Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Хронология древнего мира

Конспект лекции

2 3 4 5 6

Хронология древнего мира

Как объединяются эти два подхода?

Была принята в Византии так называемая эра, она называлась Анианова, которая исходила из того, что есть некая условная точка, которая получается путём вот этих математических сложений жизни патриархов Византии, за которую была принята дата 5508 лет. Но там есть некоторый нюанс, что фактически с сентября по декабрь 5509, а с января по сентябрь 5508, но это из-за того, что расчёт очень приблизительный. И в Византии этой штукой пользовались, так называемая мировая эра, Греки часто писали просто «ту космо», то есть мира, сколько лет мира. И, соответственно, этой эрой до сих пор пользуются в церкви. Например, византийский год Крещения Руси было летом 6496. Это, соответственно, 988 год плюс вот это всё.
Теперь что дальше произошло со всем этим? В Византии, как показывает исследование Игоря Павловича Медведева, во всю пользовались летоисчислением от Рождества Христова. Оно называлось по-христиански Господне домостроительство, по-гречески Тыскириакис Сотыриас, или буквально Господне спасение. То есть момента, такой-то год от Господнего воплощения. Когда используются две параллельные хронологии, то всегда бывает так, что одна проще, другая сложнее. Неизбежно так бывает. Примеры различных хронологий: например, французский революция пыталась ввести свою хронологию, после революции в советское время пытались ввести свой календарь. Иначе говоря, уже в Византии были две разные хронологии. Но в VI веке, как мы знаем, латинский монах, которого звали Дионисиус Экзигвус, или его обычно называют Дионисий Малый, посчитал это время от своего времени и попытался вычислить дату Рождества Христова. Для Рождества Христова у нас существуют очень большие проблемы, потому что мы знаем, что там была некая звезда. На роль этой звезды претендует появившаяся в 12 году до нашей эры комета Галлея. Но ближайшая большая перепись, которая была во всей империи, которая упоминается в писании, произошла только в 7 году нашей эры. То есть здесь 18 лет разница.
Иначе говоря, Рождество Христово находится где-то в промежутке между этим, и точно его… Возможно, это не комета Галлея, возможно, вместо этой переписи была какая-то другая. То есть у нас не хватает данных для того, чтобы точно локализовать. Иначе говоря, эта точка является приблизительной. И речь идёт даже не о 8 годах, а примерно о 18. Главный тезис: любые хронологические подсчёты Рождества Христова и уже тем более сотворения мира являются условностью. Измерение времени в силу знаменитого парадокса времени Эйнштейна точно невозможно, потому что время – это относительная категория, оно условно. С физической точки зрения времени в абсолютном смысле не существует. Существует несколько способов измерения, и можно ими спекулировать, чем успешно занимаются разные религиозные деятели.

2 3 4 5 6
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"