Все документы темы  
Российский архив Материалы по теме: Том V


Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 1924 г.

Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 1924 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 486—487. — [Т.] V.

486

9

Пасха 1924 г.

Воистину Воскресе!
Дорогой Николай Сергеевич.59

Простите, что не написал Вам к Пасхе. Последние дни прошли в большой сутолоке и довольно тяжелых передрягах. Было много неприятностей в Приходском совете. Все черносотенцы и опричина Троицкого — решили устроить при заутрени какой-то величайший парад и демонстрацию <нрзб.>... Пускали в церковь по билетам, устроили церковную охрану, которая никому <нрзб.> не давала покоя, у кого не было билетов — экзаменовали православен ли, спрашивали фамилию о. Тихона! В результате — все чертыхались, ломились, было много неприятностей. Я заявил о. Тихону, что выхожу из Совета.

Кроме того — разыгрался скандал и с Бердяевым. Когда был М. Евлогий — его пригласили на собрание бердяевского кружка. Наш евразиец Ставровский60 лично от себя, ничего мне не сказав — выступил с большой речью против «профессорского православия», католики и проч. Сознаюсь, что тон был неприятный. Жена Бердяева61 решила при этом создать демонстрацию и агитацию в пользу католицизма и вышла из комнаты. Когда Владыко уехал Бердяев крайне грубо обошелся со Ставровским, сказал что в нем дух антихриста и потребовал, чтобы он извинился. В это время «выплыла» жена Бердяева и поцеловала Ставр. сказала, что она прощает его ибо они «братья во Христе». Получилась отвратительная претенциозность и фальш. Спустя некоторое время, Бердяев основал кружок для встречи представителей разных конфессий, под названием «Патмос»62 (!) остров любви. Он пригласил и меня. Я ему написал, что считаю важным подобные встречи, но после Ставр. — нахожу, что квартира Берд. — место не подходящее, ибо нужно подходить к подобным проблемам — строго и не эмоционально. После этого — он написал мне длиннейшее письмо, обозвал «вредным человеком» и обрушился на евразийство. Я ему ответил также длинной отповедью и обличением.

Тем не менее новый кружок существует и Бердяев теперь взял совсем воинственный тон, хотя мое письмо как будто на него произвело некоторое впечатление.

Все недостатки Карсавина — я очень хорошо знаю. Но знаю и то, что в будущем придется еще страшно бороться с латинством. И в этом отношении — он ни с кем не сравним. Мне кажется, что ради этой цели — можно многое «попустить». Я Арапова — очень полюбил; но ведь он для боевой борьбы — не годится. Во всяком случае — так сложилось, что в противовес Булгакову, Берд. и Кº молодежь группируется около евразийства и Карсавина. Думаю, что сербский кружок, относясь отрицательно к Карсавину, судит по-старому. По крайней мере Ставровский, кот. в деятельной переписке с сербскими кружками — большой почитатель Карсав. И я молодежь понимаю, ибо лучшего знатока св. отеческой литературы — я не встречал. Вы правы что моя тема для него не подходящая. Уже если звать — то нужно ему дать тему либо противокатол., либо «богословие и философия» — он недавно об этом читал — было очень хорошо. Я очень боюсь, что П. Н. — преувеличивает мое чутье. Здесь дело не

487

в чутье, а в некоторых фактах: противокатол. деятельность сосредоточена только около нас и Карсав. Кар. — человек безвольный и видимо требует кроткого окружения и от него выигрывает. Ну об этом еще поговорим при свидании. Арапов — в Варшаве. Туда приехал предст. А. А.63 Судя по письмам, дела продвигаются. В Париже также основана евраз. группа. Некролог Новгород. — конечно желателен. Уместите ли Вы в Вашу статью «о социальн. значении обряда» — и проблему староверства. Это по-моему «очень важный вопрос». На днях имел интересный разговор со старообрядцами, служащими в берлинском торговом представительстве у большевиков.

Ваши мысли о соборном участии всех молящихся в службе по-моему не еретичны, но в них есть опасность 1) опрощения (ведь передача функций — петь хору — произошла тогда, когда народилось искусство пения) и 2) механизация внутри — церковного распорядка. Не получатся ли латинско-протест. скамейки, вставать и садиться, но только иного образца? Спайка должна быть прежде всего внутренняя. Ведь у старообрядцев — ритуал строго дифференцирован, а между тем чувствуется какая-то смутность. Прежде всего надо обрести наново стиль в самом широком смысле слова. Но по моему действие образа — должно иметь организующее значение именно в быту, вне храма.

Целую руку княгине и поздравьте ее от нас обоих.

Обнимаю Вас                               

Ваш Сувчинский

Теги: Российский архив, Том V, 21. К истории евразийства. 1922—1924 гг., Документы личного происхождения

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"