Средневековая Русь > Князья > Ярополк Ростиславич
Средневековая Русь

Ярополк Ростиславич

Имя князя: Ярополк Ростиславич
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 10

Великий князь Владимирский
Развернуть
Сын переяславского князя Ростислава Юрьевича, внук киевского князя Юрия Долгорукого. По-видимому, до 1161 г. он имел какой-то надел в Северо-Восточной Руси. В 1161 г. Андрей Боголюбский изгнал его из Ростово-Суздальской земли. В Ипатьевской летописи под 1174 г. Ярополк упоминается как соправитель Всеволода Юрьевича в Киеве. Там он был захвачен в плен Рюриком и Давыдом Ростиславичами, но вскоре они отпустили его. В 1174 г. уже после убийства Андрея Боголюбского Ярополк получил в держание от суздальского боярства: Суздаль, Владимир на Клязьме, Юрьев-Польский. Из Северо-Восточной Руси он был изгнан «стрыями» Михалко и Всеволодом Юрьевичами. Вместе с братом Мстиславом продолжал борьбу за Ростово-Суздальскую землю в 1176–1177 гг. После поражения на Колокше попал в плен к Всеволоду Большое Гнездо, был ослеплен, а затем отослан в «Русь». В 1177 г. недолго княжил в Торжке. В 1178 г. после смерти брата Мстислава стал новгородским князем, но княжил в Новгороде недолго, в точение весны 1178 г. Спустя 2 года Ярополк вновь стал княжить в Торжке. Около 1181 г. Всеволод Большое Гнездо захватил Торжок и пленил Ярополка. В последний раз Ярополк упоминается в Ипатьевской летописи под 1196 г. По требованию Всеволода Юрьевича Ярослав Всеволодич черниговский изгнал Ярополка из своей земли.
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в»

Ярополк (в крещении — Федор) Ростиславич, второй сын суздальского и новгородского князя Р. Юрьевича и неизвестной. По порядку престолонаследия — тридцать первый великий князь.

Дата и место рождения Ярополка неизвестны; крестильное имя получил в честь великомученика Федора Тирона (умер около 306 г.).

Впервые упоминается в 1161 г., когда он изгнан из Суздальской земли, вместе с другими родственниками, своим дядей, князем Андреем Юрьевичем Боголюбским.

В феврале 1173 г. вместе со своим дядей, князем Всеволодом Юрьевичем (будущим Всеволодом Большое Гнездо), послан другим своим дядей Михаилом Юрьевичем в Киев. Там же «на похвалу святой Богородицы» (в данном случае 24 марта. — Д.В. Донской) того же года схвачен князьями Рюриком, Давыдом и Мстиславом Ростиславичами, решившимися на борьбу с Андреем Боголюбским. По условиям мира, заключенного вскоре между Ростиславичами и Михаилом Юрьевичем, княжащим в Торческе, оба князя должны были быть отпущены в обмен на галицкого князя Владимира Ярославича, «сестричича Михалькова». Всеволод тотчас получает свободу, а вот с освобождением Ярополка выходит некоторая заминка.

В том же году он все же выходит на свободу и присоединяется вместе с братом Мстиславом и дядьями Михаилом и Всеволодом к огромному войску, посланному Андреем Боголюбским на Киев против Ростиславичей. Князья занимают Киев, а затем осаждают Вышгород (8 сентября), в итоге после девятинедельной осады города терпят поражение.

Ко времени смерти дяди, великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского (29 июня 1174 г.), вместе с братом Мстиславом и обоими дядьями Михаилом и Всеволодом находится в Чернигове у князя Святослава Всеволодовича. Сюда и является делегация из городов Суздальской земли — Ростова, Суздаля и Переяславля-Залесского — с предложением к братьям-Ростиславичам занять княжеский стол. Дядья и племянники принимают, однако, решение ехать на княжение вместе, вчетвером, и признают старшим князя Михаила Юрьевича. Первыми отправляются Ярополк и Михаил. По дороге в Москве между ними происходит разрыв: ростовцы требуют, чтобы путь продолжал один Ярополк, и тот втайне от дяди уезжает к дружине в Переяславль-Залесский. Михаил затворяется зо Владимире, где Ярополк вместе с братом Мстиславом и «со всею силою Ростовьская земля» осаждают его в течение семи недель. После отъезда Михаила в Чернигов, Ярополк по соглашению с владимирцами осенью занимает владимирский стол, а Мстислав садится на княжение в Ростове.

В конце 1174 г. Ярополк посылает в Смоленск к витебскому князю Всеславу Васильковичу и просит у него руки его дочери. Венчание происходит во Владимире в «мясопустное недѣли во вторник» (в данном случае, 11 февраля. — Д.В. Донской) 1175 г.

Правление Ростиславичей вызывает недовольство жителей Владимира, которые обвиняют молодых князей и, прежде всего, самого Ярополка в потакании корыстолюбивым боярам, произволе и даже разграблении соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы («си яко не свою волость творита»). И действительно, Ярополк украдкой передает знаменитую Владимирскую икону Божией Матери и другие драгоценности собора своему зятю (мужу сестры), Глебу Ростиславичу.

В 1175 г. владимирцы посылают в Чернигов за Михаилом и приглашают его на княжение в свой город. Михаил с братом Всеволодом выступает 21 мая из Чернигова; Ярополк же пытается не допустить их во Владимир и с этой целью выступает им навстречу. Войска, однако, разминулись друг с другом в лесах между Москвой и Владимиром, Тогда же Ярополк узнает, что Михаил нездоров и призывает брата Мстислава, двигающегося со своей дружиной из Суздаля, нанести ему поражение. 15 июня 1175 г. в 5 верстах от Владимира происходит битва, в которой войска Михаила и Всеволода наносят племянникам жестокое поражение. Ярополк бежит в Рязань к Глебу Ростиславичу, а его мать и жена приняты владимирцами.

После смерти Михаила (в ночь с 19 на 20 июня 1176 г.) великим князем владимирским становится Всеволод Большое Гнездо. 7 марта 1177 г. на р. Колакше у Прусковой горы (у с. Турино в 20 верстах к северо-западу от Владимира) Всеволод одерживает полную победу над Глебом Ростиславичем Рязанским и присоединившимся к нему Мстиславом Ростиславичем, причем и Глеб, и Мстислав попадают в плен. По требованию Всеволода рязанцы выдают ему Ярополка — они едут за ним «въ Воронежъ» (область. — Д.В. Донской). В конце лета того же года владимирцы, вопреки желанию Всеволода, ослепляют его племянников, обоих братьев-Ростиславичей, после чего Всеволод отпускает их. По преданию, на пути из Владимира в Великий Новгород, 5 сентября, в день памяти святого Глеба и пророка Захарии (убит около 5 г. до P. X.), в церкви Святых Бориса и Глеба на р. Смядыне (левый приток р. Днепр; ныне высохла) в 3 верстах от Смоленска он и брат Мстислав чудесным образом прозревают. Зимой 1177–78 гг. братья приходят в Великий Новгород: Мстислав (получивший с того времени прозвище Безокий) занимает новгородский стол, а Ярополка новгородцы сажают на княжение в Торжок.

После смерти Мстислава (апрель 1178 г.) Ярополк становится новгородским князем. Княжение его, однако, продолжается недолго. В том же году Всеволод начинает враждебные действия против Великого Новгорода и занимает Торжок (8 декабря). Новгородцы изгоняют Ярополка из города на Волок к его двоюродному брату, князю Ярославу Мстиславичу Красному.

В конце 1180 г., в качестве союзника великого князя Святослава Всеволодовича, Ярополк принимает участие в военных действиях против Всеволода. В начале следующего года вновь садится на княжение в Торжке, «поча воевати Волгу, люди Всеволожѣ». В ответ Всеволод подступает к Торжку и после пятинедельной осады сжигает город, а Ярополка захватывает в плен и «веде съ собою, оковавъ» во Владимир.

В последний раз упоминается в летописи осенью 1196 г., когда по требованию Всеволода Большое Гнездо его изгоняет из своей земли черниговский князь Ярослав Всеволодович. О смерти Ярополка Ростиславича сведений в источниках нет.

Князь был женат с 11 февраля 1175 г. на дочери полоцкого и витебского князя Всеслава Васильковича. Детей у него не было.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Как скоро весть о смерти Андреевой разнеслась по волости, то ростовцы, суздальцы, переяславцы и вся дружина от мала до велика съехались во Владимир и сказали: «Делать нечего, так уже случилось, князь наш убит, детей у него здесь нет, сынок его молодой — в Новгороде, братья — в Руси; за каким же князем нам послать? Соседи у нас князья муромские и рязанские, надобно бояться, чтоб они не пришли на нас внезапно ратью; пошлем-ка к рязанскому князю Глебу (Ростиславичу), скажем ему: «Князя нашего бог взял, так мы хотим Ростиславичей Мстислава и Ярополка, твоих шурьев» (сыновей старшего сына Юриева). Они забыли, говорит летописец, что целовали крест князю Юрию, посадить у себя меньших сыновей его, Михаила и Всеволода, нарушили клятву, посадили Андрея, а меньших его братьев выгнали, и теперь после Андрея не вспомнили о своей прежней клятве, но все слушали Дедильца да Бориса — рязанских послов. Как было решено, так и сделано: поцеловали образ богородицы и послали сказать Глебу: «Твои шурья будут нашими князьями, приставь к нашим послам своих и отправь всех вместе за ними в Русь». Глеб обрадовался такой чести, что выбрали его шурьев в князья, и отправил к ним послов в Чернигов, где они тогда жили. Послы от северной дружины сказали Ростиславичам: «Ваш отец добр был, когда жил у нас; поезжайте к нам княжить, а других не хотим». Эти другие были младшие Юрьевичи, Михаил и Всеволод, которые тогда находились также в Чернигове, как видно, все четверо, и дяди и племянники, прибежали вместе с Святославом из-под Вышгорода и не смели после того возвратиться в прежние свои волости на Поросьи. Ростиславичи отвечали послам: «Помоги бог дружине, что не забывает любви отца нашего», но, несмотря на то, что звали их одних, они не захотели ехать без дядей Юрьевичей и сказали: «Либо добро, либо лихо всем нам; пойдем все четверо: Юрьевичей двое да Ростиславичей двое». Наперед поехали двое — Михаил Юрьевич и Ярополк Ростиславич; Михаилу дали старшинство, причем все целовали крест из рук черниговского епископа. Когда князья приехали в Москву, то ростовцы рассердились, узнавши, что вместе с Ростиславичем приехал и Юрьевич; они послали сказать Ярополку: «Ступай сюда», а Михаилу — «Подожди немного на Москве». Ярополк тайком от дяди поехал к Переяславлю, где стояла тогда вся дружина, выехавшая навстречу к князьям, а Михаил, узнав, что Ростиславич отправился по ростовской дороге, поехал во Владимир и затворился здесь с одними гражданами, потому что дружина владимирская в числе 1500 человек отправилась также в Переяславль по приказанию ростовцев. Здесь вся дружина поцеловала крест Ярополку и отправилась с ним ко Владимиру выгонять оттуда Михаила. Ко всем силам земли Ростовской присоединились полки муромские и рязанские, окрестности были пожжены, город обложен. Что же заставило владимирцев, не привыкших к самостоятельной деятельности, воспротивиться приговору старших городов, взять себе особого князя и отстаивать его против соединенных сил всей земли Ростовской и Рязанской? К этому принудила их явно высказавшаяся вражда старого города Ростова, который с ненавистью смотрел на свой пригород, населенный большею частию людьми простыми, ремесленными, жившими преимущественно от строительной деятельности князя Андрея, и, несмотря на то, похитивший у старого города честь иметь у себя стол княжеский. Ростовцы и суздальцы говорили: «Пожжем Владимир или пошлем туда посадника: то наши холопы каменщики». Нельзя не заметить также, что здесь, в этих словах, слышится преимущественно голос высшего разряда ростовских жителей — бояр, дружины вообще, которая, как видно, особенно не любила Андрея за нововведения. Как бы то ни было, важно было начало борьбы между старыми и новыми городами, борьбы, которая должна была решить вопрос: где утвердится стол княжеский — в старом ли Ростове или новом Владимире, от чего зависел ход истории на севере. Заодно с Владимиром, как следует ожидать, были и другие новые города. Переяславцы хотели также Юрьевичей и поневоле признали Ростиславичей. Семь недель владимирцы отбивались от осаждающих. Наконец, голод принудил их сказать Михаилу: «Мирись либо промышляй о себе». Михаил отвечал: «Вы правы: не погибать же вам для меня» и поехал из города назад в Русь; владимирцы проводили его с плачем великим, говорит летописец. По отъезде Михаила они заключили договор с Ростиславичами, те поклялись что не сделают никакого зла городу, после чего владимирцы отворили ворота и встретили князей со крестами; в Богородичной церкви заключен был окончательный договор: во Владимире оставался княжить младший Ростиславич, Ярополк, а в Ростове старший, Мстислав. Таким образом, благодаря мужеству владимирцев торжество ростовцев было неполное: правда, стол старшего брата поставлен был у них, но зато ненавистный пригород, Владимир, получил своего князя, а не посадника из Ростова. Но ростовцы и особенно бояре, принужденные уступить требованиям владимирцев, продолжали враждовать к последним и вызвали их к возобновлению борьбы, столь важной для судеб севера. Южные волости нередко испытывали неудобство от перемещения князей, когда новые князья приводили с собою свою дружину, своих слуг, которым раздавали разные должности, и те спешили обогащаться за счет граждан, зная, что недолго среди них останутся; теперь север в свою очередь испытал то же неудобство: Ростиславичи приехали в Ростовскую область с дружинниками, набранными на юге, и роздали им посаднические должности; эти русские (т. е. южнорусские) детские, как называет их летописец, скоро стали очень тяжки для народа судебными взысками и взятками, но владимирцы терпели не от одних русских детских; князья, говорит летописец, были молоды, слушались бояр, а бояре получали их как можно больше брать, и вот взяли они из церкви Владимирской богородицы золото и серебро, в первый же день отобрали ключи от ризницы, отняли город и все дани, которые назначил для этой церкви князь Андрей. Видно, что, кроме корыстолюбия, здесь действовала ненависть к памяти Андрея, ко всему им сделанному: хотели ограбить Владимирский собор — великолепный памятник, который оставил по себе Андрей. Грабеж церквей позволяли себе князья и дружины их только в завоеванных городах; легко после этого понять, как должны были смотреть владимирцы на ограбление своего собора, лучшего украшения, которым так гордился их город; они стали сбираться и толковать: «Мы приняли князей на всей нашей воле, они крест целовали, что не сделают никакого зла нашему городу, а теперь они точно не в своей волости княжат, точно не хотят долго сидеть у нас, грабят не только всю волость, но и церкви; так промышляйте, братья!» Из этих слов видно как будто, что владимирцы не только оскорблялись тем, что князья поступают с их волостью, как с завоеванною, но еще боялись, что Ярополк, ограбивши волость, уйдет от них и ростовцы пришлют к ним своего посадника: «Князь поступает так, как будто не хочет сидеть у нас», — говорили они. Но по старой привычке владимирцы прежде обратились к старшим городам — Ростову и Суздалю — с жалобою на свою обиду; ростовцы и суздальцы на словах были за них, а на деле нисколько не думали за них вступаться; бояре же крепко держались за Ростиславичей, прибавляет летописец и тем опять дает знать, что преимущественно боярам хотелось вести дела в противность тому, как шли они при Андрее. Тогда владимирцы, видя явное недоброжелательство старших городов и бояр, решились вместе с переяславцами действовать собственными силами и послали в Чернигов сказать Михаилу: «Ты старший между братьями: приходи к нам во Владимир; если ростовцы и суздальцы задумают что-нибудь на нас за тебя, то будем управляться с ними как бог даст и святая богородица». Михаил с братом Всеволодом и с Владимиром Святославичем, сыном черниговского князя, отправился на север, но едва успел он отъехать верст 11 от Чернигова, как сильно занемог и больной приехал в Москву, где дожидался его отряд владимирцев с молодым князем Юрием Андреевичем, сыном Боголюбского, который жил у них, будучи изгнан из Новгорода. Между тем Ростиславичи, узнав о приближении Михаила, советовались в Суздале с дружиною, что делать. Решено было, чтоб Ярополк шел с своим войском против Юрьевичей к Москве, биться с ними и не пускать ко Владимиру. Михаил сел обедать, когда пришла весть, что племянник Ярополк идет на него; Юрьевичи собрались и пошли по владимирской дороге навстречу неприятелю, но разошлись с Ярополком в лесах, тогда москвичи, услыхавши, что Ярополк, миновав их войско, продолжает идти к Москве, возвратились с дороги от Михаила для оберегания своих домов, а Ярополк, видя, что разошелся с Михаилом, пошел от Москвы вслед за ним, послав, между тем, сказать брату Мстиславу в Суздаль: «Михалко болен, несут его на носилках и дружины у него мало; я иду за ним, захватывая задние его отряды, а ты, брат, ступай поскорее к нему навстречу, чтоб он не вошел во Владимир». Мстислав объявил об этой вести дружине и на другой день рано выехал из Суздаля, помчался быстро, точно на зайцев, так что дружина едва успевала за ним следовать, и в пяти верстах от Владимира встретился с Юрьевичами; полк Мстиславов, готовый к битве, в бронях, с поднятым стягом вдруг выступил от села Загорья; Михаил начал поскорее выстраивать свое войско, а враги шли на него с страшным криком, точно хотели пожрать его дружину, по выражению летописца. Но эта отвага была непродолжительна: когда дошло до дела и стрельцы начали перестреливаться с обеих сторон, то Мстиславова дружина, не схватившись ни разу с неприятелем, бросила стяг и побежала; Юрьевичи взяли много пленных, взяли бы и больше, но многих спасло то, что победители не могли различать, кто свои и кто чужие; Мстислав убежал в Новгород; Ярополк, узнавши о его поражении, побежал в Рязань, но мать их и жены попались в руки владимирцам. С честию и славою вступил Михаил во Владимир; дружина и граждане, бывшие в сражении, вели пленников. Первым делом Юрьевича было возвращение городов, отнятых у Богородичной церкви Ярополком; и была, говорит летописец, радость большая во Владимире, когда он увидал опять у себя великого князя всей Ростовской земли. Подивимся, продолжает тог же летописец, чуду новому, великому и преславному божия матери, как заступила она свой город от великих бед и граждан своих укрепляет: не вложил им бог страха, не побоялись двоих князей и бояр их, не посмотрели на их угрозы, семь недель прожили без князя, положивши всю надежду на святую богородицу и на свою правду. Новгородцы, смольняне, киевляне и полочане и все власти как на думу на веча сходятся, и на чем старшие положат, на том и пригороды станут, а здесь город старый — Ростов и Суздаль, и все бояре захотели свою правду поставить, а не хотели исполнять правды божией, говорили: «Как нам любо, так и сделаем: Владимир — пригород наш». Воспротивились они богу и святой богородице и правде божией, послушались злых людей, ссорщиков, не хотевших нам добра по зависти. Не сумели ростовцы и суздальцы правды божией исправить, думали, что они старшие, так и могут делать все по своему, но люди новые, худые владимирские, уразумели, где правда, стали за нее крепко держаться, сказали: «Либо Михаила князя себе добудем, либо головы свои сложим за святую богородицу и за Михаила князя». И вот утешил их бог и св. богородица: прославлены стали владимирцы по всей земле за их правду.
Скоро явились во Владимир к Михаилу послы от суздальцев: «Мы, князь, — говорили они, — не воевали против тебя с Мстиславом, а были с ним одни наши бояре: так не сердись на нас и приезжай к нам». Михаил поехал в Суздаль, оттуда в Ростов, устроил весь наряд людям, утвердился с ними крестным целованием, взял много даров у ростовцев и, посадивши брата своего Всеволода в Переяславле, сам возвратился во Владимир. Таким образом последний пригород, населенный холопами-каменщиками, сделался опять стольным городом князя всей Ростовской земли; князь опять освобождал себя из-под влияния городов, которые привыкли решать дела на вече и приговоров этого веча должны были слушаться города младшие; мало того, младший брат Михаила, Всеволод, сел также в новом городе Переяславле Залесском, а не в Ростове: выказалось ли в этом явное предпочтение князей к новым городам пред старыми, хотели ли наградить усердие переяславцев, действовавших заодно с владимирцами, — во всяком случае явление было очень важное, свидетельствовавшее полную победу пригородов, полное низложение того начала, которое могло противодействовать новому порядку вещей. Если первым делом Михаила по вступлении во Владимир было возвращение соборной церкви городов, отнятых у нее Ростиславичами, то по утверждении своем в целой земле Ростовской он должен был прежде всего идти на рязанского князя Глеба, в руках которого также находилось много сокровищ, пограбленных из этой церкви, и, между прочим, самый образ богородицы, привезенный Андреем из Вышгорода, и книги. Михаил отправился с полками на Рязань, но встретил на дороге послов Глебовых, которым поручено было сказать ему: «Князь Глеб тебе кланяется и говорит: я во всем виноват и теперь возвращаю все, что взял у шурьев своих, Ростиславичей, все до последнего золотника». И, точно, возвратил все. Михаил, уладившись с ним, поехал назад во Владимир; здесь по некоторым, очень вероятным известиям казнил убийц Андреевых и потом отправился за чем-то в Городец-Волжский, занемог в нем и умер (1176 г.). Ростовцы, не дождавшись даже верного известия о смерти Михайловой, послали сказать в Новгород прежнему своему князю Мстиславу Ростиславичу: «Ступай, князь, к нам: Михалка бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим». Мстислав приехал на зов, собрал ростовцев, всю дружину и отправился с ними ко Владимиру. Но здесь был уже князь
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1174 – 1175 Владимирское княжество
Апрель 1178 – 1178 Новгородская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"