Дмитрий Иванович Шуйский
Дмитрий Иванович Шуйский, третий сын боярина, князя И. Андреевича Шуйского (убит в 1573 г.) и Марфы (в иночестве — Анна) Федоровны (умерла до 1599 г.); князь, воевода. Из Суздальско-Нижегородских Рюриковичей.
Дата и место рождения Дмитрия неизвестны. В 1579 г. — рында «с другим саадаком» (чехол для лука. — Д.В. Донской) в ливонском походе царя Ивана Васильевича Грозного. С 1580 г. — кравчий, с 1586 г. — боярин. С 1588 г. был в опале, находился в ссылке в г. Шуе. В 1591 г. вместе с братом Александром (умер в 1601 г.) — воевода Большого полка.
В 1595-1596 городов выдает Московского Богоявленского монастыря (на посаде) игумену Иосифу меновую грамоту на с. Топорково с пустошами в Московском уезде. В 1596-1598 гг. — воевода государева полка; в 1597 г. ведет местнический спор с князем Тимофеем Романовичем Трубецким (из Гедиминовичей; умер 12 ноября 1602 г.). В апреле 1600 г. Дмитрий вместе с братом Василием ведет местнический спор с князем Иваном Большим Никитичем Одоевским (из Черниговских Рюриковичей; умер 7 марта 1616 г.).
В 1604 г. — воевода в армии царя Бориса Федоровича Годунова (из Зерновых, умер 13 апреля 1605 г.). В октябре этого же года по приказу царя собирает войско для похода к городам Чернигову и Брянску для отражения вторгшегося в Россию самозванца Лжедмитрия I (убит 17 мая 1606 г.). 12 ноября выступает из Москвы.
21 января 1605 г. в битве с войском самозванца под с. Добрыничами (в 15 верстах на северо-запад от г. Севска Орловской губернии; ныне с. Добрунь) проявляет нерешительность и дает возможность польской коннице гетмана Адама Дворжицкого прорваться в центр русского войска. Русская артиллерия выправляет положение и обращает поляков в паническое бегство.
В июне того же года после смерти царя Бориса Годунова встречает вместе с князем Федором Ивановичем Мстиславским (из Гедиминовичей; умер 19 февраля 1622 г.) Лжедмитрия I в г. Серпухове. Отправлен в Москву с поручением «лишить его врагов занимаемых ими мест и заключить в неволю Годуновых».
В 1605 г. князь Дмитрий находится на службе у самозванца Лжедмитрия I; упомянут в числе лиц, которые должны были войти в состав преобразованной боярской думы по образцу польского сената.
23 июня схвачен вместе с братьями и взят под стражу по обвинению в заговоре против Лжедмитрия I. По решению собранного самозванцем собора осужден на заключение «въ Галицкие пригороды по темницамъ». Имущество, вотчины и дворы заключенных были конфискованы.
В мае 1606 г., после возвращения в Москву, вторично участвует в заговоре против самозванца. После воцарения своего брата Василия Шуйского занимает одно из первых мест при дворе. Во время подавления восстания Ивана Исаевича Болотникова (казнен в 1608 г.) — воевода.
В начале 1608 г. стоит с войском в г. Белеве. Весной идет к г. Волхову, где 10 и 11 мая царское войско под его командованием в 10 верстах от города терпит поражение от войска нового самозванца, Лжедмитрия II (убит 11 декабря 1610 г.).
В апреле 1610 его жену, Екатерину Григорьевну, обвиняли в отравлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, совершенном по его наущению. Полагают, что Дмитрий опасался молодого полководца как возможного претендента на престол после бездетного брата Василия. После смерти князя Михаила командование русской армией переходит к нему; в июне ее главные силы выступили в поход.
Утром 24 июня того же года Дмитрий терпит сокрушительное поражение от коронного гетмана Станислава Жолкевского (убит 7 октября 1620 г.) под с. Клушино (западнее г. Можайска; ныне поселок в Гагаринском районе Смоленской области). Причинами этого рокового поражения была не только бездарность князя Дмитрия, но и пассивность, а затем и прямая измена шведских союзников; шведское наемное войско частично перешло на сторону поляков. Основные же силы шведов под командованием генерала Якова Понтуса Делагарди (умер 12 августа 1652 г.) в обмен на свой нейтралитет в польско-русской войне получили возможность организованно уйти на север, в новгородские земли. Тем самым шведы нарушили договор, обязывающий их сохранять союз до полной победы и не вступать с противником в любые сепаратные соглашения.
После сражения под с. Клушино польские войска беспрепятственно двинулись на Москву, предопределив падение брата, царя Василия Шуйского.
17 июля того же года (после низложения брата) Дмитрий заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь (в 18 верстах к северо-востоку от Волоколамска на левом берегу Спировки). 31 октября того же года гетман С. Жолкевский, покидая Москву, забирает его с братьями Василием и Иваном Пуговкой (умер в 1638 г.) в качестве пленников и отвозит под Смоленск. В ноябре того же года его везут в г. Гродно, а в июне 1611 г., после взятия Смоленска, польский король Сигизмунд III (из династии Ваза; умер 30 апреля 1632 г.) решает забрать его с собой в Польшу. Здесь Дмитрий живет с братом в Гостынском замке (в 100 верстах к западу от Варшавы на правом берегу Скрвы, левого притока Вислы) и умирает почти одновременно с братом 17 сентября 1612 г. Первоначально погребен там же перед воротами замка, в 1620 г. торжественно перенесен в Варшаву, где положен в построенном мавзолее; в 1635 г. его прах возвращен в Россию и погребен на Ваганьковском кладбище. Потомства Дмитрий не оставил.
Его жена — Екатерина (по историку М.М. Щербатову — с конца 1599 г.), младшая дочь Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (прозвище — Малюта; из неродовитых звенигородских дворян; убит 1 января 1573 г.). Ее приданное — с. Семеновское в Переяславль-Залесском уезде было передано в род князей Шуйских. Вывезена вместе с мужем в Варшаву, умерла 15 ноября 1612 г. Ее останки также были возвращены в Россию, привезены в Суздаль и погребены перед северной стороной соборной церкви Покровского Девичьего монастыря на р. Каменке (правом притоке Нерли).