Глеб Владимирович
Имя князя: Глеб Владимирович
Годы жизни: ? – 1015
Колено: 5
Борис и Глеб были младшими сыновья Владимира Святославича. Борис при жизни отца княжил в Ростове (по другой версии – во Владимире-Волынском), а Глеб – в Муроме. Бориса Владимир намечал своим преемником на киевском столе. Святополк, придя к власти после смерти отца (1015 г.), организовал убийство сначала Бориса, а затем Глеба. При Ярославе Владимировиче, в середине XI в., начинается почитание Бориса и Глеба как святых. Оно было санкционировано константинопольской патриархией, и сыновья Владимира стали первыми признанными русскими святыми.
А.А.Горский
«Повесть временных лет» сообщает, что Владимир Святославич дал Глебу в держание Муромскую землю. У В. Н. Татищева это событие записано под 1010 г., причем историк говорит, что Муром относился к Ростовскому княжеству, к владению Бориса, но так как Борис постоянно пребывал при отце в Киеве, то Глеб был как бы наместником на востоке одновременно и отца и брата. Глеб владел Муромской землей до самой смерти (1015 г.).
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в.»
Глеб (в крещении — Давыд) Владимирович, десятый сын великого князя В. Святославича и некой княгини, «Болгарыни»; по нелетописным данным, Милолики. Согласно Тверскому сборнику (составлен в 1534 г.), он и его брат Борис были сыновьями другой жены Владимира — Анны, дочери византийского императора Романа II (из Македонской династии; умер 15 марта 963 г.).
Дата и место рождения его неизвестны; получил крестильное имя в честь пророка и второго иудейского царя Давида (умер около 950 г. до P. X.).
Вероятно с 1010 г., еще будучи ребенком, посажен отцом на княжение в Муроме, а по другим данным, находится при нем в Киеве.
Через несколько дней после смерти отца, великого князя киевского Владимира (15 июля 1015 г.), сводный брат Глеба, Святополк, по праву старшинства занимает великокняжеский стол. Убив Бориса, он начинает помышлять и об его убийстве и с этою целью посылает сказать ему (надо понимать, что в Муром), чтобы он шел скорее к отцу, опасно заболевшему. Глеб отправляется с поспешностью, взяв с собою малую дружину, ибо, как замечает летописец, был «послушливъ отцю». На Волге, у устья р. Тьмы (Томы), под ним спотыкается конь и «наломи ему ногу мало», что заставляет Глеба и его спутников пересесть в ладьи — дурной знак грядущей опасности.
Добравшись до Смоленска и проехав еще 3 версты, Глеб останавливается на левом берегу Смядыни (ныне высохла) при впадении ее в Днепр. По другой версии, Глеб во время убийства Бориса находится в Киеве и, испугавшись, бежит «на полунощныя (северные. — Д.В. Донской) страны». Он отплывает на «коравлец» и также останавливается на Смядыне. Брат его, Ярослав, извещает его о смерти отца и об убийстве брата, а также предупреждает его о намерениях Святополка; советует не ходить в Киев. Глеб плачет, скорбит и молится об отце, «паче же по братѣ».
В понедельник, 5 сентября являются посланные от Святополка убийцы. Они захватывают его корабль, и дружинник Горясер, посланец братоубийцы, приказывает одному из людей Глеба, повару-предателю с характерным «именемъ Търчинъ» (то есть из торков. — Д.В. Донской) зарезать своего князя.
Тело князя было погребено на берегу «на nyстѣ мѣстѣ межю дъвѣма колодама», то есть по простому крестьянскому обычаю в деревянном гробу, а не по княжескому — в каменном саркофаге. Предположительно в 1019 г. его брат Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели своего брата Глеба. «По лѣтѣ же единомъ» (в 1020 г. — Д.В. Донской) различные свидетели сообщают о свете и сиянии на месте убийства на р. Смядыни. Вследствие этих свидетельств великий князь киевский Ярослав посылает в Смоленск священников с поручением отыскать тело Глеба; по обретению его оно перевезено в Вышгород и погребено рядом с телом брата Бориса у церкви Святого Василия, построенной еще отцом.
Вскоре на месте захоронения братьев происходит первое знамение: один из варягов «въступи» по неведению на святое место, где были погребены страстотерпцы. Из могилы вырывается пламя и опаляет ноги того, кто неумышленно осквернил святое место. Затем происходит второе знамение: церковь Святого Василия, рядом с которой находились могилы, сгорает, однако иконы и вся утварь оказываются спасены, что явилось знаком заступничества страстотерпцев.
После этих событий на месте сгоревшей церкви строится новая пятиверхая. Митрополит Иоанн I (умер до 1039 г.) освящает ее 24 июля (вероятно, в воскресенье, в 1037 г.) и останки князей торжественно «изнесоша я отъ землѣ» и устанавливаются внутри «надъ землею на деснѣи странѣ».
Впоследствии его останки и останки его брата Бориса переносятся еще дважды, причем оба раза в воскресенье и в мае месяце. Первое перезахоронение происходит в 1072 г., когда его племянники, князья Изяслав, Святослав и Всеволод, а также митрополит Георгий (умер после 1073 г.) вместе с другими русскими иерархами переносят их 20 мая в новую одноглавую деревянную церковь, построенную на месте ветхой. Относительно Глеба летописец сообщает любопытную деталь: его останки покоятся в «рацѣ каменѣ» (саркофаг. — Д.В. Донской), который из-за своей тяжести подвозят к церкви на санях. Тогда же, его рукою митрополит Георгий благословляет князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а князь Святослав прикладывает его руку к «вреду, им же боляаше на шии и по семъ къ очима и къ тѣмени»; второе — в 1115 г., когда великий князь Владимир Всеволодович Мономах и в присутствии митрополита Никифора (умер в апреле (по другим данным, в январе 1121 г.) и духовенства в воскресенье 2 мая принимает участие в перенесении мощей святых князей во вновь построенную каменную церковь. Во время татаро-монгольского нашествия на Киевскую землю в 1240 г. церковь Святого Василия была разрушена, а останки братьев оказались утеряны.
Русская Православная Церковь во времена княжения их брата Ярослава (то есть до 1054 г.) причисляет Бориса и Глеба, как первых князей-страстотерпцев, к лику святых.
Дата и место рождения его неизвестны; получил крестильное имя в честь пророка и второго иудейского царя Давида (умер около 950 г. до P. X.).
Вероятно с 1010 г., еще будучи ребенком, посажен отцом на княжение в Муроме, а по другим данным, находится при нем в Киеве.
Через несколько дней после смерти отца, великого князя киевского Владимира (15 июля 1015 г.), сводный брат Глеба, Святополк, по праву старшинства занимает великокняжеский стол. Убив Бориса, он начинает помышлять и об его убийстве и с этою целью посылает сказать ему (надо понимать, что в Муром), чтобы он шел скорее к отцу, опасно заболевшему. Глеб отправляется с поспешностью, взяв с собою малую дружину, ибо, как замечает летописец, был «послушливъ отцю». На Волге, у устья р. Тьмы (Томы), под ним спотыкается конь и «наломи ему ногу мало», что заставляет Глеба и его спутников пересесть в ладьи — дурной знак грядущей опасности.
Добравшись до Смоленска и проехав еще 3 версты, Глеб останавливается на левом берегу Смядыни (ныне высохла) при впадении ее в Днепр. По другой версии, Глеб во время убийства Бориса находится в Киеве и, испугавшись, бежит «на полунощныя (северные. — Д.В. Донской) страны». Он отплывает на «коравлец» и также останавливается на Смядыне. Брат его, Ярослав, извещает его о смерти отца и об убийстве брата, а также предупреждает его о намерениях Святополка; советует не ходить в Киев. Глеб плачет, скорбит и молится об отце, «паче же по братѣ».
В понедельник, 5 сентября являются посланные от Святополка убийцы. Они захватывают его корабль, и дружинник Горясер, посланец братоубийцы, приказывает одному из людей Глеба, повару-предателю с характерным «именемъ Търчинъ» (то есть из торков. — Д.В. Донской) зарезать своего князя.
Тело князя было погребено на берегу «на nyстѣ мѣстѣ межю дъвѣма колодама», то есть по простому крестьянскому обычаю в деревянном гробу, а не по княжескому — в каменном саркофаге. Предположительно в 1019 г. его брат Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели своего брата Глеба. «По лѣтѣ же единомъ» (в 1020 г. — Д.В. Донской) различные свидетели сообщают о свете и сиянии на месте убийства на р. Смядыни. Вследствие этих свидетельств великий князь киевский Ярослав посылает в Смоленск священников с поручением отыскать тело Глеба; по обретению его оно перевезено в Вышгород и погребено рядом с телом брата Бориса у церкви Святого Василия, построенной еще отцом.
Вскоре на месте захоронения братьев происходит первое знамение: один из варягов «въступи» по неведению на святое место, где были погребены страстотерпцы. Из могилы вырывается пламя и опаляет ноги того, кто неумышленно осквернил святое место. Затем происходит второе знамение: церковь Святого Василия, рядом с которой находились могилы, сгорает, однако иконы и вся утварь оказываются спасены, что явилось знаком заступничества страстотерпцев.
После этих событий на месте сгоревшей церкви строится новая пятиверхая. Митрополит Иоанн I (умер до 1039 г.) освящает ее 24 июля (вероятно, в воскресенье, в 1037 г.) и останки князей торжественно «изнесоша я отъ землѣ» и устанавливаются внутри «надъ землею на деснѣи странѣ».
Впоследствии его останки и останки его брата Бориса переносятся еще дважды, причем оба раза в воскресенье и в мае месяце. Первое перезахоронение происходит в 1072 г., когда его племянники, князья Изяслав, Святослав и Всеволод, а также митрополит Георгий (умер после 1073 г.) вместе с другими русскими иерархами переносят их 20 мая в новую одноглавую деревянную церковь, построенную на месте ветхой. Относительно Глеба летописец сообщает любопытную деталь: его останки покоятся в «рацѣ каменѣ» (саркофаг. — Д.В. Донской), который из-за своей тяжести подвозят к церкви на санях. Тогда же, его рукою митрополит Георгий благословляет князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а князь Святослав прикладывает его руку к «вреду, им же боляаше на шии и по семъ къ очима и къ тѣмени»; второе — в 1115 г., когда великий князь Владимир Всеволодович Мономах и в присутствии митрополита Никифора (умер в апреле (по другим данным, в январе 1121 г.) и духовенства в воскресенье 2 мая принимает участие в перенесении мощей святых князей во вновь построенную каменную церковь. Во время татаро-монгольского нашествия на Киевскую землю в 1240 г. церковь Святого Василия была разрушена, а останки братьев оказались утеряны.
Русская Православная Церковь во времена княжения их брата Ярослава (то есть до 1054 г.) причисляет Бориса и Глеба, как первых князей-страстотерпцев, к лику святых.
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»
Участие в военных конфликтах:
Усобица Святополка и Бориса, Глеба, Святослава Владимировичей в 1015 г.
Усобица Святополка и Бориса, Глеба, Святослава Владимировичей в 1015 г.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1013 – 1015 | Муром |