Средневековая Русь > Князья > Всеволод Мстиславич
Средневековая Русь

Всеволод Мстиславич

Имя князя: Всеволод Мстиславич
Годы жизни: ? – 1249
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 12

Сын киевского князя Мстислава Романовича Старого, внук киевского, а затем смоленского князя Романа Ростиславича. В Новгородской первой летописи старшего извода под 1214 г. он упоминается как князь псковский. В 1219 г. Всеволод стал княжить в Новгороде Великом. Он ушел из Новгорода в «Русь» в 1221 г. По Ипатьевской летописи проходит в дальнейшем как Всеволод Мстиславич киевский. Должно быть, он был соправителем отца в Киеве. В Лаврентьевской летописи под 1239 г. записано, что смоленские бояре посадили его на княжение в Смоленск. О других его земельных владениях сведений нет. 
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Всеволод (в крещении — Петр (?)) Мстиславич, второй сын великого князя киевского М. Романовича Старого и неизвестной. Из Смоленских Рюриковичей.

Дата и место его рождения неизвестны. Сфрагистическая реконструкция крестильного имени (Петр) является предметом научной полемики.

Впервые Всеволод упоминается в начале 1212 г., когда, будучи князем псковским, участвует с псковичами в походе князя Мстислава Мстиславича Удатного «на Чюдь на Ереву сквозе землю Чюдскую къ морю».

Зимой 1215–16 гг. отец посылает его из Киева к Мстиславу Удатному в помощь против князя Ярослава Всеволодовича; приходит в Смоленск. Тогда же оставлен князем Мстиславом в Смоленске.

В марте 1216 г. Всеволод отпущен «со вои многими» Мстиславом к его зятю, князю Константину Всеволодовичу. Участвует 21 апреля 1216 г. в сражении между pp. Липица и Гза (близ г. Юрьева-Польского; притоки Нерли). Находится в войсках князя Константина, Мстислава и их союзников. В результате победы Константин занимает великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме. Осенью того же года ходит с новгородцами на Ригу.

В начале 1218 г. его присылает в Великий Новгород отец, великий князь киевский Мстислав Романович, вместо старшего своего сына Святослава; осенью того же года идет в поход в ливонскую землю к г. Кесь. Тогда же посылает архиепископа Митрофана (умер 3 июня 1223 г.) и Антония (в миру — Добрыня Ядрейкович; умер 8 октября 1232 г.) в Киев к митрополиту Матфею (умер 26 августа 1220 г.) для окончательного решения кому из них занять новгородскую кафедру.

В конце 1220 г., вернувшись из Смоленска, Всеволод приезжает в Торжок. По возвращении в Великий Новгород у него происходит конфликт с посадником Твердиславом Михалковичем (умер после 1221 г.). Князь «възвади всь городъ» на посадника, желая убить его.

Всеволод приходит из Городища на Ярославов двор (место вечевых собраний), «скрутяся въ бръне акы на рать»; за посадника Твердислава выходят его сторонники с Прусской улицы, Людина конца и Загородцы, Всеволод, боясь идти против них сам, посылает к ним архиепископа Митрофана, который их сводит «в любъвь» и заставляет целовать крест.

В 1221 г. Всеволод изгнан новгородцами со словами: «поиди камо хочеши»; и он уходит к отцу. В 1223 г. присутствует в числе младших князей на совете у отца в Киеве в связи с приходом впервые на Русь монголо-татар. И хотя источники молчат о его участии в битве при р. Калке (в Половецкой земле; впадает в Азовское море), совершенно очевидно, что Всеволод принимает в ней участие.

Дальнейшая судьба его малоизвестна. После гибели отца в битве с монголо-татарами (31 мая) Всеволод упоминается спустя почти 15 лет. В 1239 г. он, пережив нашествие на Русь хана Батыя (умер в 1255 г.), посажен великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем на стол в Смоленске. Там, по нелетописным данным, Всеволод Мстиславич умер в 1249 г. Был ли он женат — неизвестно; потомства не оставил.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Проводивши Мстислава, новгородцы послали в Смоленск за племянником его, Святославом, сыном Мстислава Романовича, но в том же, 1218 году встала смута: как-то Матей Душильчевич, связавши одного чиновника, Моисеича, убежал; беглеца схватили и привели на Городище, как вдруг пронесся в городе ложный слух, что посадник Твердислав выдал Матея князю, встало волнение: жители Заречья (ониполовцы) зазвонили у св. Николы и звонили целую ночь, а жители Неревского конца стали звонить у 40 святых, сбирая также людей на Твердислава. Князь, услыхав о мятеже, выпустил Матея, но народ уже не мог успокоиться; ониполовцы выступили в бронях, как на рать, неревляне также, а загородцы не присоединялись ни к тем, ни к другим, но смотрели, что будет. Тогда Твердислав, взглянувши на св. Софию, сказал: «Если я виноват, то пусть умру; если же прав, то ты меня оправи, господи!» — и пошел на бой с Людиным концом и с жителями Прусской улицы. Битва произошла у городских ворот, и ониполовцы с неревцами обратились в бегство, потерявши из своих Ивана Душильчевича, Матеева брата, а неревляне Константина Прокопьича, да кроме этих еще шесть человек; победители, жители Людина конца и Прусской улицы, потеряли по одному человеку, а раненых было много с обеих сторон. Целую неделю после этого побоища все были веча в городе; наконец, сошлись братья вместе единодушно и целовали крест. Но тут князь Святослав прислал своего тысяцкого на вече: «Не могу, — говорил князь, — быть с Твердиславом и отнимаю у него посадничество». Новгородцы спросили: «А какая вина его?» «Без вины», — велел отвечать князь. Тогда Твердислав сказал: «Тому я рад, что вины на мне нет никакой, а вы, братья, вольны и в посадничестве и в князьях». Новгородцы велели отвечать Святославу: «Князь! Если Твердислав ни в чем не виноват, то ты нам клялся без вины не отнимать ни у кого должности; тебе кланяемся, а вот наш посадник, и до того не допустим, чтоб отняли у него без вины посадничество». Святослав не настаивал больше, и наступило спокойствие.
В следующем году Мстислав Романович, князь киевский, прислал в Новгород сына своего, Всеволода: «Примите к себе, — велел он сказать новгородцам, — этого Всеволода, а Святослава, старшего, отпустите ко мне». Новгородцы исполнили его волю. Тою же зимою Семьюн Емин с отрядом из четырехсот человек пошел на финское племя тоймокаров, но суздальские князья, ни Юрий, ни Ярослав, не пропустили их чрез свою землю; принужденные возвратиться назад в Новгород, Семьюн с товарищами стали шатрами по полю, а в городе начали распускать слух, что посадник Твердислав и тысяцкий Якун нарочно заслали к Юрию, чтоб он не пускал их, и этими слухами взволновали город: Твердислав и Якун лишены были своих должностей, посадничество отдано Семену Борисовичу, кажется, внуку знаменитого Мирошки, а тысяча — Семьюну Емину. Но оба они и году не пробыли в своих должностях: в том же 1219 году посадничество опять отдано было Твердиславу, а тысяча — Якуну. Смуты, борьба сторон касались даже и владык: мы видели, что Мстислав с своими приверженцами свергнул владыку Митрофана как избранника Всеволодова, но по уходе Мстислава в 1218 году Митрофан возвратился из Владимира в Новгород и стал жить в Благовещенском монастыре; в 1219 году, когда преемник его, Антоний, пошел в Торжок, новгородцы провозгласили опять Митрофана своим владыкою, а к Антонию послали сказать: «ступай, куда тебе любо»; он отправился на житье в Спасонередицкий монастырь; наконец, князь Всеволод и новгородцы сказали обоим владыкам: «Ступайте к митрополиту в Киев, и кого он из вас пришлет опять к нам, тот и будет нашим владыкою». В 1220 году пришел назад архиепископ Митрофан, оправданный богом и св. Софиею, по выражению летописца. Антония же митрополит удержал у себя в чести и дал ему епископство Перемышльское.
Всеволод Мстиславич наследовал вражду брата своего, Святослава, к посаднику Твердиславу: в 1220 году он отправился по своим делам в Смоленск, оттуда проехал в Торжок, и когда возвратился в Новгород, то поднял половину его жителей на Твердислава, хотел убить его, а Твердислав был в это время болен. Всеволод пошел с Городища, где жил со всем своим двором, одевшись в брони, как на рать, и приехал на двор Ярославов, куда сошлись к нему новгородцы также вооруженные и стали полком на княжом дворе; больного Твердислава вывезли на санях к Борисоглебской церкви, куда к нему на защиту собрались жители Прусской улицы, Людина конца, загородцы и стали около него пятью полками. Князь, увидавши, что они хотят крепко отдать свой живот, по выражению летописца, не поехал на них, но прислал владыку Митрофана с добрыми речами, и владыка успел помирить обе стороны. Но Твердислав сам отказался от посадничества по причине болезни и, видя, что болезнь все усиливается, тайком от жены, детей и всей братьи ушел в Аркажь монастырь и там постригся. В преемники ему был избран Иванко Дмитриевич, как видно, сын Дмитрия Якунича.
Между тем примирение князя Всеволода с Твердиславовою стороною не было прочно; в следующем же 1221 году новгородцы показали путь Всеволоду: «Не хотим тебя, ступай, куда хочешь», — сказали они ему.
Развернуть
В то время как на востоке русские князья принуждены были ездить с поклоном к ханам степных варваров, на западе шла борьба с сильными врагами, которые начали грозить Руси еще прежде татар. Тотчас по занятии старшего стола, в 1239 году, Ярослав должен был выступить против Литвы, которая воевала уже в окрестностях Смоленска; великий князь победил литовцев, взял в плен их князя, потом урядил смольнян, посадивши у них князем Всеволода, сына Мстислава Романовича, и возвратился домой с большою добычею и честию.
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1239 – 1240-е Смоленская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"