Средневековая Русь > Князья > Дмитрий Иванович Внук
Средневековая Русь

Дмитрий Иванович Внук

Имя князя: Дмитрий Иванович Внук
Годы жизни: ? – 1509
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 20


Дмитрий Иванович, старший сын великого князя И. Ивановича Молодого и Елены, дочери молдавского господаря Стефана III Великого (умер 2 июля 1504 г.). По порядку престолонаследия — семидесятый великий князь и соправитель своего деда, великого князя Ивана III.

Родился княжич в Москве, по летописным известиям, 10 октября 1483 г., «въ 10 часъ нощи (3 часа 20 минут местного времени. — Д.В. Донскойкъ пятку»; крещен 26 октября с именем Дмитрий в честь великомученика Димитрия Солунского (умер осенью 306 г.).

7 марта 1490 г. в Москве умирает его отец. В дальнейшем находится большей частью при своем деде, великом князе Иване Васильевиче. 5 апреля 1492 г. вместе с дедом и родней переселяется из старого в новый дворец в Москве. 20 октября 1495 г. сопровождает деда в его поездке в Великий Новгород. В августе 1497 г. вместе со всей родней встречает в Москве приехавшую из Рязани «великую тетку» (сестру деда. — Д.В. Донской), княгиню Анну Васильевну.

Осенью 1497 г. Иван III принимает решение «жаловать» своего внука Дмитрия «великим княжением», иными словами, сделать его своим соправителем и наследником.

Тогда же Иван III получает известие о заговоре против Дмитрия и его матери княгини Елены Волошанки, в котором замешаны его сын Василий и вторая жена, княгиня Софья Палеолог. Великий князь заключает Василия под стражу, а шестерых участников заговора казнит 27 декабря того же года.

В воскресенье 4 февраля 1498 г. Иван III благословляет Дмитрия «на великое княжение Владимирское и Московское и всея Руси» и в присутствии митрополита Симона (умер 26 (по другим данным, 30) апреля 1511 г.) и других церковных иерархов венчает его в Успенском соборе, где лично возлагает на него бармы, скипетр и шапку «Мономаха». После литургии Иван III уходит в свои палаты, а Дмитрий из Успенского собора переходит в Михаилоархангельский. За ним следуют бояре, а у выхода из церкви его дядя, князь Юрий Иванович Дмитровский, осыпает племянника золотом и серебром. В церкви архангела Михаила юный великий князь поклоняется гробницам предков, затем переходит в Благовещенский собор. Каждый раз при выходе Юрий Иванович осыпает его деньгами. Затем Дмитрий идет к матери. По окончании чина венчания великий князь одаривает внука и устраивает пир.

2 апреля 1499 г., по нелетописным данным, великий князь Иван Васильевич посылает посольство в Данию с намерением просить у короля Ханса (из Ольденбургов; умер 20 февраля 1513 г.) руки его дочери для своего внука.

В том же году, однако, Иван III прощает своего сына Василия и 21 марта также жалует его великим княжением и городами Великим Новгородом и Псковом, то есть частью удела Дмитрия Внука. В конце того же года к Ивану III и его внуку является посольство из Пскова, обеспокоенное этим решением; Иван Васильевич, однако, не меняет его.

11 апреля 1502 г. великий князь кладет опалу на Дмитрия и его мать Елену и запрещает поминать имя внука на ектениях и литиях, а также именовать его великим князем. Тогда же заключает обоих «за приставы», а 14 апреля по благословению митрополита Симона сажает на великое княжение Владимирское, Московское и всея Руси своего сына Василия.

18 января 1505 г. умирает в заточении мать Дмитрия Елена Стефановна; великий князь повелевает похоронить ее в кремлевском Вознесенском монастыре — усыпальнице великих княгинь. Точное место ее погребения не сохранилось, но, по мнению историков, оно могло быть в северо-восточном углу храма, где позднее хоронили опальных княгинь Старицких.

26 октября того же года Иван Васильевич навещает своего внука в темнице и просит у него прощения за нанесенные обиды и притеснения.

После смерти великого князя Ивана Васильевича (27 октября 1505 г.) новый великий князь Василий III ужесточает условия содержания Дмитрия в темнице и приказывает заковать его «в железа».

Дмитрий Иванович, оставив завещание, умирает 14 (по другим данным, 4) февраля 1509 г. «в нужди в тюрмѣ». Погребен возле отца в Архангельском соборе Московского Кремля у южной стены. На саркофаге вырезана молитва «Кая житейская пища прибываетъ печали непричастна! кая ли слава стоить на земли непреложна? («Какая житейская радость не смешана с горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо?» из стихиры преподобного Иоанна Дамаскина (умер около 780 г.), глас 1. — Д.В. Донской).

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"