Ярополк Ростиславич
Ярополк (в крещении — Федор) Ростиславич, второй сын суздальского и новгородского князя Р. Юрьевича и неизвестной. По порядку престолонаследия — тридцать первый великий князь.
Дата и место рождения Ярополка неизвестны; крестильное имя получил в честь великомученика Федора Тирона (умер около 306 г.).
Впервые упоминается в 1161 г., когда он изгнан из Суздальской земли, вместе с другими родственниками, своим дядей, князем Андреем Юрьевичем Боголюбским.
В феврале 1173 г. вместе со своим дядей, князем Всеволодом Юрьевичем (будущим Всеволодом Большое Гнездо), послан другим своим дядей Михаилом Юрьевичем в Киев. Там же «на похвалу святой Богородицы» (в данном случае 24 марта. — Д.В. Донской) того же года схвачен князьями Рюриком, Давыдом и Мстиславом Ростиславичами, решившимися на борьбу с Андреем Боголюбским. По условиям мира, заключенного вскоре между Ростиславичами и Михаилом Юрьевичем, княжащим в Торческе, оба князя должны были быть отпущены в обмен на галицкого князя Владимира Ярославича, «сестричича Михалькова». Всеволод тотчас получает свободу, а вот с освобождением Ярополка выходит некоторая заминка.
В том же году он все же выходит на свободу и присоединяется вместе с братом Мстиславом и дядьями Михаилом и Всеволодом к огромному войску, посланному Андреем Боголюбским на Киев против Ростиславичей. Князья занимают Киев, а затем осаждают Вышгород (8 сентября), в итоге после девятинедельной осады города терпят поражение.
Ко времени смерти дяди, великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского (29 июня 1174 г.), вместе с братом Мстиславом и обоими дядьями Михаилом и Всеволодом находится в Чернигове у князя Святослава Всеволодовича. Сюда и является делегация из городов Суздальской земли — Ростова, Суздаля и Переяславля-Залесского — с предложением к братьям-Ростиславичам занять княжеский стол. Дядья и племянники принимают, однако, решение ехать на княжение вместе, вчетвером, и признают старшим князя Михаила Юрьевича. Первыми отправляются Ярополк и Михаил. По дороге в Москве между ними происходит разрыв: ростовцы требуют, чтобы путь продолжал один Ярополк, и тот втайне от дяди уезжает к дружине в Переяславль-Залесский. Михаил затворяется зо Владимире, где Ярополк вместе с братом Мстиславом и «со всею силою Ростовьская земля» осаждают его в течение семи недель. После отъезда Михаила в Чернигов, Ярополк по соглашению с владимирцами осенью занимает владимирский стол, а Мстислав садится на княжение в Ростове.
В конце 1174 г. Ярополк посылает в Смоленск к витебскому князю Всеславу Васильковичу и просит у него руки его дочери. Венчание происходит во Владимире в «мясопустное недѣли во вторник» (в данном случае, 11 февраля. — Д.В. Донской) 1175 г.
Правление Ростиславичей вызывает недовольство жителей Владимира, которые обвиняют молодых князей и, прежде всего, самого Ярополка в потакании корыстолюбивым боярам, произволе и даже разграблении соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы («си яко не свою волость творита»). И действительно, Ярополк украдкой передает знаменитую Владимирскую икону Божией Матери и другие драгоценности собора своему зятю (мужу сестры), Глебу Ростиславичу.
В 1175 г. владимирцы посылают в Чернигов за Михаилом и приглашают его на княжение в свой город. Михаил с братом Всеволодом выступает 21 мая из Чернигова; Ярополк же пытается не допустить их во Владимир и с этой целью выступает им навстречу. Войска, однако, разминулись друг с другом в лесах между Москвой и Владимиром, Тогда же Ярополк узнает, что Михаил нездоров и призывает брата Мстислава, двигающегося со своей дружиной из Суздаля, нанести ему поражение. 15 июня 1175 г. в 5 верстах от Владимира происходит битва, в которой войска Михаила и Всеволода наносят племянникам жестокое поражение. Ярополк бежит в Рязань к Глебу Ростиславичу, а его мать и жена приняты владимирцами.
После смерти Михаила (в ночь с 19 на 20 июня 1176 г.) великим князем владимирским становится Всеволод Большое Гнездо. 7 марта 1177 г. на р. Колакше у Прусковой горы (у с. Турино в 20 верстах к северо-западу от Владимира) Всеволод одерживает полную победу над Глебом Ростиславичем Рязанским и присоединившимся к нему Мстиславом Ростиславичем, причем и Глеб, и Мстислав попадают в плен. По требованию Всеволода рязанцы выдают ему Ярополка — они едут за ним «въ Воронежъ» (область. — Д.В. Донской). В конце лета того же года владимирцы, вопреки желанию Всеволода, ослепляют его племянников, обоих братьев-Ростиславичей, после чего Всеволод отпускает их. По преданию, на пути из Владимира в Великий Новгород, 5 сентября, в день памяти святого Глеба и пророка Захарии (убит около 5 г. до P. X.), в церкви Святых Бориса и Глеба на р. Смядыне (левый приток р. Днепр; ныне высохла) в 3 верстах от Смоленска он и брат Мстислав чудесным образом прозревают. Зимой 1177–78 гг. братья приходят в Великий Новгород: Мстислав (получивший с того времени прозвище Безокий) занимает новгородский стол, а Ярополка новгородцы сажают на княжение в Торжок.
После смерти Мстислава (апрель 1178 г.) Ярополк становится новгородским князем. Княжение его, однако, продолжается недолго. В том же году Всеволод начинает враждебные действия против Великого Новгорода и занимает Торжок (8 декабря). Новгородцы изгоняют Ярополка из города на Волок к его двоюродному брату, князю Ярославу Мстиславичу Красному.
В конце 1180 г., в качестве союзника великого князя Святослава Всеволодовича, Ярополк принимает участие в военных действиях против Всеволода. В начале следующего года вновь садится на княжение в Торжке, «поча воевати Волгу, люди Всеволожѣ». В ответ Всеволод подступает к Торжку и после пятинедельной осады сжигает город, а Ярополка захватывает в плен и «веде съ собою, оковавъ» во Владимир.
В последний раз упоминается в летописи осенью 1196 г., когда по требованию Всеволода Большое Гнездо его изгоняет из своей земли черниговский князь Ярослав Всеволодович. О смерти Ярополка Ростиславича сведений в источниках нет.
Князь был женат с 11 февраля 1175 г. на дочери полоцкого и витебского князя Всеслава Васильковича. Детей у него не было.
Цитаты
Скоро явились во Владимир к Михаилу послы от суздальцев: «Мы, князь, — говорили они, — не воевали против тебя с Мстиславом, а были с ним одни наши бояре: так не сердись на нас и приезжай к нам». Михаил поехал в Суздаль, оттуда в Ростов, устроил весь наряд людям, утвердился с ними крестным целованием, взял много даров у ростовцев и, посадивши брата своего Всеволода в Переяславле, сам возвратился во Владимир. Таким образом последний пригород, населенный холопами-каменщиками, сделался опять стольным городом князя всей Ростовской земли; князь опять освобождал себя из-под влияния городов, которые привыкли решать дела на вече и приговоров этого веча должны были слушаться города младшие; мало того, младший брат Михаила, Всеволод, сел также в новом городе Переяславле Залесском, а не в Ростове: выказалось ли в этом явное предпочтение князей к новым городам пред старыми, хотели ли наградить усердие переяславцев, действовавших заодно с владимирцами, — во всяком случае явление было очень важное, свидетельствовавшее полную победу пригородов, полное низложение того начала, которое могло противодействовать новому порядку вещей. Если первым делом Михаила по вступлении во Владимир было возвращение соборной церкви городов, отнятых у нее Ростиславичами, то по утверждении своем в целой земле Ростовской он должен был прежде всего идти на рязанского князя Глеба, в руках которого также находилось много сокровищ, пограбленных из этой церкви, и, между прочим, самый образ богородицы, привезенный Андреем из Вышгорода, и книги. Михаил отправился с полками на Рязань, но встретил на дороге послов Глебовых, которым поручено было сказать ему: «Князь Глеб тебе кланяется и говорит: я во всем виноват и теперь возвращаю все, что взял у шурьев своих, Ростиславичей, все до последнего золотника». И, точно, возвратил все. Михаил, уладившись с ним, поехал назад во Владимир; здесь по некоторым, очень вероятным известиям казнил убийц Андреевых и потом отправился за чем-то в Городец-Волжский, занемог в нем и умер (1176 г.). Ростовцы, не дождавшись даже верного известия о смерти Михайловой, послали сказать в Новгород прежнему своему князю Мстиславу Ростиславичу: «Ступай, князь, к нам: Михалка бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим». Мстислав приехал на зов, собрал ростовцев, всю дружину и отправился с ними ко Владимиру. Но здесь был уже князь
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1174 – 1175 | Владимирское княжество |
Апрель 1178 – 1178 | Новгородская земля |