Средневековая Русь > Князья > Василий Дмитриевич
Средневековая Русь

Василий Дмитриевич

Имя князя: Василий Дмитриевич
Годы жизни: 1371 – 1425
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 16

Великий князь всея Руси 

Князь московский 

Жена – Софья (ум. 1353), дочь великого князя литовского Витовта
 
Дети: 
1. Юрий (1395-1399) 
2. Иван (1397-1417) 
3. Даниил (1401-1402) 
4. Семен (1405) 
3. Василий (1415-1462) 
4. Анна (1400-1417), жена Иоанна, сына императора Византии 
5. Василиса, жена нижегородского князя Александра Ивановича «Брюхатого», затем суздальского князя Александра Ивановича «Взметня» 
Развернуть
Старший сын Дмитрия Донского. В 1380-е гг. долгое время провел при дворе хана Тохтамыша в качестве заложника. В период великого княжения присоединил Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества. В 1406-1408 воевал со своим тестем великим князем литовским Витовтом. В 1408-1415 находился в состоянии войны с Ордой, возглавляемой в то время эмиром Едигеем. В последние годы правления был озабочен обеспечением наследования престола его сыном Василием, в обход братьев.
Развернуть
А.А. Горский

Родился княжич 30 декабря (по другим данным, 1 января 1372 г.) 1371 г.; назван в честь святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского (умер 1 января 379 г.).

Источники говорят о нем спустя 6 лет: 12 февраля 1378 г. вместе с отцом и братом Юрием присутствует при погребении митрополита Алексия.

В августе 1380 г. великий князь Дмитрий Иванович, отправляясь на Куликовскую битву, оставляет его вместе с другими членами семьи в Москве на попечении боярина Федора Андреевича Свибла (умер в конце XIV в.).

В августе 1382 г. вместе с отцом и другими членами семьи бежит из Москвы в Кострому ввиду нашествия хана Тохтамыша (умер в 1406 г.). В сентябре того же года после ухода ордынских войск возвращается вместе с отцом и семьей в сожженный и опустошенный город.

23 апреля 1383 г. Василий вместе со старшими боярами отправляется из Владимира в орду к хану Тохтамышу «тягатися» за отца о великом княжении с князем Михаилом Александровичем Тверским и везет дань «въ 8000 сребра». Хан оставляет его в орде в качестве заложника. Через два с половиной года, 26 ноября 1385 г., он бежит оттуда в Подольскую землю к валашскому (молдавскому) воеводе Петру, а от него через Литву в сопровождении польско-литовской свиты возвращается 19 января 1387 г. в Москву.

Незадолго до своей кончины отец Василия, великий князь Дмитрий Донской, составляет духовное завещание, согласно которому великое княжение, как отчина великого князя, достается старшему Василию. Кроме того, по отцовскому завещанию Василий получает большую часть Москвы и Московского княжества (включая Коломну и ряд других городов). Отец наделяет сына также территорией бывшего Владимирского княжества, присоединенного к своим владениям еще в начале 60-х гг. XIV в. (включая города Владимир, Переяславль-Залесский и др.). 16 мая 1389 г., за три дня до смерти отца, Василий крестит своего брата Константина Дмитриевича. 19 мая того же года его отец Дмитрий Иванович умирает, и Василий присутствует 20 мая на его похоронах в Архангельском соборе. 15 августа того же года во Владимире-на-Клязьме посажен ханским послом Шихматом на великое княжение, «на столе отца своего и деда и прадеда».

После смерти отца ссорится со своим дядей, князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Последний отъезжает от него в Серпухов, а оттуда в Торжок, где и пребывает до начала января 1390 г. «По Кресщении» (6 января. — Д.В. Донской) Василий заключает мир с дядей и передает ему Волок и Ржев.

Осенью 1389 г. Василий засылает сватов к великому князю литовскому Витовту (из Гедиминовичей; умер 24 (или 27) октября 1430 г.) за его дочерью и своей невестой, которая вместе с большой свитой во главе с князем Иваном Ольгимонтовичем Голшанским (умер после 1401 г.) приезжает во Псков. Псковичи провожают посольство до Великого Новгорода, а новгородцы также с большим почетом — до Москвы. 1 декабря Василий посылает для встречи невесты своего дядю Владимира Андреевича и митрополита Киприана (умер 16 сентября 1406 г.) с церковными иерархами. Митрополит Киприан крестит невесту и нарекает ей имя Софья, после чего «въ нѣделю» 9 января 1390 г. происходит их бракосочетание.

Летом того же года новгородцы заключают с Василием «мир по старине». По заключении мира Василий присылает в Великий Новгород своего наместника Евстафия Сыту.

16 июля 1392 г. Василий идет в орду и получает от хана Тохтамыша ярлыки на Нижний Новгород, Городец, Мещеру, Муром и Тарусу, заплатив, по словам летописца, «златомъ и сребромъ, а не правдою». 20 октября возвращается из орды с ханским послом. Дойдя до Коломны, отпускает посла и своих бояр в Нижний Новгород, а сам 25 октября приходит в Москву. 6 ноября приезжает в Нижний Новгород, где официально присоединяет город к Московскому княжеству. «До Рожества Христова» (непереходящее празднование 25 декабря. — Д.В. Донской) находится в Нижнем Новгороде, после чего возвращается в Москву, оставив здесь своего наместника Дмитрия Александровича Всеволожа.

Той же осенью отправляет своих бояр в Великий Новгород с требованием «чернаго бора», княжчины (дань на содержание князя) и подсудности митрополиту. Новгородцы, однако, отказываются исполнить его требования. «На Федоровѣ неделе» (в данном случае с 17 по 22 февраля. — Д.В. Донской) 1393 г. Василий посылает своего дядю Владимира Андреевича и брата Юрия с московским войском воевать Великий Новгород и новгородские волости. Войска Василия занимают Торжок, Волок-Ламский, Вологду.

Весной того же года Василий вместе с супругой идет в Смоленск «на повидание» со своим тестем, великим князем литовским Витовтом. 29 июля в Москве умирает его брат Иван.

В сентябре того же года константинопольский патриарх Антоний IV (умер в мае 1397 г.) направляет грамоты к новгородцам с призывом подчиниться великому князю и митрополиту Киприану. Новгородцы принимают послов из Москвы и заключают мир на условиях, предложенных великим князем.

15 февраля 1394 г. князь Василий присутствует вместе с братьями на освящении митрополитом Киприаном (умер 16 сентября 1406 г.) в Кремле церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной на средства его матери Евдокии.

14 июня того же года в Москве выдает свою сестру Марию замуж за литовского и Мстиславского князя Лугвения-Семена Ольгердовича (из Гедиминовичей; умер после 1431 г.). «На цвѣтной недѣли во вторникъ» (вторник 6-й недели Великого поста. — Д.В. Донской) 30 марта 1395 г. у него рождается сын Юрий (по другим данным он родился 1 марта).

Летом того же 1395 г. хан Тохтамыш терпит поражение от могущественного эмира Тимура (Темир-Аксак, умер 19 января 1405 г.). Тимур вступает в пределы Рязанского княжества и захватывает г. Елец (у горы Аргамач), угрожая дальнейшим вторжением и разорением Русской земли. В августе Василий с большим войском выходит к нему навстречу к р. Оке и в течение двух недель стоит у Коломны. 26 августа Тимур с войском покидает пределы Руси. Согласно «Повести о Темир-Аксаке» (конец XV в.) это произошло благодаря заступничеству иконы Божией Матери: «Въ который день принесена быть икона пречистыя Богородица из Володимеря на Москву, и в той день Тимирь Аксакъ царь убояся и устрашися, и ужасеся, и смятеся, и нападе на нь страхъ и трепетъ, вниде страх въ сердце его и ужасъ в душю его».

В память о чудесном избавлении Москвы великий князь и митрополит повелевают установить ежегодное празднование Пресвятой Богородице 26 августа, а на месте встречи (сретения) иконы устраивают монастырь.

В начале октября 1395 г. Нижний Новгород подвергается нападению суздальского князя Семена Дмитриевича, пришедшего с ордынским царевичем Ентяком (умер после 1403 г.) и татарами. Воеводы великого князя обороняют город, а затем заключают мир с татарами. Последние, однако, нарушают мир, 25 октября берут город и в течение двух недель разоряют его. В ответ, в конце того же года Василий посылает сильную рать под началом своего брата Юрия на казанских татар; русские берут города Великий Булгар, Жукотин, Казань и другие, «и пребыша тамо три мѣсяцы, воююще и плѣняще землю ихъ, и возвратишася со многимъ богатствомъ». (Историки XIX в. — Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев и современный — А.А. Горский, следуя за пометой летописца, «зане опись в лѣтописце была», относят осенний поход на Нижний Новгород и ответный удар московских войск по Казани к одному, 1399 г.).

В конце марта 1396 г., вместе с митрополитом Киприаном, великий князь едет в Смоленск для свидания со своим тестем, великим князем литовским Витовтом. Встречает там 2 апреля Пасху и возвращается в Москву.

В октябре того же года снова видится с Витовтом в Коломне. Тогда же вместе с тестем посылает в Великий Новгород посольство с требованием расторгнуть заключенный новгородцами мирный договор с немцами, однако получает отказ.

В понедельник 15 января 1397 г. у него рождается сын Иван.

В том же году посылает в Заволочье на Двину своих бояр и приказывает им объявить «всеи Двиньскои словодѣ», чтобы «задалѣся за князь великыи», а от Великого Новгорода «отнялѣся», обещая оборонять их от последнего. Двинские бояре и все жители Двинской области целуют ему крест. Тогда же Василий посылает в Великий Новгород своего брата Андрея; отнимает у новгородцев Волок-Ламский, Торжок, Вологду и Бежецкий Верх.

Осенью (?) того же года к Василию «отъѣха» на службу тверской князь Иван Всеволодович. Великий князь принимает его с честью и дает ему Торжок, а 23 сентября того же года выдает за него свою сестру Анастасию.

После Пасхи (7 апреля) 1398 г. новгородцы численностью в 3000 человек начинают ответные военные действия против великого князя и разоряют Белоозеро, Кубенскую волость и Устюг. Затем идут на Двину и отбирают у двинского наместника Федора Александровича «присудъ и пошлины, что поималъ», а у двинян «за ихъ вину и измѣну» — 2000 рублей и 3000 коней. Осенью того же года, однако, Василий принимает делегацию из Великого Новгорода во главе с архимандитом Парфением (умер после 1398 г.) и заключает мир «по старинѣ».

В том же году с чернецом Родионом Ослябитем посылает в Константинополь к императору Мануилу II (из Палеологов; умер 21 июля 1425 г.) и патриарху Матфею I (умер в августе 1410 г.) много серебра «в милостыню». Едва сдерживающие наступление турецкого султана Баязида I (из Османов, умер в конце 1402 г.), император и патриарх с благодарностью принимают денежную помощь и в ответ присылают Василию икону Спаса «в бѣлорисцѣхъ» и мощи святых, поставленные затем в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В конце того же года, зимой, супруга Василия, великая княгиня Софья вместе с детьми и боярами едет в Смоленск для свидания со своим отцом, великим князем литовским Витовтом. Пробыв там две недели, Софья Витовтовна возвращается в Москву с подарками: «многы иконы, обложеныя златом и сребром, ... и часть святых страстен спасовых».

15 мая 1399 г. в Мстиславле умирает сестра великого князя, Мария.

В конце весны — в начале лета этого же года посылает в Великий Новгород «в собя мѣста» своего брата Андрея, а во Псков — князя Ивана Всеволодовича.

Тогда же Василий заключает мирный договор со своим давним политическим соперником и соперником своего отца, князем Михаилом Александровичем Тверским.

12 августа его тесть Витовт терпит сокрушительное поражение при р. Ворскле (левом притоке Днепра) от хана Темир-Кутлуя (умер в 802 г. х. = 3 сентября 1399 — 21 августа 1400 г.). 1 ноября того же года умирает сын Василия Дмитриевича, Юрий.

В 1401 г. Василий посылает свою рать с двинскими боярами на Двину; те берут «на щит» всю Двинскую землю, избивают и вешают многих двинян, «а животы их и товаръ поималѣ». Тогда же посылает своих бояр «ратию» на Торжок, а приехавшего в Москву новгородского архиепископа Иоанна (умер 24 июня 1417 г.) «велѣл поимати». В том же году назначает князя Даниила Александровича своим наместником во Пскове.

В сентябре того же года Василий посылает войско во главе с воеводами Иваном Андреевичем Удой и Федором Глебовичем «искати» князя Семена Дмитриевича Суздальского и «или самого его обрѣсти или княгиню его или дѣти его или бояръ его». В селе Цибирца (в татарской земле) посланные захватывают супругу князя Семена, Александру, с детьми и, «ограбивше ея», приводят в Москву. Семен Дмитриевич скрывается в орде, однако, узнав о пленении своей семьи, присылает великому князю челобитье с отказом в его пользу от Нижегородского княжения. Великий князь прощает его, заключает с ним мир в Москве и выпускает княгиню Александру с детьми (1402 г.).

6 декабря 1401 г. у великого князя Василия рождается сын Даниил. Примерно в это же время великий князь ведет переписку с игуменом Кириллом Белозерским (умер 9 июня 1427 г.); направляет ему послание с просьбой «Бога умолити» о его грехах. Тогда же Василий получает ответ игумена с наставлениями: об ответственности великокняжеской власти перед народом — «аще ли же сам князь согрешит всѣм людем иже под ним сотворяет вред», об неотвратимости наказания — «ни царство, ни княжение, ни иная кая власть не может нас избавить отъ нелицемѣрнаго суда Божия».

В ноябре 1402 г. заключает докончание о союзе с великим князем рязанским Федором Ольговичем. Зимой 1402–03 гг. великий князь примиряет вспыхнувшую усобицу между великим князем тверским Иваном Михайловичем и его братом, кашинским князем Василием.

Весной 1404 г. к нему приезжает смоленский князь Юрий Святославич с просьбой защитить его от Витовта и предлагает за это передать ему Смоленское княжество. Василий, однако, отвечает отказом, не желая нарушать мир с тестем. В том же году часовых дел мастер, чернец Лазарь Сербин, ставит на его московском дворе часы «чюдны вельми и с луною»; при часах была сделана механическая фигура человека, ударявшего молотом в колокол при окончании каждого часа. В том же году Василий освобождает новгородского архиепископа Иоанна и «с честию» отпускает его в Великий Новгород.

В конце февраля 1406 г. псковичи и новгородцы просят его о помощи от Витовта. Василий посылает к псковичам своего брата Петра. Весной того же года разрывает мир с Витовтом и посылает свое войско 25 июня к городам Вязьме, Серпейску и к Козельску «воевати земли Литовския». Тогда же переходит к нему из Литвы на службу князь Александр Иванович Нелюб, которому великий князь дает в кормление Переяславль. В сентябре того же года сам идет против Витовта к Пашковой гати (близ р. Плавы, левого притока Упы) вместе с татарской ратью. Однако князья не доводят дело до кровопролития и заключают перемирие «отъ прьваго дне мѣсяца октобра до Съшествия Святаго Духа» (то есть до 16 мая 1407 г. — Д.В. Донской).

В начале 1407 г. зимой принимает выехавшего к нему князя Юрия Святославича и делает его своим наместником в Торжке. Тогда же посылает на помощь псковичам своего брата Константина.

7 июня того же года умирает мать Василия, княгиня-инокиня Евдокия Дмитриевна. «На Спасовъ день» (непереходящее празднование 6 августа. — Д.В. Донской) того же года войско Василия вновь выступает против Витовта, идет к Смоленску и берет Дмитровец. Под Вязьмой он встречается с тестем и заключает с ним перемирие.

В марте 1408 г. иконописцы Андрей Рублев (умер около 1430 г.) и Даниил Иконник (Черный, умер в 1427 г.) расписывают по его приказанию Владимирский Успенский собор. Летом того же года Василий переводит своего брата Константина из Пскова наместником в Великий Новгород (во Псков же 26 сентября того же года по просьбе псковичей посылает ростовского князя Александра Федоровича).

26 июля, «о Ильинѣ днѣ» (непереходящее празднование 20 июля. — Д.В. Донской), того же года к нему приезжает на службу из Брянска литовский князь Свидригайло-Болеслав (из Гедиминовичей; умер 10 февраля 1452 г.) вместе с литовской знатью. Василий принимает его с любовью и дает ему в кормление города Владимир, Переяславль, Волоколамск. В ответ Витовт, разгневанный на бегство в Москву своих дворян, выступает к р. Угре. Василий идет ему навстречу, и после непродолжительного 12-ти дневного стояния друг против друга, 14 сентября князья заключают мир. Это вызывает крайнее неодобрение в орде, правитель которой, могущественный эмир Едигей (умер в 1419 г.), стремится столкнуть Московское государство с Литвой.

Осенью того же года Едигей с большим войском вступает в пределы Руси, причем первоначально лживо сообщает Василию, будто идет не на него, а на Витовта. Истинные же причины ордынского похода были в том, что Василий укрыл от преследования сыновей Тохтамыша, заклятых врагов Едигея, плохо обошелся с ордынскими послами и купцами, уклонялся от выплаты дани.

Когда же становится ясно, что целью Едигея является все-таки Москва, Василий «вборзе» бежит из столицы в Кострому собирать войско; в Москве же оставляет своего дядю Владимира Андреевича Храброго и братьев.

26 ноября Едигей занимает село Коломенское, обступает Москву и посылает отдельные отряды воевать другие города: Переяславль-Залесский, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород. (По другим данным, эмир подошел к Москве 1 декабря, «въ субботу до обѣда»). Полки, посланные в погоню за великим князем, возвращаются ни с чем. Неожиданные известия из орды заставляют Едигея снять осаду. Получив выкуп в 3000 рублей, 21 декабря он уходит из Коломенского в орду.

«Въ Великъ день» (в данном случае 23 марта. — Д.В. Донской) 1410 г. Василий с честью принимает в Москве прибывшего из Константинополя митрополита Фотия (умер 2 июля 1431 г.). Через полтора месяца, 14 мая, умирает его дядя, князь Владимир Андреевич Храбрый.

В 1411 г. выдает свою одиннадцатилетнюю дочь Анну за греческого царевича Иоанна (умер 31 октября 1448 г.), сына императора Мануила II (из Палеологов; умер 21 июля 1425 г.).

1 августа 1412 г. отправляется в орду к хану Джелад-ад-Дин-Султану (Зелени-Салтан русских летописей, который умирает в том же году), сыну Тохтамыша. Перед своим отъездом соглашается на просьбу псковичей прислать на княжение во Псков своего младшего брата Константина. 26 октября, после воцарения в орде нового хана Керим-Берды (убит в середине 1413 г.), Василий возвращается на Русь.

10 марта 1415 г. (по другим источникам, 15 или 21 марта) в результате трудных родов великой княгини Софьи Витовтовны рождается сын великого князя Василий (будущий Василий Темный).

В те же годы Василий принимает на службу нижегородских князей: в 1414 г. к нему выезжает князь Александр Иванович Взметень (умер около 1433 г.), а в 1416 г. — князья Иван Васильевич и Иван Борисович Тугой Лук (умер после 1425 г.).

«В недѣлю крестопоклонную марта 22» того же 1416 г. Василий присутствует вместе с братьями Юрием и Константином при поставлении новгородского архиепископа Симеона (умер 15 июня 1421 г.). Этот важный политический акт свидетельствует о верности архиреев Северо-Восточной Руси митрополиту Фотию и о непризнании ими претензий игумена Григория Цамблака (умер зимой 1419–20 гг.) на Киевскую митрополию.

В 1417 г. на службу к великому князю приезжает еще один нижегородский князь — Даниил Борисович. В июле того же года по пути из Коломны в Москву умирает сын великого князя Василия, Иван. В том же году Василий приказывает своему брату Юрию воевать Заволочье. Юрий, однако, в поход не идет, а посылает вместо себя своего боярина Глеба Семеновича.

В том же году Василий выдает свою дочь Анастасию за киевского князя Олелька (Александра) Владимировича (из Гедиминовичей; умер в 1454 г.), внука великого князя литовского Ольгерда. В августе того же года (по другим данным, в 1418 г.) в Константинополе во время эпидемии чумы умирает дочь Василия, Анна.

В декабре того же года по просьбе псковичей Василий посылает на княжение во Псков ростовского князя Федора Александровича.

В 1418 г. от Василия бегут нижегородские князья Иван Борисович Тугой Лук и его брат Даниил.

5 февраля 1419 г. великий князь выдает свою дочь Василису за князя Александра Ивановича Взметня. В том же году другую свою дочь, Марию, выдает за князя Юрия Патрикеевича (из Гедиминовичей; умер после 1439 г.). В том же году, 12 июня, вместе с митрополитом Фотием убеждает Вологодского Спасо-Каменного монастыря игумена Дионисия (умер 18 октября 1425 г.) принять сан архиепископа ростовского. Вероятно, тогда же Василий посылает в Мценск войско, а митрополит священников для водворения христианской веры, где «язычники, устрашенные силой оружия и пораженные слѣпотой, послушались проповѣди».

В том же году Василий требует от своего младшего брата Константина целовать крест своему сыну Василию. Константин отказывается: «нѣсть сие отъ начала бывало, и ты нынѣ на мнѣ почто хощеши силу сотворити?». За это великий князь отнимает у него «всю отчину его, и боаръ его пойма, и села и животы ихъ отня, и ихъ розведе и юзы желѣзными связа». В ответ Константин уходит в Великий Новгород.

15 августа 1420 г. его повелением отлит для Троице-Сергиева монастыря один из четырех колоколов, названых впоследствии «Четыре брата».

В 1421 г. псковичи посылают к великому князю посадника Микулу с делегацией просить себе в князья вместо умершего Федора Александровича его сына Александра; великий князь исполняет их просьбу. В том же году осенью к нему из Киева приезжает погостить его дочь Анастасия.

В 1422 г. Василий отпускает свою супругу с сыном Василием и митрополитом Фотием в Смоленск к своему тестю Витовту, а сам едет в Коломну.

В 1423 г. псковские послы просят великого князя, чтобы он своему тестю Витовту «за псковичь доброе слово послалъ», то есть примирил их с Витовтом. Василий, однако, «не учини на добро ничего же». Тогда же князь Александр Федорович Ростовский покидает Псков, и в следующем году великий князь посылает во Псков князя Федора Патрикеевича (из Гедиминовичей; умер после 1449 г.).

В 1424 г. Витовт обращается к Василию с просьбой о помощи против ордынского хана Кудаидата, который, двигаясь по р. Упе, напал на г. Одоев. Василий посылает войска, однако, еще до их подхода воеводы Витовта разбивают хана и захватывают в плен двух его «цариц»: одну в качестве трофея посылают Витовту, другую — Василию.

В том же году Василий заключает договор с Великим Новгородом в том, что он отступается от Бежецкого Верха, Волока и Волоцких мест; в свою очередь новгородцы обязуются отказаться от «княжчинъ всѣхъ … гдѣ ни есть».

Великий князь Василий Дмитриевич умер в Москве 27 февраля 1425 г. во время эпидемии чумы «въ 3 час нощи» (21 час 15 мин. местного времени. — Д.В. Донской). Похоронен в соборной церкви архангела Михаила Московского Кремля. За несколько лет до смерти он благословил своего сына Василия великим княжением и наказал ему чтить мать и слушать ее «в мое мѣсто».

По своей смерти князя осталось его несколько завещаний. Согласно первой духовной грамоте (написана между 16 сентября 1406 г. и 7 июня 1407 г.) наследником великого князя являлся Иван (позже умерший), согласно второй (конец июля 1417 г.) и третьей (март 1423 г.) — младший сын Василий (будущий Василий Темный).

Василий Дмитриевич был женат с 1390 г. на Софье, дочери великого князя литовского Витовта. Софья, в монашестве Синклития, пережила мужа на 28 лет и умерла в Москве 15 июня (по другим данным, 5 июля) 1453 г.; погребена в Кремле, в Вознесенском монастыре, возле южной стены, рядом с княгиней Евдокией Дмитриевной.

Его дети: Анна, Юрий (умер 30 ноября 1399 г.), Иван (умер 20 июля 1417 г.), Анастасия, Даниил (умер во младенчестве в мае 1402 г.), Василиса, Семен (умер во младенчестве), Мария (супруга боярина Юрия Патрикеевича, из Гедиминовичей; умерла после 1439 г.), Василий.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Цитаты

Молодой сын Донского в самом начале княжения своего показал, что останется верен преданию отцовскому и дедовскому. Через год после того, как посол ханский посадил его на великокняжеский стол во Владимире, Василий отправился в Орду и купил там ярлык на княжество Нижегородское, которое незадолго перед тем выпросил себе в Орде же Борис Константинович. Услыхав о замыслах Васильевых, Борис созвал к себе бояр своих и стал говорить им со слезами: «Господа и братья, бояре и друзья мои! вспомните свое крестное целование, вспомните, как вы клялись мне». Старшим боярином у него был Василий Румянец, который и отвечал князю: «Не печалься, господин князь! Все мы тебе верны и готовы головы свои сложить за тебя и кровь пролить». Так он говорил своему князю, а между тем пересылался с Василием Димитриевичем, обещаясь выдать ему Бориса. Василий на возвратном пути из Орды, доехавши до Коломны, отправил оттуда в Нижний Тохтамышева посла с своими боярами. Борис сначала не хотел пускать их в город, но Румянец стал говорить ему: «Господин князь! посол ханский и бояре московские идут сюда за тем, чтоб мир покрепить и любовь утвердить вечную, а ты сам хочешь поднять брань и рать; впусти их в город; что они могут тебе сделать? Мы все с тобою». Но только что посол и бояре въехали в город, как велели звонить в колокола, собрали народ и объявили ему, что Нижний принадлежит уже князю московскому. Борис, услыхав об этой новости, послал за боярами и стал говорить им: «Господа мои и братья, милая дружина! вспомните крестное целование, не выдайте меня врагам моим». На это отвечал ему тот же Румянец: «Господин князь! не надейся на нас, мы уже теперь не твои и не с тобою, а на тебя». Борис был схвачен. Немного спустя приехал в Нижний Василий Димитриевич, посадил здесь своих наместников, а князя Бориса с женою, детьми и доброхотами велел развести в оковах по разным городам и держать за крепкою стражею. По тому же ярлыку кроме Нижнего Василий приобретал Городец, Муром, Мещеру, Тарусу.
Но у Бориса нижегородского оставалось двое племянников — Василий и Семен Димитриевичи, родные дядья по матери московскому князю; как видно, они оставались княжить в Суздальской волости, обхваченной теперь со всех сторон московскими владениями, или по крайней мере оставались жить в Суздале; но в 1394 году, тотчас по смерти Бориса Константиновича, оба племянника его вследствие притеснений от московского князя, как шел слух, выбежали из Суздаля в Орду добиваться ярлыков на отчину свою — Нижний, Суздаль и Городец. Московский князь послал за ними погоню, но им удалось избежать ее и благополучно достигнуть Орды. В 1399 году князь Семен Димитриевич вместе с каким-то татарским царевичем Ейтяком, у которого было 1000 человек войска, подступил к Нижнему Новгороду, где затворились трое московских воевод; три дня бились татары под городом, и много людей пало от стрел, наконец нижегородцы сдали город, взявши с татар клятву, что они не будут ни грабить христиан, ни брать в плен. Но татары нарушили клятву, ограбили всех русских донага, а князь Семен говорил: «Не я обманул, а татары; я в них не волен, я с ними ничего не могу сделать». Две недели пробыли татары в Нижнем с Семеном, но потом, услыхавши, что московский князь собирается на них с войском, убежали в Орду. Василий Димитриевич послал большую рать с братом своим князем Юрием, воеводами и старшими боярами; они вошли в Болгарию, взяли города: Болгары, Жукотин, Казань, Кременчук, в три месяца повоевали всю землю и возвратились домой с большою добычею.
После этого Семен крылся все в татарских местах, не отказываясь от надежды возвратить себе родовое владение. Это заставило московского князя в 1401 году послать двоих воевод своих, Ивана Уду и Федора Глебовича, искать князя Семена, жену, детей, бояр его. В земле Мордовской отыскали они жену Семенову, княгиню Александру, на месте, называемом Цыбирца, у св. Николы, где бусурманин Хазибаба поставил церковь. Княгиню ограбили и привели вместе с детьми в Москву, где она сидела на дворе Белеутове до тех пор, пока муж ее не прислал к великому князю с челобитьем и покорился ему. Василий, быть может по увещанию св. Кирилла белозерского, дал ему опасную грамоту, получивши которую Семен приехал в Москву, заключил мир с великим князем, взял семейство и больной отправился в Вятку, издавна зависевшую от Суздальского княжества: здесь он через пять месяцев умер.
Этот князь, говорит летописец, испытал много напастей, претерпел много истомы в Орде и на Руси, все добиваясь своей отчины; восемь лет не знал он покоя, служил в Орде четырем ханам, все поднимая рать на великого князя московского; не имел он своего пристанища, не знал покоя ногам своим — и все понапрасну. Брат Семенов, Василий, как видно, также помирился с великим князем московским, потому что под 1403 годом встречаем известие о смерти его, случившейся в Городце, и в некоторых летописях он называется прямо князем городецким; но Василий не мог оставить Городца сыну своему Ивану, которого мы видим после в изгнании, а Городец в числе московских владений.

Развернуть
в первый же год княжения Василиева встречаем известие о ссоре великого князя с дядею Владимиром Андреевичем, который выехал из Москвы сперва в свой наследственный город Серпухов, а потом в новгородскую область, в Торжок. Но в начале следующего года находим уже известие о мире между дядею и племянником: Василий придал Владимиру к его отчине два города — Волок и Ржеву. Договор дошел до нас: великий князь выговаривает себе право посылать дядю в поход, и тот должен садиться на коня без ослушания. Следующее условие показывает сильную недоверчивость между родственниками. «Если я, — говорит великий князь дяде, — сам сяду в осаде в городе (Москве), а тебя пошлю из города, то ты должен оставить при мне свою княгиню, своих детей и своих бояр; если же я тебя оставлю в городе, а сам поеду прочь, то я оставлю при тебе свою мать, своих братьев младших и бояр». Предположение «Если переменит бог Орду» находится в договоре; видно также, что при заключении договора Василий уже имел намерение примыслить Муром, Торусу и другие места: «Найду я себе Муром, или Торусу, или другие места, то ты (князь Владимир) не участвуешь в издержках, которые я понесу при этом; если же тебе бог даст какие другие места кроме Мурома и Торусы, то мы (великий князь с братьями) не участвуем в твоих издержках». Потом заключен был второй договор с Владимиром, по которому он уступил великому князю Волок и Ржеву и взял вместо них Городец, Углич, Козельск и некоторые другие места. Владимир обязался не вступаться в примыслы великого князя — Нижний Новгород, Муром, Мещеру и ни в какие другие места татарские и мордовские, которые были за дедом Василиевым Димитрием Константиновичем и за ним самим. Владимир обязался в случае смерти великого князя признать старшим, отцом, сына его, а своего внука, Ивана; здесь, впрочем, выговорена небольшая перемена в отношениях. «Если, господин! — говорит Владимир, — будет сын твой на твоем месте и сядет сын твой на коня, то и мне с ним вместе садиться на коня; если же сын твой сам не сядет на коня, то и мне не садиться, а пошлет детей моих, то им сесть на коня без ослушанья». В 1410 году умер князь Владимир Андреевич. В завещании он разделил свою волость на пять частей по числу сыновей своих, которых вместе с княгинею своею и боярами приказал великому князю Василию с просьбою печаловаться об них; споры между сыновьями решает княгиня, мать их, и великий князь должен привести в исполнение приговор ее, причем завещатель прибавляет: «А вотчине бы их и уделам было без убытку». В случае смерти одного из сыновей завещатель распорядился так: «Если не будет у него сына и останется дочь, то все дети мои брата своего дочь выдадут замуж, а брата своего уделом поделятся все поровну».
До нас дошли также договорные грамоты Василия Димитриевича с родными его братьями. В них нет отмен против прежних подобного же рода грамот. Для объяснения последующих событий нужно заметить, что князья Андрей и Петр Димитриевичи обязываются в случае смерти Василия блюсти великое княжение и под сыном его, тогда как в договорной грамоте Юрия этого условия не находится. Подобно Юрию, и самый младший брат великокняжеский, Константин, не хотел сначала отказаться от прав своих в пользу племянника. Мы видели, что Константин родился незадолго до смерти отца, так что ему в духовной Донского не было назначено никакого удела, и Василий Димитриевич в первом завещании своем, распорядившись насчет родного сына, говорит: «А брата своего и сына, князя Константина, благословляю, даю ему в удел Тошню да Устюжну по душевной грамоте отца нашего, великого князя». Но когда Василий в 1419 году потребовал от братьев, чтоб они отреклись от прав своих на старшинство в пользу племянника, то Константин оказал явное сопротивление. «Этого от начала никогда не бывало», — говорил молодой князь; Василий рассердился, отнял у него удел, и Константин ушел в Новгород, убежище всех недовольных князей; однако скоро он уступил требованиям старшего брата и возвратился в Москву.
С Новгородом Великим началась у московского князя вражда в 1393 году. Давно уже новгородцы одним из главных условий своих с великими князьями ставили, чтоб не звать их к суду в Низовые города; в 1385 году они вздумали приобресть то же право и в отношении к суду церковному; посадник и тысяцкий созвали вече, где все укрепились крестным целованием не ходить в Москву на суд к митрополиту, а судиться у своих владык по закону греческому; написали об этом и утвержденную грамоту. Когда в 1391 году митрополит Киприан приехал в Новгород, то целые две недели уговаривал граждан разодрать эту грамоту. Новгородцы отвечали одними устами: «Целовали мы крест заодно, грамоты пописали и попечатали и души свои запечатали». Митрополит говорил им на это: «Целованье крестное с вас снимаю, у грамот печати порву, а вас благословляю и прощаю, только мне суд дайте, как было при прежних митрополитах». Новгородцы не послушались, и Киприан поехал от них с большим гневом. Московский князь, хорошо зная, что зависеть от митрополита значило зависеть от Москвы, не хотел позволить новгородцам отложиться от суда митрополичьего: примысливши Нижний Новгород, он послал сказать гражданам Великого, чтоб дали ему черный бор, заплатили все княжеские пошлины (княжчины) и чтоб отослали грамоту о суде к митрополиту, который снимет с них грех клятвопреступления. Новгородцы не согласились, и великий князь отправил дядю своего Владимира Андреевича и брата Юрия с войском к Торжку. Новоторжцы побежали с женами и детьми в Новгород и другие места, и много народу из новгородских волостей сбежалось с домочадцами своими в Новгород. Князь Владимир и Юрий сели в Торжке, а рать распустили воевать новгородские волости; взяты были Волок Ламский и Вологда. Остальные жители Торжка возмутились было и умертвили великокняжеского боярина Максима; но Василий послал перехватать убийц, которые были привезены в Москву и казнены различными муками. Между тем новгородская охочая рать с двумя князьями (Романом литовским и Константином белозерским) и пятью своими воеводами начала воевать великокняжеские волости, взяла Кличен городок и Устюжню, а из Заволочья новгородцы с двинянами взяли Устюг. Много было кровопролития с обеих сторон, и новгородцы, по словам их летописца, не желая видеть большего кровопролития между христианами, отправили послов к великому князю с челобитьем о старине, а к митрополиту отослали грамоту целовальную; митрополит отвечал: «Я грамоту целовальную беру, грех с вас снимаю и благословляю вас». Великий князь также принял новгородское челобитье и взял мир по старине. Новгородцы дали князю черный бор по своим волостям, заплатили 350 рублей князю и митрополиту зато, что последний благословил их владыку и весь Новгород; те, за которыми были княжчины, поклялись не утаивать их.
Развернуть
на следующий (1398) год, весною, новгородцы сказали своему господину владыке отцу Иоанну: «Не можем, господин отец, терпеть такого насилия от своего князя великого, Василия Димитриевича, что отнял у нас, у св. Софии и у Великого Новгорода пригороды и волости, нашу отчину и дедину, хотим поискать их», — и целовали крест все за один брат, что отыскивать им пригородов и волостей св. Софии и Великого Новгорода, сказали: «Или найдем свою отчину, или головы свои положим за св. Софию и за своего господина, за Великий Новгород». Владыка Иоанн благословил своих детей, и новгородцы с тремя воеводами отправились за Волок, на Двину, к городку Орлецу. На дороге встретил их вельский волостель владыкин, Исаия, и сказал: «Господа воеводы новгородские! наехал князя великого боярин Андрей с двинянами на Софийскую волость Вель в самый велик день, волость св. Софии повоевали, а на головах окуп взяли; от великого князя приехал в засаду, на Двину, князь Федор ростовский городок беречь, судить и пошлины брать с новгородских волостей, а двинские воеводы, Иван да Конон, с своими друзьями волости новгородские и бояр новгородских поделили себе на части». Услыхавши об этом, новгородские воеводы сказали друг другу: «Братья! если так вздумал господин наш князь великий с клятвопреступниками двинскими воеводами, то лучше нам умереть за св. Софию, чем быть в обиде от своего великого князя», — и пошли на великокняжеские волости, на Белоозеро, взяли их на щит, повоевали и пожгли; старый городок белозерский пожгли, а из нового вышли князья белозерские с великокняжескими воеводами и добили челом воеводам новгородскими всему войску, заплативши 60 рублей окупа. Новгородцы захватили и Кубенские волости, воевали около Вологды, взяли и сожгли Устюг, где оставались четыре недели; отсюда двое воевод с детьми боярскими ходили к Галичу и только одного дня не дошли до него. Добычу взяли новгородцы страшную; пленников отпустили на окуп, потому что уже лодьи не поднимали, и многое принуждены были бросить. С Устюга Двиною пошли новгородцы к городку Орлецу, стояли под ним четыре недели, но когда начали бить пороками, то двиняне вышли из городка с плачем, и воеводы, по новгородскому слову, приняли их челобитье, схватили только воевод заволоцких, которые водили Двинскую землю на зло, по словам летописца: одних казнили смертию, других сковали, у князя Федора ростовского взяли присуд и пошлины, которые он побрал, а самого с товарищами оставили в живых; у гостей великокняжеских взяли окупа 300 рублей; у двинян за их вину взяли 2000 рублей да 3000 лошадей. С торжеством возвратилось новгородское войско домой, из 3000 человек потерявши только одного. Пленный воевода заволоцкий Иван Никитин как главный переветник скинут был с моста; братья его Герасим и Родион выпросили себе у Великого Новгорода жизнь с условием постричься в монахи; четвертый, Анфал, убежал с дороги; за ним погнался Яков Прокофьев с 700 человек и пригнал к Устюгу, где в то время был ростовский архиепископ Григорий и князь Юрий Андреевич; Яков спросил владыку Григория, князя Юрия и устюжан: «Стоите ли за беглеца новгородского Анфала?» Те отвечали, что не стоят. Тогда Яков пошел дальше за Анфалом и настиг его за Медвежьею горою, где беглец с товарищами своими устроил себе острог и бился из-за него с новгородцами; устюжане обманули Якова и в числе 2000 человек пришли на помощь к Анфалу и бились с новгородцами крепко на реке Сухоне, у порога Стрельного: Яков победил, убил 400 человек устюжан и дружины Анфаловой, перетопил других в Сухоне, но сам Анфал убежал в Устюг. Это было уже в 1399 году; но еще в предыдущем 1398 новгородцы, несмотря на свои успехи, отправили к великому князю архимандрита, посадника, тысяцкого и двоих житых людей со вторичною просьбою о мире и получили его на старинных условиях.
Развернуть
под 1406 годом, встречаем известие о приезде в Новгород князя Петра, брата великокняжеского; в 1408 году великий князь послал наместником в Новгород брата своего Константина, чего уже давно не бывало. Анфал Никитич не беспокоил более владений новгородских: в 1409 году он пошел с вятчанами Камою и Волгою на город Болгары, но был разбит татарами и отведен в Орду; избавившись от плена, он явился опять в Вятку, но был здесь убит другим новгородским беглецом, Разсохиным, в 1418 году. Этот Разсохин шел по следам Анфала относительно Новгорода; в 1417 году из Вятки, из отчины великого князя, как выражается новгородский летописец, боярин князя Юрия Димитриевича, Глеб Семенович, с новгородскими беглецами — Жадовским и Разсохиным, с устюжанами и вятчанами наехали в насадах без вести на Заволоцкую землю и повоевали волости Борок, Емцу и Холмогоры, захватили и двоих бояр новгородских. Но четверо других бояр новгородских нагнали Глеба Семеновича и отбили свою братью со всеми другими пленниками и добычею, после чего четверо воевод новгородских пошли с заволочанами в погоню за разбойниками и пограбили Устюг. Это было последнее враждебное столкновение Москвы с Новгородом в княжение Василия Димитриевича, который первый ясно показал намерение примыслить к Москве Заволоцкие владения. Овладевши Нижним Новгородом с помощию тамошних бояр, великий князь попытался сделать то же самое и в Двинской области; первая попытка была неудачна, но московский князь, верный преданиям своего рода, не теряет надежды на успех, повторяет попытку, не упускает из виду раз намеченной цели. Почетный прием, оказанный новгородцами в 1419 году князю Константину Димитриевичу, поссорившемуся с старшим братом, как видно, не имел неприятных следствий для Новгорода.
Развернуть
не было войны между Новгородом и Псковом, зато не было и единодушного союза между ними, какого желал владыка; и после псковский летописец постоянно жалуется, что новгородцы не помогают псковичам. Отношения между старшим и младшим братом были таковы, что они не могли действовать заодно; но этот недостаток единства между ними пролагал московским князьям путь к усилению своей власти, к собранию Русской земли. Действительно, по словам новгородского владыки, приходило теперь последнее время, но последнее время для особного существования Новгорода, Пскова и других русских волостей. Угрожаемый немцами и Литвою, оставляемый без помощи Новгородом, Псков необходимо должен был обратиться к сильному князю московскому, который теперь имел возможность заняться его делами, оборонить отчину св. Ольги, и вот с последнего года XIV века во Пскове происходит важная перемена: он начинает принимать князей от руки великого князя московского. Таким образом, сын Донского примыслил богатые волости на берегах Оки и Волги, утвердил свое влияние во Пскове, заставил новгородцев держать свое княжение честно и грозно, потому что грозил постоянно их богатым колониям заволоцким. Рязань и Тверь, слабые, волнуемые усобицами, не могли и думать о борьбе с Москвою, но все более и более подчинялись ее влиянию. В 1402 году великий князь московский Василий от имени всех родичей — дяди Владимира Андреевича и троих родных братьев — Юрия, Андрея и Петра — заключил договор с великим князем рязанским Федором Ольговичем. В этом договоре московский князь делит своих родичей на два разряда — братьев младших (князь Владимир Андреевич и князь Юрий Димитриевич) и братьев меньших (князья Андрей и Петр Димитриевичи). Великий князь рязанский обязывается держать великого князя московского старшим братом, младших его братьев равными себе братьями, меньших братьев младшими. Обязывается не приставать к татарам; выговаривает себе право отправлять посла (киличея) в Орду с подарками, право принять у себя татарского посла с честию для добра христианского; но при этом обязывается давать знать в Москву, если вздумает послать киличея, равно как передавать в Москву все вести ордынские. «А отдалится от нас Орда, тогда тебе с нами учинить по думе», — прибавляет великий князь московский. Не раз было упомянуто о наследственной вражде между великими князьями — рязанским и пронским; московский князь ставит себя посредником между ними и вносит в договор следующее условие: «С князем великим Иваном Владимировичем (пронским) взять любовь по прежним грамотам, а если учинится между вас какая обида, то вам послать бояр своих для решения спора, если же они не решат, то третий (судья) им митрополит: кого митрополит обвинит, тот и должен отдать обидное; а не отдаст, то я, великий князь Василий Димитриевич, заставлю его исправиться». Московский князь обязывает рязанского помириться с князьями новосильским и торусским по прежним грамотам и жить с ними без обиды, потому что те князья один человек с московским. Если случится у этих князей спор с князем рязанским о земле или о воде, то решают его бояре, высланные с обеих сторон; если же бояре не уладятся, то избирают третьего судью, приговор которого приводится в исполнение князем московским. Если князь литовский Витовт захочет любви с князем рязанским, то последний может взять с ним любовь, но только по думе с князем московским, как будет годно. Но, несмотря на посредничество московского князя, вражда между князьями рязанским и пронским не стихла: в 1408 году князь Иван Владимирович пронский пришел нечаянно с татарами и выгнал из Рязани князя Федора Ольговича, который бежал за Оку. Московский князь послал на помощь к изгнанному воевод коломенского и муромского с тамошними полками; на реке Смядве встретились они с пронским князем и были разбиты: коломенский воевода был убит, муромский взят в плен. Несмотря, однако, на эту победу, пронский князь уступил Рязань опять Федору, вероятно вследствие угроз князя московского.
В 1399 году умер тверской князь Михаил, последний опасный соперник московского князя. Договорная грамота его с сыном Донского дошла до нас: в ней отношения князя тверского к московскому и его братьям не определены родовыми счетами: Михаил называется просто братом Василия. Тверской князь обязывается за себя, за детей своих, за внучат и за племянников не искать ни Москвы, ни великого княжения Владимирского, ни Великого Новгорода; обязывается быть заодно с московским князем на татар, на литву, на немцев и ляхов. Если на московских князей нападут татары, литва, немцы или поляки и сам Василий с братьями сядет на коня, то Михаил обязан послать к ним на помощь двоих сыновей да двоих племянников, оставив у себя одного сына; если же татары, литва или немцы нападут на Тверское княжество, то московский князь обязан сам идти на помощь к Михаилу с своею братьею. Эта разница в обязательствах объясняется старостию Михаила относительно Василия. Тверской князь обязан объявить Витовту литовскому, что он один человек с московским князем. К Орде тверскому князю путь чист, равно его детям, внучатам и людям. В первый раз московский князь упоминает о князьях, которых ему или его младшей братье бог поручил: если кто-нибудь из них отъедет к тверскому князю, то последний не может вступаться в их вотчины: они остаются за московским князем.
Распределение Тверских волостей между сыновьями, сделанное князем Михаилом, замечательно, и здесь ясно обнаруживается намерение завещателя увеличить волость старшего брата пред волостями младших, чтоб сделать восстание последних и усобицы невозможными: старший сын Михаила, Иван, получил Тверь с семью городами, а двое других сыновей, Василий и Федор, — только по два города; притом можно думать, что в Кашинском же уделе второго сына, Василия Михайловича, помещен был и внук Михайлов Иван, сын умершего при жизни отцовой Бориса Михайловича. Мы видели упорную борьбу Михаила с Дмитрием московским, которая обличила большую энергию в тверском князе; мы видели также стремление Михаила подчинить себе Кашинское княжество; это стремление увенчалось успехом, несмотря на сопротивление Москвы, ибо мы видим Кашин во власти Михаила, и он завещает этот город второму сыну своему Василию. Мир, господствовавший в Тверских волостях в продолжение 25 лет по окончании борьбы с Москвою, дал Михаилу досуг обратить свою деятельность на устроение внутреннего наряда; и автор сказания о его смерти говорит, что в княжение его разбойники, воры и ябедники исчезли, корчемники, мытари и торговые злые тамги истребились, о насилиях и грабежах нигде не было слышно; вообще о Михаиле встречаем в летописях такой отзыв: был он крепок, сановит и смышлен, взор имел грозный и дивный.
Развернуть
Тверской князь боялся князя московского наравне с ханом татарским; это всего лучше показывает значение Москвы при сыне Донского; несмотря на то, Василий Димитриевич не мог еще смотреть на хана как только на равного себе владетеля, не мог совершенно избавиться от зависимости ордынской. Мы видели, что в начале своего княжения московский князь ездил в Орду искать благосклонности Тохтамыша, с ярлыком которого овладел Нижним. Между тем летописи говорят о нападениях татар на Рязань: два раза пустошили они это пограничное с степью княжество безнаказанно, в третий были побиты князем Олегом; в 1391 году Тохтамыш послал какого-то царевича Бектута, которому удалось взять Вятку, перебить и попленить ее жителей; как видно, этот поход был предпринят с целию отомстить вятчанам за их ушкуйничество. Более важных предприятий нельзя было ожидать со стороны Тохтамыша, потому что к смятениям внутренним присоединялась еще борьба с Тамерланом. В конце XIV века для Азии повторились времена Чингисхановы: сын небогатого чагатайского князька, Тимур, или Тамерлан, начал в половине XIV века поприще свое мелким грабежом и разбоями, а в 1371 году владел уже землями от Каспийского моря до Маньчжурии. Ему был обязан Тохтамыш престолом Кипчакским, но не хотел быть благодарным и вооружился против Тамерлана. В 1395 году на берегах Терека Тохтамыш потерпел поражение и принужден был спасаться бегством в лесах болгарских, а Тамерлан вошел в русские пределы, взял Елец, пленил его князя, опустошил окрестную страну. Нападение не было нечаянное, и Василий Димитриевич имел время приготовиться: он собрал большое войско и стал на границе своего княжества, на берегу Оки. Но он не дождался врага; простоявши 15 дней в земле Рязанской, опустошивши оба берега Дона, Тамерлан вышел из русских пределов в тот самый день, когда москвичи встретили образ богородицы, принесенный из Владимира.
После разгрома Тамерланова Золотая Орда долго не была опасна московскому князю; в продолжение 12 лет летописец раза три упоминает только о пограничных сшибках хищнических отрядов татарских с рязанцами, причем успех большею частию оставался на стороне последних. Несколько ханов переменилось в Орде, а великий князь московский не думал не только сам ездить к ним на поклон, но даже не посылал никого: на требование дани отвечал, что княжество его стало бедно людьми, не на ком взять выхода, тогда как татарская дань с двух сох по рублю шла в казну великокняжескую. Наконец, обращение с татарами переменилось в областях московских: над послами и гостями ордынскими начали смеяться и мстить им за прежнее разными притеснениями. В это время, как во время Мамаево, всеми делами в Орде заведовал князь Эдигей; долго терпел он презрительное обращение московского князя с бывшими повелителями; наконец решился напомнить ему о себе. Но, подобно Тохтамышу, и Эдигей не осмелился явно напасть на Москву, встретиться в чистом поле с ее полками; только от хитрости и тайны ждал он успеха; дал знать великому князю, что хан со всею Ордою идет на Витовта, а сам с необыкновенною скоростию устремился к Москве. Василий Димитриевич, застигнутый врасплох, оставил защищать Москву дядю Владимира Андреевича да братьев своих Андрея и Петра Димитриевичей, а сам с княгинею и детьми уехал в Кострому. Жители Москвы смутились, от страха побежали в разные стороны, не заботясь об имении, чем воспользовались разбойники и воры и наполнили руки свои богатством. Посады были уже выжжены, когда явились татары Эдигеевы и со всех сторон облегли город. Остановившись у Москвы, Эдигей разослал в разные стороны отряды, которые опустошили Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Верею, Новгород Нижний, Городец, Клин; много народу погибло от татар, много и от жестокого холоду и вьюг. Тридцатичетырехтысячный отряд послан был в погоню за великим князем, ноне успел догнать его. Между тем Эдигей стоял спокойно под Кремлем; сберегая людей и помня неудачу Тохтамышеву, он не делал приступов, а хотел зимовать и принудить к сдаче голодом; уже месяц стоял Эдигей под Москвою, как вдруг пришла к нему весть из Орды от хана, чтоб шел немедленно домой, потому что какой-то царевич напал на хана. Осажденные ничего не знали об этом, и когда Эдигей прислал к ним с мирными предложениями, то они с радостию заплатили ему три тысячи рублей за отступление; Эдигей поспешно поднялся и вышел из русских пределов, взявши по дороге Рязань (1408 г.).
Но и после нашествия Эдигеева московский князь три года не ездил в Орду сам и не посылал туда ни родственников своих, ни бояр больших; только в 1412 году, когда новый хан Зелени-Салтан (Джелаледдин Султан), сын Тохтамыша, дал изгнанным нижегородским князьям ярлык на их отчину, Василий Димитриевич поехал в Орду с большим богатством и со всеми своими вельможами. Это последнее известие об отношениях Москвы к Орде в княжение Василия Димитриевича; после встречаем только известия о нападениях татарских на пограничные с степью русские области: в 1410 году татары напали нечаянно на Рязань, но были отбиты и потеряли добычу; в 1414 они воевали по Задонью, взяли Елец и убили тамошнего князя; в 1422 году они прогнаны были из области Одоевской; в 1424 году хан Куидадат вошел в Одоевскую область, простоял здесь три недели и отправился к Рязани; но вдесь встречен был русскими войсками и поражен.
Развернуть
ни псковичи, ни новгородцы не надеялись одними собственными силами управиться с Витовтом и потому послали просить защиты у московского князя. Мы не знаем, какие были уговоры у Василия Дмитриевича с Витовтом относительно Смоленска, уже прежде принадлежавшего литовскому князю; нет ничего странного, что Москва действовала нерешительно в смоленском деле. Но нападение на псковские волости показывало ясно, что Витовт, ободренный вторичным взятием Смоленска, не хочет удовольствоваться этим одним примыслом, и московский князь не хотел ему уступать Пскова и Новгорода: Василий разорвал мир с тестем за псковскую обиду, отправил брата Петра в Новгород; потом, сложивши вместе с тверским князем крестное целование к Витовту, собрал полки и послал их в Литовскую землю: они приступали к Вязьме, Серпейску и Козельску, но безуспешно. Витовт за это велел перебить всех москвичей, находившихся в его владениях; но здесь уже отозвался разрыв с московским князем: до сих пор те из южных русинов и литвинов, которые были недовольны новым порядком вещей, начавшим утверждаться со времени соединения Литвы с Польшею, должны были сдерживать свое неудовольствие, ибо негде было искать помощи, кроме иноверного Ордена: сильный единоверный московский князь находился постоянно в союзе с Витовтом. Но когда этот союз переменился на вражду, то недовольным литовским открылось убежище в Москве: первый приехал из Литвы на службу к великому князю московскому князь Александр Нелюб, сын князя Ивана Ольгимантовича, и с ним много литвы и поляков; Василий Димитриевич принял его с любовью и дал ему в кормление Переяславль. С обеих сторон, и в Москве и в Литве, собирали большое войско, и осенью 1406 года московский князь выступил в поход и остановился на реке Плаве, близ Кропивны, куда пришли к нему на помощь полки тверские с четырьмя князьями и татарские от хана Шадибека. Литовский князь также вышел навстречу к зятю с сильным войском, поляками и жмудью, но, по обычаю, битвы между ними не было: князья начали пересылаться, заключили перемирие до следующего года и разошлись, причем татары, уходя, пограбили русские области.
В 1407 году литовцы начали неприятельские действия, взявши Одоев. Московский князь пошел опять с большим войском на Литовскую землю, взял и сжег город Дмитровец; но, встретившись с тестем у Вязьмы, опять заключил перемирие, и оба князя разошлись по домам. В следующем году отъехал из Литвы в Москву родной брат короля Ягайла, северский князь Свидригайло Олгердович, постоянный соперник Витовта, и соперник опасный, потому что пользовался привязанностию православного народонаселения в Южной Руси. Свидригайло приехал не один; с ним приехал владыка черниговский, шесть князей Юго-Западной Руси и множество бояр черниговских и северских. Московский князь не знал, чем изъявить свое радушие знаменитому выходцу: он дал Свидригайлу в кормление город Владимир со всеми волостями и пошлинами, селами и хлебами земляными и стоячими, также Переяславль (взятый, следовательно, у князя Нелюба), Юрьев Польский, Волок Ламский, Ржеву и половину Коломны. В июле приехал Свидригайло, в сентябре Василий с полками своими и татарскими уже стоял на границах, на берегу Угры, а на другом берегу этой реки стоял Витовт с Литвою, поляками, немцами и жмудью. Но и тут битвы не было: постоявши много дней друг против друга, князья заключили мир и разошлись.
Витовт был сдержан: после мира на Угре, во все остальное время княжения Василиева, он не обнаруживал больше неприятельских замыслов ни против Москвы, ни против Новгорода и Пскова.
Развернуть
Когда войны стихли на всех концах Северо-Восточной Руси, тогда явилось бедствие физическое, начал свирепствовать странный мор. В это время умер великий князь московский Василий Димитриевич, 1425 года 27 февраля, после тридцатишестилетнего правления. До нас дошли три его духовные грамоты. Первая написана, когда еще у него был жив сын Иван, а Василий еще не родился. В это время великий князь не был уверен, достанется ли великое княжение Владимирское, равно как богатые примыслы Нижний и Муром, сыну его, и потому говорит предположительно: «А даст бог сыну моему князю Ивану княженье великое держать... А даст бог сыну моему держать Новгород Нижний да Муром». Во второй духовной грамоте великий князь благословляет сына Василия утвердительно своею отчиною, великим княжением; о Новгороде же Нижнем говорит опять предположительно: «Если мне даст бог Новгород Нижний, то я благословляю им сына моего князя Василия». В третьей грамоте утвердительно благословляет сына примыслом своим Новгородом Нижним и Муромом; но о великом княжении Владимирском говорит опять предположительно: «А даст бог сыну моему великое княженье». Замечательнее всего в этих духовных то обстоятельство, что великий князь приказывает сына тестю Витовту, братьям Андрею, Петру и Константину, равно как троюродным братьям, сыновьям Владимира Андреевича; но ни в одной грамоте не говорится ни слова о старшем из братьев Юрии Димитриевиче — знак, что этот князь еще при жизни Василия Димитриевича постоянно отрицался признать старшинство племянника, основываясь на древних родовых счетах и на кривотолкуемом завещании Донского, где последний говорит, что в случае смерти Василия удел его переходит к старшему по нем брату; но здесь, как и во всех других завещаниях, разумеется кончина беспотомственная, ибо речь идет о целом уделе Василиевом, которого отчинная часть по крайней мере, если исключим великое княжение Владимирское, должна была переходить к сыновьям покойного; притязания брата Юрия, как видно, и заставили Василия в последней своей духовной грамоте сказать предположительно о великом княжении; в третьей грамоте нет также имени Константина Димитриевича в числе князей, которым Василий поручал своего сына.
На первом плане в княжение Василия Димитриевича стоят, бесспорно, отношения литовские. Почти в одно время со вступлением на московский стол Василия в Литве окончательно утверждается тесть его Витовт; оба ознаменовывают начало своего княжения богатыми примыслами: Василий овладевает Нижним Новгородом и Муромом, Витовт — Смоленском. Примыслы эти достались им нелегко, не вдруг, и на берегах Волги и на берегах Днепра не обошлось без борьбы, довольно продолжительной. В этой борьбе оба князя не только не мешают друг другу, но находятся, по-видимому, в тесном союзе, живут как добрые родственники, хотя Витовт и выговаривает себе Москву у Тохтамыша. Но как скоро литовский князь, утвердившись в Смоленске, начинает теснить Псков и Новгород, то Василий вооружается против него. Кажется, наступает решительная минута, в которую должен решиться вопрос о судьбах Восточной Европы, но ни потомки Всеволода III, ни потомки Гедимина не любят средств решительных: тесть и зять не раз выходят с полками друг против друга и расходятся без битвы; дело оканчивается тем, что Витовт отказывается от дальнейших покушений на независимость Пскова, куда московский князь посылает своих наместников; с другой стороны, и Василий принужден отказаться на время от богатого примысла — Двинской земли. Но мы видели, что порвание мира между тестем и зятем возбудило сильное неудовольствие в Москве; летописец жалуется, что не было больше в думе княжеской старых бояр, и обо всех делах начали советовать молодые.
Развернуть

Княжения

Годы княжения Место княжения
1389 – 1425 Московское княжество
1389 – 27 февраля 1425 Новгородская земля
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"