Роман Мстиславич
Роман Мстиславич, второй сын великого князя М. Изяславича и Агнесы, дочери польского князя Болеслава III Кривоустого (из Пястов; умер 28 октября 1138 г.).
Дата и место его рождения неизвестны, но судя по тому, что, княжа в Великом Новгороде с 14 апреля 1168 г. Роман был «детеск бяше», вероятно, он родился в конце 50-х гг. ХII в.
Весной 1169 г. он совершает удачный поход под Торопец. В конце того же года его отец, зная о подготовке похода князя Андрея Юрьевича Боголюбского на Великий Новгород, посылает к Роману во главе отряда кочевников-ковуев князя Михаила Юрьевича; однако по дороге (между городами Межимостьем и Мозырем) его перехватывают союзники Андрея, князья Рюрик и Давыд Ростиславичи.
Зимой 1169–70 гг. Андрей Боголюбский направляет против Романа большое войско во главе с сыном Мстиславом в Великий Новгород. В состав коалиции входят Роман и Мстислав Ростиславичи, а также рязанские, муромские и полоцкие князья. 25 февраля 1170 г. при штурме города союзники терпят поражение и, потеряв множество людей, отступают. Осенью того же года Роман получает известие о смерти отца и по совету дружины оставляет новгородское княжение и идет в г. Владимир-Волынский. В это же время умирает в г. Берестьи младший брат его, Владимир.
Летом 1184 г. Роман, опасаясь сильного галицкого князя Ярослава Владимирковича Осмомысла, не дает «опочити (передохнуть. — Д.В. Донской) у себе» во Владимире-Волынском его сыну Владимиру, прогнанному отцом.
В 1188 г. Роман выдает свою дочь Феодору за старшего сына галицкого князя, за Василька Владимировича. В том же году он, узнав, что князь Владимир Галицкий «не добро» живет с галичанами, начинает ссылаться с ними, «подътыкая ихъ на князя своего», так, чтобы они выгнали Владимира, а его приняли к себе на княжение. Галичане восстают против Владимира и после его бегства в Венгрию посылают за Романом, который отдает г. Владимир-Волынский брату своему Всеволоду, а сам садится на галицкий стол. Тем временем в Венгрии изгнанный Владимир подымает против него венгерского короля Белу III (из Арпадов: умер 28 апреля 1196 г.).
Роман Мстиславич не в состоянии сопротивляться венграм; он оставляет Галич и бежит во Владимир-Волынский к брату. Тот его не принимает. Тогда, оставив жену у родственников в Пинске, отправляется за помощью в Польшу. Не найдя там поддержки, идет в Белгород к тестю своему, князю Рюрику Ростиславичу. Рюрик дает Роману своего старшего сына Ростислава и воеводу Славна для похода на Галич. У г. Плеснеска (Преснеска) его передовой отряд терпит поражение; Роман отсылает Ростислава обратно, а сам снова едет в Польшу. При помощи небольшого отряда поляков пытается взять Владимир-Волынский, но безуспешно, и снова удаляется к Рюрику, от которого получает в держание г. Торческ. Его брат Всеволод, испуганный угрозами Рюрика, уступает Роману г. Владимир-Волынский.
В 1191 г. участвует вместе с братом в междоусобице польских князей, своих дядьев (по матери) — Казимира II Справедливого (из Пястов; умер 5 мая 1194 г.) и Мешко III Старого (из Пястов; умер 13 марта 1202 г.) на стороне первого. В составе польского войска Казимира берет Краков.
Став великим князем киевским (август 1194 г.), его тесть дает ему в 1195 г. «волость лѣпшюю»: города Торческ, Триполь, Корсунь, Богуславль и Канев; обиженный этим решением великий князь владимирский Всеволод Юрьевич требует передачи этих городов ему. Тем не менее Рюрик, не желая нарушать крестного целования к Роману, отказывает Всеволоду, из-за чего тот собирается пойти войной на Киев. В спор вмешивается митрополит Никифор II (умер после 1199 г.). Он освобождает Рюрика от присяги, советует отдать эти города Всеволоду, как старшему в роду Рюриковичей, а Роману выделить другую волость. Узнав о всем этом, Роман добровольно уступает спорные города Всеволоду. Великий князь владимирский тогда же отдает один из спорных городов, а именно Торческ, своему зятю и сыну Рюрика, Ростиславу. Такой поворот вызывает подозрения у Романа в сговоре Рюрика со Всеволодом против него. Великий князь киевский пробует оправдаться и предлагает ему другую волость, равную уступленной, но Роман отказывается, «ловя извета на тесте своем».
Конфликт постепенно нарастает: Роман ссылается с Ольговичами, «поводить и (их. — Д.В. Донской) на Киевъ» против Рюрика. Тот, в свою очередь, разрывает с ним мир. Роман едет в Польшу искать помощи у Казимировичей, двоюродных братьев его матери. Казимировичи обещают ему помощь, если он сначала поможет им в своей борьбе против их дяди, князя великопольского и великого князя краковского Мешка III Старого. Роман соглашается на это условие, но терпит от Мешка поражение 13 сентября 1195 г. на р. Мозгаве близ Кракова.
Вернувшись во Владимир-Волынский, он просит у великого князя Рюрика мира; тот соглашается и дает ему город «Полоны (Полонный. — Д.В. Донской) и полъ търтака Корьсуньского» (область (?) Корсунская. — Д.В. Донской).
Следующий 1196 г. проходит для Романа в постоянном конфликте с тестем, что не могло не сказаться и на его семейной жизни: он «поча пущати дчерь Рюрикову, хотяшетью постричи» (что означает фактический развод. — Д.В. Донской). Он вновь заключает союз с Ольговичами и осенью опустошает Киевскую землю. Великий князь Рюрик просит галицкого князя Владимира напасть на Волынскую землю, что тот и исполняет, опустошая его земли около городов Перемиля и Каменца. В том же году Роман опустошает землю ятвягов, мстя им за набег на его владения.
После смерти Владимира Галицкого в 1199 г. Роман, метко названный «свирепый сый и властолюбец», при военной помощи своего двоюродного брата, сандомирского князя Лешка V Белого (из Пястов; умер 23 ноября 1227 г.), и несмотря на упорное сопротивление галичан, захватывает галицкое княжение. Казнит оппозиционных бояр и присягает на верность польскому князю, обещая ему полное повиновение. Галичанам же Роман обещает «любити их и никого же обидѣти, но собою сего не исполни».
Объединение в руках Романа Волынской и Галицкой земель приводит к новой войне между князьями. В 1201 г. Рюрик заключает союз с князьями-Ольговичами и приглашает их в Киев для того, чтобы совместно выступить против него. Роману, однако, удается опередить своих противников. Во главе большого войска он вторгается в Киевскую землю. Все южнорусские города переходят на его сторону. Роман вступает в Киев, а затворившиеся в княжеском замке (на «Горе») Рюрик и его союзники вынуждены капитулировать. Рюрик уходит в г. Вручий, а Роман, по согласованию с Всеволодом Большое Гнездо, сажает на княжение в Киев своего двоюродного брата Ингваря Ярославича. Зимой 1201–02 гг. он совершает удачный поход на половцев, о котором упоминает с большой признательностью византийский хронист Никита Хониат (умер весной 1217 г.): «Именно Роман, князь галицкий, быстро приготовившись, собрал храбрую и многочисленную дружину, напал на коман и, безостановочно прошедши их землю, разграбил и опустошил ее. Повторив несколько раз такое нападение во славу и величие святой христианской веры..., он остановил набеги коман и прекратил те ужасные бедствия, которые терпели от них римляне» (византийцы. — Д.В. Донской). Именно с вторжением Романа в Половецкую землю была прервана цепь их нападений на Византию.
Зимой 1202–03 гг. Рюрик возобновляет войну за Киев. Соединившись с Ольговичами и «всею Половецьскою землею», он подступает к Киеву, захватывает его (2 января 1203 г.) и предает страшному разграблению. Рюрик не остается в Киеве, а идет в г. Вручий. Там 16 февраля того же года Роман и Рюрик заключают мир и решают обратиться к авторитету великого князя владимирского Всеволода Юрьевича с просьбой утвердить на киевском княжении князя Рюрика Ростиславича. В том же году Роман направляет послов к Всеволоду, как к старшему из Мономашичей, для заключения мира с Ольговичами. Всеволод посылает своего посла и боярина Михаила Борисовича, который и принимает присягу князей. По некоторым данным, летом 1203 г. к нему из Германии в Галич приезжает спасающийся бегством свергнутый византийский царевич Алексей IV (из Ангелов; убит 8 февраля 1204 г.).
В 1204 г. Роман, Рюрик и другие князья совершают успешный поход против половцев (конец зимы или начало весны). Однако на обратном пути в Треполье между князьями происходит ссора. Роман захватывает своего тестя в плен и отсылает в Киев, где насильно постригает его вместе с его супругой и дочерью (своей супругой) в монахи, а сыновей Ростислава и Владимира отправляет в Галицкую землю в качестве пленников. Лишь после вмешательства великого князя Всеволода Юрьевича, Роман освобождает братьев Рюриковичей.
В 1205 г. Роман, по мнению ряда историков, имея давние связи с Германией, собирается оказать помощь Филиппу Швабскому (умер 21 июня 1208 г.), сыну императора Священной Римской империи Фридриха I Барборосы (из Штауфенов; умер 10 июня 1190 г.) в его борьбе с Отгоном IV (из Брауншвейгов; умер 19 мая 1218 г.) за императорскую корону. Он идет через Польшу и занимает два города. 19 июня того же года в битве при г. Завихосте захвачен поляками врасплох и убит вместе со своей небольшой дружиной. Князя погребают первоначально в Сандомире, перезахоронен в Галиче в церкви Святой Богородицы.
Наружность Романа описывает историк В.Н. Татищев (умер 15 июля 1750 г.). Использующий не дошедшие до нас исторические источники, он пишет, что князь «ростом был хотя не весьма велик, но широк и надмерно (чрезвычайно. — Д.В. Донской) силен; лицем красен, очи черные, нос великий с горбом, власы черны и коротки».
Князь Роман был женат дважды:
1) предположительно с 1183 г. на Предславе Рюриковне, от которой он оставил трех дочерей: Феодору (супруга волынского князя Василька Владимировича, который умер после 1218 г.), Феофанию (умерла после 1242 г., супруга князя Михаила Всеволодовича) и Саломею (супруга померанского и касобецкого герцога Святополка II, который умер 10 февраля 1267 г.);
2) начиная примерно с 1199 г., на Анне (или Марии (?)), византийской аристократке из рода Каматеросов, родственного дому Ангелов. Осенью 1219 г. она принимает монашеский постриг; умирает после 1255 г. От нее Роман имел сыновей: Даниила и Василька.
Цитаты
Но Рюрик не хотел спокойно перенесть своего изгнания и видеть в Киеве племянника: в следующем (1203) году он опять соединился с Ольговичами, нанял множество половцев и взял с ними Киев. Как видно, союзники, не имея чем заплатить варварам, обещали отдать им Киев на разграбление: Рюрику нечего было жалеть киевлян, которые отворили во рота Роману: и вот половцы, рассыпались по городу, пожгли не только Подол, но и Гору, ограбили Софийский собор, Десятинную церковь и все монастыри, монахов и монахинь, священников и жен их, старых и увечных перебили, а молодых и здоровых повели в плен, также и остальных киевлян; пощадили только иностранных купцов, спрятавшихся по церквам, — у них взяли половину имения и выпустили на свободу. После этого страшного опустошения Рюрик не хотел сесть в Киеве: или не хотел он княжить в пожженном, ограбленном и пустом городе, ждал времени, пока он оправится, или боялся опять прихода Романова; как бы то ни было, он уехал назад в Овруч, где скоро был осажден Романом, пришедшим, по выражению летописца, отвести его от Ольговичей и от половцев; Рюрик принужден был целовать крест великому князю Всеволоду и детям его, т. е. отказался от старшинства в роде и по смерти Всеволода, обещался снова быть в воле великого князя суздальского и детей его, после чего Роман сказал ему: «Ты уже крест целовал, так отправь посла к свату своему, а я пошлю своего боярина к отцу и господину великому князю Всеволоду: и ты проси, и я буду просить, чтоб дал тебе опять Киев». Всеволод согласился, и Рюрик опять стал княжить в Киеве; Всеволод помирился и с Ольговичами, также по просьбе Романа.
Из всех этих известий видно, что Роман действительно хотел мира на Руси, вероятно, для того, чтоб свободнее управляться в Галиче и действовать против врагов внешних, но его желание не исполнилось. Возвратившись в 1203 году из похода против половцев, князья Роман и Рюрик с сыновьями остановились в Треполе и начали толковать о распределении волостей, подняли спор и дело кончилось тем, что Роман схватил Рюрика, отослал в Киев и там велел постричь в монахи вместе с женою и дочерью, своею женою, с которою развелся, а сыновей Рюриковых, Ростислава и Владимира, взял с собою в Галич; кого оставил в Киеве, дошедшие до нас летописи не говорят. Но Всеволод суздальский не мог смотреть на это спокойно: он отправил послов своих к Роману, и тот принужден был отпустить сыновей Рюриковых, и старшему из них, Ростиславу, зятю Всеволодову, отдать Киев. Рюрик, однако, недолго оставался в монастыре. Мы видели тесную связь Романа с князьями польскими — Казимиром Справедливым и сыновьями его, видели, как он помогал последним в борьбе с дядею их Мечиславом и как они в свою очередь помогли ему овладеть Галичем по смерти Владимира Ярославича. Несмотря на неудачу Романа в битве с Мечиславом, последнему не удалось овладеть старшинством и Краковым, но, не успевши достигнуть своей цели оружием, он прибегнул к переговорам, убеждениям и успел, наконец, склонить вдову Казимира и сына ее Лешка к уступке ему старшинства: им показалось выгоднее отказаться на время от Кракова и потом получить его по праву родового княжеского преемства, чем владеть им по милости вельмож и в зависимости от последних. Вторично получил Мечислав старшинство и Краков и вторично был изгнан; вторично успел обольстить вдову Казимирову и ее сына обещаниями, в третий раз занял Краков и удержался в нем до самой смерти, последовавшей в 1202 году. Смертию Мечислава Старого пресеклось первое поколение Болеславичей. Краковские вельможи опять мимо старших двоюродных братьев отправили послов к Лешку Казимировичу звать его на старший стол, но с условием, чтоб он отдалил от себя сендомирского палатина Говорека, имевшего на него сильное влияние; краковские вельможи, следовательно, хотели отвратить от себя ту невыгоду, которую терпели русские бояре от княжеских перемещений из одной волости в другую, причем новые бояре заезжали старых; здесь же видим и начало условий, предлагаемых польскими вельможами князьям их, но легко понять, что при таковом значении вельмож родовые счеты княжеские не могли продолжаться в Польше. Лешко, который прежде уступил старшинство дяде для того, чтоб избавиться зависимости от вельмож (особенно самого могущественного из них, известного уже нам палатина краковского Николая), и теперь не хотел для Кракова согласиться на условие, предложенное вельможами: он отвечал послам, что пусть вельможи выбирают себе другого князя, который способен будет согласиться на их условия. Тогда вельможи обратились к князю, имевшему более права на старшинство, чем Лешко, именно к Владиславу Ласконогому, сыну Мечиславову и провозгласили его великим князем, но Владислав скоро вооружил против себя прелатов, которые вместе с вельможами изгнали его из Кракова и перезвали на его место опять Лешка Казимировича, на этот раз, как видно, без условий, вероятно потому, что палатина Николая не было более в живых. Обязанный старшинством преимущественно старанию прелатов и, вероятно, желая найти в духовенстве опору против влияния вельмож, Лешко немедленно после занятия краковского стола предал себя и свои земли в покровительство св. Петра, обязавшись платить в Рим ежегодную подать. Духовенство поспешило отблагодарить своего доброжелателя: уже давно оно смотрело враждебно на родовые отношения и счеты между князьями; уже по смерти Казимира Справедливого епископ краковский Фулкон защищал порядок преемства от отца к сыну против родового старшинства и успел утвердить Краков за сыном Казимировым; теперь же, когда Лешко отдал себя и потомство свое в покровительство св. Петра, церковь римская торжественно утвердила его наследственным князем Кракова с правом передать этот стол после себя старшему сыну своему. Так родовые отношения княжеские встретили в Польше два могущественные начала — власть вельмож и власть духовенства, пред которыми и должны были поникнуть.
Роман волынский, постоянный союзник Лешка, продолжал враждовать и с Мечиславом и с сыном его, Владиславом Ласконогим, но когда Лешко утвердился в Кракове, то Роман потребовал от него волости в награду за прежнюю дружбу; Лешко не согласился; притом же, по словам летописца, Владислав Ласконогий много содействовал ссоре Лешка с Романом, вследствие чего галицкий князь осадил Люблин; потом, услыхав, что Лешко с братом Кондратом идут против него, оставил осаду и двинулся к ним навстречу; перейдя Вислу, он расположился станом под городом Завихвостом, куда прибыли к нему послы от Лешка и завязали переговоры; положено было прекратить военные действия до окончания последних, и Роман, понадеявшись на это, с малою дружиною отъехал от стана на охоту, но тут в засаде ждал его польский отряд, и Роман после мужественного сопротивления лег на месте с дружиною (1205 г.). Так погиб знаменитый внук Изяслава Мстиславича; предприимчивостию, отвагою будучи похож на отца и деда, получивши чрез приобретение Галича и большие материальные средства, находясь в беспрестанных сношениях с пограничными иностранными государствами, где в это время родовые отношения княжеские сменились государственными, Роман, необходимо подчиняясь влиянию того порядка вещей, который господствовал в ближайших западных странах, мог, по-видимому, явиться проводником этих новых понятий для Южной Руси, содействовать в ней смене родовых княжеских отношений государственными; он мог, подобно отцу и деду, вступить в борьбу с северными князьями, в борьбу, которая, однако, должна была носить уже новый характер, если б и Роман стал стремиться к самовластию на юге, точно так же, как стремились к нему Юрьевичи на севере. Но это сходство положения Романа с положением северных князей есть сходство обманчивое, потому что почва Юго-Западной Руси, преимущественно почва Галицкого княжества, вовсе не заключала в себе тех условий крепкого государственного быта, которые существовали на севере и которыми воспользовались тамошние князья для собрания Русской земли, для утверждения в ней единства и наряда. Мы видели, какою силою пользовались бояре в Галиче, силою, пред которою никло значение князя; легко понять, что князь с таким характером, как Роман, скоро должен был враждебно столкнуться с этою силою: «Не передавивши пчел, меду не есть», — говорил он, и вот лучшие бояре погибли от него, как говорит, в страшных муках, другие — разбежались; Роман возвратил их обещанием всяких милостей, но скоро под разными предлогами поверг их той же участи. Оставя по себе такую кровавую память в Галиче, в остальной Руси, Роман слыл грозным бичом окрестных варваров — половцев, литвы, ятвягов, добрым подвижником за Русскую землю, достойным наследником прадеда своего, Мономаха: «он стремился на поганых, как лев, — говорит народное поэтическое предание, — сердит был, как рысь, губил их, как проходил, перелетал земли их, как орел, и храбр он был, как тур, ревновал деду своему, Мономаху». Мы видели, что одною из главных сторон деятельности князей наших было построение городов, население пустынных пространств: Роман заставлял побежденных литовцев расчищать леса под пашню, но тщетно казалось для современников старание Романа отучить дикарей от грабежа, приучить к мирным, земледельческим занятиям, и вот осталась поговорка: «Роман! Роман! худым живешь, литвою орешь».
Как видно, Роман не успел передавить всех пчел, и дети его долго не могли спокойно есть меда. У него от второго брака осталось двое сыновей: Даниил, четырех лет, и Василько — двух. Но кроме бояр галицких Роман оставил других врагов своим детям: Рюрик, как только узнал о смерти Романа, так тотчас же скинул монашескую рясу и объявил себя князем киевским вместо сына; он хотел было расстричь и жену, но та не согласилась и постриглась в схиму. Ольговичи также поднялись, явились с полками у Днепра; Рюрик вышел к ним навстречу и уговорились всем вместе идти на Галич, отнимать наследство у сыновей Романовых. На реке Серете встретили союзники галицкое и владимиро-волынское войско, бились с ним целый день и принудили отступить к Галичу, но они не могли ничего сделать этому городу и возвратились домой безо всякого успеха. Причиною неудачи было то, что в Галиче находился сильный венгерский гарнизон, из страха перед которым галичане не смели передаться неприятелям Романовичей. В Венгрии в это время королем был сын Белы III, Андрей II, который некоторое время княжил в Галиче; Андрей по смерти отца вел постоянную борьбу с старшим братом своим, королем Емерихом и потом с сыном последнего, малолетним Владиславом III до тех пор, пока последний не умер и не очистил для него престола. Как видно из летописи, Андрей во время этой борьбы не только не предъявлял своих притязаний на Галич, но даже находился в тесном союзе с Романом: они поклялись друг другу, что кто из них переживет другого, тот будет заботиться о семействе последнего. Андрей вступил на королевский престол в год смерти Романовой и должен был исполнить свою обязанность относительно семейства последнего; в Саноке он имел свидание со вдовствующей княгиней галицкой, принял Даниила, как милого сына, по выражению летописца, и послал пятерых вельмож с сильным войском, которое и спасло Галич от Рюрика и его союзников.
Но опасности и беды для сыновей Романовых только еще начинались. В следующем 1206 году все Ольговичи собрались в Чернигов на сейм — Всеволод Святославич Чермный с своею братьею, и Владимир Игоревич северский со своею братьею; к ним пришел смоленский князь Мстислав Романович с племянниками, пришло множество половцев, и все двинулись за Днепр; в Киеве соединился с ними Рюрик с двумя сыновьями, Ростиславом и Владимиром, и племянниками, берендеи и пошли к Галичу, а с другой стороны шел туда же Лешко польский. Галицкая княгиня с приверженными к ней людьми, слыша новую сильную рать, идущую со всех сторон, испугалась и послала просить помощи у венгерского короля; Андрей поднялся сам со всеми своими полками. Но вдова Романова с детьми не могла дожидаться прихода королевского: около них встал сильный мятеж, который принудил их бежать в старинную отцовскую волость Романову — Владимир-Волынский. Галичане остались без князя, а между тем король перешел Карпаты, с двух других сторон приближались русские князья и поляки, но те и другие остановились, услыхав о приходе королевском; Андрей также остановился, боясь столкнуться вдруг с двумя неприятельскими войсками. Внутренние смуты, возбуждаемые поведением королевы Гертруды и братьев ее, отзывали Андрея домой: он спешил вступить в мирные переговоры с Лешком польским, уговорился с галичанами, чтоб они приняли к себе в князья Ярослава, князя переяславского, сына великого князя Всеволода суздальского и отправился назад в Венгрию. Русские князья прежде еще двинулись назад, но галичане, ожидая две недели приезда Ярославова и боясь, чтоб Ольговичи, узнав об отступлении короля, не возвратились к их городу, решились послать тайно к. Владимиру Игоревичу северскому звать его к себе в князья: этому решению их много содействовали два боярина, которые, будучи изгнаны Романом, проживали в Северской области, а теперь возвратились и расхваливали Игоревичей. Владимир Игоревич с братом Романом, получив приглашение, в ночь украдкою от остальных князей поскакали в Галич, Владимир сел здесь, а Роман — в Звенигороде: Ярослав Всеволодович также был на дороге в Галич, но опоздал тремя днями и, узнав, что Игоревич уже принят галичанами, возвратился назад в Переяславль.
Но ни Игоревичи, ни галицкие бояре, затеявшие мятеж против сыновей Романовых, не хотели успокоиться до тех пор, пока последние были живы и на свободе в своей отчине — Владимире-Волынском: сюда явился священник, посол от галицкого князя и объявил гражданам от имени последнего: «Не останется в вашем городе камня на камне, если не выдадите мне Романовичей и не примите к себе княжить брата моего, Святослава». Рассерженные владимирцы хотели было убить священника, но трое каких-то людей уговорили их, что не годится убивать посла. Эти трое людей действовали, впрочем, не из уважения к званию посла, а потому что благоприятствовали галицкому князю. Когда на другой день княгиня узнала, что приезжал посол из Галича и что во Владимире есть люди, которые стоят за Игоревичей, то начала советоваться с дядькою сына своего, Мирославом: тот говорил, что делать нечего, надобно скорее бежать из города. Ночью в пролом городской стены вышла жена Романа Великого вчетвером с дядькою Мирославом, священником и кормилицею, которые несли маленьких князей, Даниила и Василька, беглецы не знали, куда им идти? Со всех сторон враги! Решились бежать в Польшу к Лешку, хотя и от этого не могли ожидать хорошего приема: Роман был убит на войне с ним, после чего мир еще не был заключен. К счастью в Лешке жалость пересилила вражду: он с честию принял беглецов, говоря: «Не знаю, как это случилось, сам дьявол поссорил нас с Романом». Он отправил малютку Даниила в Венгрию и с ним посла своего сказать королю: «Я позабыл свою ссору с Романом, а тебе он был друг: вы клялись друг друга, что кто из вас останется в живых, тот будет заботиться о семействе умершего; теперь Романовичи изгнаны отовсюду: пойдем возвратим им отчину их». Андрей сначала принял было к сердцу предложение Лешка, но потом, когда галицкий князь Владимир прислал богатые дары им обоим, то усердие их к Романовой семье охладело, и когда Игоревичи перессорились друг с другом, то один из них, Роман, приехавши в Венгрию, успел убедить Андрея дать ему войско на помощь и с этим войском выгнал из Галича брата Владимира, который принужден был бежать назад в свою волость, в Путивль. В следующем (1207) году польские князья — Лешко и брат его Кондрат — двинулись, наконец, на Владимир, где после бегства сыновей Романовых княжил третий Игоревич — Святослав, но и тут Лешко шел на Владимир не для того, чтобы возвратить этот город Романовичам: он хотел посадить там своего дядю по матери, родного племянника Романова, Александра Всеволодовича бельзского. Жители Владимира отворили ворота перед Александром: «ведь это племянник Романа», — говорили они. Но союзники Александра, поляки, несмотря на то, что вошли в город беспрепятственно, ограбили его, стали было уже отбивать двери и у соборной Богородичной церкви, как по просьбе Александровой приехали Лешко с братом и отогнали их. Владимирцы сильно жаловались на поляков: «Мы поверили их клятве, — говорили они, — ведь если б с ними не было Александра, то мы не дали б им перейти и Буг». Святослава Игоревича взяли в плен и отвели в Польшу, на его место польские князья посадили сперва Александра, но потом передумали: старшим во всем племени Изяслава Мстиславича был Ингварь Ярославич луцкий, которого мы видели в Киеве, его-то посадили теперь во Владимире, но и здесь он сидел недолго: бояре не полюбили его и с согласия Лешка Александр опять приехал княжить во Владимир, а Ингварь отправился назад в свой Луцк; младший брат его Мстислав, прозвищем Немой, княжил в Пересопнице; малолетнему Васильку Романовичу Лешко отдал Брест по просьбе тамошних граждан, которые с радостию приняли малютку, видя в нем как бы живого Романа; после мать Василька прислала к Лешку с новою просьбою: «Александр, — говорила княгиня, — держит всю нашу землю и отчину, а сын мой сидит в одном Бресте». Лешко велел Александру отдать Бельз Романовичу, а брат Александра, Всеволод, сел в Червне. Таким образом, смерть сильного Романа дала польскому князю возможность распоряжаться Волынскими волостями.
Романа звали опять в Галич, следовательно, были там люди, недовольные венгерским королевичем; с другой стороны, Бела не мог думать, чтобы русские князья спокойно стали смотреть на владычество иноземца в старинной Русской волости, вот почему он спешил обещаниями склонить на свою сторону Святослава киевского. В 1189 году он прислал сказать ему: «Брат! Присылай сына своего ко мне: хочу исполнить свое обещание, в чем тебе крест целовал». Тогда Святослав тайком от Рюрика отправил к королю сына своего, Глеба, думая, что Бела даст ему Галич. Рюрик, узнавши об этом, послал сказать Святославу: «Ты отправил сына своего к королю, не спросившись со мною, так ты уговор наш нарушил». Начались сильные споры между князьями; однако дело не дошло до ссоры; Святослав послал сказать Рюрику: «Брат и сват! Ведь я сына своего посылал не на тебя поднимать короля, а за своими делами; если хочешь идти на Галич, так я также готов с тобою идти». Особенно помогал прекращению спора митрополит, которому очень не нравилось, что католик владеет Галичем; он говорил и Святославу и Рюрику: «Иноплеменники отняли вашу отчину, надобно б вам потрудиться возвратить ее опять себе». Князья послушались и отправились вместе добывать Галич — Святослав с сыновьями, а Рюрик с братьями, но прежде чем добыли волость, стали рядиться насчет ее и опять поссорились: Святослав отдавал Галич Рюрику, а себе хотел взять всю русскую землю около Киева, но Рюрик не хотел лишиться своей отчины и променять старое, верное, на новое и неверное, а хотел поделиться Галичем с Святославом; на это не соглашался последний, и, таким образом, сваты разошлись по домам, ничего не сделавши.
Потерявши надежду получить помощь от кого-либо из сильных русских князей, недовольные королевичем галичане обратились к потомку своих родных князей — Ростиславичей, Ростиславу Ивановичу, сыну знаменитого Берладника. Ростислав, безземельный князь, подобно отцу, жил в это время у смоленского князя Давыда Ростиславича; получивши приглашение, он отправился немедленно к галицким пределам, захватил два пограничных города и оттуда поехал к самому Галичу. Тамошние бояре не все одинаково ему благоприятствовали: некоторые из них крепко держались за королевича, потому что сыновья их и братья находились у Белы, который в это время прислал на помощь сыну большое войско, боясь враждебных покушений со стороны русских князей. Королевич и венгерские воеводы, услыхавши о приходе Ростислава, вызванного галицкими боярами, собрали последних и начали приводить их к кресту: правые целовали охотно, ничего за собою не зная, а виноватые — по нужде, боясь венгров. Между тем Ростислав с малою дружиною подошел к галицким полкам в надежде, что те по обещанию своему тотчас перейдут на его сторону, как только завидят его полк; и, точно, несколько галицких бояр приехало к нему, но они бросили его, как только увидали, что остальные не трогаются. Тогда дружина сказала Ростиславу: «Видишь, что они тебя обманули; поезжай прочь!» «Нет, братья! — отвечал Ростислав, — вы знаете, на чем они мне целовали крест; если же теперь ищут головы моей, то бог им судья и тот крест, что мне целовали, а уже мне наскучило скитаться на чужой земле, хочу голову положить на своей отчине». Сказавши это, он бросился в середину галицких и венгерских полков; те обхватили его со всех сторон, сбили с лошади и полумертвого от ран понесли в Галич; в городе встало смятение, жители начали толковать, как бы отнять Ростислава у венгров и провозгласить его своим князем; тогда венгры нашли средство покончить дело: они приложили яду к ранам Ростиславовым, и желание Берладникова сына исполнилось: он лег на отчине подле своих предков.
Удостоверившись при этом случае, что галичане хотят русского князя, венгры начали мстить им насилиями: стали отнимать у них жен и дочерей и брать себе в наложницы, начали ставить лошадей своих в церквах и избах; встужили тогда галичане и сильно раскаялись, что прогнали своего князя Владимира. И вот пронесся слух, что Владимиру удалось убежать из венгерской неволи (1190 г.): на башне ему поставлен был шатер; он изрезал полотно, свил из него веревку и спустился по ней на землю; двое сторожей было подкуплено, они довели его до Немецкой земли, к императору Фридриху Барбароссе, который, узнавши, что Владимир родной племянник по матери князю Всеволоду суздальскому, принял его с любовию и большою честию, и когда Владимир обещал ему давать ежегодно по две тысячи гривен серебра, то Фридрих отправил его при своем после к польскому князю Казимиру с приказом, чтоб тот помог ему получить обратно галицкий стол; Казимир послушался и отправил с Владимиром к Галичу воеводу своего, Николая. Когда галичане узнали о приближении своего дедича с польскими войсками, то с радостию вышли к нему навстречу, провозгласили князем своим, а королевича прогнали из земли. Но Владимир не считал себя безопасным от соседних князей, иноземных и русских, до тех пор, пока не приобретет покровительства дяди своего, сильного князя суздальского, и потому послал к нему с следующими словами: «Отец и господин! Удержи Галич подо мною, а я божий и твой со всем Галичем и в твоей воле всегда». Всеволод отправил послов ко всем русским князьям и в Польшу и взял со всех присягу не искать Галича под его племянником. И с тех пор, говорит летописец, Владимир утвердился в Галиче, и никто не поднимался на него войною.
Но Рюрик не хотел спокойно перенесть своего изгнания и видеть в Киеве племянника: в следующем (1203) году он опять соединился с Ольговичами, нанял множество половцев и взял с ними Киев. Как видно, союзники, не имея чем заплатить варварам, обещали отдать им Киев на разграбление: Рюрику нечего было жалеть киевлян, которые отворили во рота Роману: и вот половцы, рассыпались по городу, пожгли не только Подол, но и Гору, ограбили Софийский собор, Десятинную церковь и все монастыри, монахов и монахинь, священников и жен их, старых и увечных перебили, а молодых и здоровых повели в плен, также и остальных киевлян; пощадили только иностранных купцов, спрятавшихся по церквам, — у них взяли половину имения и выпустили на свободу. После этого страшного опустошения Рюрик не хотел сесть в Киеве: или не хотел он княжить в пожженном, ограбленном и пустом городе, ждал времени, пока он оправится, или боялся опять прихода Романова; как бы то ни было, он уехал назад в Овруч, где скоро был осажден Романом, пришедшим, по выражению летописца, отвести его от Ольговичей и от половцев; Рюрик принужден был целовать крест великому князю Всеволоду и детям его, т. е. отказался от старшинства в роде и по смерти Всеволода, обещался снова быть в воле великого князя суздальского и детей его, после чего Роман сказал ему: «Ты уже крест целовал, так отправь посла к свату своему, а я пошлю своего боярина к отцу и господину великому князю Всеволоду: и ты проси, и я буду просить, чтоб дал тебе опять Киев». Всеволод согласился, и Рюрик опять стал княжить в Киеве; Всеволод помирился и с Ольговичами, также по просьбе Романа.
Из всех этих известий видно, что Роман действительно хотел мира на Руси, вероятно, для того, чтоб свободнее управляться в Галиче и действовать против врагов внешних, но его желание не исполнилось. Возвратившись в 1203 году из похода против половцев, князья Роман и Рюрик с сыновьями остановились в Треполе и начали толковать о распределении волостей, подняли спор и дело кончилось тем, что Роман схватил Рюрика, отослал в Киев и там велел постричь в монахи вместе с женою и дочерью, своею женою, с которою развелся, а сыновей Рюриковых, Ростислава и Владимира, взял с собою в Галич; кого оставил в Киеве, дошедшие до нас летописи не говорят. Но Всеволод суздальский не мог смотреть на это спокойно: он отправил послов своих к Роману, и тот принужден был отпустить сыновей Рюриковых, и старшему из них, Ростиславу, зятю Всеволодову, отдать Киев. Рюрик, однако, недолго оставался в монастыре. Мы видели тесную связь Романа с князьями польскими — Казимиром Справедливым и сыновьями его, видели, как он помогал последним в борьбе с дядею их Мечиславом и как они в свою очередь помогли ему овладеть Галичем по смерти Владимира Ярославича.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
14 апреля 1168 – Осень 1170 | Новгородская земля |
1170 – 1188 | Волынская земля |
1188 – 19 июня 1205 | Волынская земля |
1199 – 19 июня 1205 | Галицкая земля |
1201 – 1201 | Киевская земля |
1204 – 1204 | Киевская земля |