Новости по теме

Дискуссия «От тела рабочего к коллективу из множества тел»

С.-Петербург, Музей Сновидений Фрейда, Большой проспект Петроградской...

К списку новостей

Статьи по теме

Философская антропология до и после «смерти человека»

Философская антропология до и после «смерти человека» (выступление на...

К списку статей

Человек и вокруг. Дистопия как фактор современной антропологической проблематики

Человек и вокруг. Дистопия как фактор современной антропологической проблематики

Человек и вокруг. Дистопия как фактор современной антропологической проблематики


Осознание необходимости написания такого текста возникло из постепенного обнаружения неочевидности для современного человека таких вещей, которые, как считалось прежде, по умолчанию однажды становятся частью человека и впоследствии оказывают огромное влияние на формирование его личности, а через неё - на состояние культуры в целом. Теперь же, выходит, всё совсем иначе, но говорить об этом – не принято.

Речь идёт о связи человека и окружающего его мира: времени, пространства, а ещё точнее: эпохи, климата, исторической специфики города, улиц, архитектуры, собственного жилища, - о связи, значение которой сегодня как никогда поставлено под вопрос и которая сегодня как никогда находится в опасности - как тип, как способ бытия человека в мире и бытия именно в качестве homo sapiens, homo significans.

Фактически сегодняшние тенденции в обустройстве окружающего пространства радикальным образом отличаются от всех предшествующих уже не только по форме и содержанию - как это бывало раньше, но и по предпосылкам происхождения, по источнику, которым послужило уже какое-то другое - новое мышление и его новые задачи , а также по тем следствиям, которые они с неизбежностью возымеют в дальнейшем и которые содержатся в них и обнаруживаются уже теперь. Речь идёт отныне не столько о смене стиля, фасона, сколько о смене одной установки сознания на принципиально иную, новую. И хотя беспрецедентная стерильность, воцаряющаяся в облике современного мира (архитектуры, интерьера, предметов обихода, внешности человека) с фальшивой изумлённостью позиционирует себя как нечто испокон веков само собой разумеющееся и с лукавой скромностью относит себя к прогрессивным областям некой новой эстетики - к последним её достижениям, "не более", в действительности же эта стерильность имеет другую природу, и связано это не только с "забвением традиции".

Однако что это за "новые" установки мышления? Почему это так существенно? И что даёт основания для таких подозрений?

Одной из характернейших черт современного мира становится превращение жителей в "туристов" своих же собственных городов: наступает забвение ими тех языков (а также метаязыков), на которых построен их город и которые формируют всю его специфическую идентичность во всех возможных областях.

Одним из красноречивых примеров этому служит современный Петербург: его жители едва ли могут сегодня хотя бы даже просто помыслить такое устройство города, которым Петербург примечателен. Чтобы представить себе такого рода здания, такую их планировку, такую геометрию дворов и улиц, необходимо как минимум обладать такого же масштаба мышлением, схожим категориальным аппаратом, чувством пространства, цвета, горизонта, как у тех, кто его строил, и у тех, кто в нём органично существовал: творил (именно через город обнаруживая глубины человека и его внутреннего устройства - как, например, у Достоевского), - тех, кто жил в нём, понимал его и кому он - в этой связи - был нужен именно таким, каким он был и каким, - несмотря на некоторые неизбежные и несущественные для масштаба города изменения, - происходившие со временем, оставался. Иными словами, для того, чтобы понимать Петербург, город вообще, - необходимо быть ему конгениальным - умом (сознательно) или сердцем (интуитивно).

Современный же Петербург, напротив, мешает питерцам именно там, где он наиболее специфичен и наименее общезначимо прекрасен: его сносят, перестраивают, перекрашивают, приспосабливают под новые (небывалые!) нужды (для служения которым его форма подчас действительно нелепа и не подходяща) или в лучшем случае просто терпят - потому что "пока не поступает финансирование," потому что "ничего не поделаешь", потому что "таков ход вещей" или потому что "это "история"," а историю нас когда-то учили любить (забыв объяснить, почему и за что) и чтить (это здесь итак умели всегда. Был бы объект).

Петербург растворяют. Кое-где терпят. Но его больше не слышат. Кто-то с ним мирится, кто-то использует в своих целях, пытаясь оправдать за дорого купленный фотоаппарат - делая модные "фотосеты" и щёлкая первый попавшийся "концептуальный постиндастриал", кто-то по инерции гордится, потому что да, дескать, Великий город, да, наследие Юнеско, и тому подобное, повторяют одни и те же слова, чтобы убедить самих себя и жителей других городов. И не слышат. И не помнят о том, что его можно слушать: это действие не включено в обязательный общепринятый набор действий современного человека, жителя города - непременно современного города. Это действие выглядит чудачеством и потому теперь принято делать вид, что его не бывает, а если кто-то открывает его, о таком человеке отзываются с иронией и насмешкой.

Современные жители Петербурга никогда не построили бы его заново, никогда не смогли бы его сочинить, не смогли бы стать его создателями даже в малом: ключи к нему безвозвратно утеряны, а язык этого города забыт, и обитатели его (за крайне редкими и потому бесценными исключениями) - вместе с их мышлением, ценностями, способом видения мира, с их вовлечённостью в новое и прогрессивное, в стерильное и гладкое - выглядят в нём по меньшей мере случайно, а он для них - в лучшем случае ненужным и непонятным сокровищем, с которым неясно, что делать, и которое подчас так неподобающе выглядит в той жизни, которая теперь принята, и так мешает ей.

Тем не мене, "легитимные" места патриотического трепета и эстетического восхищения - в силу того, что официально святы - не пустуют. Достопримечательности работают в стабильном графике, принося городу стабильный доход, научая человека тому, где именно он должен видеть красоту, где величие, где изысканность, а также тому, что, объединив все эти умения, он однажды станет очень культурным, а это очень важно. Приезжая в другие города, этот человек безошибочно будет определять опять-таки легитимные места паломничества к красоте и величию и, посещая их, испытывать аналогичные чувства, ставя внутри себя галочки, наращивая запас просвещённости и культурности.

Но начинать, конечно, проще, да и обязательно - со своего города. И это последнее теперь становится одновременно и последним контактом человека со своим городом как чем-то самостоятельным - (хотя всё равно не как таковым) - последним контактом с городом как Другим - в расписании его расписанной жизни, не предусматривающей теперь иных - факультативных - встреч с городом, способных дать ему многое из того уникального, что когда-то так помогало человеку быть собой, но что, конечно, не принесёт ему практической и зримой выгоды, т.е. того, что в человеке перестало быть востребовано.

Издавна люди слагали неповторимые в своём роде и в своих образах песни и сказания о том, что их окружало (кстати, в нынешней поп-культуре едва ли можно найти песни на подобные темы, как и вообще на любые темы, кроме так называемой "любви"), - создавая, тем самым, когнитивный климат этих мест, открывая через их понимание новые стороны человеческого существования, собственной жизни, новые возможности и особенности восприятия мира. Это справедливо не только в отношении фольклора - первого проявления интерпретации топоса своего бытия.

Самоидентифицирование человека с местом или эпохой прежде никогда не казалось странным: появление устойчивых "имён" - таких, как "дети гор" или "дети Арбата", "дети проходных дворов" или "дети окраин", "Нибелунги"(от нем.Nebel и Junge - "дети тумана"), и др. - всё это есть не что иное как свидетельство об ощущении истоков собственной идентичности на основании вписанности в общий контекст мироздания, причастности миру, узнавания себя в нём; свидетельство обнаружения точки опоры, точки отсчёта, от которой ведётся сознательная жизнь человека. Такого рода самоиндетификация и есть та исходная плоскость, основа, из которой единственно возможно подлинно творческое и самостоятельное действие человека, его рост и становление, то, что противоположно вакууму неопределённости, диктуемому глобализацией, предлагающей вместо идентификации с хронотопом (местом и временем) идентификацию, например, с предметами потребления а также с официальными ценностями идеологического, например, порядка.

Подобный "вакуум" обнаружил себя в Петербурге, а точнее, в "передовых" его жителях, утративших какую бы то ни было экзистенциальную связь со своим городом, оставив лишь связи фактические и бытовые - такие, которые не трудно было бы перенести в любую другую точку земного шара без ощутимых потерь в содержании, без ощутимых перемен для самого человека.

Очень похоже дело обстоит и с Москвой.

Съедаемая торговыми и бизнес- центрами, она уже лет 10 как перестала быть тем, чем так гармонично была на протяжение всей своей истории - столь постепенно формировавшей некий определённый и уникальный облик - перестала быть живым городом, жители которого любят, знают и понимают, или хотя бы чувствуют, - а потому - хранят его. Во всей его самобытности. И как в случае с Питером, так и в случае с Москвой речь идёт не только о превращении города из субъекта в безоговорочный объект потребления, речь идёт о восхождении субъектно-объектной установки современного сознания на новый уровень - уровень "человек-мир" (Уже преодолев стадии "человек-человек", "человек-общество"и "человек-природа").

Сложно сказать, что послужило началом существующему положению вещей: перемены в умах, заставившие забыть прежний взгляд на мир, либо слишком сильное внешнее воздействие, противиться которому жители за неимением прецедентов не имели привычки, и навыков, да и вряд ли это сопротивление что-то могло бы остановить. Первое представляется более вероятным, хотя сожалеющие о потерянном городе москвичи в своё оправдание приводят именно второе.

Впрочем, таких сожалеющих не очень-то много: скромная группа историков, краеведов, "фанатов" и кое-кого из так называемой творческой молодёжи. Однако вне зависимости от того, какой из вариантов развития событий является истинным (а может, правдивы и оба сразу), требующим ответа остаётся вопрос о том, как и почему город (как категория) потерял для людей своё экзистенциальное значение; почему люди стали предпочитать всему прежнему - живому, настоящему, дышащему - стерильность и сходство с торговым комплексом: пластик, макет, неживое, глухонемое, статичное, безликое.

Большинство домов центре Москвы (и постепенно - в центре Питера) отводятся под офисные помещения, в старых кварталах возводят стеклянные эклектичные громадины нежилых зданий. В переулках - вместо их собственной тишины - шорох принтеров, гул кондиционеров и звуки компьютеров. Прочие дома - пусты и занавешены строительно-изумрудными саванами - в очереди.

Очевидно в этой связи, что повсеместно множатся постройки, никак не связанные напрямую с человеческой жизнью: центры крупных старинных городов обслуживают виртуальность. И если над турфирами, расположившимися в палатах 12 века, ещё можно иронизировать на предмет того, что это , дескать, неплохо вписалось бы в творчество Пелевина, то город, во дворах которого не встретишь играющих детей и не увидишь любых иных трогательно-жанровых сцен, вызывает некое почти осязаемое чувство погружённости в мир компьютерного макета (или игры) и равномерного, безэмоционального пребывания в нём. Люди в таком макете не взаимодействуют, а будто бы вместе, но, в действительности, очень далеко друг от друга, обслуживают нечто глобальное, перед лицом чего все они неподвижно замерли, не видя друг друга - каждый на своей нише. И теперь это принято считать новым и нормальным, не обращая внимания на то, что это вовсе не новое - не какой-нибудь новый шаг чего-то одного, что было прежде, а просто нечто совсем другое - другое как приговор для каждого человека. И для города - тотальная виртуальность, заселившая город и людей, и предложившая им что-то, ради чего они стали готовы пожертвовать и собой (в экзистенциальном смысле), и городом, и всеми своими глубинными связями с внешним миром. Едва ли речь только о капитале. Да и не в этом дело.

Главный вопрос состоит в том, как стало возможно, чтобы испокон веков живое и самостоятельное было однажды вдоль и поперёк замерено и отведено для непрерывного процесса купли-продажи: каждый угол, каждая стена, каждый дом, каждый двор были включены в этот поистине конвейерный процесс безудержной торговли.

logosfera_distopia_.jpg 
Неодушевлённые предметы были вынуждены научиться работать наряду с людьми - неся на себя многомиллионные рекламные образы, надписи, тексты (окончательно утрачивая через это свою подспудную некогда-одушевлённость и становясь только тем, чем они являются в восприятии органов чувств - именно это стало единственной официально достоверной реальностью). А люди, между тем, были вынуждены смириться с тем, что теперь они в значимости своей однородны работающим неодушевлённым предметам - с точки зрения рыночной экономики.

 В свою очередь, погружение в предложенную виртуальность совершенно естественным образом вызвало подмену конкретного в реальности абстрактным в виртуальности - с тем, чтобы затем сообщить этим абстракциям новую конкретику - сообразующуюся с логикой виртуального мира. Например, через бренды, лейблы, способы делать что-либо тем или иным принятым образом. С той лишь разницей, что конкретика в виртуальности тотально предназначена для потребления за деньги и направлена на удовлетворение тех или иных "частей" человека и его жизни (какой она теперь должна быть). И больше ни для чего. Так, вполне конкретный и полный значений и собственных метапластов (к которым всегда с неизменностью обращались величайшие из творивших) город Петербург однажды становится просто городом - неким конгломератом бытовых и государственных (семейных, образовательных, военных) ячеек, а также парков, дорог, детских площадок, достопримечательностей и прочих частностей.

Выражаясь понятнее, всё предложенное виртуальностью носит чисто инструментальный характер и призвано обслуживать человека (за определённый прайс, конечно), формируя в нём, одновременно, потребности, подлежащие обслуживанию. В ней всё направлено на него и нет ничего такого, что не было бы таковым.

То есть - в современном представлении - ничего лишнего и ненужного. Поэтому такого рода конкретике безразлично место, в котором она будет осуществляться в не-виртуальной реальности: в фокусе внимания человека и виртуальности - исключительно осуществление "услуги" - в Лондоне или Москве, в Париже или Берлине - спа-салон не перестанет быть спа-салоном, багеты-багетами, комфортабельный офис-офисом, Chanel- Chanel, BMW - BMW, уютный дом с удобствами - домом с удобствами, где так хорошо и приятно расположиться семье или супружеской паре и думать о том, как здорово жить и иметь семью, и кушать французские булочки, и получать образование в престижном университете, итп.. Только вот где, с позволения сказать, фон, на который клеятся все эти приятные мелочи? Следуя такой логике (состоящей в том, что существенно только функциональное и результативное) , между Москвой, Лондоном, Парижем, Берлином и Нью-Йорком нет никакой разницы (тогда зачем нужны те же сверхпопулярные достопримечательности? противоречиво...). Вывод странный и намекающий своей очевидной абсурдностью на допущенную где-то ошибку.

Перейдём к рассмотрению специфики реальности - как исходного антипода виртуальности. Конкретика, существующая в реальности и называющаяся идентичностью, напротив, может быть не предназначена ни для чего. Понимая и чувствуя её, человек начинает замечать больше, приближается к пониманию себя - как онтологической единицы, как феномена именно данной конкретной реальности - в этом времени и пространстве.

Так обнаруживает себя конгениальность человека месту и места - человеку: представляется весьма вероятным, что "тональности" конкретной личности соответствует тональность какого-либо места - речь, разумеется, не о генетике и привычках, и не психологических привязанностях и прочих открытиях психоанализа, обозначивших разнообразные зависимости и комплексы, зовущие человека то туда, то сюда, либо оставляющие его подле святого отчего дома и прочие прелести патологического сознания. Речь идёт в данном случае именно о конгениальности, о звучании в унисон, о совпадении тональностей души и интеллекта человека и энергетики и смысловой наполненности некого топоса.

Например, С. Кржижановский, будучи киевлянином, обнаружил конгениальную его внутренней вселенной Москву, о которой всю жизнь впоследствии и писал, и которую всю жизнь искал и исследовал. Так, француз Гоген известен, прежде всего, именно своей таитянской тематикой в живописи. Примеров можно привести множество. Самым главным остаётся для нас здесь именно положение о своего рода проникнутости человека топосом, о том особом роде слуха, который пробуждается в ищущем, когда он находит и вдруг начинает слышать больше, чем очевидно слышимое и обыденное, больше, чем он слышал прежде, глубже, чем где бы то ни было раньше, когда он находит портал к другим измерениям бытия, хотя для прохожих этот портал может представлять собой нечто ничего особенного и примечательного собой не представляющее.

Именно в таких случаях возрастает вероятность взаимодействия человека и места с видимым на сей раз для окружающих результатом - результатом в духе повествования, рассказа - о том, куда ведёт этот "портал", о том, мимо чего каждый день проходит множество людей. Значимость подобного рассказа очевидна. Кроме того, именно на такого рода повествовании в существенной степени основываются и литература, и кинематограф, и музыка, и многие другие области интеллектуальной деятельности человека.

Так, например, Эмир Кустурица уникален именно тем, что он обнажил в своих фильмах эту сокровенную связь человека и места - боснийцев, цыган и неповторимых Балкан - и их обоюдной идентичности. В литературе описание характера персонажа часто начинается с описания его улицы и жилища - что даёт ключ к пониманию его душевной конституции (например, у Достоевского именно так представлена галерея его героев). В любом жанре искусства интерьер и обстановка за пределами помещения, а также состояние природы, погода, архитектура - повсеместно используются для выражения состояния персонажа - этапа его жизни, настроения, его личности. В самом деле, вероятность того, что режиссёр, задумавший снять меланхоличную драму, например, о разочаровании какой-нибудь юной героини в людях, прибегнет к съёмкам на весёлой Ямайке, - очень мала. Впрочем, всё это итак вполне очевидно.

Мы вплотную подошли к ещё одному аспекту рассматриваемой проблемы: к аспекту уникальности и её понимания.

Под уникальностью в языке принято понимать "редкость, самобытность, неформат; неповторимость, исключительность, редкостность, единственность". В этом смысле уникален не только, скажем, предмет любого фольклора. Идентичность выражается и в неповторимой возможности той или иной зарисовки, могущей иметь место только в том или ином месте, в то или иное время - скажем, похоронный обряд на Ганге зимним утром; драка мексиканских детей из-за курицы во время шумной свадьбы; разгон льда на Фонтанке поздней весной при помощи старых корабликов и толпа детей, с любопытством глядящая на это; уединённые и загадочные прогулки жителей Кронштадта на берегу Финского залива, где падают на песок спелые яблоки и думаются какие-то особенные мысли, знакомые только жителям этих мест; будапештская кошка, кормящая котят на крыше маленького дома, куда занесло ветром позавчерашнюю газету, в которой сказано об очень важных каких-нибудь потрясениях; школьник, разглядывающий нацарапанные на парте послания тех, кто уже давно окончил школу, и чувствующий через это свою причастность к чему-то очень большому, постигающий время, но также и дух сообщничества, издавна объединявший школьников; человек, вернувшийся после долгих лет на улицу своего детства и юности, где столько всего произошло, - сидящий в раздумьях на крыльце дома, где когда-то жил, и где теперь, вероятно, так многое изменилось, что трепетно и страшно постучать; голуби, воркующие весной в пыльном окне старого чердака, на подоконнике которого стоят винные бутылки, каких и не выпускают уже лет 20 как, и какие случайно однажды найдут мальчишки, и узнают, что когда-то по-настоящему было что-то такое, чего они не застали, и это жило среди людей, и несло на себе отпечаток их жизней.

Такого рода примеры многие могут назвать неуместным поэтизированием. Но это было бы поверхностно и ошибочно, т.к. они - эти примеры - суть лишь сжатые и неизбежные в рамках данного рассмотрения "стенограммы" реальности, взятой в широком смысле, затрагивающем также и психологический и интеллектуальный пласты человеческого бытия в месте. Всё это ложится в основу человеческой личности: образы, звуки, темы, события - и становится для неё домом - исходной формой для вероятных дальнейших собственных построений, но не домом как универсальным рекламируемым образом - одним на всех, без каких бы то ни было обусловленных временем, местом , личностями и историей особенностей - комфортабельным и легитимно желанным, не вписанным ни в какие иные контексты, кроме контекста пользования человеком и магии его "приятно".

Люди, обвиняющие подобный ход мысли в глупой абстрактности и пустой метафизичности, ничего общего не имеющей с реальностью, едва ли понимают, в какой мере именно они и являются жертвами этой самой абстрактности - того единственного, что может предложить виртуальность. Именно через неё они желают, например, "дом вообще" - без каких бы то ни было смысловых коннотаций с той лишь конкретикой, какие детали будут в этом доме, каких фирм будет мебель итп. Такой взгляд очень похож на взгляд человека, выбирающего себе "партнёршу вообще" - объект с некоторым количеством необходимых признаков. Едва ли стоит комментировать, как далёк этот подход от потенциально подлинных человеческих отношений. И это вовсе не "другое", как, вероятно, кто-то захочет возразить - нельзя, дескать, сравнивать дом и человека. Однако это возражение не выдерживает критики: восприятие окружающего мира как объекта - это установка ума, распространяющаяся и на дом, и на человека, и на космические тела, - на всё - наподобие, скажем, чайника, функция которого кипеть вне зависимости от того, в комнате ли он, или на кухне, или на крыше. Это программа, работающая вне зависимости от того, на что она направлена.

Однако вернёмся от таких очевидных вещей ближе к нашему предмету. Из всего сказанного выше напрашивается вывод о том, что уникальность - это нечто вроде личности, но применительно не к человеку называемое идентичностью, и имеющее для того, что им обладает, точно такое же значение, как личность - для её носителя. Напротив, универсализированные образы комфорта, красоты, уюта, и вообще жизни - не несут на себе никакого - даже просто обусловленного местом и временем - отпечатка идентичности - не говоря уже о следах, оставленных личностью, на базе этой идентичности сфомировавшейся или так или иначе с ней взаимодействующей. Они тотально взимозаменяемы, стерильны и "висят" во временно-пространственном вакууме, не обременённые связями ни с чем из того, чем является мироздание, его процессы, его мгновения. Более того, они дозволяют в отношении себя "творчество" только в рамках перемещения уже готовых искусственных компонентов в малом количестве комбинаций. Жители и работники, обслуживающий персонал и агенты таких макетов, мыслящие их как идеал и не видящие абстрактности такого замкнутого, не допускающего диалога"фаст-фуда" - не они ли оторваны от мира в пользу глухонемых абстракций и пластмассы - как принципа, не позволяющего проникать в этот макет природе, времени, климату, человеческой деятельности, выходящей за рамки предусмотренного алгоритма? Не они ли заняты усреднением, которого так неврастенично и неистово до сих пор боятся многие, особо "чувствительные," травмированные ношением в СССР одинаковых курток и полагающих, что именно куртки могут обеспечить уникальность - усреднением, искореняющим возможность появления чего бы то ни было индивидуального в этом уже-готовом-для-употребления-мире, для которого всё прочее, что естественно могло бы быть привнесено - объявляется вражески лишним? И раз так, не они ли подспудно уничтожают принцип уникальности и в мире человеческих отношений, во всём прочем покусившись на принцип неповторимости и естественности? Не этот ли взгляд, лицемерно утверждающий своё восхождение к "чистым формам", "любви к ближним и семье", "гармонии" итп. - не он ли противоречит сам себе в объявленных задачах, явно противоположных деятельности по тотальному усреднению всего, а также противоположных глобальной виртуализации, осуществляемой через оптимзацию жизни человека и через подчинение всего живого удвлетворению её первичных, а также искусственно вживляемых в неё потребностей, через подчинение всего мира якобы этим высшим ценностям, места которым - что вполне очевидно - в этом стерильном торговом мире не будет. Зато будет очень много места для разглагольствования о высоком (на соответствующем, разумеется, усреднённом уровне) - минимализм массово освобождает жилища от книжных полок, а рабочие дни - от желания быть каким-то там собой, читать, думать, предоставляя взамен комфортабельные альтернативы, услаждающие тело (под видом пользы для него) и то, что останется от души, - то, что так нарочито теперь будет называться именно "душой".
                                                                                                                                                                                                                                                                     
logosfera_distopia2.jpg 
Известно, что в древние времена связь человека с окружающим миром была неразрывна. В первую очередь, такое положение вещей, разумеется, связано с 
множеством опасностей, которые подстерегали его на каждом шагу - внимательность и чуткость к происходящему вокруг были верным способом выжить и продолжить свой род, а также понять хоть что-то из царящего вокруг хаоса неизвестности и обнаружить способы обращения с этим "понятым", формируя, тем самым, свой быт. Беспрестанное напряжение внимания, направленного вовне, обозначило перед человеком ряд закономерностей в наблюдаемых процессах, что, в свою очередь, привело к первым попыткам интерпретации. Так однажды появляется мифология, а человек закрепляет за собой роль интерпретатора и впервые (и навсегда) становится "человеком означающим". Так зарождаются культуры.

И если сегодня культура представляет собой, cкорее, атрибут цивилизации, а, вернее даже сказать, аксессуар, который можно носить и слыть культурным, а можно не носить и слыть, соответственно, некультурным(в обоих случаях к самой культуре отношения, по существу, не имея) - вопрос имиджа и целей, - то характерной чертой прежних времён представляется неразрывность (осознанная или неосознанная) человека с культурой как живой тканью - полотном, по которому можно судить о взглядах, верованиях, принципах, душевному устройству тех или иных групп людей, объединённых языком, географией, историей или эпохой.

Очевидно, что без именно такого Питера не было бы Достоевского, не было бы "Бродячей собаки", андеграунда 80-х, не было бы огромного и беспрецедентного по значимости пласта культуры. И обратно: Очевидно, что если бы С. Кржижановский мыслил современно, он бы не разглядел Москвы, и если Кафка не был болен Прагой, мир не знал бы Кафку и всего того, о чём он поведал, слившись однажды с темами Праги.

Если бы представители питерского андеграунда не придавали значения немыслимой уникальности, окружавшей их, не бросались в постижение и чтение её с головой, они не случились бы в культуре, в текстах, в истории - не случились бы как таковые. Так Лермонтов подарил миру Кавказ - осмысленный, понятый, самобытный, услышанный; так Гоголь внёс в вечность эпическую мистику украинских хуторов, постигнув её в состояниях глубинной причастности, в чтении тех людей, которые жили в ней - их страхов и мыслей, восприняв её в себя, присоединив к своей личности и обретя через это впоследствии огромную долю того, что называют литературной самобытностью; так урбанический пост-соцреализм обрёл семиологические формы у Пелевина и Сорокина - придавших значение всему, что в этом эклектическом хаосе могло быть встречено, впитавших свои тексты напрямую из реальности, не-туристически, но по-настоящему существуя в состоянии подключённости к ней, к её непрерывному пульсу, в состоянии Причастности, о чём свидетельствует интерсубъективность их текстов, не могущая быть получена иначе.

Причастность к окружающему - это то, с чего начинается взгляд вовне, и через что появляется Другое, а, стало быть, то единственное, что позволяет создать подлинное глубинные отношения, добиться качественных изменений, продвинуться на шаг, произойти как явление, открыть себя и двигаться по этому пути. Причастность - это не услуга, не сервис и не что-то, могущее быть подчинено пользе человека. Причастность - это единственное условие Понимания.

Напротив, стерильное непричастно: оно атопично, безотносительно и закрыто от возможности взаимодействия с ним человека, времени, природы. Стеклянно-металлические конструкции не нуждаются в диалоге с климатом - впоследствии они ничего о нём не расскажут, как могут рассказать постройки Кронштадта, при одном взгляде на которые обнажается само существо этих мест. На крышах этих стеклянных конструкций не вырастут цветы и не совьют гнездо ласточки, а потому в их стенах не появится ещё один Андерсен, который будет этих ласточек слушать и откроет в себе сказочника всех времён - как это однажды, собственно говоря, и произошло с Г.Х. Андерсеном (чьи сказки в электронном виде будут покупать в супермаркетах не способные ни на одну живую мысль мамы своим не менее автоматическим детям. Впрочем, это вряд ли: излишне оптимистично). Люди в стенах этих строений не будут говорить ни о чём, кроме того, что заложено в автозагрузках тех программ, которые так недавно и, похоже, так фатально установились здесь, источая бесконечные торговые комплексы, магазины, бизнес-что-то и многое другое - никогда не будут говорить ни о чём, кроме предусмотренных тем с одними и теми же на всех диалогами и наборами эмоций, выражениями лиц и знаками препинания, восклицаниями, всякий раз делая вид, будто это ново.

А между тем, замкнутость, о которой говорил Р.Барт в эссе о пластмассе - замкнутость, присущая расцвету рассматриваемого процесса, страшна даже не тем, что она недосягаема для времени, пространства и природы: она недосягаема и для человека: в этих пространствах не за что зацепиться мысли: она апатично блуждает по горизонтали, натыкаясь лишь на однородное, представленное в разных формах, замаскированных под разнородность. После устаёт. И успокаивается. Останавливается. Стерильное тотально атопично.

Хай-тек стерильно тоталитарен. Однажды, разобравшись в темах различных топосов, человек начал интерпретировать природу: он передавал её в орнаментах, в скульптуре, живописи, в устных преданиях, слагая саги, поэмы, песни, он создавал средства передвижения, подражая животным и птицам - он строил и копировал, но всякий раз привнося свою интерпретацию. Эта интерпретация по существу представляет собой нечто похожее на результат структуралистской деятельности, как её трактует Р.Барт: вновь-сборка с последующим результатом, не тождественным исходной форме. По сути дела, именно так выглядит алгоритм создания культуры. И именно так культура создавалась человеком. Однако по мере расширения границ культуры, человек всё более терял связь с природой, и однажды - с моментом появления цивилизации в том виде, в каком она известна комфортабельной современности, он потерял её практически полностью (Во всяком случае, до пределов весьма неуловимых и с трудом подлежащих установлению).

И канул в культуру. Теперь же обнаруживаются принципиально новые процессы, а именно: процессы потери связи с культурой, (описанные выше). Но что тогда останется человеку, если быть в природе он больше не может, потому что понимать её он давно разучился, как разучился и слышать голос архетипов, и в целом физически деградировал, с точки зрения способности к выживанию, - а интерпретировать он больше не может и не хочет - потому что ему нравится статичный пластмассовый мир с готовыми значениями и значимостями, если он более не способен интерпретировать, потеряв связь с внешним миром, разучившись видеть его, мыслить его в проекциях - что, собственно, всегда и было условием возможности интерпретации; если он превратился в пассивного воспринимателя и механического актора заданных алгоритмов, всё прочее полагая абстракцией и непозволительной сентиментальностью, - в актора, готового бесконечно воспроизводить созданную комфортабельность и виртуальность, не знающую места и времени и безразличную к подлинно уникальному, так обесценившемуся в нынешнее время? Кем теперь будет человек, которому неприятно естественное и который согласен жить в вакууме: в торговом-бизнес-центре, в доме с рекламной картинки, в идеально- спроектированном компьютерном саду, в стеклянной комнате, в макете, в пластиковом гетто, - человек, преодолевший последний доступный ему предел(культуру) и, канув в цивилизацию, потерпевший поражение, не ощутимое для его удобства, но фатальное для его единственного возможного предназначения?


Об авторе:
Рахманинова Мария Дмитриевна, кандидат философских наук (Москва).

Теги: Антропология

Автор:  Мария РАХМАНИНОВА

Комментарии (2) 21.03.2011

Обсуждение:
Вдадислав
Замечательная работа, Мария, советую Вам развивать эту тему!
ИмяЦитировать
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал