Новости по теме

Всякий человек носит в себе Музей…

16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...

О выпуске альманаха «Самопознание»

На сайте политической консервативной мысли «Русская Idea» в разделе...

К списку новостей

Статьи по теме

... информационная закрытость Советского Союза послужила важнейшей причиной формирования многообразных мифологических образов мира «за железным занавесом»...

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 1

Распознание мифологий и защита от их авторитарной власти принципиально...

К списку статей

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 2-я

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 2-я

Мифология и мифологическое мышление: генезис и механизмы. Часть 2-я


(Часть 1-я)

Техника и механизмы мифа.

«При прeвpaщeнии смысла в форму из него удаляется все случайное; он опустошается, обедняется, из него испаряется всякая история, остается лишь голая буквальность. Читательское внимание парадоксально пеpeключaeтся, смысл низводится до состояния формы, языковой знак – до функции означающего в мифе. <…> Смысл заключал в себе целую систему ценностей – тут и история, и география, и мораль, и зоология, и Литеpaтуpa. В форме все это богатство устраняется; форма обеднела и должна быть наполнена новым значением»[1], - пишет Р.Барт. В качестве примера он приводит обложку попавшего ему случайно в руки французского журнала, на которой изображён салютующий чернокожий солдат с французским знаменем, во французской имперской форме. Месседж такого образа представляется вполне очевидным: великая Франция объединяет под своими знамёнами всех людей, готовых служить ей, не делая между ними различия – она приемлет всякого, кто готов соблюдать её имперские порядки. Именно так, по мысли Барта, эмоционально воспримет эту обложку большинство читателей этого журнала (и здесь становится очевидной ещё одна важная черта мифа – его непременная адресность). Между тем, за этим месседжем сам чернокожий солдат как бы утрачивает свою собственную историю, свою идентичность, становясь лишь формой, в которой через него высказывается нечто внешнее ему. Он как бы «очищается» от своей реальности, становясь просто «ёмкостью», что позволяет заретушировать те коннотации, которые могли бы считываться в образе чернокожего человека при существующих политических обстоятельствах – таких, например, как произведённые Францией в Алжире 17 атомных взрывов, или война Алжира за независимость. Вместо этой реальности перед зрителем предстаёт то, что помогает забыть её, подменить её чем-то более политкорректным, ясным и простым.

Таким образом, «Через понятие в миф проникает какая-то иная, новая история»[2]. В самом деле, чернокожий солдат в приведённом примере никуда не исчезает: он остаётся, но становится наполненным неким трансцендентным ему содержанием, утрачивая всё имманентное своему образу и себе самому. Он лишь «наполовину урезан, лишён памяти, но не существования. <…> Под воздействием понятия смысл не отменяется, а именно деформируется, - или, чтобы выразить это противоречие одним словом, - отчуждается»[3]. Отсюда Р.Барт делает вывод, что «миф – это похищенное и возвращённое слово. Просто возвращается слово уже не совсем таким, каким оно было похищено; при возвращении его поставили совсем не на своё место. Такое кратковременное умыкание, результат неуловимой ловкости рук, как раз и сообщает слову-мифу его ледяную застылость»[4]; «Миф – ничего не скрывает и ничего не демонстрирует – он деформирует; его тактика – не правда и не ложь, а отклонение, его задача – «протащить некую понятийную интенцию, язык же лишь подводит его, либо уничтожая понятие в попытке его скрыть, либо демаскируя его в попытке высказать. <…> В этом – главный принцип мифа – превращение истории в природу. <…> Миф существует с того момента, когда «французская имперскость» превращается в природное состояние»[5].

Аналогичный механизм и у традиционалистской мифологии в России, ставшей особенно популярной в последнее время. Так, в среде многочисленных сетевых сообществ соответствующей направленности[6] широко культивируется так называемая эстетика Руси-матушки, приправленная подобающим арсеналом идеологических афоризмов. Однако, как правило, диапазон образов этой тематики не слишком поражает воображение, гораздо больше, напротив, впечатляя своей радикальной нереалистичностью. Сотни барышень, снятых в фотосессиях «a la russe», предстают перед зрителем в подчёркнуто гламурном почти голливудском виде (макияж, маникюр, аксессуары, декорации, позы, и т.д.), а лубочные картинки с изображением счастливых, стильно и стерильно одетых, погружённых в переживание счастливой экзальтации, сытых семей, скорее, напоминают декоративные фантазии аристократов о народе, нежели суровый крестьянский быт царской России. Все эти образы действительно успешно скрывают в сознании своих почитателей те экономические и антропологические реалии патриархального насилия, косности, жестокостей царизма, крепостного права и унижения, которые на протяжении многих веков составляли действительность и повседневность российского крестьянства. История, спрятанная за матрёшкой – так, пожалуй, можно было бы перефразировать Р.Барта применительно к мифологии «русскости».


Мифологии современности.

Впрочем, эта мифология, разумеется, не является единственной. Рассмотрим некоторые другие мифологии, наиболее распространённые в современности.

Аналогично мифологии «русскости» устроена, к примеру, мифология крови и высшей расы. Здесь в чистом виде работает выявленный Р.Бартом механизм подмены феноменов культуры – категорией природы. Наиболее остро проблема такой мифологизации проявилась в фашистских режимах XX века. Фатальные последствия этого феномена хорошо известны и едва ли требуют дополнительных комментариев.

В ряду сходных идеологических конструктов особое внимание обращает на себя миф «народа». Р.Барт отмечает, что именно это понятие «служит противоядием от слишком грубого <…> слова «классы». «Народ» призван деполитизировать множественность социальных групп и меньшинств, сгоняя всех индивидов в одну нейтрально-пассивную массу»[7]. В более узком смысле слово «народ» часто заменяют на слово, обозначающее жителей какого-либо города – для того, чтобы всем им приписать какие-то незыблемые свойства, как если бы они, в самом деле, представляли собой некое единообразно мыслящее социальное тело. Кстати, именно это обстоятельство, как правило, лежит в основе неприязни жителей одних городов к жителям других: всем известны презрительные шутки про москвичей или, наоборот, московские предрассудки о жителях удалённых от центра городов.

Проиллюстрируем этот миф следующим примером. В конце 2013 года, в свете политических событий в Украине, в петербургском метрополитене можно было услышать рекламу некоего периодического издания, из которого пассажирам предлагалось узнать, что же по поводу этих событий думают петербуржцы. И хотя очевидно, что в действительности это послание насквозь мифологично, поскольку непринуждённо предлагает петербуржцам, гордящимся своей идентичностью, как бы украдкой от всех остальных узнать, как же им на самом деле следует относиться к украинской политике, но даже предположение о том, что месседж в послании действительно призывал узнать мнение неких «петербуржцев», уже сталкивает нас с мифологией. В самом деле, можем узнать, мнение каких именно петербуржцев подразумевалось в данном случае? Правительства Петербурга? Парикмахеров? Врачей? Кинологов? Бизнесменов? Или профессоров политологии? Да и в каждой из этих сфер – у всех ли эти политические позиции непременно совпадают?

Невозможность ответить на эти вопросы в рамках исходного тезиса о «позиции петербуржцев» выявляет его аморфность, вызванную интенцией мифа и мифологизации идеологических и мировоззренческих сюжетов.

Схожим образом обстоит дело и с самопозиционированием политических фигур в электоральном визуальном пространстве. Эту тему Р.Барт подробно раскрывает в главе «Электоральная фотогения». Он пишет: «В фотографии выражаются не намерения кандидата, а его побуждения – все те семейные, психические, даже эротические обстоятельства, весь тот стиль жизни, продуктом и привлекательным примером которого он является. Большинство наших кандидатов явно стараются продeмонстpиpовaть своими портретами устойчивость своего социального положения, свою видимую комфортную укорененность в семейных, юридических и религиозных нормах, свое прочное обладание такими буржуазными благами, как, например, воскресная месса, ксенофобия, бифштекс с картошкой или анекдоты о рогоносцах, – одним словом, все то, что называется идеологией»[8].

В самом деле, даже если рассмотреть именитых, в том числе оппозиционных политиков современной России, нетрудно будет обнаружить, что большинство из них укоренены в сознании граждан главным образом именно благодаря своему имиджу – будь то преуспевающий, цветущий и привлекательный предприниматель; яростный, героический и национально чистый борец со злом; крепкий и тотально маскулинный строгий отец, уверенно глядящий в глаза врагу; или кто бы то ни было ещё.

logosfera_mithologia_01.png 
Так, крайне интересным и репрезентативным в рамках данной темы представляется политкорректный (за давностью лет) пример предвыборной агитации 1996 года, призывающий граждан отдать свой голос за Г.Явлинского. Композиция ролика незатейлива, но красноречива: люди обоего пола, разных профессий, возрастов и статусов (каждому предлагается узнать в них себя) в жанре залихватских частушек сообщают зрителю, что будут голосовать за данного кандидата, и убеждают его сделать то же самое.

Любопытно, что в их числе поначалу присутствуют также и сомневающиеся персонажи. Например, пожилая крестьянка, не готовая идти на выборы по причине неотложных хлопот по хозяйству и огороду. «Не Явлинский же мне осенью картошку соберёт», - поёт она. На что все жители деревни, внезапно появляющиеся из-за плетня, ей возражают: «Это, тётка, без него у всего народа, чай, не будет ничего, даже огорода». Такая незатейливая «аргументация» ничуть не уступает мифологиям древности: выборы становятся магическим ритуалом, требующим жертвы, отказ принести которую может навлечь ещё большие беды.

Аналогичных ритуально-мифологических линий в рассматриваем видеоролике предостаточно – даже если опустить откровенные псевдофольклорные реминисценции в образе девиц-красавиц с косами до пояса и традиционными костюмами – впрочем, обрезанными выше колена – по вкусу времени. Так, на протяжении восьми с половиной минут видео регулярно повторяется мотив «Чтоб не видеть горя, я выберу Григория», «Сердце мне шепнуло: «Гриша – мой избранник-президент»», «Из всех кандидатов Явлинский, пожалуй, мне самый близкий. Вы спросите: «В чём причина?» Просто он – настоящий мужчина» (здесь мы как раз сталкиваемся с бартовской идеей эротизации кандидата), и так далее. Радикальное отсутствие политической аргументации компенсируется убедительностью подобных заклинаний – взывающих в зрителе к иррациональному, эмоциональному и аффективному началам. Абстрактные слова «чтоб страна помолодела, чтобы за словом было дело», «я выбираю свободу, чего желаю и вам», «за такого президента не стыдно», «я добро хочу найти, мне с Явлинским по пути», «вся страна поправится – не по щучьему веленью, по уму и разуменью» - не дают ровным счётом никакого представления о политической программе кандидата. Неясно даже, правых он придерживается убеждений, или левых, ориентирован ли он на Запад, на возрождение традиционализма или на создание нового уникального пути - ни о чём подобном зритель не узнаёт из видеоролика. Кандидат явлен как некое абсолютное сакральное благо, единственный возможный тип отношения к которому – молитва и упование. Рационализация и конкретизация его как политической фигуры имплицитно позиционируется как излишняя – за достаточным (и даже избыточным) эмоциональным представлением. Что вполне характерно для мифологии.

Очевидно, что наподобие великой и малой колесниц Махаяны и Хинаяны в буддизме - мифологический, эмоционально и событийно насыщенный образ кандидата открыт всякому без излишних погружений в политологию. В то время как реальная содержательная сторона его политической и идеологической позиции, его тактика и стратегия во всей их взаимосвязи с существующим историко-культурным контекстом - уходят в тень, оставаясь концептуально непроницаемыми для обыденного восприятия. Мифология здесь заменяет информацию и необходимость погружения в политическую мысль; необходимость мысли как таковой.

Однако, как было отмечено выше, мифологизированию подвергаются не только чисто политические области. Например, одна из наиболее благодатных почв для расцвета мифов современности – область телесности. Эта тема широко исследуется в рамках проблематики гендера и сексуальности, и – через их призму – в рамках проблематики гигиены и эстетики.

Одним из первых примеров такого мифа Р.Барт называет миф лица Греты Гарбо. Он обращает внимание на то, насколько застывшим и похожим на маску предстаёт оно перед зрителем, насколько эссенциально (а не экзистенциально) оно показано: «Черты маски образуют лишь простую сумму, в лице же они вступают в тематическую перекличку»[9]. Такой тип эстетизации лица представляет собой принципиально новый уровень объективации женщины: она предстаёт перед нами полностью «очищенной» от своей истории – как это происходит в примере с чернокожим солдатом в имперской форме Франции. Отныне она превращена в пустую и гладкую форму, ничем не уступающую в отсутствии переживаний, мыслей и эмоций драгоценным металлам и иным декоративным материалам.

Именно этот тип изображения впоследствии ляжет в основу современной гламурной фотографии, главной чертой которой станет предельная «застылость» моделей, а также исполняемый ими универсальный и не слишком впечатляющий набор форм этой «застылости». Остановившиеся зрачки полуприкрытых глаз, приоткрытые губы, статичная поза – эти жесты становятся поистине культовым ритуалом для современного изображения женщины, в котором её Реальное полностью вытеснено Воображаемым зрителя, и в котором нет места для неё как живого человека. В бартовской дихотомии эссенциального и экзистенциального очень точно схвачено это противопоставление существа и вещества, где последнее берёт верх над первым в эстетическом поединке современного подхода к телу.

Отметим отдельно, что у этого процесса есть несколько оптик, одна из которых – оптика «макро». Лучше всего она видна на примере рекламы кремов и прочих средств гигиены, ставшей настоящей манией для современного Западного мира. Так, Р.Барт пишет: «Медицина, с ее понятиями дермы и эпидермы, также помогает поместить красоту кожи в глубинно-пространственную перспективу, заставляя женщину переживать себя как продукт некоего растительного круговорота веществ, где красота цветения зависит от питания корневой системы»[10]. Рекламируемые средства как бы разоблачают потаённые процессы, происходящие в живых организмах – во всей их пугающей реальности – так устрашающе передаваемой в рекламной графике. Тело рассматривается будто под микроскопом - как никогда порнографически. Единственной нормой его бытия провозглашается тотальная стерильность, соблюдаемая с определённой регулярностью – разумеется, при помощи чудодейственных и дорогостоящих средств, обещающих изгнать из него пугающие процессы гниения и разрушения. Практика подобного гигиенического экзорцизма представляет собой типичный продукт агрессивной мифологизации телесности в коммерческих целях.

На социальном уровне такой тип мифа легко обнаружить в образе куклы Барби. Позиционируемая как «просто-товар-для-детей», как игрушка, - в действительности, она содержит в себе колоссальный мифологизирующий потенциал, выражающийся в формировании у ребёнка вполне определённых моделей сексуальности, самовосприятия, личностной идентичности, переживания телесности (зачастую оборачивающегося драмой для множества девочек и девушек, тщетно пытающихся соответствовать фантастическому образу). Характерно, что в процессе социализации ребёнка эти конструкты способствуют отчуждению его собственной идентичности, убедительно и интенсивно заполняя её место. «Если разобраться, Барби — это архетипический пришелец из кос­моса, захватчик, розовощекий империалист от культуры. Именно она перекрашивает целые города в цвет фуксии в ознаменование «Праздника Барби». Это она — Всеобщий Идеал, Наставница с повадками мастера дзэн, которая на протяжении последних соро­ка лет изо всех сил старается быть для дево­чек всем — врачом, сердечным дружком, ти­нейджером, деловой женщиной, посланником от ЮНИСЕФ»[11], - пишет Наоми Кляйн. Выражаясь языком психоанализа, образ Барби на определённом этапе как никакой другой формирует Супер-Эго ребёнка, определяя его основные эстетические, сексуальные, ценностные, и в целом антропологические векторы и ориентиры. В самом деле, не Барби ли и сопутствующие ей товары (игрушечные магазины, джипы, лошадки, роскошные платья и т.д.) являются прообразом общества потребления с агрессивной гендерной и классовой сегрегацией?

Учитывая специфику коммуникации и гендерной самоидентификации в современном обществе, есть все основания предполагать, что коэффициент полезного действия данного процесса (и процессов, аналогичных ему) подчас даже выше, чем в рамках откровенно идеологических инстанций – таких, например, как пионерия или комсомол, где у личности, по крайней мере, подчас оставалось внутреннее пространство, не затронутое внешним императивным ритуалом. Таким образом, очевидно, что мир Барби отнюдь не является просто случайным набором не ангажированных символически игрушек, но – по всем признакам (подмена функции игрушки как социализирующего начала сложной системой ангажированных императивов, символичность, анонимность, массовость, герметичность, чрезмерная яркость, и так далее) – представляет собой типичную мифологическую систему, поставляющую в сознание людей, находящихся в процессе социализации, готовые программы по восприятию себя, своего тела и окружающего мира. А потому очевидно и то, что мифология мира Барби носит не только идеологический, но и крайне авторитарный характер. Что, впрочем, свойственно политике крупных корпораций.
 logosfera_mithologia_02.jpg

Так, в чистом виде корпоративными являются, к примеру, мифология шоппинга (где только не говорится о его терапевтических свойствах); мифология торговых центров (где человеку предлагается в течение, например, выходного дня активно участвовать в некой альтернативной, не травматичной реальности – впрочем, разумеется, за известную цену), и мифология развлечений. В последнем жанре мифологии особенно преуспела корпорация Disney, запустившая проект круиза на корабле – на принадлежащий компании остров на Багамах. Настолько интенсивное и глубокое погружение в виртуальную реальность сродни разве что глубокому трансу людей древнего мира. Отчуждение в виртуальность наяву - типичный императив мифологии, не знающей сомнений, возражений и интерпретаций, - открытой лишь для пассивного созерцания и воспроизведения, но никак не для роли субъекта.

На этот счёт Наоми Кляйн приводит в «No Logo» слова современного художника и активиста Джагги Синга: «Существуют корпорации, которые осу­ществляют свой маркетинг с такой агрессив­ностью, так сильно нацелены проштамповать своим образом каждого из нас и каждую без исключения улицу, что переполнили чашу тер­пения мыслящих людей, — говорит он. — Нас возмущает уничтожение культуры и ее заме­щение этими корпоративными логотипами и лозунгами массового производства. Это свое­го рода культурный фашизм»[12]. Таким образом, она заключает: «Если собрать вместе все примеры такого рода, корпоративное пространство представ­ляется подобием фашистского государства, где все мы отдаем честь логотипу и почти не имеем возможностей для критики, потому что наши газеты, телеканалы, Интернет-серверы, уличные и торговые пространства сплошь кон­тролируются транснациональными корпора­циями и обслуживают их интересы»[13].


Тактики сопротивления мифологии.

На фоне осознания последствий идеологической, коммерческой, гендерной и других мифологий на протяжении всего становления общества гиперпотребления возникают различные тактики сопротивления их механизмам. У истоков этих тактик стояли дадаисты и сюрреалисты, бросившие вызов пассивному созерцательству, на которое обречён зритель в традиционном, классическом искусстве - не оставляющем обществу ничего другого, кроме потребительски ориентированного буржуазного конформизма. По их стопам шли ситуационисты, повозгласившие detournement («выхватывание образа, высказывания или любого артефакта из контекста и придание ему нового смысла»), что способствовало широкомасштабной деконструкции фундаментальных эстетических и идеологических нарративов патриархальных мифологий, продолжавших активно звучать ещё в XX веке (и во многом продолжающих по сей день). В 1984 возникает тактика «culture jamming» («глушение культуры»), впитавшая в себя дух своих предшественниц, но модернизировавшая его в соответствии со спецификой эпохи, характеризующейся, в частности, немыслимым количеством рекламы. Основатели этой тактики – группа музыкантов из Сан-Франциско Negativland – впервые прибегли к «редактированию» рекламных щитов с целью разоблачения их скрытых интенций и обнажения спрятанных этими интенциями проблем. «Умело переделанный ре­кламный щит <...> обращает внимание общества на исходную стратегию корпорации»[14] - цитирует Н.Кляйн одного из участников группы.

На первый взгляд, рекламоборчество похоже на вандализм, однако этот взгляд представляется чересчур поверхностным, поскольку деструктивная сторона рекламоборчества касается только эстетической стороны интересов крупных капиталовладельцев. С каждым годом по всему миру оно привлекает к себе всё больше политических активистов, осознающих проблемы монополии рекламной мифологии на общественно-политическое пространство и, как следствие, на личность. Так, за последние несколько лет тактика глушения культуры стала весьма популярна в России, Украине и Беларуси, - что в особенности можно было наблюдать в периоды предвыборных кампаний, когда на рекламных афишах магазинов и Билл-бордах у персонажей на фотографиях появлялись наклеенные политические реплики, отражающие те или иные актуальные проблемы. Однако выборы, разумеется, не были единственным поводом применения этой тактики – она широко применяется и в отношении тех латентных коммерческих и политических процессов, которые характеризуют современную повседневность.

Не имея возможности противостоять мифологиям в правовом поле (суды с корпорациями крайне редко решаются не в их пользу), жители городов прибегают к этой нелегитимной практике, чтобы выразить свой протест против коммерческой мифологизации окружающего их мира и её экономических и политических императивов. А значит, проблема нелегитимности подобной практики в действительности требует новой формулировки: если легитимность есть общепризнанность со стороны граждан, то что является в большей степени нелегитимным: несогласие граждан с тактиками монополии на общественное пространство со стороны корпораций, или всё же сами эти действия, осуществляемые вопреки несогласию людей?

В сущности, с точки зрения механизма действия, тактика «глушения культуры» представляет собой то, что Р.Барт называл «раскачиванием знака», на котором паразитирует миф. Если миф, утверждает Р.Барт, крадёт слово, чтобы исказить его, единственное, что можно ему противопоставить, - это попытаться выкрасть у него слово обратно – путём уличения его в нечестной игре, дискредитации или как-либо иначе. Вопрос о формах, в которых эта тактика сопротивления мифологии может осуществляться, - остаётся открытым и зависит от конкретных культурно-политических реалий.



Заключение.

Подведём итоги. Мифология является древнейшей формой мировоззрения. На протяжении истории она многократно меняла формы, задачи, императивы и адресатов; её последствия оказывались самыми разными, однако её механизмы и принципы были и остаются неизменными: идёт ли речь о мифологическом мышлении до Логоса; о антимифологической мифологии Просвещения с вытекающими из неё (и существующими по сей день) мифологиями фашизма, национализма, расизма и шовинизма; или о современных формах мифологии – таких, как шоппинг, гендерная мифология, мифология гигиены или мифология футбола. Общей для всех этих видов мифологии является принципиальная десубъективация вовлекаемого участника, требование его готовности воспринимать герметичное знание и моделировать в соответствии с ним своё социальное и индивидуальное бытие.

logosfera_mithologia_03.png 
«Конечная задача всех мифов – сделать мир неподвижным; миф должен внушать и изображать такой мировой экономический порядок, где раз и навсегда установлена иерархия владений. Таким образом, всегда и всюду сталкиваясь с мифами, человек всякий раз отбрасывается ими к своему неизменному прототипу, который начинает жить вместо него, душит его изнутри подобно огромному паразиту и ставит его деятельности узкие пределы, в которых ему позволено лишь страдать, ничего не меняя в мире; буржуазный псевдофизис есть не что иное, как запрет для человека заново изобретать себя. Мифы непрестанно и неутомимо добиваются, вкрадчиво и непреклонно требуют, чтобы все люди узнавали себя в вековечном и вместе с тем исторически конкретном образе, который создан для них как бы раз и навсегда. Ибо Природа, в которую заключают здесь человека, якобы приобщая его к вечности, есть всего лишь Обычай. А именно этот Обычай, при всей его грандиозности, им как раз и нужно взять в руки и прeобpaзовaть»[15], - пишет Р.Барт.

Таким образом, преодоление мифологии непосредственно связано с интенсификацией процессов рефлексии и последующей коммуникации с окружающим миром, не преломлённым через готовые системы интерпретаций (как это происходит в любой мифологии). Как было указано в самом начале настоящей статьи, именно рефлексия, с точки зрения К.Ясперса, стала главной причиной перехода от мифологического мышления к логическому; именно познание механизмов когнитивных процессов позволило человеку преодолеть инерцию обычая и начать путь к самому себе, во всём своём своеобразии. Однажды обнаружив весь свой освободительный потенциал, рефлексия по-прежнему остаётся ключевым условием освобождения от императивов мифологий и обретения человеком субъекта в самом себе – не субъекта потребления, служения, наслаждения, власти или вожделения, а субъекта в широком смысле этого слова – активного, творческого и мыслящего, вписанного в сложную сеть контекстов окружающего мира и неотделимого от неё.

В противном случае попросту невозможным и бессмысленным становится весь Западный антропологический проект, оттолкнувшийся от перехода человека в состояние, трансцендентное природе и её порядку вещей. Во имя этого трансцендентного начала совершался весь его долгий и полный страдания путь через историю, подчас не в меньшей степени полную мифологий; именем этого трансцендентного начала оправдывались (и оправдываются) все «издержки» научно-технического прогресса. В чём же тогда смысл последнего (да и всего пути становления человечества), если схемы и механизмы мышления оказываются в опасности возвращения к дорефлексивным формам, когда прогресс не мыслился как необходимый, а человек не знал о возможности пройти собственный путь? И чем, в таком случае, можно оправдать «издержки» этого прогресса? В этом смысле, не напоминает ли современный человек ребёнка, которому ценой невероятных экономических усилий всей семьи купили дорогой музыкальный инструмент - в надежде, что он со временем научится на нём играть, а тот не только не стал учиться, но и вовсе разломал его? Поддержание и воспроизведение мифологических нарративов современности представляется равносильным поведению такого ребёнка: мифологизированное мышление обесценивает весь эмпирический материал истории и сводит на нет всё лучшее, что было в ней достигнуто. Т.Адорно и М.Хоркхаймер отмечают, что причины такого положения вещей лежат в самой диалектической логике проекта Просвещения, сформировавшей образ современной Западной цивилизации: его мотивы господства принесли обществу небывалый прогресс (технологий, промышленности, и тд.), но вместе с тем – и небывалый регресс: приспособление к власти прогресса было обречено стать причиной прогрессом власти. За многомерной системой императивов сети авторитарных мифологий утрата субъектом истории осознания своей фундаментальной реальности с неизбежностью оказалась оборотной стороной медали тотальной патерналистской объективации мира. И в этом смысле единственным выходом из сложившейся ситуации остаётся возвращение субъектом переживания и осмысления этой реальности, а также выход из состояния вынужденно приобретённой когнитивной и мировоззренческой инфантильности.

В сущности, на сегодняшний день перед современным обществом - два пути. Либо возвращение к дорефлексивным формам бытия, которые бы соответствовали его действительной потребности в мифологии (в этом случае она была бы полностью удовлетворена) – с отказом от всего того, что было обретено на пути преодоления мифологического начала логическим. Такой путь был бы, по крайней мере, последовательным. Впрочем, он, разумеется, маловероятен. Либо поиск и осуществление новых шагов в уже заданном однажды направлении от мифа к Логосу – таких, которые не просто могли бы оправдать все те издержки, которыми сопровождается благосостояние общества современного типа, - но и уменьшить их, ставя перед человеком новые задачи, связанные с осознанностью (рефлексивностью) и, как следствие, с нравственностью (в широком смысле этого слова). А значит, распознание мифологий и защита от их авторитарной власти принципиально важны – социально, политически, антропологически. Будет ли такое освобождение осуществляться за счёт всевозможных форм «раскачивания» знаков мифа (какой бы природы он ни был); или за счёт выработанных техник сопротивления ему и изобретения новых; будет ли оно вообще осуществляться, или оно вовсе не произойдёт – этот вопрос остаётся острым, актуальным и открытым.


_______
[1] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.276.
[2] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.276.
[3] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.281.
[4] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.284.
[5] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.287-289.
[6]Например, сообщество https://vk.com/slavanochka (55 000 подписчиков)
[7] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.210.
[8] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с. 232.
[9] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.134.
[10] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.149.
[11] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с.113.
[12] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с. 172.
[13] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с. 118.
[14] Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. – М.: Издательство «Добрая книга», 2012, с.168.
[15] Барт Р.Мифологии. - М.: Академический Проект, 2008, с.320.

Об авторе: Рахманинова Мария Дмитриевна – к.филос.н., ассистент кафедры философии факультета общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского государственного Горного университета.

Теги: Мифология

Автор:  Мария РАХМАНИНОВА

Комментарии (16) 13.02.2014

Обсуждение:
Страницы: 1 2 След.
William
ИмяЦитировать
Jacqueline
ИмяЦитировать
Rebecca
ИмяЦитировать
Katina
Adidas Superstar Women
Nike Outlet Store
Nike Sneakers For Women
Birkenstocks
Christian Louboutin Outlet
Louboutin shoes
Oakley Sunglasses
Pandora Bracelet
Ray Ban Glasses
Oakley Sunglasses
Louboutin Shoes,
Jordan 11 Low
Pandora
Oakley Si
Yeezy Shoes
Ray Ban Outlet
Goyard Bags
Yeezy Adidas
Christian Louboutin Shoes
Nike Air Max
Moncler Official Site
Ralph Lauren Outlet
Ray Ban Sunglasses
Ray Ban Sunglasses
Balenciaga
Jordan Shoes
Kate Spade
Adidas Yeezy Boost 350
Pandora
Ray Ban Aviator
Goyard Handbags
Adidas UK
Pandora Jewelry
Nike Roshe
Pandora Jewelry Official Site
Pandora
Ray Ban Sunglasses Outlet
Oakley
Ed Hardy
Yeezys
Timberland Boots
Ray Ban Eyeglasses Cheap
Pandora Charms
Cheap Oakley Sunglasses Sale
Pandora Charms
Christian Louboutin Shoes
Balenciaga
Fitflop Outlet
Nike Outlet Store
Bottega Veneta Wallet
Moncler Outlet Online
Birkenstock Outlet Store
Moncler Jackets
Adidas UK
Pandora Bracelet
Ferragamo Belt
Christian Louboutin
Oakley Outlet
Nike Air Max
Pandora Jewelry Outlet
Birkenstock Sandals
Oakley Eyeglasses
Oakley Sunglasses
Valentino Outlet
Pandora Official Site
Adidas NMD
Bottega Veneta Outlet
Ray Ban Wayfarer Sunglasses
Cheap Oakley Sunglasses
Nike Store
Pandora Jewelry
Pandora Charms
NMD
Red Bottoms
Ray Ban Aviator
ECCO Shoes For Women
Ferragamo
Skechers
Moncler Outlet Online
Ray Ban Sunglasses On Sale
Fitflop Sale Clearance
ECCO
Fitflop Shoes
Pandora Charms Jewelry
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Charms
Pandora Outlet
Nike Outlet
Fitflop Sale Clearance
Pandora Charms
Nike Outlet UK
Balenciaga
Pandora Jewelry
Fitflop Sandals
Longchamp Outlet Online
Moncler UK
Kate Spade Handbags
Air Jordan 11
Yeezy Sneakers
Pandora Official Site
ИмяЦитировать
William
Adidas Sneakers
Pandora
Jordan 11
Nike Air Max
Nike Roshe One
Pandora
Yeezys
Yeezy
Balenciaga Shoes
Adidas NMD
Pandora Charms
Ralph Lauren UK
Pandora Charms
Fitflop Sandals
Pandora Jewelry
Pandora Bracelets
Jordan 11
Kate Spade
Ray Ban Eyeglasses
Louboutin Shoes,
Birkenstock Sandals For Women
Oakley Sunglasses
Ray Ban Outlet
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Outlet
Nike Outlet Store
Pandora Jewelry Official Site
Louboutin Shoes
Nike Store
Adidas NMD R1
Cheap Oakley Sunglasses
Birkenstocks
Fitflop Sandals
Nike UK
Adidas Yeezy
Pandora Jewelry
Ray Ban Glasses
Ray Ban Sunglasses Outlet
Nike Outlet
Nike Outlet Online
Moncler
Birkenstock Outlet
Ray Ban Outlet Online
Christian Louboutin
Ray Ban Aviator
Christian Louboutin Heels
Ray Ban Sunglasses Sale
Pandora Charms
Timberland
Balenciaga
Moncler Outlet Store
Oakley Eyeglasses
Fitflop Sandals
Cheap Oakley Sunglasses
Skechers Outlet
Ray Ban Wayfarer
Bottega Veneta Outlet
Pandora
Moncler
Louboutin shoes
Adidas Yeezy
Oakley Si
Longchamp Outlet
Goyard Handbags
Oakley Outlet
ECCO Shoes
Oakley Sunglasses On Sale
Adidas UK
Pandora Bracelets
Pandora Jewelry
Moncler
Fitflop Sale Clearance
Christian Louboutin Shoes
Ray Ban Aviator
Red Bottoms Louboutin
Nike Air Max
Fitflop Sale Clearance
Ray Ban Sunglasses On Sale
Ferragamo Belt
Ferragamo
Balenciaga Sneakers
Ed Hardy Clothing
Moncler Jackets
Pandora Jewelry Charms
Pandora
Adidas Yeezy
Oakley Prescription Sunglasses
Pandora Jewelry Outlet
Nike Sneakers
Valentino Outlet
Pandora Charms Outlet
Goyard Handbags On Sale
Oakley Standard Issue
Adidas Superstar
Kate Spade Bags
Pandora Canada
ECCO
Pandora UK
Air Jordan
Bottega Veneta
ИмяЦитировать
Catalina
Goyard Bags
Moncler Outlet
Valentino Shoes
Pandora Charms
Fjallraven Kanken Backpack
Nike Running Shoes
Fjallraven Backpack
Pandora Bracelets
Hermes Birkin Handbags
Air Max 98 Gundam
Christian Louboutin Shoes Outlet
Nike Cortez
Louboutin Outlet
Louboutin Outlet
Adidas Yeezy
Pandora Necklace
Asics Gel Kayano 23
Red Bottom Shoes
Adidas Shoes For Women
Balenciaga Shoes
Yeezy 500 Utility Black
Fila Shoes For Women
Nike Air Max 98 Gundam
Pandora Charms
Pandora Earrings
Goyard Bags
Air Max 95
Asics Shoes
Timberland Boots
Balenciaga Shoes
Skechers Shoes
Puma Outlet Store
Pandora Jewelry Official Site
Adidas NMD
Asics Gel Nimbus
Pandora Bracelets
Pandora Bracelet Charms
Longchamp Outlet Online
Fjallraven Kanken Backpack
Louboutin Shoes
NMD Adidas
KD Shoes
Nike 270 Air Max
Yeezys Shoes
Fitflops Sale Clearance
Adidas Yeezys
Nike Air Max 95
Adidas NMD
Pandora Charms Outlet
Asics Sneakers
Nike Air Max 270 Men
Yeezy Shoes
Nike Outlet Store
Asics
Pandora Jewelry Store
Bottega Veneta
Ferragamo Belts
Adidas Originals
Nike Clearance
Pandora Charms Sale Clearance
Nike Sneakers For Men
Air Max 97
Timberland Shoes Outlet
Louboutin shoes
Yeezy Boost
New Nike Shoes
Christian Louboutin
Timberland Outlet
Lebron 16
Pandora Jewelry
Nike Outlet
Jordan Retro 11
Ferragamo
Adidas Superstar Women
Fila Disruptor 2
Nike Outlet Store Online Shopping
Hermes Belt
Vans Shoes Outlet
Timberland Boots
KD 11
Adidas NMD
Asics Shoes
Red Valentino
Lebron Shoes
Nike Shoes For Kids
Christian Louboutin Shoes
Adidas Superstars
Pandora Jewelry
Adidas Store
Yeezy Shoes
Nike Air Max 270 Men
Timberland Boots Outlet
Pandora Rings
Yeezy Boost 500
Nike Cortez
Cheap Yeezy
Valentino
Air Max 270 Men
Salvatore Ferragamo Shoes
Puma Store
Yeezy
Adidas Sneakers For Men
Adidas Yeezy Boost 350 V2
Asics Gel Nimbus 18
Timberland Boots
Fila Sneakers
ИмяЦитировать
Lisa
Yeezy Shoes

Christian Louboutin

Pandora Charms

Fitflop Sandals

Nike Roshe One

Jordan Shoes

Pandora Canada

Nike Roshe

Fitflop

Birkenstock outlet

Pandora Charm

Cheap Nike Shoes

Air Force One Shoes

Skechers

Kyrie Shoes

Pandora Bracelets

Air Jordan

Vans Sneakers

Jordans 11

Nike Store

Ralph Lauren UK

Balenciaga Sneakers

Nike Outlet

Pandora Jewelry Official Site

Kate Spade Factory Outlet

Christian Louboutin UK

Bottega Veneta

Adidas NMD

Jordan Retro 12

Pandora Jewelry

Yeezy Boost

Pandora Jewelry Official Site

Cheap Jordan Shoes

Kyrie 4

Pandora

Pandora

Yeezy 700

Air Jordan 11

Red Bottoms Louboutin

Adidas Yeezy Boost

Balenciaga Sneakers

Ed Hardy Clothing

Burberry Handbags Outlet

Birkenstock Outlet

Nike Outlet Store

Air Jordan Retro 9

Nike Presto Men

Louboutin Shoes

Adidas Superstars

Birkenstock Shoes

Goyard Handbags On Sale

Air Jordan Retro 14

Christian Louboutin Heels

Louboutin shoes

Hermes Birkin

Valentino Outlet

Pandora Jewelry

Pandora Charms

Pandora Canada

Jordan Retro

Jordan 10

Pandora Disney Charms

Adidas Stan Smith

Ferragamo

Nike Shoes For Men

Pandora Charms

Yeezy

Win Like 96

Adidas NMD

Ferragamo Belt

Moncler Outlet

Pandora Jewelry

Kate Spade Handbags

Pandora Official Site

Kate Spade Bags

Yeezy

Kanken Backpack

Isabel Marant

Vapormax Plus

Nike Sneakers

Longchamp Outlet

NMD R1

Pandora Jewelry

Fitflop Shoes

Nike Clearance Store

Kate Spade Outlet

Curry 5

Kate Spade Outlet Online

Moncler Jackets

Pandora Jewelry Official Site

Pandora Jewelry

Nike Outlet Store Online

Nike Air Max 270

Nike Air Max 270

Nike React

Nike Shox Gravity

Pandora Outlet

ECCO

Nike Vapormax

Nike Air Max Plus

Air Jordan 11

Jordan Retro

Nike Air Max 270

Fitflop Sandals

Adidas NMD

Fjallraven Kanken

Yeezy Sneakers

Pandora Jewelry

Nike Vapor Max

Moncler Outlet

Human Race Shoes

Nike Air Force

Goyard Bags

Jordan Shoes

Pandora Outlet

Valentino Shoes

Nike Outlet Store

Moncler Coats

Nike Outlet

Nike Basketball Shoes

Pandora Charms

Pandora Outlet

Adidas Superstar Shoes

Timberland Outlet Online

Fitflops Clearance Outlet

Air Max

Womens Nike Shoes

Air Jordan Shoes

Nike Clearance Store

Pandora Jewelry

Adidas UK

Jordans Sneakers

MBT Shoes Clearance Outlet

Birkenstock Sandals

Nike Air Max

Pandora CZ

Pandora

Nike Factory Outlet

Moncler

Red Bottoms Louboutin

Pandora Outlet

Pandora Jewelry Official Site

Pandora Jewelry Charms

Pandora Jewelry

Pandora Bracelet

Fitflop Sale Clearance

Pandora Rings Official Site

Balenciaga

Bottega Veneta

ECCO

Ferragamo

Nike Air Max 270

Jordan 4

Pandora Charms

Pandora Bracelets

Louboutin

Pandora Bracelet

Triple S Balenciaga

Air Max 98

Pandora Jewelry

Louboutin Shoes

Air Jordan 8

Jordan Shoes For Men

Pandora Jewelry

Birkenstock Sandals

Moncler

Adidas Yeezy

New Jordans
ИмяЦитировать
Anthony
Valentino Outlet
Adidas Yeezy
Yeezy
Pandora Jewelry
Nike Clearance Store
Pandora Jewelry Store
Timberland Shoes Outlet
Nike Outlet Store
Red Bottom Heels
Michael Jordan Shoes
Mens Nike Shoes
Adidas NMD
Pandora Earrings
Valentino Shoes
Fjallraven Kanken Backpack
Fitflop
Balenciaga Sneakers
Puma Shoes
Red Bottom Shoes
Adidas Yeezy Boost 350
Christian Louboutin Shoes Outlet
Fila Disruptor ii
Pandora Ring
Nike Cortez
Nike Air Max 270
Adidas Sneakers
Air Max 95
Fjallraven
Hermes Bags
Louboutin shoes
Yeezy 500 Black
Fila Shoes
Adidas Ultra Boost Women
Yeezy Boost 750
Yeezy
Air Jordan Shoes
Pandora Jewelry Outlet
Adidas Superstar
Asics Running Shoes
Pandora Charms
Nike Outlet Store
NMD
Yeezy Shoes
Pandora Bracelets Clearance
Pandora Bracelets
Pandora Necklaces
Goyard Bags
Christian Louboutin Shoes Outlet
Moncler Outlet
Lebron Shoes
Timberland Outlet Store
Puma Shoes
Air Max 98 Gundam
Adidas Outlet Online
Timberland Boots
Asics Shoes
Adidas Originals Superstar
Skechers Sneakers
Cheap Nike Shoes
Ferragamo Belt
Kanye West Yeezy
Timberland Shoes Outlet
Yeezy Sneakers
Golden Goose Shoes
Adidas EQT
Christian Louboutin
Adidas EQT Support
Stan Smith Adidas Sneakers
Vans Shoes
Ultraboost
Hermes Belt Women
Fjallraven Backpack
Timberland Store
Adidas Yeezy
Nike Running Shoes
Timberland Work Boots
Airmax 270
Pandora Charms
Nike Clearance
Yeezy 500
Nike Store
Jordan Retro 11
Pandora Jewelry
Asics Shoes
Nike Sneakers
Nike Air Max 98
Louboutin Shoes
Fila Footwear
Bottega Veneta Outlet
Adidas Superstar Shoes
Nike Air Max 95
Nike Shoes
Pandora Charms
Kevin Durant Shoes
Adidas Originals
Yeezys Shoes
Salvatore Ferragamo Shoes
Yeezys
KD 11
Asics Outlet Store
Pandora Charms
Stan Smith
Adidas Shoes For Women
Jordan Sneakers
Christian Louboutin
Adidas NMD
Valentino
Nike Lebron 16
Christian Louboutin Outlet
Christian Louboutin Shoes
Nike Air Max 270
Pandora Jewelry Official Site
Nike Cortez Men
Goyard Handbags
Adidas NMD
Ultra Boost
Red Bottom Shoes
Yeezy
Louboutin Shoes
Air Max 270 Women
Longchamp Handbags
Nike Sneakers For Women
Ferragamo
Balenciaga Shoes
Nike Air Max 97
ИмяЦитировать
Rodolfo
Ralph Lauren
Rihanna Puma Slides
Burberry Bags
Red Bottom Shoes
Jordan 11 Space Jam
Adidas NMD Womens
Ralph Lauren Polo
Moncler Sale
Goyard Handbags
Adidas Stan Smith
NMD R1
New Jordans
Ralph Lauren Outlet Online
James Harden shoes
Kate Spade Bags
Adidas Superstar Women
Kate Spade New York Outlet
Timberland Outlet
Nike Outlet Online
Ferragamo Outlet
Air Jordan 14
Pandora Jewelry
Red Bottom Shoes
Retro Jordan
Yeezy Boost
Adidas Shoes
Pandora Jewelry
Pandora Bracelet
Pandora Bracelet
Nike Vapormax
Nike Mens Shoes
Ferragamo Belts
Pandora Bracelet
Yeezy
Puma Shoes
Kate Spade
Air Max 270
Air Max 98
Adidas NMD
Kanken Backpack
Pandora CZ Ring
Adidas Shoes
Nike Factory Outlet
Vans Store
Christian Louboutin Shoes
Birkenstocks
Louboutin Heels
Christian Louboutin Shoes
Pandora Charm
Pandora Outlet
Birkenstock Sale
Fitflop Sale Clearance
Air Jordan 4
Moncler Outlet Online
Moncler UK
Jordans Sneakers
Pandora Bracelet
Birkin Bag
Moncler
Nike Kyrie 4
Kate Spade Handbags
Nike Factory Outlet
Birkenstock Sandals For Men
Pandora
Fitflops
NMD
Pandora Jewelry
Nike Vapormax
Nike Shoes For Women
Jordan Retro 11
Timberland Boots
Jordan 8
Fjallraven Kanken
Pandora Jewelry Official Site
Pandora Official Site
Polo Ralph Lauren Outlet Online
Nike Basketball Shoes
Pandora
Balenciaga
Isabel Marant
James Harden Shoes
Yeezys
Nike Store
Pandora Charms
Kyrie Irving Shoes
Balenciaga Sneakers
Yeezys
Moncler Outlet
Air Max 95
Air Max
Curry Shoes
Pandora Jewelry Official Site
Ralph Lauren Sale
Air Jordan Shoes
Pandora
Lebrons shoes
Nike Air Max
Moncler Jackets
Moncler Outlet Online
Jordan 10
Ralph Lauren Outlet
Longchamp
Kate Spade
North Face Jackets
Pandora Charms Jewelry
Kate Spade Outlet
Moncler
Nike Air Force One
Goyard Handbags
Skechers Shoes
Kate Spade Purses
Christian Louboutin Shoes
Adidas Outlet Store
Christian Louboutin
Jordan 11 Low
James Harden shoes
Nike Vapormax Flyknit
Kyrie Irving Shoes
Nike Clearance
Jordan 11
Adidas Yeezy
Pandora Outlet
Retro Jordan
Ralph Lauren
Pandora Jewelry Official Site
Yeezy boost 350 v2
Air Max 90
KD Shoes
Red Bottom Shoes
Birkenstock Sandals
Air Force 1
Christian Louboutin Shoes
Ed Hardy Jeans
Pandora Bracelets
New Jordans
Jordan Shoes Retro
Yeezy Boost 350
Pandora Jewelry Official Site
Michael Kors Canada Store
Nike Air Max
MBT Shoes
Huaraches Nike
Pandora
Air Max
Fitflop Shoes
Pandora Jewelry
Pandora Jewelry
Nike Women's Shoes
Pandora Ring
Nike Outlet Online Store
VaporMax
Birkenstock Outlet Store
Valentino Shoes
Christian Louboutin Shoes
Birkenstock Shoes
Pandora Charms
Pandora
Jordan Shoes
Fitflop Outlet
Pandora Jewelry
Fitflop Sale Clearance
Yeezy
Pandora
Pandora Jewelry
Christian Louboutin shoes
Ultra Boost Adidas
Pandora Charms
Timberlad Boots
Nike Air Jordan
Yeezy
Air Jordan 11
Pandora Jewelry
Nike Outlet Store
Pandora Charms
Curry 5 Shoes
Jordan 11 GYM Red
Adidas NMD
Nike Presto
Nike Outlet
Adidas Yeezy
Michael Kors Canada
Nike Outlet Store Online
Longchamp Outlet Online
Nike Air Max 2018
Pandora Disney Charms
Skechers Shoes
Ferragamo
Bottega Veneta Handbags
Valentino Sneakers
Christian Louboutin Heels
Nike Clearance Outlet
Air Jordan
Birkenstock Shoes
Adidas Yeezy
Kyrie 4 Shoes
Balenciaga Sneakers
Nike Uptempo
Nike Air Max
Jordan 12
Pandora Charms Sale Clearance
North Face Outlet
Air Max 270 Flyknit
Air Max 270
Pandora Jewelry
Pandora
Jimmy Choo Shoes
Pandora Outlet Online
Adidas NMD R1
Pandora Charms
Adidas Yeezy
Pandora Jewelry
Triple S Balenciaga
Nike Vapormax Plus
Yeezys
Nike Roshe One
Nike Outlet
Birkenstock Outlet
Pandora Rings
Pandora
Jordan Shoes For Women
Louboutin
Moncler
Christian Louboutin
Adidas NMD XR1
Pandora Ring
Pandora
Nike Roshes
Pandora Jewelry Outlet
Red Bottoms Louboutin
Nike Air Max Plus
Nike Sneakers
Nike Shox
Fitflop Sandals
Vans
Air Force 1 Shoes
Air Jordans
Adidas Outlet
Kyrie Shoes
Soccer Shoes
Nike Air Max 270 Flyknit
Pandora Jewelry Official Site
ECCO
Christian Louboutin Outlet
Birkenstock Outlet
Jordan Win Like 96
Pandora
Nike Shoes
Pandora
Pandora Bracelets
Moncler
Pandora Jewelry
Nike Air Force
Jordan 11
Lebron James Shoes
ECCO
Lebron 15
Longchamp Handbags
Nike Cortez Men
Nike Epic React
Nike Roshe
Air Jordan 9
Pandora Official Site
Air Max 2018
Kate Spade Outlet Online
Goyard Handbags
ИмяЦитировать
Rodolfo
NFL Football Jerseys

NBA Clothing

Pandora Jewelry

Wholesale NFL Jerseys

Nike Air Foamposite One

NFL Pro Shop

Nike Sneakers

NFL Jerseys

Cheap NHL Hockey Jerseys

Nike Zoom

NHL Jerseys Wholesale

Jerseys Wholesale

Nike Outlet

Air Max

Air Force 1s

Jordan 33

Nike Air Max

Adidas Yeezy

Nike Shoes For Women

Jordan 1

Cheap Jerseys From China

Wholesale Jerseys

Christian Louboutin Shoes

Nike Outlet

Nike Clearance Outlet

MLB Jerseys

Nike Store

NFL Jerseys Wholesale

NHL Store

MLB Shop

NFL Jerseys

Pandora Jewelry Official Site

Nike Canada

NBA Store Online

Nike Factory Outlet

Nike Shox Women

Cheap Jerseys From China

Nike Off White

MLB Jerseys

Wholesale NHL Jerseys

Cheap NBA Jerseys From China

Custom NBA Jerseys

Cheap Custom MLB Jerseys

Jordan Retro 5

Nike Wholesale

NBA Jerseys

Jordans 2019

Uptempo

NBA Shop Online

Off White

Shop NHL

Nike Running Shoes

NBA Jerseys

Huaraches

Nike Shoes From China Wholesale

Pandora Charms

Nike Free

Jordan 33

Yeezy Boost 350 V2

Custom NBA Jerseys

Nike Air Max 720

Air Max

Wholesale Jordans

Jerseys Cheap

Jordan 12

NHL Jerseys

Best NFL Jerseys

Nike Outlet Online

Cheap Jordan Shoes

Moncler

MLB Jerseys

Nike Canada

MLB Jerseys Wholesale

Cheap NHL Jerseys

Shop NFL

Jerseys Wholesale

Ice Jerseys

Custom Jerseys

MLB Store

Nike Shoes Black Friday Deals

Nike Air Force 1s

NFL Jerseys

Nike Shoes

NFL Shop

Hockey Jerseys

Nike Running Shoes

Nike Shoes

Wholesale NFL Jerseys

Nike Huaraches

NFL Jerseys Cheap

Nike Prestos

Red Bottom Shoes

Yeezy

NFL Store Online Shopping

Nike Outlet Store

Cheap NBA Jerseys

Football Jerseys

Cheap Jerseys Wholesale From Chinese

Wholesale MLB Jerseys

NBA Jerseys

Nike Air Force 1

Baseball Jerseys

Wholesale Jerseys

NFL Jerseys Wholesale

Roshe

Pandora Jewelry Official Site

Cheap Nike Shoes

Wholesale NFL Jerseys

Jordans Sneakers

MLB Baseball Jerseys

Pandora

Jordan 11s

Cheap Jordan

NFL Jersey

Jordan 4

NBA Store

Adidas Canada Outlet

NBA Store Canada

Adidas Shoes

Cheap NBA Basketball Jerseys

Cheap Jerseys Wholesale

Nike Air Jordan Shoes

Cheap MLB Jerseys From China

NBA Jerseys Wholesale

NFL Team Shop

Wholesale Jordans China

Air Force 1 Men

Nike Outlet Store

Cheap Jerseys

Air Jordan
ИмяЦитировать
Страницы: 1 2 След.
Комментировать

Возврат к списку

Русская философия > ЛогоСфера: философский журнал