Оглавление
- Предисловие
7
- Промышленность и торговля северного края до появления Англичан в Двинском устье
10
- Глава I. Народы, населявшие северный край Европейской России. - Естественные богатства края. - Новгородская колонизация . - Погосты. - Монастырь св. Михаила Архангела. - Географические данные Заволочья. - Походы Московских князей в Заволочье. - Двинские посады. - Колмогоры. - Торговля и промышленность Заволочья. - Влияние Новгорода на покоренную им страну
10
- Глава II. Господство Москвы над Двинским краем. Колонизационное влияние северных монастырей на торговлю и промышленность края. - Состояние мореходства на севере в XV ст. - Торговая книга XVI ст
21
- Глава III. Малоначеленность Двинского края в XV ст. - Податные единицы: соха, обжа, выть. - Посадские сословия. - Торговые пункты края. - Система таможенных сборов. - Предметы внутренней торговли. - Двинские наместники
37
- Причины, вызвавшие основание Архангельска, и первоначальная обстройка города
45
- Глава IV. Свереная Двина, и ее устья. - Торговое значение Колмогор в конце XVI ст. - Ненокса и Уна. - Англичане в устье Двины. - Начало непосредственной заграничной торговли
45
- Глава V. Типография Архангельска, и его обстройка. - Пожары. - Каменные гостинные двроы
53
- Глава VI. Воеводское управление Двинским краем. - Население Архангельска. - Безвыходное положение посадских. - Челобитные
72
- Промышленность и торговля Архангельского порта в XVI и XVII ст
84
- Глава VII. Значение начавшейся заграничной торовли у Архангельска. - Города, принявшие участие в этой торговле. - Перечень отпускных и привозных товаров. - Речное судоходство. - Новые отрасли местной промышленности
84
- Глава VIII. Хозяйничанье иноземцев в России. - Жалоба на них русских торговых людей. - Правительственные меры к обузданию своеводия иноземцев. - Ограждение Архангельска от прихода "воровских кораблей". - Влияние Архангельской заграничной торговли на население Двинского уезда
93
- Глава IX. Городская корабельная гавань. - Ежегодный приход иностранных судов. - Конвоиры. - Ярмарка. - Торговые неурядицы. - Таможенники. - Новоторговый Устав. - Перечень таможенных сборов. - Городничие. - Торговые обороты Архангельского порта
99
- Посещения Архангельска Петром Великим, и следы его посещения
113
- Глава X. Причины, вызвавшие приезд Царя Петра в Архангельск. - Баженины. - Первая постройка торговых судов на Соломбале. - Второе прибытие Царя в Архангельск. - Начало Царской морской торговли. - Ф.М. Апраксин. - Вавчугская корабельная верфь. - Е.Е. Избраит. - Отражение Архангельска от нападения шведов. - Новодвинская крепость. - Победа над шведами. - Третье прибытие Царя. - Вице-адмирал Крюйс, и его меры для улучшения торговли. - Судьба первых русских торговых кораблей. - Цветущее состояние Архангельской заграничной торговли. - Причины ее упадка. - Откупная система
113
- Глава XI. Городская обстройка. - Внешний вид Архангельска по описанию иностранцев. - Быт посадского торгового человека. - Реформы в составе городского населения. - Бурмисты. - Губернаторы. - Торговая русская несостоятельность. - Коммерц-коллегия. - Портовый устав и тариф. - Городской магистрат. - Причины уменьшения городского населения. Возодновление судостроения у Архангельска
159
- Глава XII. Промышленность севера, и ее состояние при монопольных порядках
187
- Глава XIII. Моральное состояние торгового сословия в Архангельске, в XVIII ст. - Возобновление Магистратского управления. - Президентство Очакова. - Торговый застой. - Тариф 1757 г - Банкротства
204
- Промышленность и торговля Архангельского порта со второй половины XVIII и до второй половины XIX ст
214
- Глава XIV. - Указ 1762 г июля 31 д - Оживление Архангельской внешней торговли. - Хлебная операция. - Отмена промысловой монополии. - Сельдяной промысел
214
- Глава XV. - Экономическое положение горожан в первые годы царствования Екатерины II. - Выбор городского депутата в Комиссию для сочинения проекта нового Уложения. - Наказ архангелогородского посада. - А.И. Фомин. - В.В. Крестинин. - Е.А. Головцын. - Плоды привелегии по сальному торгу. - Торгово-промышленная деятельность Архангельского порта. - С. Кочнев. - Количество таможенных чборов. - Законоположение 1775 г - Статистика Архангельска. - Цветущее положение торговли и промышленности. - Городской пожар 1793 г
222
- Глава XVI. РАзвитие купеческого судостроения при императоре Александре I. - Начало торговых сношений с Северо-Американскими Штатами. - Беломорская сельдяная компания. - Золотые годы Архангельского порта. - В.А. Попов, и его промышленная деятельность
261
- Глава XVII. Архангельск в первые годы текущего столетия. - А.Ф. Клокачев. - Следы посещения Архангельска Императором Александром I. - Тариф 1819 г - Прекращение русского купечества с местной администрацией
278
- Состояние торговли и промышленности во вторую половину текущего столетия
278
- Глава XVIII. Дальнейшая торгово-промышленная портовая деятельность. - Северо-Двинское пароходство. - Промышленность Поморского края. - Упадок солеварения. - Полярная компания. - Оживление Поморья, в связи с упадком Архангельского порта. - Вторая Беломорская компания
297
- Глава XIX, и последняя. Беломорское пароходство, и его результаты. - Посещения Севера Его Императорским Высочеством Великим Князем Алексеем Александровичем. - Современное положение Архангельской торговли и промышленности. - Средства к поднятию значения Архангельского порта 318
Оригинальное название: Очеркъ исторiи города Архангельска въ торгово-промышленномъ отношенiи
Издательство: Тип. Морского Министерства
Место издания: СПб.
Год издания: 1890
Количество страниц: 333 с.
Рубрики:
Отечественная история
Автор ставит перед собой задачу изучить трёхсотлетнюю историю города Архангельска и прежде всего выяснить причины, тормозившие естественное развитие торговли Архангельского порта и соответственно промышленности края. В книге говорится о промышленности и торговле северного края до появления англичан в Двинском устье; о причинах появления города и первоначальном строительстве; о промышленности и торговле архангельского порта в XVI и XVII веках; о посещении города Петром Великим; о промышленности и торговле порта со второй половины XVIII и до первой половины XIX века. Завершает книгу глава о состоянии торговли и промышленности в современную автору эпоху (вторая половина XIX в.), в которой он говорит о том, что необходимо сделать, чтобы поднять значение архангельского порта.