Средневековая Русь > Князья > Мстислав Ростиславич
Средневековая Русь

Мстислав Ростиславич

Имя князя: Мстислав Ростиславич
Прозвище: Храбрый
Годы жизни: ? – 1180
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 10

Сын киевского князя Ростислава Мстиславича, внук киевского князя Мстислава Великого. Около 1162 г. он получил в держание от отца Белгородскую волость. В 1172 г. Андрей Боголюбский потребовал, чтобы Мстислав ушел в Смоленскую землю. Однако даже с помощью войска Андрею Боголюбскому не удалось заставить Мстислава покинуть Киевскую землю. В 1175 г. смольняне выгнали Ярополка Романовича и ввели в Смоленск Мстислава Храброго. Сидел он там не более года. В 1176 г. из Киева пришел Роман Ростиславич и сменил его на княжеском столе. В Ипатьевской летописи под 1178 г. говорится: «Прислаша новгородци мужи свои к Мстиславу к Ростиславичю, зовуче и Новугороду Великому. Он же не хотеше ити из Руськои земли (по-видимому, в 1177–1178 гг. Мстислав имел надел в Киевской земле, может быть, держал тот же Белгород. — О.Р.), река им тако: „Не могу ити из отчины своее и со братею своею разоитися“». Однако его дружинники настояли, чтобы он принял предложение новгородцев. Княжил он в Новгороде с 1 ноября 1179 г. по 14 июня 1180 г. Там он и умер. 
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Мстислав (в крещении — Федор) Ростиславич Храбрый, пятый сын великого князя Р. Мстиславича и неизвестной. Из Смоленских Рюриковичей.

Дата и место рождения его неизвестны. Впервые Мстислав упоминается с весны 1161 г., когда послан отцом в Белгород.

В 1166 г. Мстислав вместе с другими князьями идет к Каневу охранять возвращающиеся торговые караваны («Гречникъ и Залозникъ») из Византии от нападения кочевников. В 1167 г. помогает своему брату Святославу в борьбе с новгородцами; вместе с братом Романом Мстислав сжигает Великие Луки. В начале 1169 г. участвует в походе коалиции князей во главе с Андреем Юрьевичем Боголюбским к Киеву, в его штурме и взятии 12 марта.

Зимой 1169–70 гг. Мстислав Ростиславич участвует вместе с братом Романом в большом походе, организованном Андреем Боголюбским, — на Великий Новгород против князя Романа Мстиславича. Союзники подступают к городу «вѣ недѣлю на съборъ» (в данном случае 22 февраля. — Д.В. Донской), а 25 февраля 1170 г. при штурме города терпят поражение и, потеряв множество людей, отступают.

Летом 1170 г. Мстислав идет вместе с новым великим князем киевским Глебом Юрьевичем и братом Рюриком на князя Василька Ярополковича к г. Михайлову; союзники отпускают Василька в Чернигов, а «городъ его пожгоша, гроблю раскопаша». После смерти киевского князя Глеба Юрьевича (20 января 1171 г.) Мстислав с братом Давыдом призывают из Дорогобужа на киевское княжение дядю своего, Владимира Мстиславича.

В 1172 г. Андрей Боголюбский, узнав, что смерть его брата Глеба не была случайной, и что он скорее всего был отравлен по приказу киевских бояр, требует от Мстислава и его братьев их выдачи. В начале 1173 г. за отказ в выдаче убийц, получает приказ от великого князя покинуть вместе с братьями Киев, Вышгород и Белгород и удалиться в Смоленск. В марте того же года Мстислав посылает к великому князю с жалобой на такое распоряжение; захватывает Киев, где садится брат Рюрик.

Разгневанный великий князь Андрей посылает к нему мечника Михна с требованием: «в тобѣ стоить все (ты зачинщик всему. — Д.В. Донской), а не велю ти в Русской земле быти». Однако, по замечанию летописца, отмечено, что князь Мстислав привык с юности «токъмо Бога единого блюстися» (бояться. — Д.В. Донской), и потому остригает Михну бороду и в таком виде отправляет обратно к великому князю с гордым ответом, чтобы тот делал, что задумал.

Тогда великий князь Андрей посылает на него войско, которому приказывает привести его к себе. Мстислав Ростиславич затворяется в Вышгороде с полком брата своего Давыда и отбивает нападение суздальской рати на город. В конце того же года, выдержав 9-недельную осаду суздальской рати, выходит из Вышгорода и гонится за отступающим войском великого князя; захватывает богатые трофеи.

С начала 1175 г. Мстислав садится на стол в Смоленске.

Летом 1177 г. Мстислав просит великого князя киевского Святослава Всеволодовича вступиться за тестя своего, князя Глеба Ростиславича, находящегося в темнице в г. Владимире-на-Клязьме у владимирского великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.

В конце осени 1179 г. его призывают к себе новгородцы, но он отказывается, не желая «ити из Рускои земли», «изъ отчины своеѣ»; братья и дружина же советуют ему идти в Великий Новгород, резонно его спрашивая: «а тамо ци не наша отчина». 1 ноября того же года князь приходит в Великий Новгород, встречен с великой честью, и садится на стол. В летописном перечне новгородских князей упомянут с прозвищем Храбрый.

Зимой 1179–80 гг. Мстислав с 20-тысячной новгородской ратью опустошает Чудскую землю. На обратном пути весной 1180 г. идет во Псков и утверждает там на столе племянника своего, Мстислава Романовича. Тогда же собирается на полоцкого князя Всеслава Васильковича, но в Великий Луках получает весть от брата своего Романа, что тот стоит за Всеслава (своего зятя). Мстислав не хочет «вередити сердца брату своему старѣишому» и возвращается в Великий Новгород.

Вернувшись из похода, внезапно заболевает. Мстислав, почувствовав, что «болезнь крѣпка», поручает детей своих заботе братьев. Умирает князь в субботу 14 (по другим данным, в пятницу 13) июня 1180 г. в Великом Новгороде, погребен там же в соборной церкви Святой Софии, в приделе Рождества Святой Богородицы. По поводу его кончины замечено, что умер князь молодым. Его оплакивают новгородцы, братья, вся Русская земля, так как «от всего сердца бьяшеться за отчину свою». Упоминается, что Мстислав был средего роста, красив собою и украшен многими добродетелями: был щедр к нищим и духовенству. Когда видел христиан, уводимых в плен язычниками, говорил дружине, призывая ее к бою: «Братья! Уверуйте в то, что если сейчас умрем за веру, то очистимся от грехов наших и Бог вменит кровь нашу в мученическую». Русская Православная Церковь почитает его как святого. В 1556 г. царь Иван Грозный приказывает служить по князю панихиду в день его памяти, «докуду миръ стоить».

Мстислав Ростиславич был женат (свадьба состоялась до 1176 г.) на дочери рязанского князя Глеба Ростиславича. Его дети: Владимир (умер после 1225 г.), Мстислав Удатный и Давыд (убит 1 марта 1226 г.).

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

К ним явился княжить Рюрик Ростиславич; неизвестно, каким образом Якун лишился посадничества: по всем вероятностям, мир с Андреем и Ростиславичами условливал смену посадника, так сильно поддерживавшего в новгородцах сопротивление суздальскому князю. Преемником Якуна является Жирослав, но Рюрик отнял посадничество и у этого и дал его Ивану Захарьичу, сыну прежнего посадника Захарии, который был убит народом за приверженность к брату Рюрикову, Святославу; Рюрик не только отнял посадничество у Жирослава, но даже выгнал его из города, и тот ушел к Андрею в Суздаль. Но в тот же год сам Рюрик ушел из Новгорода: брат его Роман, севши в Киеве, дал ему волость на Руси, и новгородцы отправили к Андрею послов просить другого князя; Андрей пока отпустил к ним Жирослава посадничать с своими боярами, а потом в следующем году прислал сына Юрия, но Жирославом, как видно, были недовольны в Новгороде, и архиепископ Илья отправился во Владимир к Андрею, чтоб уладить окончательно все дела; следствием поездки было то, что посадничество опять отдали Ивану Захарьевичу.
Смерть Боголюбского повела снова к переменам в Новгороде: сын его Юрий должен был уступить место сыну Мстислава Ростиславича, призванного ростовцами, но в тот же год сам Мстислав, разбитый дядею Михаилом и выгнанный из Ростова, сменил сына в Новгороде. В том же 1175 году умер посадник Иван Захарьевич, посадничество получил опять было Жирослав, но в конце года лишился его снова, и место его заступил Завид Неревинич, сын того боярина Неревина, который был убит вместе с Захариею. Только что успел Мстислав Ростиславич жениться в Новгороде на дочери старого Якуна Мирославича, как был позван опять ростовцами, опять был побежден, выгнан дядею Всеволодом и пришел назад в Новгород, но здесь показали ему путь вместе с сыном, которого, как видно, он вторично оставил вместо себя, и взяли князя из рук победителя Всеволода, который прислал в Новгород племянника своего Ярослава Мстиславича. Но Ростиславич, по всем вероятностям, оставил по себе в Новгороде сильную сторону, в челе которой, разумеется, должен был стоять тесть его Якун; в следующем же 1177 году он явился в Новгороде, был посажен на стол, брату его Ярополку дали Торжок, а Ярославу, прежнему князю, — Волок-Ламский — знак, что он отступил от Всеволода к врагам его, Ростиславичам. Легко понять, что Всеволод не мог спокойно видеть последних князьями в соседних волостях новгородских, притом же не мог он простить новгородцам нарушение обещания признавать его верховную власть и другого обещания придти к нему на помощь в войне с Глебом рязанским; в 1178 году, когда Мстислав Ростиславич умер и новгородцы посадили себе князем брата его, Ярополка, Всеволод велел захватить по своей волости купцов новгородских; новгородцы испугались и выгнали Ярополка, но князю новых городов мало было одной чести давать из своих рук князей старому городу: он хотел какой-нибудь более существенной пользы и выступил в поход к Торжку, жители которого обещали давать ему дань; подойдя к городу, Всеволод сначала не хотел было брать его приступом, дожидаясь исполнения обещаний, но дружина стала жаловаться и побуждать его к приступу, говоря: «Мы не целоваться с ними приехали; они, князь, богу лгут и тебе». Войско бросилось к городу и взяло его, жителей перевязали, город сожгли — за новгородскую неправду, прибавляет летописец, потому что новгородцы на одном дне целуют крест и нарушают свою клятву. Отправив пленных новоторжан во Владимир, Всеволод пошел к Волоку-Ламскому; жители его успели выбежать, но князь их Ярослав Мстиславич был схвачен и город сожжен. Новгородцы между тем послали за ближайшим к себе князем Романом Ростиславичем смоленским, который и приехал к ним, а Всеволод, до вольный большою добычею и не желая, как видно, иметь дела с Ростиславичами южными, возвратился во Владимир.
Роман недолго пожил в Новгороде: в следующем же 1179 году он уехал назад в Смоленск, и новгородцы послали звать на княжение брата его, Мстислава Ростиславича, знаменитого своею борьбою с Боголюбским. Здесь начинается союз Новгорода с двумя Мстиславами — отцом и сыном — самыми блестящими представителями старой, Юго-Западной, Руси в борьбе ее с новою, Северо-Восточною. Союз этот был необходим по одинаковости стремлений: как Новгород, так и Мстиславы хотели поддержать старый порядок вещей против нового, поддержать родовые отношения между князьями и вместе старый быт старых городов. Сперва Мстислав не хотел было идти в Новгород по общей князьям того племени привязанности к югу, к собственной Руси и по опасности, которая грозила там Мономаховичам от Ольговичей: «Не могу выйти из своей отчины и разойтись с братьями», — говорил Мстислав. Он всеми силами старался, говорит летописец, трудиться для отчины своей, всегда стремился он к великим делам, думая думу с мужами своими, желая быть верен своему происхождению, своему значению княжескому (хотя исполнити отечествие свое). Но братья и дружина уговаривали его идти в Новгород, они говорили ему: «Если зовут тебя с честию, то ступай, разве там не наша же отчина?» Мстислав пошел, но положил на уме: «Если бог даст мне здоровья, то никак не могу забыть Русской земли». Каков был характер этого Мстислава, представителя наших старых князей, как понимал он обязанности своего звания, исполнение отечествия своего, видно из того, что едва успел он придти в Новгород, как начал думать, куда бы пойти повоевать? Незадолго перед тем, в 1176 году, чудь приходила на Псковскую землю, имела злую битву с псковичами, в которой с обеих сторон легло много народу. И вот Мстислав вздумал пойти на чудь; он созвал новгородцев и сказал им: «Братья! Поганые нас обижают; чтобы нам, призвавши на помощь бога и святую богородицу, отомстить за себя и освободить землю Новгородскую от поганых?» Люба была его речь всем новгородцам, и они отвечали ему: «Князь! Если это богу любо и тебе, то мы готовы». Мстислав собрал новгородское войско и, сочтя его, нашел 20000 человек; с такими-то сильными полками вошел он в Чудскую землю, пожег ее всю, набрал в плен челяди и скота и возвратился домой с победою, славою и честью великою. по словам летописца. Возвращаясь из Чудской земли, по дороге заехал Мстислав во Псков, перехватил там сотских, которые не хотели иметь князем племянника его, Бориса Романовича, и, утвердившись с людьми, пошел в Новгород, где и провел зиму.
На весну он опять стал думать с дружиною, куда бы еще пойти повоевать? И придумал пойти на зятя своего, полоцкого князя Всеслава: с лишком лет сто тому назад ходил дед Всеславов на Новгород, взял утвари церковные и один новгородский погост завел за Полоцк; так теперь Мстислав хотел возвратить Новгородскую волость и отомстить за обиду; он уже стоял с войском на Луках, когда явился к нему посол от старшего брата Романа из Смоленска; Роман велел сказать ему: «Всеслав тебя ничем не обижал, а если идешь на него так, без причины, то прежде ступай на меня». Верный во всем старине, Мстислав не хотел оскорбить старшего брата, тем более, что последний уже отправил сына своего на помощь Всеславу, и новгородцам пришлось бы сражаться с смолянами вместо полочан. По возвращении в Новгород Мстислав крепко занемог, потерял все силы, едва мог говорить; чувствуя, что должен скоро умереть, он взглянул на дружину свою, потом на княгиню, вздохнул глубоко, заплакал и начал говорить: «Приказываю дитя свое, Владимира, Борису Захарьевичу и обоих их отдаю братьям Рюрику и Давыду и с волостью на руки, а обо мне как бог промыслит». После этого распоряжения Мстислав поднял руки к небу, вздохнул, прослезился опять — и умер. Новгородцы похоронили его в той же гробнице, где лежал первый князь, умерший у них, Владимир Ярославич, основатель Софийской церкви. Плакала по Мстиславе вся земля Новгородская, говорит летописец, особенно плакали горько лучшие мужи, они так причитали на похоронах: «Уже нельзя теперь нам будет поехать с тобою на чужую землю, привести поганых рабами в область Новгородскую; ты замышлял много походов на все стороны поганые; лучше бы. нам теперь было умереть с тобою! Ты дал нам большую свободу от поганых, точно так как дед твой Мстислав освободил нас ото всех обид, ты поревновал ему и наследовал путь деда своего, а теперь уже не увидим тебя больше, солнце наше зашло, и остались мы беззащитные, всякий может теперь обижать нас». Мстислав, по свидетельству летописца, был среднего роста, хорош лицом, украшен всякою добродетелию и благонравен, имел ко всем любовь, особенно был щедр к бедным, снабжал монастыри, кормил монахов и с любовию принимал их, снабжал и мирские церкви, потом и всему святительскому чину воздавал достойную честь; был крепок на рати, не жалел жизни за Русскую землю и за христиан; когда видел христиан, уводимых в плен погаными, то говорил дружине своей: «Братья! Не сомневайтесь: если теперь умрем за христиан, то очистимся от грехов, и бог вменит кровь нашу в мученическую; если бог подаст милость свою, то слава богу, а если придется умереть, то все равно: надобно же когда-нибудь умирать». Такими словами он придавал смелость дружине и от всего сердца бился за отчину свою, а дружину свою любил, имения не щадил для нее, золота и серебра не собирал, а раздавал дружине или раздавал церквам и нищим для спасения души своей. Не было уголка на Руси, где бы его не хотели и не любили; сильно горевали братья, услыхавши о его смерти, плакала по нем вся Русская земля, не могши забыть доблестей его, и черные клобуки все не могли забыть его приголубления (1180 г.).
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1 ноября 1179 – 14 июня 1180 Новгородская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"