Иоасаф Михайлович Оболенский
Иоасаф (в миру — Савелий) Михайлович Оболенский, второй сын князя М. Ивановича Оболенского (конец XIV — начало XV в.). Из Черниговских Рюриковичей.
Дата и место рождения его неизвестны. По некоторым данным, Савелий был на службе у великого князя московского Василия Васильевича. Около 1436 г. он женится на княжне Дарье Васильевне Луховской. Однако вскоре супруга Савелия умирает, а он решает уйти в монастырь. Это тот редкий случай, когда представитель княжеского рода уходит из мирской жизни. Савелий становится послушником Ферапонтова монастыря, что в 15 верстах от г. Кириллова (на озере Сиверском при впадении в него речки Копани), и получает имя Иоасаф. Любопытно, что с этим же именем в 1448 г. был пострижен другой княжеский сын — Андрей Дмитриевич Заозерский (из Ярославских Рюриковичей; умер 10 сентября 1453 г.). После игуменства Мартиниана Белозерского (умер 12 января 1483 г.) и Филофея (умер после 1501 г.) Савелий в 1471 г. занимает их место в монастыре.
22 июля 1481 г. игумен Иоасаф рукоположен митрополитом Геронтием (умер 28 мая 1489 г.) в архиепископы ростовские и тем самым становится 41-м в списке Ростовских архиереев и 8-м в списке Ростовских архиепископов. По его поводу составитель Типографской летописи (конец XV — начало XVI в.) элегически от себя прибавляет: «Увыи, увыи, погибе благовѣрный отъ земля, грѣхъ ради нашихъ, по Давиду: Спаси мя Господи, яко оскудѣ преподобныи, яко умалишася истинныи отъ сыновъ человѣческыхъ, суетнаа глагола кождо ко искреннѣму своему». По мнению историков, этот загадочный плач может быть понимаем двояко: или что в епископы был поставлен недостойный человек, или что он достиг епископства недостойным путем.
В августе 1481 г. Иоасаф поддерживает вместе с Чудовским архимандритом Геннадием (умер 4 декабря 1505 г.) великого князя Ивана Васильевича в его споре с митрополитом Геронтием по поводу правил освящения православных церквей и Успенского собора, в частности: «посолонь» (по солнцу) или «не посолонь» (в противоположном направлении). Митрополит и его сторонники указывали на то, что некоторые церковные кругохождения на Руси и в Греции (на Афоне) совершаются против солнца. Спор этот оканчательно был решен только в середине XVII в. патриархом Никоном (умер 17 августа 1681 г.) внесением в церковно-богослужебные книги правила хождения «не посолонь», получив характер неприкосновенного правила.
17 июля 1483 г. Иоасаф участвует вместе с другими святителями в избрании новгородского архиепископа по жребию, который «вынялся» старцу Троице-Сергиева монастыря, иноку Сергию (умер 9 апреля 1495; по другим данным, в 1504 г.).
15 января 1489 г. Иоасаф оставляет архиепископию на ростовского архимандрита Тихона Малышкина (умер после 1503 г.), а сам возвращается в Ферапонтов монастырь. Тогда же получает послание от новгородского архиепископа Геннадия о борьбе с ересью «жидовствующих» (смысл ее заключался в отрицании догмата Троицы, божественности Спасителя и всей новозаветной истории) и о грядущем конце света в 7000 г. от сотворения мира (1492 г.).
Старец Иоасаф скончался «на память апостола Фомы» (убит в 76 г. от P. X.; 6 октября. — Д.В. Донской), в 1512 г. (по другим данным, 7 октября 1514 г.); погребен в соборной церкви Рождества Святой Богородицы Ферапонтова Белозерского монастыря.