Оглавление

=Предисловие А. Ф. Гильфердинга =13=

=

=Пространство земли. — Медленность развитой географических сведений и причины ее =27=

=

=География и История. — Разные методы Географии =30=

=

=Стройность вещественных условий на земном шар, независимость человека =31=

=

=География, рассматриваемая со внесением стихии человеческой; ея сложность и три главных начала =33=

=

=Важность в Географии деления по племенам. — Обший - обзор племен человеческих =34=

=

=Деление по государствам =42=

=

=Деление по вероисповеданиям =43=

=

=Главные виды вероисповеданий =44=

=

=История, ее методы, какнауки, — Связь в ней прошедшего с настоящим и необходимость поверки первого последним. =46=

=

=С каких пор начинается История у разных племен. Источники исторических сведений. — Степень их древности. — Страны ими обнимаемые. =50=

=

=Истинный предмет исторической науки и ее истинное значение. =54=

=

=Новые источники, которые открываются Истории, отделенной от летописи. — Условия, необходимые для того, чтобы пользоваться ими. — Важность поэтического инстинкта и общего понимания жизни для историка =56=

=

=Историческая верность многих древних преданий и сказок, подтверждаемая новейшими открытиями науки. — Примеры: предания о Сарматах и Азах Скандинавских. =63=

=

=Предрассудки ученых историков =68=

=

=Система автохтонства народовъ, ее ложность =70=

=

=В большей части земель наслоение племен. — Признаком его отношение сословий. — Примеры =72=

=

=Верность народной памяти.— Примеры =73=

=

=Важность понимания общественного духа для истории. — Логические Формулы недостаточны для понимания жизни =75=

=

=Односторонность Германии в исторической науке =77=

=

=Непонимание Германскою наукою всего, касающегося до Славянского Мира. — Разбор некоторых вопросов о Славянских древностях =78=

=

=В древности, как и в нынешнее время, мы почти не встречаем народов одностихийных. —Примеры =87=

=

=В древности составные стихии племен менее сложны, оттого жизнь ее проще; проявления ее одностороннее, но энергичнее и громаднее Примеры =93=

=

=Древность олицетворяет племя как единицу органическую в имени одного человека; разбор басни об Иракле и др. =97=

=

=Смешение племенных стихий происходит органически и рождает явления, имеющие самобытный характер. — Примеры =99=

=

=Преобладание личности и прихотливой Фантазии у народов древних. — Примеры =102=

=

=Произвол преобладает в действиях народов древнихъ. — Он имеет свои законы, но законы эти для нас большею частию тайна =108=

=

=Мифические представления древних народов дают ключ к объяснению причин их выселения. — Примеры =110=

=

=Ход сухопутных переселений древним племен. — Первая эпоха: мирное расселение =114=

=

=Вторая эпоха: насильственные переселения. — Влияние таких переселений на древние Славянские племена =116=

=

=Племена звероловов и пастухов склонны к миграциям; земледельцы нелегко меняют места жительства. — Примеры: Кельты, Германцы и Славяне =120=

=

=Применение открываемых в Европе законов переселения народов к Китаю и. Индии =124=

=

=Характер переселения в степных пространствах =127=

=

=Третья эпоха в жизни древних племен: эпоха внутреннего брожения =130=

=

=Факты забываются, но страсти и инстинкты прошедшего упорно хранятся народами =131=

=

=Народы-завоеватели упорно хранят в своем характере гордость и исключительность; народы земледельческие чужды аристократического духа и восприимчивы к чужому, оттого способны к перерождению. — Пример Славян =132=

=

=Воздействие завоеванных племен на завоевателей. — Примеры =136=

=

=Стремление к свободе побуждает завоеванных перерождаться в народность завоевателей =138=

=

=Условия перерождения народов =138=

=

=Народы земледельческие, имеющие крепкое, логическое устройство государственное, поглощают своих завоевателей, особенно когда стихии их разнородные. — Примеры =144=

=

=Совокупность действия составных стихий народа, взаимные их уступки и совоплощения. — Франция =145=

=

=Народы живут, находясь под влиянием разных начал поочередно. — Примеры =151=

=

=Значение нравственных законов в судьбе народов. — Плоды господства и рабства =154=

=

=Значение веры в истории народов =157=

=

=Степень ясности представления о первых людях есть мерило древности отдельной жизни народа. — Системы и предубеждения искажают оценку древнейших форм веры. =157=

=

=Древность поклонения светилам небесным; оно не господствовало у всех народов. — При каких условиях являлось звездопоклонство =161=

=

=Оно не есть первоначальная религия человечества =161=

=

=Поклонение отдельным планетам и звездам предшествовало поклонение созвездиям =162=

=

=Звездопоклонству предшествовало поклонение солнцу; но оно тоже не есть первоначальная религия человечества. — Незначительность древнего солнцепоклонства =164=

=

=Две эпохи в солнцепоклонстве. — Изобретение зодиакальных знаков; восточные народы заимствовали их у западных =166=

=

=Солнцепоклонство и изобретете зодиакадьных знаков не могли принадлежать Египту. — Ихъ родина Халдея. — Связь солнцепоклонства с именем Баала =169=

=

=Вероисповедание должны быть изучаемы в связи с целым умственным строем народов. — Памятники истории религий. — Значение характера памятников зодчества. — Древнейшие принадлежать Эфиопии; их хронологическое отношение к памятникам Египта и южной Индии =174=

=

=Письменные источники истории религий. — Религия может быть понята только взглядом на всю жизнь народа и его историческое развитие =178=

=

=Древнейшие памятники Персии, Израиля и Индии представляют совместное существование в народе двух религий, высшей и низшей. — В древнейшую эпоху истории азиатских народов мы находим у них высокое и чистое понятие о божестве =180=

=

=Вторая эпоха в истории религий: огрубение первоначальных чистых начал; господство вещественности. — Греция =183=

=

=Все известные нам религии древности распределяются на три разряда: единобожие, многобожие и всебожие. — Второстепенное значение дуализма =184=

=

=При самом начале Истории мы уже встречаем религии смешанные. =186=

=

=Отсутствие верного понимания в показаниях древних о религиях чужих народов. —Живой художественный смысл и здравый разум могут дать нам понятие о характере древних религий, не оставивших письменных памятников =188=

=

=Основные законы при изучении древних религий: =194=

=

=1) их синкретизм; поводы к нему =194=

=

=2) в синкретизме миеологическом коренные божества удерживают первое место. — Примеры =196=

=

=3) характер божества отражает в себе характер племени и сохраняется при переходе к другому племени. — Примеры =200=

=

=Иногда божество при переходе к другому племени меняет свой характер вследствие обстоятельств, сопровождающих этот переход. =213=

=

=Борьба религий отражается на характере божеств и понятиях о них. =216=

=

=Борьба противоположных религий рождает односторонность и фанатизм, кровожадность и страстность. — Борьба и слияние северной духовной религий Иранской с южною, стихийною религией Кушитской. Результаты этой борьбы и слияние в Индии, в юго-западной Азии. =225=

=

=Борьба противоположных религий доводит их до крайних логических выводов, до которых человек иначе боялся бы дойти =233=

=

=Где нет насильственной борьбы, жажда истины называет противодействие односторонности религиозной. — Оттого две религии, противоположные друг другу, но вышедшие из одного общего начала, могут существовать совместно в стране. — Разбор отношений Буддаизма к Шиваизму =235=

=

=Одностороннее развитие отвлеченности в религий сопровождается в низших слоях народа грубым Фетишизмом =240=

=

=Основное деление древних религий истекает из начал свободы и необходимости. —Свобода выражается идеей творчества, необходимость — идеей рождения. Религии Иранская, Кушитская и мешанная =243=

=

=Начало свободы есть существенное свойство религий Иранских; начало необходимости — религий Кушитских. — Первое — корень едино-божия, второе — корень всебожия; переход к многобожию — Эллинская религия =261=

=

=Религия свободы и необходимости переходить в систему эманаций. — Одна религия Еврейская остается чуждою системы эманаций. — Смысл Еврейского предания о падении человека. Сказание о Хаме =278=

=

=Религиозное развитие древнего человечества сосредоточено в юго-западной Азии и северо-восточной Африке. — Скудость духовной жизни у других народов. — В народах крайнего Севера заметно коренное начало единобожия. — Племя Полинезийское представляет влияние Африки. — Характеристика древних Американских государств и народов. =293=

=

=Удаляясь от своих центров, религиозные начала Иранское и Кушитское слабеют. — Примеры. — Средняя полоса народов между Ираном и племенами крайнего Севера развивает антропоморфизм — Сущность его. — Значение в Индии Вишну. — Древние Венды в Азии и Европе; антропоморфический характер их религий; их влияние на древний мир =315=

=

=Начало вещественной необходимости постепенно вытесняет начало Духовной свободы =347=

=

=Духовное начало восстанавливается реформаторами, Шакьямуни, Зороастром и др. — Но реформатор не может восстановить первобытную веру в её полноте и жизни =353=

=

=Скудность слова религиозного у древних народов Европы. — Религии Кушитские не знают молитвы — заклинание — Религиозное слово у народов иранских. — Веды, Зенд-Авеста =356=

=

=Книги Израиля. Израиль — представитель первобытного религиозного предания Иранского. — Возобновление Иранского начала в мировую эпоху Римского владычества =367=

=

=Важность религиозных преданий и мифов. — Их сходство у разных народов не могло быть случайным совпадением =371=

=

=Правила критики относительно разбора мифов в смысле исторических указаний. —Их изменчивость. — Влияние поэтической фантазии. — Примеры =372=

=

=В каких случаях сходство символов, имен и таинственных чисел указывает на историческое сродство религий =377=

=

=История застает религии уже смешанными и искаженными =380=

=

=Распространение религий не соответствует племенам, но характер племен имеет влияние на развитие религий. — Характеристика племен и влияние племенного характера на развитие Христианства =384=

=

=Общий вывод из предыдущего изложения: три главных первоначальных племени; два начала верования — в первобытную необходимость и творческую свободу. Началам верования соответствует общий характер просвещения =389=

=

=Две системы письменности; двоякое подразделение каждой из них. — Их характеристика =389=

=

=Главное письмо принадлежит Иранскому просвещению, образное Кушитскому =391=

=

=Первоначальная гласовая азбука выражала гласный, так же как и согласные. — Отсутствие гласных в азбуках Семитических объясняется свойством языка =391=

=

=Время и место происхождения разных письменных систем =392=

=

=Сравнительная новость слоговой азбуки Среднеазийской и письмен Сиро-арамейских (без гласных) =395=

=

=Родина гласных письмен — Иран; клинообразное письмо; развитие первоначальной азбуки Иранской. — Древность грамотности у Германцев и Славян. — Разбор некоторых слов, относящихся к грамоте =396=

=

=Постепенное изменение в азбуках =403=

=

=Язык. — Его связь с жизнью народов. — Педантический взгляд Немецких филологов. — Глагол и существительное — ровесники в языке. =404=

=

=Все языки хранят остатки первобытной старины. — Могут ли все корни считаться односложными? Имя и глагол. — Семья Иранская до ее расселения. — Связь ее ветвей =407=

=

=Необходимость чувства человеческой правды для изучения языка и Истории. — Цель сравнительной филологии. — Славянский язык относительно Санскрита =420=

=

=Причины, влияющие на искажение слов и изменение их значения =480=

=

=Синонимы и метафоры в первобытных языках =487=

=

=Должно различать простое сродство корней и совпадете полных развитых форм. — Место языка Славянского в семье Индоевропейской. =492=

=

=Грамматическая организация языка; ее развитие и причины ее оскудения. =536=

=

=Приложение. =561=

=

=Сравнение Русских слов с Санскритскими =563=

=

    Читать книгу

    Издательство: Университетская типография

    Место издания: М.

    Год издания: 1900

    Количество страниц: 614 с.

    Рубрики: Русская философия

    Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова: Том V

    Том 5 из 8

    В изданное в 1900 г. расширенное и дополненное собрание сочинений А.С. Хомякова, создателя «славянофильства», помимо философских и публицистических работ включены его поэтические произведения, стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец», а также письма разных лет. Это издание послужило основным источником для Н.А. Бердяева при его работе на очерком о Хомяков (Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Издательство «Путь», 1912).


    Т.1:
    Мнение иностранцев о России
    Мнение Русских об иностранцах
    О возможности Русской художественной школы
    Письма об Англии
    По поводу Гумбольда
    Аристотель и всемирная выставка
    По поводу статьи И.В. Киреевского
    О современных явлениях в области философии
    Письмо о философии к Ю.Ф. Самарину
    Об общественном воспитании в России
    К Сербам
    Т.2 Сочинения богословские
    Т.5-6 Записки о Всемирной истории - Ч.1, 2
    Т.7 Записки о Всемирной истории - Ч.3
    Т.8 Письма


    Русская философия > Библиотека русской философии > Алфавитный каталог > Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова