Оглавление
- Основные вопросы философской истории естественных религий (prolegomena)
13
- Глава первая. Предварительная
15
- I. Сознание языческое и язычествующее
15
- II. История язычества, как история постепенного раскрытия доступной естественному религиозному сознанию истины и как история постепенного уяснения последним своих границ
25
- III. Частные проблемы Пролегомен и руководящая точка зрения
37
- Глава вторая. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в знании
41
- I. Религиозная вера, как биогенетический принцип психологии
41
- II. Примат религиозной веры в жизни нашего сознания
45
- III. Религиозная природа основного критерия истины
50
- IV. Религиозная вера, как необходимое восполнение знания, требуемое идеалом истины
53
- V. Понятие религиозной веры в ее отношении к знанию
57
- Глава третья. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в воле
63
- I. Волевая природа веры и верующая природа воли
63
- II. Религиозная вера, как основание свободы
69
- III. Религиозная вера, как основание нравственного закона
78
- IV. Религиозная вера в ее отношении к воле
86
- Глава четвертая. Психологическая закономерность религиозного процесса (психология веры): вера в жизни чувства
89
- I. Сердце, как средоточение нашей духовной жизни, и чувство таинственного (мистического) единения с Божеством, как средоточение жизни сердца
89
- II. Религиозная природа так называемых суждений оценки
97
- III. Определение веры в ее отношении к чувству
103
- Общие выводы о психологической закономерности религиозного процесса
108
- Глава пятая. Закономерность мифологического процесса (религия и мифология)
115
- I. Господствующие гипотезы
115
- II. Установка объяснительного принципа
125
- III. Разъяснение принципа
130
- IV. Применение принципа и общие выводы
135
- Глава шестая. Социологическая закономерность религиозного процесса (религия и социология)
143
- I. Мнимые и действительные задачи социологии в отношении к вопросу о религии
143
- II. Религия в соотношении с социальными факторами. (Статика общественно-религиозного сознания)
152
- III. Законы смены форм религиозного сознания. (Общественно-религиозная динамика)
166
- Глава седьмая. Историческая закономерность религиозного процесса (религия в истории)
175
- I. Невозможность априорно-дедуктивного построения религиозной истории человечества
175
- II. Невозможность апостериорно-индуктивного построения религиозной истории человечества
186
- III. О различии номологической и телеологической точек зрения на историко-религиозный процесс
200
- Глава восьмая. Телеологическая закономерность религиозного процесса. (мысл истории язычества)
214
- I. Пантеистическая и теистическая точки зрения на вопрос о смысле истории язычества
214
- II. Язычники некогда знали Бога
221
- III. Психология отпадения язычников
228
- IV. Томление язычников по истинном Боге
234
- Методологическое примечание
242
- Религии Индии
247
- Отдел первый. Древнейший период Индийской религии - Ведаизм
249
- Глава первая. Предварительная
249
- I. Самхита Риг-Веды, как источник, и вопрос о хронологических датах
249
- II. О методах толкования Риг-Веды
255
- III. Климато-географическая и социально-исторические условия жизни индийцев в Ведийскую эпоху
265
- IV. Исходная точка процесса
276
- V. Основные моментв в развитии Ведийской религии
282
- Глава вторая. Божество, как начало этическое
288
- I. Дьяус-Азура-Питар, как высшее Бошеств до-Ведийской эпохи, воспоминание о котором ясно хранилось и в эпоху Ведийскую
288
- II. Варуна, как конкретное откровение Дьяуса-Азуры-Питара в религиозном сознании древнейших арийцев и как его заместитель
301
- III. Концепция Атидий и вопрос о первоначальной форме индийского религиозного сознания
316
- Глава третья. Божество, как начало космическое
326
- I. Вопрос о зле, как стимул для перехода индийского религиозного сознания с этической на космическую точку зрения. Объяснительный принцип
326
- II. Божества света и светил небесных
333
- III. Божества влаги и сферы воздушной
342
- IV. Концепция Индры
346
- Глава четвертая. Божество, как начало мистическое
363
- I. Спор о первенстве между Варуной и Индрой и разрешение этого спора
363
- II. Концепция Агнии в его троякой функции и троякос значении
372
- III. Собственно религиозное (мистико-религиозное) значение Агни
383
- IV. Сома и Бригаспати или Браманаспати
392
- Кризис мифологического сознания древней Индии
402
- Отдел второй. Браманизм
407
- Глава первая. Предварительная
407
- I. Культурно-социальные условия возникновения Браманизма
407
- II. Организация Вед и ее основной принцип
412
- III. Первая (неудавшаяся) попытка Индийского религиозного сознания подняться над мифологическим миросозерцанием: концепция Праджапати
424
- IV. Действительный подъем религиозного сознания Индии над мифологическим миросозерцанием: 1) концепция Атмана, как единого, духовного космического Первопринципа
430
- V. Действительный подъем религиозного сознания Индии над мифологическим миросозерцанием: 2) концепция Брамы, как субъективного откровения Атмана
435
- Глава вторая. Теология Браманизма
443
- I. Характеристика Упанишад с точки зрения теории религиозного познания
443
- II. Учение Упашинад о Браме-Атмане - Символическое и умозрительное
453
- III. Брама-Атман в его отношении к миру, в связи с вопросом о призрачности мира (Майя)
463
- Глава третья. Психология, этика и эсхатология Браманизма
476
- I. Психология Браманизма
476
- II. Сотериология и этика Браманизма
486
- III. Эсхатология Браманизма
499
- Глава четвертая. Философия школы, как саморазложение непосредственной религиозной философии Браманизма
514
- I. Общие сведения о школах и наша специальная задача в отношении к ним
514
- II. Монистическо-идеалистическое направление философской мысли в браманистической Индии (две Веданты)
519
- III. Дуалистическо-реалистическое направление философской мысли в браманистической Индии (Санкья и Вайсешика)
526
- IV. Мистико-объединительное направление философской мысли в браманистической Индии (Йога)
537
- Кризис религиозно-пантеистического Индии
547
- Отдел третий. Буддизм
548
- Глава первая. Предварительная
548
- I. Условия возникновения Буддизма. Буддизм и философия Санкьи. Буддизм м Джайнизм
548
- II. Логика сказаний о жизни основателя Буддизма
560
- III. Основная тенденция первоначального Буддизма и план нашего дальнейшего анализа буддийского вероучения
569
- Глава вторая. Первая "святая" истина Буддизма: "все в пламени", "бытие-страдание"
573
- I. Мнения ученых
573
- II. Характеристика буддийского пессимизма до первоисточникам
579
- III. Призрачность мира, по учению буддийских первоисточников
586
- IV. Непоследовательностть Буддизма
593
- Глава третья. Вторая "святая" истина Буддизма: учение о "цепи причинностей"
601
- I. Формула и ее разъяснение по первоисточникам
601
- II. Самсара и карма, как необходимое предположение буддийского учения о "уепи причинностей"
611
- III. Гносеологическая природа и метафизические следствия буддийского учения о "цепи причинностей"
620
- IV. Учение о самсаре и карме, как выражение практических постулатов религиозного сознания
627
- Глава четвертая. Третья "святая" истина Буддизма: нирвана
636
- I. Противоположность двух господствующих мнений о нирване
636
- II. Учение первоначального Буддизма о нирване
645
- III. Учение позднейшего Буддизма о нирване
652
- IV. Архатство, как положительная сторона, по существу отрицательного, понятия нирваны
658
- Глава пятая. Четвертая "святая" истина Буддизма: "путь к спасению"
668
- I. Общий характер буддийской этики и ее место в ряду других этических систем
668
- II. Первая ступень буддийского "пути ко спасению": добродетели справедливости
674
- III. Вторая ступень буддийского "пути ко спасению": созерцательное самоуглубление
681
- IV. Третья (высшая) ступень буддийского "пути ко спасению": мудрость
692
- Кризис атеистического создания Индии
701
- Глава заключительная. Индуизм, как граница естественного религиозного сознания и как выражение потребности в помощи свыше
704
- I. Общая характеристика Индуизма
704
- II. Тримутри
710
- III. Индуистское учение об аватарах
714
- IV. Реформационная попытка Общества Брамо-Сомадж и ее внутренний смысл
718
- Ретоспективный взгляд
722
- Приложение
727
- Литература, извлечения из источников и специальные подробности
727
- Addenda et corrigenda 764
Оригинальное название: Религiозное сознанiе язычества
Издательство: Университетская типография
Место издания: М.
Год издания: 1902
Количество страниц: 765 с.
Рубрики:
Русская философия