Средневековая Русь > Князья > Иван Иванович, царевич
Средневековая Русь

Иван Иванович, царевич

Имя князя: Иван Иванович, царевич
Годы жизни: ? – 1581
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 21


Иван Иванович, второй сын великого князя московского, Государя всея Руси и царя И. Васильевича Грозного и Анастасии Романовны Кошкиной-Захарьиной (умерла 7 августа 1560 г.); царевич.

Родился Иван 28 марта 1554 г. «въ три часы ночи (22 часа 20 минут местного времени. — Д.В. Донской) назван в честь преподобного Иоанна Лествичника (умер после 1 сентября 600 г.). 15 апреля того же года крещен митрополитом Макарием (умер 31 декабря 1563 г.).

9 августа 1558 г. вместе с отцом встречает чудотворные иконы «образъ Пречистыа Богоматере» и Николы Чудотворца, уцелевшие после взятия г. Ругодива. В Москву их привозят архимандрит юрьевский Варфоломей (умер после августа 1561 г.) и протоирей Дмитрий из Ругодива.

В сентябре 1559 г. Иван вместе с родителями, братом Федором и дядей Юрием Васильевичем Углицким отправляется на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

21 февраля 1560 г. вместе с отцом посещает князя Владимира Андреевича Старицкого, у которого накануне родилась дочь Евдокия «и порадовавшася сѣ нимъ и овощи кушали». 7 августа того же года умирает его мать, царица Анастасия Романовна. Царевич Иван присутствует при ее погребении в кремлевском Вознесенском монастыре.

В августе 1561 г. получает вместе с братом Федором подарок от архиепископа новгородского Пимена (умер 25 сентября 1571 г.) по случаю бракосочетания его отца с дочерью кабардинского князя Темрюка Идарова: икону и сорок золотых. В сентябре того же года с отцом, мачехой и братом Федором едет на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

В конце февраля 1563 г. получает от отца, находящегося в войсках под Полоцком, известие, что 18 февраля город взят. 21 мая того же года едет на богомолье в Троице-Сергиев монастырь с отцом и мачехой.

В феврале-марте 1564 г. вместе с отцом принимает участие в заседаниях церковного собора и боярской думы. Тогда же на митрополию поставлен бывший протоиерей кремлевского Благовещенского собора и духовник царя Афанасий (умер после 1568 г.). 7 мая того же года, вместе с отцом, мачехой, митрополитом и князем Владимиром Старицким едет в Никитский монастырь (в 3 верстах к северу от г. Переяславля-Залесского), по преданию построенный на том месте, где преподобный Никита Переяславский (умер 24 мая; около 1189 г.) исцелил юного князя Михаила Всеволодовича Черниговского. 3 декабря этого же года уезжает из Москвы с отцом, мачехой, братом Федором в с. Коломенское на праздник Николы Чудотворца.

21 сентября 1565 г. едет на богомолье в Троице-Сергиев монастырь с отцом, мачехой и братом Федором. 24 июля 1566 г. вместе с отцом присутствует на церковном соборе при поставлении в митрополиты Соловецкого монастыря игумена Филиппа (умер 23 декабря 1569 г.). 21 сентября этого же года едет на богомолье в Троице-Сергиев монастырь с отцом, мачехой и братом Федором.

21 сентября 1567 г. выезжает вместе с отцом из Москвы в Великий Новгород. 20 октября в с. Бронницах (в 25 верстах к востоку от Великого Новгорода на р. Мете) его и его отца встречает архиепископ Пимен с архимандритами и игуменами. 22 октября вступает в Великий Новгород и слушает молебен. Пробыв восемь дней, вместе с отцом приезжает в Псковскую землю и останавливается в Красном городке; отсюда возвращается «погнав» в Москву.

В 1569 г. вместе с отцом и братом Федором едет в Кирилло-Белозерский монастырь. Он, отец и брат делают жертвования и вклады «на келью» в монастырскую казну.

28 октября 1571 г. присутствует вместе с братом Федором на свадьбе отца с Марфой Собакиной и руководит свадебной церемонией, будучи тысяцким. В конце декабря того же года вместе с отцом и братом Федором приезжает в Великий Новгород «миром».

В конце весны 1572 г. приезжает с отцом в Великий Новгород, в 10 верстах вниз по течению р. Волхов, на правом берегу, посещает Хутынский монастырь и в нем ночует. Возвращается в Великий Новгород; архиепископ Леонид (убит 20 октября 1575 г.) наставляет новгородское духовенство молиться за него. Присутствует на молебне по случаю победы над крымцами. Возвращается в Москву.

К этому времени относится составление завещания царевича Ивана.

В середине января 1575 г. присутствует вместе с братом Федором на свадьбе отца с Анной Григорьевной Васильчиковой и руководит свадебной церемонией, будучи вновь тысяцким.

13 июля 1577 г. Иван вместе с отцом выступает во главе тридцатитысячного войска из Пскова в Ливонию, брат Федор остается в Великом Новгороде. В результате успешных действий русских войск Ливония оказывается расчлененной надвое по р. Двине.

В апреле (?) 1579 г. царь Иван Грозный тяжело заболевает. Иван вызван к отцу и объявлен наследником престола.

25 августа 1580 г. Иван вместе с отцом присутствует на заседании боярской думы, где решено послать «наскоро» гонцов к императору Священной Римской империи Рудольфу II (из Габсбургов; умер 20 января 1612 г.) и папе Григорию XIII (умер 10 апреля 1585 г.) с просьбой о посредничестве в заключении мира с Польшей.

В конце марта 1581 г. папа Григорий XIII через иезуита Антонио Поссевино (умер 26 февраля 1611 г.) направляет ему письмо, которое дипломат вручает Ивану в августе этого же года.

9 ноября того же года в Александровской слободе происходит его ссора с отцом. В припадке гнева царь Иван Грозный наносит сыну смертельный удар посохом, от которого тот умирает, согласно надписи на саркофаге, «в день недельный в 14 час нощи (уже в понедельник 20 ноября в 6 часов 00 минут местного времени. — Д.В. Донской).

В источниках существуют разные версии этой ссоры. Русские авторы немногословны и не проясняют суть дела. Так, псковский летописец пишет, что царь своего сына убил за то, что тот «ему учал говорити о выручении града Пскова» от войск польского короля Стефана Батория (умер 12 декабря 1586 г.). Две версии конфликта приводятся в иностранных источниках. Согласно первой (сближающейся с русской), царевич Иван действительно стремился возглавить войско под Псковом, чем вызвал гнев царя. Вторая версия представляется более точной. Ее сообщил дипломату, иезуиту Антонио Поссевино, переводчик Стефан Дреноцкий: однажды царь вошел в комнату своей невестки, которая «лежала на скамье, одетая в нижнее платье». Разгневанный царь стал ее избивать посохом, а когда сын Иван вступился за жену, то был «ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом.... На пятый день сын умер».

Царевич Иван похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля 22 ноября того же года в центре диаконика; потомства он не оставил.

Иван Иванович был женат три раза:

1) с 4 (по другим данным, 8 октября) ноября 1571 г. на Евдокии (Домне), дочери боярина Богдана Юрьевича Сабурова (умер после 1598 г.), с 1575 г. — инокиня Александра Воскресенского Горицкого монастыря (на левом берегу Шексны в 6 верстах западнее г. Кириллова); умерла 28 ноября 1614 г. в Покровском Суздальском Девичьем монастыре на р. Каменке (правом притоке Нерли), погребена в московском Вознесенском монастыре в Кремле (по К.Н. Тихонравову и М.Д. Хмырову — в Суздале);

2) с лета 1575 г. на Феодосии (Пелагее), дочери рязанского сына боярского, позднее окольничего, Михаила Тимофеевича Петрово-Солового (умер в 1582 г.); с конца 1579 г. — инокиня Прасковья в Девичьем (?) Белозерском монастыре. Переведена в Успенский Княгинин монастырь во Владимир-на-Клязьме (на торговой стороне). В 1621–22 гг. она умирает в Москве в Ивановском-Предтеченском монастыре (на Кулишках в Белом городе); ее тело было перевезено в Кремль и погребено в Вознесенском монастыре;

3) с осени 1580 г. на Елене, дочери боярина Ивана Васильевича Меньшего Шереметева (убит 10 февраля 1577 г.), после смерти мужа получила в кормление г. Лух; с 1581 г. — инокиня Леонида, схимница московского Новодевичьего монастыря (на Девичьем поле в Хамовниках); умерла «на Рождество в заутреню» (непереходящее празднование 25 декабря. — Д.В. Донской) 1595 г. в Новодевичьем монастыре, где и была погребена.

Иван известен своей литературной деятельностью. В 1579 г. составил одну из редакций «Жития Антония Сийского». Антоний (умер 7 декабря 1557 г.) основал Антониево-Сийский монастырь (в Архангельском крае к югу от Холмогор на р. Сии), ставший со временем одним из крупнейших монастырей русского Севера.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"