Введение в историю русской философской мысли. Часть первая
Тема моего выступления: «Русская философия. Основные моменты и направления темы проблемы». Сразу хотелось бы оговориться по поводу терминов. Некоторые отечественные исследователи предпочитают говорить «русская философия», другие настаивают на термине «философия в России», обосновывая это тем, что «русская философия» звучит националистически, принижая роль других этносов, что Россия – страна многонациональная, и не только русские занимаются в ней философствованием. Это различие мнений выражается сегодня даже в названиях кафедр, специализирующихся на изучении истории философской мысли в России, например, в одном известном московском университете кафедра называется «История русской философии», в другом она называется «История отечественной философии». В жизни эти профессионалы тесно общаются между собой, но вот такое у них методологическое расхождение относительно общего объекта изучения.
Обоснование для таких уточнений, конечно, имеется, поскольку в названии «русская философия» есть нечто противоречивое и даже провокативное. Возьмем, к примеру, «русского философа Владимира Сергеевича Соловьева», в жилах которого текла не только русская, но и польская кровь. Получается что он, при большом желании, может быть выдан за русско-польского философа. И у многих «русских философов» примеси иной крови – польской, татарской... Иван Киреевский, к примеру, известный славянофил, имеет татарские корни; Семен Франк – еврейские, что не помешало ему приобщиться к православию; Лев Шестов – иудей, много философов с долей немецкой, греческой, шведской крови, у некоторых можно найти и не два, а три и четыре этнических «компонента» в смеси, по крови они не совсем русские. Поэтому некоторые исследователи философии в России предпочитают идентифицировать мыслителей не по крови, а по убеждению, по манере размышления, по мыслям, по потоку сознания, по умонастроению, на каком языке сны видят. Так что и мы будем держать в уме эту оговорку, так что, говоря «русская философия», имеем в виду, что вполне допустимо говорить о «философии в России». В контексте нашей беседы будем употреблять это как синонимы.