Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Конспект лекции

1 2 3 4 5

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Какой путь выбрал царь Алексей Михайлович

Династия Романовых, как известно, была в то время не просто очень молодой, а это был вообще второй из царей в династии Романовых, если не считать Филарета Никитича, который, как известно, царем не был, а был наставником и великим государем, как его именовали в официальной титулатуре. Вокруг царя первоначально возникла некоторая традиция, движение или такая определенная тенденция к разумной, рациональной модернизации. Что значит модернизация? Модернизация через религиозную сознательность. Для этого возник вот этот кружок «ревнителей благочестия», задачей которого была каким-то образом переформатировать религиозную жизнь, не трогая ее духовных внутренних основ, чтобы убрать оттуда то, что считалось результатом смуты и недостаточно, так сказать, разумным управлением, церковным, а именно элементы морального разложения, элементы беспорядка. 
Обычно говорилось о том, что попы служат без порядку, пение делается без должного внимания, народное пьянство и так далее – вот эти все вещи, затрагивающие духовенство, конечно, о которых говорилось и против которых выступали все члены кружка ревнителей благочестия: протопоп Аввакум, Никон и Алексей Михайлович. Ну, и, конечно, душой его был царский… ну, не душой, а как бы в некотором смысле идеологами были Иван Миронов и Стефан Вонифатьев. Это все были люди, которые замыслили вот это большое дело. 
Что это такое? Это, по сути говоря, большой модернизационный проект, смысл которого в том, чтобы церковь очистилась от тех негативных наслоений, которые не дают ей стать большой силой, консолидирующей – по-настоящему консолидирующей – людей не только на основе бытового благочестия, но на основе каких-то больших целей. Ну, грубо говоря, сделать христианские большие цели, поскольку христианство вообще несет в себе, с одной стороны, харизматическое – как православное христианство, как любое другое – наполнение и ритуально-бытовое. В ритуально-бытовое люди вовлекаются с неизбежностью, просто в силу своей жизни. Тогда все люди были практически верующими и в этих рамках существовали. А вот харизматическое наполнение – это опции, то есть человек мог в ней участвовать, это какие-то были, условно говоря, кружки – какие-то могли быть, я не говорю, что это было, это отчасти невозможно было реализовать в силу вот этой немодернизированности, – это были какие-то, может быть, и социальные инициативы, дома призрения или еще что-то в этом роде. Грубо говоря, в христианстве есть вот этот вот призыв – делать что-то больше, чем нежели просто обычная ритуальная жизнь. Но, для того чтобы это все реализовалось в масштабах государства, нужно было раскачать это все церковно-общественное тело и сдвинуть с того насиженного места, на котором оно находилось.
Поэтому, конечно, единственный такой приводной ремень, через который все это можно делать, это православное христианство. Поэтому героев у этой драмы фактически было много, и это были не только указанные мною люди, это были все те, кто путался участвовать в этом модернизационном проекте. 
Но посередине всего появились вот те, как я сказал, утопические внешнеполитические приоритеты, которые заставили этот проект свернуть в угоду, я бы сказал, чисто прагматического использования церковных лозунгов и так далее, самого даже церковного института, института церкви для реализации этого «Константинопольского проекта». Поэтому в каком-то смысле мы видим, что до начала реформ мы видим реализацию одного сценария. А после начала реформ Никона, после, собственно говоря, пятьдесят третьего года мы видим совершенно другую картину, которая характеризуется тем, что главная наша задача – это вот сейчас быстренько привести церковь, по формальным признакам, в согласие с греческими правилами, а дальше затем двинуться дальше на Восток, чтобы этот проект реализовать. 
Вот, собственно говоря, и все. Конечно, тут играли роль честолюбивые амбиции Никона и даже в большей степени, наверное, захваченность этой идеей царя Алексея Михайловича, но я бы предложил все-таки мыслить не в категориях личности, а в категориях больших таких культурно-политических тенденций, которые тогда в России реализовывались. 

1 2 3 4 5
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"