Все документы темы |
Российский архив
Материалы по теме: Том V |
|
|
Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 1924 г.Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 1924 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 486—487. — [Т.] V. 486
9 Пасха 1924 г.
Воистину Воскресе!
Простите, что не написал Вам к Пасхе. Последние дни прошли в большой сутолоке и довольно тяжелых передрягах. Было много неприятностей в Приходском совете. Все черносотенцы и опричина Троицкого — решили устроить при заутрени какой-то величайший парад и демонстрацию <нрзб.>... Пускали в церковь по билетам, устроили церковную охрану, которая никому <нрзб.> не давала покоя, у кого не было билетов — экзаменовали православен ли, спрашивали фамилию о. Тихона! В результате — все чертыхались, ломились, было много неприятностей. Я заявил о. Тихону, что выхожу из Совета. Кроме того — разыгрался скандал и с Бердяевым. Когда был М. Евлогий — его пригласили на собрание бердяевского кружка. Наш евразиец Ставровский60 лично от себя, ничего мне не сказав — выступил с большой речью против «профессорского православия», католики и проч. Сознаюсь, что тон был неприятный. Жена Бердяева61 решила при этом создать демонстрацию и агитацию в пользу католицизма и вышла из комнаты. Когда Владыко уехал Бердяев крайне грубо обошелся со Ставровским, сказал что в нем дух антихриста и потребовал, чтобы он извинился. В это время «выплыла» жена Бердяева и поцеловала Ставр. сказала, что она прощает его ибо они «братья во Христе». Получилась отвратительная претенциозность и фальш. Спустя некоторое время, Бердяев основал кружок для встречи представителей разных конфессий, под названием «Патмос»62 (!) остров любви. Он пригласил и меня. Я ему написал, что считаю важным подобные встречи, но после Ставр. — нахожу, что квартира Берд. — место не подходящее, ибо нужно подходить к подобным проблемам — строго и не эмоционально. После этого — он написал мне длиннейшее письмо, обозвал «вредным человеком» и обрушился на евразийство. Я ему ответил также длинной отповедью и обличением. Тем не менее новый кружок существует и Бердяев теперь взял совсем воинственный тон, хотя мое письмо как будто на него произвело некоторое впечатление. Все недостатки Карсавина — я очень хорошо знаю. Но знаю и то, что в будущем придется еще страшно бороться с латинством. И в этом отношении — он ни с кем не сравним. Мне кажется, что ради этой цели — можно многое «попустить». Я Арапова — очень полюбил; но ведь он для боевой борьбы — не годится. Во всяком случае — так сложилось, что в противовес Булгакову, Берд. и Кº молодежь группируется около евразийства и Карсавина. Думаю, что сербский кружок, относясь отрицательно к Карсавину, судит по-старому. По крайней мере Ставровский, кот. в деятельной переписке с сербскими кружками — большой почитатель Карсав. И я молодежь понимаю, ибо лучшего знатока св. отеческой литературы — я не встречал. Вы правы что моя тема для него не подходящая. Уже если звать — то нужно ему дать тему либо противокатол., либо «богословие и философия» — он недавно об этом читал — было очень хорошо. Я очень боюсь, что П. Н. — преувеличивает мое чутье. Здесь дело не 487в чутье, а в некоторых фактах: противокатол. деятельность сосредоточена только около нас и Карсав. Кар. — человек безвольный и видимо требует кроткого окружения и от него выигрывает. Ну об этом еще поговорим при свидании. Арапов — в Варшаве. Туда приехал предст. А. А.63 Судя по письмам, дела продвигаются. В Париже также основана евраз. группа. Некролог Новгород. — конечно желателен. Уместите ли Вы в Вашу статью «о социальн. значении обряда» — и проблему староверства. Это по-моему «очень важный вопрос». На днях имел интересный разговор со старообрядцами, служащими в берлинском торговом представительстве у большевиков. Ваши мысли о соборном участии всех молящихся в службе по-моему не еретичны, но в них есть опасность 1) опрощения (ведь передача функций — петь хору — произошла тогда, когда народилось искусство пения) и 2) механизация внутри — церковного распорядка. Не получатся ли латинско-протест. скамейки, вставать и садиться, но только иного образца? Спайка должна быть прежде всего внутренняя. Ведь у старообрядцев — ритуал строго дифференцирован, а между тем чувствуется какая-то смутность. Прежде всего надо обрести наново стиль в самом широком смысле слова. Но по моему действие образа — должно иметь организующее значение именно в быту, вне храма. Целую руку княгине и поздравьте ее от нас обоих. Обнимаю Вас Ваш Сувчинский |