Давыд Игоревич
О. М. Рапов "Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в"
Давыд (и в крещении(?)) Игоревич, старший сын князя владимир-волынского и смоленского И. Ярославича и неизвестной; внук великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Родоначальник Городенских Рюриковичей.
Предположительно родился около 1053 г. в г. Владимире-Волынском; получил имя в честь, скорее всего, пророка и второго иудейского царя Давида (умер около 950 г. до P. X.).
Впервые в источниках упоминается в 1081 г., когда бежит вместе с князем Володарем Ростиславичем из Южной Руси в г. Тмуторокань и, захватив Ратибора, посадника великого князя Всеволода Ярославича, утверждается (по нелетописным данным, 18 мая) в городе; садится там на княжение.
В конце 1082 г. в Тмуторокань из ссылки на острове Род (ныне Родос в юго-восточной части Эгейского моря, Греция) возвращается черниговский князь Олег Святославич, который, в свою очередь, захватывает обоих князей и в следующем (1083 г.) году отпускает их за Днепр.
В 1084 г. Давыд вместе с Володарем и Васильком Ростиславичами занимает Владимир-Волынский. Вскоре, в том же году, все трое изгоняются оттуда по приказу великого князя Всеволода Ярославича его сыном, Владимиром Всеволодовичем Мономахом. После этого Давыд спускается в низовье Днепра в г. Олешье, захватывает греческих купцов и берет у них «имѣнье».
В конце этого же года он призывается великим князем Всеволодом Ярославичем и получает от него в держание г. Дорогобуж-Волынский.
В 1085 г. после бегства князя Ярополка Изяславича из Владимира-Волынского в Польшу его сажает там Владимир Мономах.
Осенью 1086 г. он, по возвращении Ярополка из Польши, уходит из Владимира-Волынского, по всей видимости, обратно в Дорогобуж.
Осенью 1097 г. в Любече собираются русские князья, в том числе и Давыд. На съезде провозглашается принцип: «кождо да держить отчину свою»; князья обещают не враждовать друг с другом и целуют на том крест; получает на нем Владимир-Волынский. Тогда же приезжает вместе с великим князем Святополком Изяславичем в Киев; его мужи клевещут ему на Василька Ростиславича в том, что тот причастен к убийству брата великого князя Ярополка и в сговоре с князем Владимиром Мономахом с целью захватить города Святополка и самого Давыда. Давыд верит наветам и сообщает о них великому князю, которому советует схватить Василька.
5 ноября 1097 г. Давыд находит Василька под Киевом и уговаривает его остаться до именин (8 ноября) великого князя. Василько соглашается посетить Святополка и тем же вечером уехать. Приехавшего в Киев князь Давыд встречает, ведет «в истобку» (избу. — Д.В. Донской) где дворовые слуги хватают Василька. «И оковаша и въ двои оковы, и приставиша к нему сторожѣ на ночь», а на следующий день, 6 ноября, опасаясь, что Святополк не решится расправиться с Васильком, Давыд увозит пленника в Белгород близ Киева (по Лаврентьевской летописи (XIV в. в списке 1377 г.); а по Ипатьевской летописи (1-я четверть XV в.) — в Звенигород под Киевом), и ослепляет его. Из Белгорода Василька везут во Владимир-Волынский, где помещают под стражей.
Преступление Давыда вызывает негодование Владимира Мономаха, который произносит: «Сего не бывало... ни при дѣдѣх наших, ни при отцихъ наших… Да аще сего не правимъ, то болшее зло встанеть на нас и начнеть брат брата закалати и погыбнеть земля Руская». Владимир вместе с князьями Давыдом и Олегом Святославичами обвиняют во всем великого князя Святополка: «зло створилъ еси в Русьстѣи земли и вверглъ еси ножь в ны» и намереваются двинуть войска против него.
Тем временем Давыд держит Василька в темнице во Владимире-Волынском. «Приходящю Велику дни» (Пасха была 28 марта. — Д.В. Донской) 1098 г. его брат Володарь осаждает Давыда в Бужске, заставляет его заключить с ним мир, по которому Давыд обещает освободить ослепленного брата и выдать его палачей. В апреле того же года Давыд освобождает Василька, который возвращается в свой Теребовль.
Весной следующего (1099 г.) великий князь Святополк окончательно порывает с Давыдом и выступает к Владимиру-Волынскому. В течение семи недель он осажден во Владимире, сдает свой город «в великую суботу» (в данном случае 9 апреля. — Д.В. Донской) и вынужден бежать в Польшу к князю Владиславу I Герману (из Пястов; умер 4 июня 1102 г.). Здесь Давыд ищет помощи; он платит 50 гривен золота, получает польскую дружину и идет в Берестий, где поляки обещают его помирить с великим князем Святополком.
Впрочем, мира у Давыда с великим князем не получается, тогда он объединяется со своими бывшими врагами Ростиславичами. Он приводит к Перемышлю, осажденному венграми (союзниками Святополка Изяславича), половецкое войско во главе с ханом Боняком. В ходе кровопролитного сражения половцы наголову разбивают венгров, а Давыд, сняв осаду с Перемышля, в свою очередь осаждает Владимир-Волынский. В начале августа этого же года кратковременно изгнан, но, спустя несколько дней, он возвращается к Владимиру и вновь занимает город. Совершает поход вместе с половцами к Луцку и, изгнав Святослава Давыдовича Святошу, занимает город.
10-30 августа 1099 г. (по С.В. Цыбу) в г. Витичеве (Уветичах) проходит съезд русских князей с участием Святополка, Владимира Мономаха, Давыда и Олега Святославичей; на этот съезд приглашают и его. Князья лишают Давыда, как зачинщика всей усобицы, г. Владимира-Волынского. В качестве компенсации он получает города Бужск, Острог, Дубен (Дубно), Чарторыйск и денежную сумму в 400 гривен.
В конце этого же года Давыд, княжа в Бужске, получает еще от великого князя Святополка г. Дорогобуж с Погориной (земли по р. Горынь, правый приток Припяти). С этого времени он исчезает со страниц летописей до 1111 г.
В начале марта этого года Давыд вместе с другими князьями идет на половцев.
24 марта у р. Дон русские князья вступают в стычки с первыми отрядами, а окончательно побеждают их «в понедѣлникъ страстныи» (понедельник накануне Пасхи. — Д.В. Донской) 27 марта при р. Сальнице (точно не локализуется, возможно, приток Северского Донца).
Князь Давыд Игоревич умирает 25 мая 1112 г. в Дорогобуже, погребен 29 мая в Киеве, в церкви Святой Богородицы «Влахѣрнѣ (северо-западная часть раннесредневекового Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог у корабельной пристани. Получила наименование от некоего западнославянского воеводы по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии в 60-е гг. V в. была устроена церковь во имя Божией Матери. — Д.В. Донской) на Клове» (ручей или урочище. — Д.В. Донской). Супругой князя была дочь князя Ростислава Владимировича. Оставил сыновей: Всеволодка и Игоря (известного по нелетописным данным).
Д.В. Донской
«Рюриковичи. Исторический словарь»
Участие в военных конфликтах:
Усобица Давыда Игоревича, Володаря Ростиславича и Олега Святославича в 1083 г.
Усобица Давыда Игоревича и Василька Ростиславича в 1097 г.
Продолжение усобицы Давыда Игоревича и Василька Ростиславича летом 1098 г.
Продолжение усобицы Давыда Игоревича и Василька Ростиславича усобицей между Давыдом Игоревичем и Святославом Давыдовичем в 1099 г.
Продолжение усобицы Давыда Игоревича и Василька Ростиславича весной 1098 г.
Давыд (и в крещении(?)) Игоревич, старший сын князя владимир-волынского и смоленского И. Ярославича и неизвестной; внук великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Родоначальник Городенских Рюриковичей.
Предположительно родился около 1053 г. в г. Владимире-Волынском; получил имя в честь, скорее всего, пророка и второго иудейского царя Давида (умер около 950 г. до P. X.).
Впервые в источниках упоминается в 1081 г., когда бежит вместе с князем Володарем Ростиславичем из Южной Руси в г. Тмуторокань и, захватив Ратибора, посадника великого князя Всеволода Ярославича, утверждается (по нелетописным данным, 18 мая) в городе; садится там на княжение.
В конце 1082 г. в Тмуторокань из ссылки на острове Род (ныне Родос в юго-восточной части Эгейского моря, Греция) возвращается черниговский князь Олег Святославич, который, в свою очередь, захватывает обоих князей и в следующем (1083 г.) году отпускает их за Днепр.
В 1084 г. Давыд вместе с Володарем и Васильком Ростиславичами занимает Владимир-Волынский. Вскоре, в том же году, все трое изгоняются оттуда по приказу великого князя Всеволода Ярославича его сыном, Владимиром Всеволодовичем Мономахом. После этого Давыд спускается в низовье Днепра в г. Олешье, захватывает греческих купцов и берет у них «имѣнье».
В конце этого же года он призывается великим князем Всеволодом Ярославичем и получает от него в держание г. Дорогобуж-Волынский.
В 1085 г. после бегства князя Ярополка Изяславича из Владимира-Волынского в Польшу его сажает там Владимир Мономах.
Осенью 1086 г. он, по возвращении Ярополка из Польши, уходит из Владимира-Волынского, по всей видимости, обратно в Дорогобуж.
Осенью 1097 г. в Любече собираются русские князья, в том числе и Давыд. На съезде провозглашается принцип: «кождо да держить отчину свою»; князья обещают не враждовать друг с другом и целуют на том крест; получает на нем Владимир-Волынский. Тогда же приезжает вместе с великим князем Святополком Изяславичем в Киев; его мужи клевещут ему на Василька Ростиславича в том, что тот причастен к убийству брата великого князя Ярополка и в сговоре с князем Владимиром Мономахом с целью захватить города Святополка и самого Давыда. Давыд верит наветам и сообщает о них великому князю, которому советует схватить Василька.
5 ноября 1097 г. Давыд находит Василька под Киевом и уговаривает его остаться до именин (8 ноября) великого князя. Василько соглашается посетить Святополка и тем же вечером уехать. Приехавшего в Киев князь Давыд встречает, ведет «в истобку» (избу. — Д.В. Донской) где дворовые слуги хватают Василька. «И оковаша и въ двои оковы, и приставиша к нему сторожѣ на ночь», а на следующий день, 6 ноября, опасаясь, что Святополк не решится расправиться с Васильком, Давыд увозит пленника в Белгород близ Киева (по Лаврентьевской летописи (XIV в. в списке 1377 г.); а по Ипатьевской летописи (1-я четверть XV в.) — в Звенигород под Киевом), и ослепляет его. Из Белгорода Василька везут во Владимир-Волынский, где помещают под стражей.
Преступление Давыда вызывает негодование Владимира Мономаха, который произносит: «Сего не бывало... ни при дѣдѣх наших, ни при отцихъ наших… Да аще сего не правимъ, то болшее зло встанеть на нас и начнеть брат брата закалати и погыбнеть земля Руская». Владимир вместе с князьями Давыдом и Олегом Святославичами обвиняют во всем великого князя Святополка: «зло створилъ еси в Русьстѣи земли и вверглъ еси ножь в ны» и намереваются двинуть войска против него.
Тем временем Давыд держит Василька в темнице во Владимире-Волынском. «Приходящю Велику дни» (Пасха была 28 марта. — Д.В. Донской) 1098 г. его брат Володарь осаждает Давыда в Бужске, заставляет его заключить с ним мир, по которому Давыд обещает освободить ослепленного брата и выдать его палачей. В апреле того же года Давыд освобождает Василька, который возвращается в свой Теребовль.
Весной следующего (1099 г.) великий князь Святополк окончательно порывает с Давыдом и выступает к Владимиру-Волынскому. В течение семи недель он осажден во Владимире, сдает свой город «в великую суботу» (в данном случае 9 апреля. — Д.В. Донской) и вынужден бежать в Польшу к князю Владиславу I Герману (из Пястов; умер 4 июня 1102 г.). Здесь Давыд ищет помощи; он платит 50 гривен золота, получает польскую дружину и идет в Берестий, где поляки обещают его помирить с великим князем Святополком.
Впрочем, мира у Давыда с великим князем не получается, тогда он объединяется со своими бывшими врагами Ростиславичами. Он приводит к Перемышлю, осажденному венграми (союзниками Святополка Изяславича), половецкое войско во главе с ханом Боняком. В ходе кровопролитного сражения половцы наголову разбивают венгров, а Давыд, сняв осаду с Перемышля, в свою очередь осаждает Владимир-Волынский. В начале августа этого же года кратковременно изгнан, но, спустя несколько дней, он возвращается к Владимиру и вновь занимает город. Совершает поход вместе с половцами к Луцку и, изгнав Святослава Давыдовича Святошу, занимает город.
10-30 августа 1099 г. (по С.В. Цыбу) в г. Витичеве (Уветичах) проходит съезд русских князей с участием Святополка, Владимира Мономаха, Давыда и Олега Святославичей; на этот съезд приглашают и его. Князья лишают Давыда, как зачинщика всей усобицы, г. Владимира-Волынского. В качестве компенсации он получает города Бужск, Острог, Дубен (Дубно), Чарторыйск и денежную сумму в 400 гривен.
В конце этого же года Давыд, княжа в Бужске, получает еще от великого князя Святополка г. Дорогобуж с Погориной (земли по р. Горынь, правый приток Припяти). С этого времени он исчезает со страниц летописей до 1111 г.
В начале марта этого года Давыд вместе с другими князьями идет на половцев.
24 марта у р. Дон русские князья вступают в стычки с первыми отрядами, а окончательно побеждают их «в понедѣлникъ страстныи» (понедельник накануне Пасхи. — Д.В. Донской) 27 марта при р. Сальнице (точно не локализуется, возможно, приток Северского Донца).
Князь Давыд Игоревич умирает 25 мая 1112 г. в Дорогобуже, погребен 29 мая в Киеве, в церкви Святой Богородицы «Влахѣрнѣ (северо-западная часть раннесредневекового Константинополя на южном берегу бухты Золотой Рог у корабельной пристани. Получила наименование от некоего западнославянского воеводы по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии в 60-е гг. V в. была устроена церковь во имя Божией Матери. — Д.В. Донской) на Клове» (ручей или урочище. — Д.В. Донской). Супругой князя была дочь князя Ростислава Владимировича. Оставил сыновей: Всеволодка и Игоря (известного по нелетописным данным).
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1085 – 1086 | Волынская земля |
22 ноября 1086 – 1099 | Волынская земля |
1099 – 1100 (август 1099?) | Волынская земля |