Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Конспект лекции

2 3 4 5 6

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Царь или Никон – кто был основной движущей силой реформ?

По этому поводу написано очень много всего, и, в общем, мы сейчас довольно неплохо представляем себе, как это все устроено было. На первом этапе, безусловно, Никон был ведущей силой этого тандема, поскольку он был более духовно зрелый, более опытный. 
В последствии, после того как Алексей Михайлович освоился и стал выдвигать какие-то свои концепции и идеи, Никон стал его стеснять, тяготить как слишком сильная фигура и как человек с политическими амбициями. Он слишком хорошо представлял себе, какую роль играл Филарет Никитович при его отце Михаиле Федоровиче, и не хотел повторения этого сценария. Поэтому на первом этапе, собственно говоря, который привел к реформам и расколу, главную роль играет Никон. На втором этапе, который ознаменовался опалой Никона и его ссылкой, конечно, уже мы видим, что ведущую роль играет царь и он не собирается включать Никона и патриарха в свои планы. И это была уже петровская фактически политика.
Петровскую политику в общем в отношении к церкви можно сформулировать так: мы понимаем, что церковь играет важную роль, но мы будем использовать церковный ресурс для управления обществом. Эта тенденция фактически продолжается до наших дней, и это, в общем, некая вполне такая цельная модель церковно-политических отношений, начало которой было вот в это время, собственно говоря, окончательно положено. Очень часто наши историки намекают на то, что и при Иване III церковь находилась в положении подчиненном и цари помыкали, и Иван Грозный вроде бы как помыкал. Но тут надо понимать, что вообще императорский, царский произвол над церковью – это вещь, которая и в Византии повторялась там и сям: то императоры-иконоборцы, то во время арсенитского раскола, при Палеологах были попытки императорского насилия, и церковь то подчинялась, то шла – в виде отдельных патриархов и деятелей церковных – наперекор. И в Древней, то есть дониконовской Руси, тоже было так: то церковь подчинялась, то, так сказать, были сопротивления. В этом смысле митрополит Филипп Московский – это как раз пример самостоятельного такого… А тут вот уже, конечно, была такая инструментализация. Вот это, кстати говоря, часть вот этого западнического такого сценария, который при Петре реализовался в полной силе.

2 3 4 5 6
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"