Оглавление
- От Издателя
4
- Нечистая сила.
- 1. Черти-Дьяволы
2
- 2. Домовой-Доможил
31
- 3. Домовой-Дворовой
45
- 4. Баенник
50
- 5. Овинник
57
- 6. Кикимора
62
- 7. Леший
69
- 8. Полевой
79
- 9. Водяной
82
- 10. Русалки
101
- 11. Оборотни
106
- 12. Колдун-Чародей
110
- 13. Ведьма
134
- 14. Кликуши
148
- 15. Клады
160
- 16. Знахари-Шептуны
174
- 17. Плотники-Печники
187
- 18. Пастухи
194
- Неведомая сила.
- 1. Царь-Огонь
198
- 2. Вода-Царица
226
- 3. Мать-Сыра Земля
252
- 4. Священные Рощи
276
- Крестная сила.
- 1. Святки
290
- 2. Рождество Христово
316
- 3. Новый Год
322
- 4. Крещенье Господне
335
- 5. Сретение Господне
342
- 6. Власьев день
344
- 5. Касьян-Немилостивый
349
- 6. Плющиха
353
- 7. Сороки
355
- 8. Масляница
358
- 9. Великий Пост
375
- 10. Пасха Христова
396
- 11. Красная Горка
422
- 12. Фомино Воскресенье
424
- 13. Радуница
426
- 14. Маргоски или Маргоскина Неделя
428
- 15. Мария Египитская
433
- 16. Преполовение
435
- 17. Пчелиный праздник
437
- 18. Егорий
440
- 19. Лошадиный праздник
449
- 20. Никола Вешний
456
- 21. Вознесенье
459
- 22. Семик и Русальная
461
- 23. Троицын день
466
- 24. Олены-Леничи
469
- 25. Аграфена-Купальница
471
- 26. Иван Купала
473
- 27. Петров день
478
- 28. Ильин день
481
- 29. Спас
489
- 30. Успенье
493
- 31. Иван Постный
495
- 32. Семен-Летопроводец
499
- 33. Оспожинки
501
- 34. День св. Феодоры
504
- 35. Воздвиженье
507
- 36. Покров
509
- 37. Двенадцать Пятница
511
- 38. Параскева-Пятница
517
- 39. Кузьминки
520
- 40. Михайлов день
523
- 41. Никольщина 525
Оригинальное название: Нечистая, невѣдомая и крестная сила
Издательство: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг
Место издания: СПб.
Год издания: 1903
Количество страниц: 530 с.
Рубрики:
Отечественная история
Как отмечал первый издатель книги кн. В.Н.Тенишев, создавший в Петербурге «Этнографическое бюро» (1898), в своем труде С. В. Максимов пользовался «не только фактами, сообщенными моими сотрудниками, но и собственным огромным запасом наблюдений, собранным им еще в молодые годы, когда по образу пешего хождения, одетый странником, он отправлялся в народ. В живых образах рисует автор и мужика, и бабу, как тенетами опутанных верой в нечистую силу; с метким юмором характеризует простоватого русского черта и его незатейливые проказы и в то же время с удивительной глубиной оттеняет ту борьбу между миром язычества и христианства, которая и доднесь не закончилась еще на святой Руси». Имя писателя С.В.Максимова, посвятившего свою жизнь изучению жизни русского народа, было широко известно в России прошлого века. Его произведения высоко ценили И.С.Тургенев, Н.СЛесков, А.Н.Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, а А.Н. Пыпин, автор «Истории русской этнографии», назвал его одним из ярких представителей общественно-этнографического направления русской литературы. В 1900 г., за год до смерти, С.В. Максимов по представлению А.П.Чехова был избран почетным академиком по отделению русского языка и литературы Российской Академии Наук.
В книге С.В.Максимова выделены три части. Первая часть – «Нечистая сила» – знакомит читателей с народными представлениями о черте, о домашних духах – домовом, дворовом, баннике, овиннике; о духах, живущих в лесу, в поле, в озерах и реках – лешем, полевом, водяном, русалке. Вторая часть книги – «Неведомая сила» – описывает верования крестьян в магическую силу природы – огонь, воду, землю, а также суеверия и поверья, связанные с этим. В третьей части – «Крестная сила» – дается обзор праздников христианского календаря – святки, Рождество Христово, Новый год, Крещение Господне, Сретение Господне, Власьев день и т.д., описываются народные обычаи, обряды, игры, поверья, приметы, связанные с годовым кругом христианских праздников. Основной целью работы С.В.Максимова был сбор материалов по русским верованиям и праздникам, фиксация особого рода явлений народной культуры, что делает эту книгу ценным источником и для современных исследователей.