Новости по теме

Лекция профессора НГУ Н.С. Розова на философском факультете МГУ

26 октября с 12:55 в аудитории А-307 философского факультета МГУ им....

Научная конференция "Опыты сообщества"

Русская антропологическая школа, Московский философский колледж, Москва,...

К списку новостей

Статьи по теме

Философские среды


Центр современной философии и социальных наук на Философском факультете МГУ организует «Философские среды»: публичные лекции, интеллектуальные дебаты и исследовательские семинары с участием ведущих российских и зарубежных мыслителей. Публичные мероприятия анонсируются на Философском факультете и других площадках незадолго до их проведения. Также о текущей работе Центра информирует общедоступная рассылка http://groups.google.com/group/ff-sredy.

В зимне-весеннем семестре 2011 Центр предлагает два регулярных исследовательских семинара: 
1. «Эпистемология социального порядка» (ведет Александр Бикбов)
2. «Анализ понятия насилия в контексте истории метафизики, медиатеории и современных социально-антропологических учений» (ведет Игорь Чубаров).

Студенты и аспиранты Философского факультета могут посещать эти семинары как факультативные курсы. Приглашаем к участию всех заинтересованных, от первокурсников до аспирантов последнего года: записывайтесь на факультатив, включайтесь в исследовательскую работу. 

Курсы будут вестись в ритме сдвоенных пар, оставляя достаточное время для выступлений, дискуссий и обсуждения исследовательских вопросов. Занятия будут проходить по средам 2 или 3 парой, но по желанию участников день может быть сдвинут.

Записаться на курс можно по адресам: ff-sredy@googlegroups.com; tchubarov@rambler.ru; a.inbox@bikbov.ru.


Александр Бикбов.
Эпистемология социального порядка.

Курс предлагает реконструкцию и разработку инструментов социальной теории и социального исследования, позволяющих описывать, анализировать и вести познавательную критику существующих структур социального мира. Задача курса — формирование у участников лабораторного подхода к социальной теории, основанного на ее понимании прежде всего как специфической и специализированной практики, развертывающейся внутри социального мира, в конкретный исторический момент. Такой подход изначально определяет статус материала и объектов реконструкции как исторически и эмпирически ограниченных. Иными словами, социальная теория понимается не в качестве теории общества «как такового», а в качестве ряда гипотез, отсылающих к частным онтологиям различных социальных «регионов» и подкрепленных исследовательскими обобщениями. Конечным референтом такого подхода, в результате, выступает современное общество, доступное эмпирическому описанию и продолжающемуся исследованию.

Темы курса:
1. Социальный порядок как порядок потребления: гипотезы о произведенных и навязанных потребностях; желание в современных структурах обмена. В.Райх, Франкфуртская школа, М.Фуко.
2. Порядок современных обществ как система занятости: коллизии профессионализации, найма, социальной защиты и рынка труда. Социальный порядок как/и социальная стратификация: исследовательские подходы, эволюция категорий. П.Бурдье, Р.Кастель, Л.Болтански.
3.Подходы к анализу современного государства: теоретический синтез и политические проблемы. Способы концептуализации российского государства.
4. Порядки интеллектуального производства в современном обществе: возможно ли незаинтересованное знание без государства? Система образования как источник современного социального порядка: сдвиги в проекте Просвещения.
5. Политическая организация современных обществ: ревизия ряда тезисов об институциональном представительстве и гражданской самоорганизации.

К участию приглашаются студенты всех курсов и аспиранты, интересующиеся вопросами устройства современного общества, рассчитывающие углубить исследовательские навыки или расширить свой познавательный горизонт. Специальная подготовка не требуется. Интерес к исследовательской практике приветствуется.


К.ф.н. Игорь Чубаров.
Критика насилия в истории философии. После Беньямина.

Анализ понятия насилия в контексте истории метафизики, медиатеории и современных социально-антропологических учений: В. Беньмин; М. Фуко, Р. Жирар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Дж. Агамбен, К. Шмитт, Х. Арендт,  Славой Жижек и др.

В рамках курса предполагается анализ ключевых теоретических текстов по проблематике насилия в интердисциплинарном пространстве современной медиатеории, философской антропологии, психоанализа, социальных и политических теорий. Целью курса является демонстрация невозможности объективистского научного рассмотрения феномена насилия, необходимости включения его в контекст принципиального критического рассмотрения как горизонта современной философской рефлексии, предполагающий переопределение связанных с ним проблемных областей гуманитарного знания и концептов (государства, права, власти, суверена, субъекта, коллективной чувственности, тела и др.) и самой логики философского дискурса.

Темы занятий:
1. Является ли насилие концептом? Трансцендентальное рассмотрение проблемы насилия. Критика насилия как анализ условий его невозможности. Между иррациональным и подчиненными видами сознания: насилие в мифологии, религии, науке и праве. (В. Беньямин. К критике насилия; Т. Адорно, М. Хоркхаймер. Диалектика просвещения. С.Жижек. О насилии) -  2 часа
2. Понятие насилия в истории метафизики (Платон, Аристотель, Гоббс, Гегель, Ницше). Генеалогия морали Фр. Ницше как итог рефлексии на проблематику насилия в истории философии. Литература: Платон. Горгий. Законы. Государство; Аристотель. Политика; Гоббс. Левиафан; Кант И. К вечному миру; Гегель Г.В.Ф. Йенская реальная философия; Феноменология духа. Самостоятельность и несамостоятельность сознания; господство и рабство; Философия права; Ницше Ф. К генеалогии морали. Воля к власти. О правде и зли во вненравственном смысле. -  2 часа
3. Критика насилия как концепта, социально-политической и антропологической практики в 19 и 20 вв. Насилие в контексте социалистических учений, марксизма, анархизма и теологии: «божественное насилие» или «всеобщая стачка». Литература: «Réflexions sur la violence» Жорж Сорель; «Zur Kritik der Gewalt» Вальтер Беньямин. Моральное оправдание зла и этика «левого» насилия. (Г.Лукач, Л.Альтюссер, Т. Адорно, Г. Маркузе, А.Бадью, С.Жижек, Э.Балибар, Ж.Рансьер, С. Жижек). – 2 часа.
4. От мифа к трагедии – от всеобщего к учредительному насилию: жертвенные кризисы и машины войны (К. Леви-Стросс, Р. Жирар и Ж. Делез—Ф.Гваттари). Роль агрессии и насилия в антропогенезе и становлении самосознания (З. Фрейд, Т. Рейк, К. Лоренц, Ж. Лакан, Ж. Делез). Романтизация зла и эстетизация насилия: концептуальные тупики консервативного мышления (К. Шмитт, Э. Юнгер, Э. Нольте). – 2 часа.
5. Ре- и Де-конструкция насилия у М. Фуко, Ж. Деррида и Дж. Агамбена. Насилие и дисциплины на переходе дискурсивных сред и исторических формаций. «Сила закона» Жака Деррида – опыт деконструкции текста Беньямина о насилии.  Либеральная версия проблематики насилия: Сравнение понимания политического у Х. Арендт и К. Шмита (“Macht und Gewalt” von Hannah Arendt).– 2 часа.
6. Современные концепции насилия. Х. Люббе, А. Хирш, Б. Вальденфельс, Д. Вуд, Jan Philipp Reemtsma, Wolfgang Sofsky, Wilhelm Heitmeyer и др. Насилие в искусстве и литературе. Пазолини-Ханеке-Ларс фонТриер. Ф. Достоевский; Андрей Платонов. – 2 часа.

Записаться на курс можно по адресу: ff-sredy@googlegroups.com; tchubarov@rambler.ru

Теги: Социальное

12.02.2011

Возврат к списку

Русская философия > Новости