровольца служил в эстонской местной самообороне, затем – в составе SAGr. 127 и NSGr. 11 (estnisch), а в конце войны – в зенитных подразделениях частей СС.
В то же время некоторым бывшим эстонским пилотам повезло гораздо больше. Лейтенант Бенно Абрам попал в плен к американцам, уже в 1946 г. он был освобожден и нелегально вернулся в Эстонию. Поскольку все документы о его участии в войне были уничтожены, советские власти не имели к нему никаких претензий. Он смог поступить на медицинский факультет Тартуского университета и стал врачом. |