Оглавление

  • Том 26 7
  • Глава первая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1764 год 7
  • Глава вторая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1765 год 56
  • Глава третья. Просвещение в России от основания Московского университета до смерти Ломоносова 88
  • Том 27 147
  • Глава первая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1766 год и первая половина 1767 года 147
  • Глава вторая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1767г - 1768г 180
  • Глава третья. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1766г, 1767г, 1768г 214
  • Том 28 283
  • Глава первая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны (конец 1768-го и 1769 год) 283
  • Глава вторая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны, 1770 год 325
  • Глава третья. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1771 год 369
  • Глава четвертая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 1772 год 419
  • Том 29 459
  • Глава первая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 459
  • Глава вторая. Продолжение царствования императрицы Екатерины II-й Алексеевны 506
  • Приложение. Обзор дипломатических сношений Русского Двора от Кучук-Кайнарского мира по 1780 год 540

Читать книгу

Оригинальное название: История России с древнейших времен. Книга шестая. Том XXVI - XXIX

Издательство: Товарищество "Общественная польза"

Место издания: СПб.

Год издания: 1851-1879

Количество страниц: 595 с.

История России с древнейших времен. Книга шестая. Том XXVI - XXIX

Том 6 из 6
Создание «Истории России с древнейших времён» явилось главным делом жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-79 вышло 28 тт., а последний, 29-й, доведённый до 1775, вышел посмертно.

«История России» создавалась в противовес «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине 19 в. официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманнского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против «удельных» устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя.

Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Соловьёв первый из русских историков (совместно с Кавелиным, одновременно высказывавшим ту же мысль) осмыслил всё наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи. Соловьёв указал, в каком направлении должна вообще идти работа русского историка, установил исходные точки в изучении нашего прошлого. Он первый высказал настоящую теорию в приложении к русской истории, внеся принцип развития, постепенной смены умственных и нравственных понятий и постепенного роста народного — и в этом одна из важнейших заслуг Соловьёва.

«История России» доведена до 1774 г.

Русская философия > Библиотека русской философии > Алфавитный каталог > История России с древнейших времен