Александр Михайлович
Князь тверской, князь псковский
Жена – Анастасия (ум. 1365)
Дети:
1. Лев (р. 1321)
2. Федор (убит в Орде вместе с отцом в 1339)
3. Всеволод (ум. 1366)
4. Михаил (1333-1399), великий князь тверской
5. Андрей (ум. 1366)
6. Владимир (ум. 1366)
7. Мария (ум. 1399), жена великого князя Семена Ивановича
8. Ульяна (ум. 1392), жена великого князя литовского Ольгерда
Александр Михайлович, второй сын великого князя М. Ярославича Тверского и Анны Дмитриевны. Из Тверских Рюриковичей; по порядку престолонаследия — пятьдесят седьмой великий князь.
Родился 7 октября 1300 г.
В 1309 г. Александр вместе с братом Дмитрием, в отсутствие отца, который в то время «во Ордѣ бывшу», присутствует в г. Переяславле-Залесском на съезде церковных иерархов с участием представителя католическо-польского патриарха Александра I (умер около 1315 г.).
Получает от отца в удел города Зубцов, Старицу, Холм и Микулин. Перед своей поездкой в орду, в 1318 г., отец закрепляет за ним эти владения грамотой.
«На Петровъ день» (непереходящее празднование 29 июня. — Д.В. Донской) 1319 г. вместе с ростовским епископом Прохором (умер 7 сентября 1328 г.) и тверскими боярами приезжает во Владимир к великому князю Юрию Даниловичу просить позволения перевезти в Тверь тело своего отца, убитого в орде 22 ноября 1318 г. Условием выдачи тела становится мирный договор с Юрием, заключенный тогда же. «Едва умоливше» Юрия, Александр руководит перевозкой тела отца из Москвы в Тверь и 6 сентября торжественно хоронит его в тверском Спасском соборе. Тогда же, во Владимире, Александр заключает мирный договор с Юрием.
В 1321 г. вместе с братом Дмитрием Грозные Очи и другими братьями выступает к Волге навстречу Юрию. Здесь же, на Волге, князья заключают мир «на дву тысячю серебра», которые Юрий увозит в Великий Новгород. Когда же в 1322 г. Юрий отправляется из Великого Новгорода в Суздальскую землю, чтобы затем ехать оправдываться в орду, Александр перехватывает его на р. Урдоме (левом притоке Волги в 13 верстах выше г. Романова; ныне г. Тутаев) и отбирает всю казну. Юрий вынужден бежать во Псков, а брат Александра, Дмитрий, получает в орде ярлык на великое княжение.
После того, как в орде брат Александра, великий князь Дмитрий Грозные Очи убивает Юрия (21 ноября 1325 г.), а затем, спустя восемь месяцев, казнен ханом Узбеком (умер в 1342 г.) за самоуправство (15 сентября 1326 г.), Александр становится великим князем владимирским. Расплачиваться за это в орде ему приходится серебром и в еще большей степени обещаниями уплаты денег. В конце 1326 г. Александр возвращается в Тверь в сопровождении многочисленных татарских чиновников, «и много тяготы бысть земли Тфѣрьскои».
В 1327 г. в Тверь является татарский посол Шевкал (Чол-хан), двоюродный брат хана. Он изгоняет великого князя с его двора и, по словам летописца, «въздвиже гонение велико на христианы насилствомъ и граблениемъ и битиемъ и поруганиемъ». 15 августа в Твери вспыхивает восстание. Народ избивает всех татар, включая самого Шевкала; спастись удается лишь татарским пастухам, находившимся за городом. Они бегут в Москву, а оттуда в орду.
Вслед за ними в орду отправляется московский князь Иван Данилович Калита. Разгневанный хан посылает на Тверь 50-тысячную карательную экспедицию во главе с темником Федорчуком (так называемую «Федорчукову рать»). Вместе с татарами в разорении Твери и Тверского княжества принимают участие Иван Калита и великий князь владимирский и суздальский Александр Васильевич.
Александр Михайлович вместе с семьей бежит в Великий Новгород, а после того, как новгородцы не принимают его — во Псков, где «псковичи его приаша честно, и крестъ к нему цѣловавше, и посадиша его на княжение».
В 1328 г. вернувшийся из орды Иван Калита посылает во Псков, требуя от Александра явиться на суд хана. Александр соглашался ехать в орду, однако псковичи не отпускают его, за что митрополит Феогност (умер 11 (по другим данным, 4 или 14) марта 1353 г.), в угоду Ивану Калите, отлучает их от Церкви и предает церковному проклятию. В следующем году Иван в сопровождении многих русских князей (в том числе и братьев Александра — Константина и Василия) приходит в Великий Новгород и вместе с новгородцами выступает к Пскову. Александр Михайлович, выпровоженный псковичами, оставляет во Пскове супругу и бежит в Литву.
По прошествии полутора лет, Александр в 1331 г. возвращается во Псков («из литовъскыя руки», то есть под покровительством князь Гедимина (убит при осаде крепости Баербург на р. Немане в 1341 г.); «и псковичи прияша его честно». Здесь, вероятно осенью, в 1333 г. у него рождается сын Михаил, которого крестит находящийся в то время во Пскове архиепископ Василий Калика (умер 3 июля 1352 г.).
В 1336 г. Александр приезжает в Тверь; «и поима сына своего князя Феодора опять поеха въ Пьсковъ». Тогда же князь решается, наконец, на поездку в орду, понимая, что только таким образом он может надеяться на прощение хана Узбека. Получив благословение у митрополита Феогноста, он в 1337 г. вместе со своими боярами отправляется из Пскова в орду, причем выбирает кружной путь («обишедши всю землю Русскую»), очевидно для того, чтобы его не перехватил по пути князь Иван Калита. Летопись передает слова, с которыми князь обратился к хану Узбеку: «много зло стътворихъ ти, во се есмь предъ тобою, готовъ есмь на смерть». Хан прощает Александра и возвращает ему Тверское княжение.
Осенью 1338 г. Александр возвращается в Тверь в сопровождении татарских послов «и много сътворишеться тягости христианомъ». (Последнее, очевидно, связано с необходимостью выплаты крупных денежных сумм в орду.) Не выдержав этого, многие тверские бояре начинают отъезжать из Твери в Москву к великому князю Ивану Калите.
Следующей зимой (1338–39 гг.) Александр посылает в орду своего сына Федора с татарским послом Авдулом (и, очевидно, с тверской данью). Восстановление престижа тверского князя и установление им тесных связей с ханом, естественно, не устраивает московского князя Ивана Калиту. Весной 1339 г. тот также едет в орду вместе с двумя своими сыновьями и там обвиняет Александра перед ханом. По возвращении Калиты на Русь, «его же думою», по выражению новгородского летописца, хан Узбек посылает за Александром и другими русскими князьями. Сначала Александр посылает в орду сына Федора, «чая оттолѣ вѣсти», но затем в Тверь является ханский посол Исторчей, требующий приезда самого князя.
Летом 1339 г. Александра провожает в орду его брат Василий, который идет с ним «до Святославля поля» (при впадении р. Жабны в Волгу; позднее здесь возникает г. Калязин. — Д.В. Донской). В орде Александр пребывает в течение месяца, «много льсти приатъ отъ безаконныхъ татаръ; и инии глаголаху: княжение ти великое даетъ царь, а инии глаголаху: убиту ти быти». Наконец, 28 (по другим данным, 29) октября 1339 г., по решению ханского суда, Александр Михайлович и его сын Федор были убиты. Казнь осуществил воевода Товлубий и его подручный Черкас, которые «и разоимани быша по ставомъ» (расчленены по суставам. — Д.В. Донской) несчастных.
Тела князей привозят в Тверь и погребают в соборной церкви Святого Спаса Преображения. Русская Православная Церковь почитает князя Александра Михайловича Тверского местно.
Александр Михайлович был женат с 11 февраля 1320 г. на Анастасии (в иночестве — Софии), неизвестной по происхождению, которая умерла в Твери 20 ноября 1365 г. (погребена также в тверском Спасском соборе). Его дети: Лев (родился 26 февраля 1321 г.), Федор (святой; убит 28 октября 1339 г.), Всеволод (умер 8 января 1366 г.), Мария, Ульяна, Михаил, Владимир (умер 5 февраля 1366 г.), Андрей (умер 12 января 1366 г.) и Василий (упоминается в 1327 г.).
Цитаты
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.
Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: «Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю». Александр отвечал: «Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство». Александр хотел ехать в Орду, но псковитяне не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Надобно было действовать силою, но северные князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь». Придумали другое средство, и придумал его Калита, по свидетельству псковского летописца: уговорили митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои! не будь на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с вас крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей». Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовию своею пришелся по сердцу псковичам. По отъезде Александра послы псковские отправились к великому князю московскому и сказали ему: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков (1329 г.).
Полтора года пробыл Александр в Литве и, когда гроза приутихла, возвратился к жене во Псков, жители которого приняли его с честию и посадили у себя на княжении. Десять лет спокойно княжил Александр во Пскове, но тосковал по своей родной Твери: Псков по формам своего быта не мог быть наследственным княжеством для сыновей его; относительно же родной области он знал старый обычай, по которому дети изгнанного князя не могли надеяться на наследство; по словам летописи, Александр рассуждал так: «Если умру здесь, то что будет с детьми моими? все знают, что я выбежал из княжества моего и умер на чужбине: так дети мои будут лишены своего княжества». В 1336 году Александр послал в Орду сына Феодора попытаться, нельзя ли как-нибудь умилостивить хана, и, узнавши, что есть надежда на успех, в 1337 году отправился сам к Узбеку. «Я сделал много зла тебе, — сказал он хану, — но теперь пришел принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на все, что бог возвестит тебе». Узбек сказал на это окружавшим: «Князь Александр смиренною мудростию избавил себя от смерти» — и позволил ему занять тверской стол; князь Константин Михайлович волею или неволею уступил княжество старшему брату.
Но возвращение Александра служило знаком к возобновлению борьбы между Москвою и Тверью: скоро встречаем в летописи известие, что тверской князь не мог поладить с московским, и не заключили они между собою мира. Еще прежде видим, что бояре тверские отъезжают от Александра к московскому князю. Спор мог кончиться только гибелью одного из соперников, и Калита решился предупредить врага: в 1339 году он отправился с двумя сыновьями в Орду, и вслед за этим Александр получил приказ явиться туда же: зов этот последовал думою Калиты, говорит летописец. Александр уже знал, что кто-то оклеветал его пред ханом, который опять очень сердит на него, и потому отправил перед собою сына Феодора, а за ним уже отправился сам по новому зову из Орды. Феодор Александрович встретил отца и объявил ему, что дела идут плохо; проживши месяц в Орде, Александр узнал от татар — приятелей своих, что участь его решена. Узбек определил ему смерть, назначили и день казни. В этот день, 29 октября, Александр встал рано, помолился и, видя, что время проходит, послал к ханше за вестями, сел и сам на коня и поехал по знакомым разузнавать о своей участи, но везде был один ответ, что она решена, что он должен ждать в этот самый день смерти, дома его ждал его посланный от ханши с тою же вестию. Александр стал прощаться с сыном и боярами, сделал распоряжение насчет княжества своего, исповедался, причастился; то же самое сделали и сын его Феодор и бояре, потому что никто из них не думал остаться в живых. Ждали после того недолго: вошли отроки с плачем и объявили о приближении убийц; Александр вышел сам к ним навстречу — и был рознят по составам вместе с сыном. Калита еще прежде уехал из Орды с великим пожалованием и с честию; сыновья его возвратились после смерти Александровой, приехали в Москву с великою радостию и веселием, по словам летописи. Тверской стол перешел к брату Александрову, Константину Михайловичу, который называется собирателем и восстановителем Тверской волости после татарского опустошения.
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1326 – 1327 | Владимирское княжество |
1326 – 1327 | Новгородская земля |
1326 – 1327 | Тверское княжество |
1337 – 1339 | Тверское княжество |