Реформы патриарха Никона и история старообрядчества. Часть 1
Раскол – Как Вы оцениваете эту веху в русской истории 17 века?
Если давать общую оценку 17-му веку, то он был переломный. Очень острые оценки историки, мыслители прилагают к этому времени.
Может быть, для начала нам надо вспомнить святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, в Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорил Александр Исаевич Солженицын: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы революции 17-го года».
Произошло нечто катастрофическое, нечто грандиозное, то, что изменило ход дальнейшей русской национальной истории. Попытаться ответить на то, что было в период 17-го века, или хотя бы в кульминационный период раскола, можно начинать издалека, даже не с 17-го века. Есть очень интересные, часто очень тонкие определения, которые дает профессор, протоирей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия»: «Весь век проходит в крайнем напряжении и в беспокойстве, в разноголосице, пререканиях и спорах».
А почему? Было все хорошо, была Святая Русь, и вдруг пререкания и споры и разноголосицы. С точки зрения светской истории, то, что происходит в 17-ом веке – это переход российского общества, России, от Позднего Средневековья к Новому времени. Часто современный читатель, не вполне понимает, в чем трагедия такого перехода? Она ведь может проходить и без всякой трагедии. Это происходило постепенно, что-то где-то менялось, менялось сознание, мироощущение. Есть такое понятие «традиционное общество». Это общество построенное на традициях, где существует определенное понятие об укладе в семье, обществе, существуют какие-то устройства этого общества, его управления. Все функционирует на основе каких-то порядков. Известно такое сочинение как «Домострой». Может, кто-то позитивно это видит, кто-то негативно, считает, что это время закостенения. Это время, когда человек мыслил себя и ощущал себя несколько в иной среде, несколько иным образом нежели в позднее время.
Новое время – время рационализма. Его можно называть временем просвещения, временем, когда развиваются науки. Но человек средневекового мышления, он жил в другой системе координат, он жил в другой системе ценностей, им двигали другие какие-то вещи. Это можно понимать на основании того, как вообще со временем меняются ценности, как меняется мышление. Сегодняшний человек очень рационален, очень прагматичен. Для него некоторые материальные вещи стоят почти всегда на первом месте. Потом говорим о каких-то духовных вещах, иногда даже не понимая, что это такое.
Есть такие ценности, которые вообще не понятны современному человеку. Иногда очень трудно разъяснить, что такое семья, очень трудно объяснить человеку, что такое долг, что такое нравственность. А вот человек, который жил в другие времена и был иначе воспитан, у него совсем другая система представления о мире, и мироощущение было иное. Вот это менялось. Менялось устройство общества. Там модель, которая пыталась привиться на Руси, со стороны светской власти прежде всего, это западная модель.