Библейская хронология. Альтернативная точка зрения
Кто не подписал Ферраро-Флорентийскую унию?
Надо сказать еще, что Ферраро-Флорентийскую унию не подписали и не впали в ересь антиохийцы, Антиохийский патриархат, иерусалимский патриархат и грузины. Они отказались участвовать в этом беззаконии и остались православными. Русский пес Исидор, который был митрополит, который подписал, но потом был ликвидирован сразу великим князем, и русская церковь тоже не впала в ересь, все обошлось. И вот возникает вопрос, когда же впали в ересь антиохийцы, грузины и Иерусалим? И на этот вопрос есть ответ только по Иерусалиму. Я ссылаюсь на лицевой свод летописный, там есть указание на то, что уже в конце пятнадцатого века, то есть спустя несколько десятков лет после Ферраро-Флорентийского собора, Иерусалим, который оставался православным, уже оскудел полностью в смысле православного епископата, и ни много ни мало патриарх Иерусалимский избирался в Москве на соборе русских епископов. То есть патриарха в Иерусалим ставили русские епископы. Это нигде не преподают, нигде не говорят, я ссылаюсь на летопись, на источник, причем довольно подробно описывается, как избиралось, как туда ехали, болели, не болели, Деньги давали, не давали и так далее. И из этого можно сделать вывод, что это уже был тот момент и тот период, когда Иерусалим и все остальные епископы, соответственно, были еретики. Это была единственная причина, почему православные епископы в Москве ставили патриарха в Иерусалим. Значит, все остальные епископаты в Иерусалиме были уже еретиками, включая лжепатриарха Иерусалимского. Вот с Иерусалимом более-менее понятно.
С Антиохией и Грузией пока не нашли, в какой момент было впадение в ересь. Сейчас они в ереси, это очевидно, потому что они уже давно в литургическом общении с еретиками – с Московской патриархией, с греками. А вот когда у них началось это общение с еретиками, непонятно. Что касается Руси, есть еще одно свидетельство, мы говорим: 1597-й год, теоретически, может быть, чуть раньше, но нет этих данных.
Мы знаем точно, что в 1597-м году точно стали служить с греками, то есть точно уже отсюда всяко в ереси русская церковь оказалась, и всякое не раньше 1565-го года, потому что в 1565-м году подробное описание в лицевом своде, как к Грозному приезжает митрополит Греческий с целой свитой с нижайшей просьбой, чтобы русский царь разрешил молиться за него патриарху Греческому. Что свидетельствует о том, что до этого патриарх Греческий не возносил имя русского царя православного за молитвой. И митрополит добавляет: как всегда молились за всех царей в древности. И царь не ответил на эту просьбу ничего, лицевой свод не указывает, что царь согласился, но зато описывает ситуацию, когда грекам, вот этой греческой делегации разрешили отслужить молебен по освящению воды на мощах в Троице-Сергиевой Лавре. И после этого летописец пишет: а потом служили русские молебен (то есть разделяет, что не было совместного молебна). А потом пишет, что русский собор служил литургию, а греки не служили. То есть летописей подчеркивает, что греки к литургии допущены не были, когда были явно в полном облачении, только что отслужили молебен и так далее. То есть до 1565-го года точно не было общения русских с греками и точно было с 1597-го. Может быть, мы ошибаемся, где-то в этот период началось литургическое общение с греками, но уж в 1597-м – это уж всяко, это общеизвестный факт, рукоположение Иова в патриархии Московской. Вот то, что я хотел добавить.