Оглавление

  • Библиография 15
  • I. Замечательный пережиток древности: парсы. — Анкетиль Дюперрон 19
  • § 1. Парсы — потомки персов, последователи Зороастра 19
  • § 2. Парсы не-язычники 20
  • § 3. Завоевание Персии арабами 20
  • § 4. Насильственное обращение и порабощение 21
  • § 5. Добровольное изгнание ревностных последователей Зороастра 22
  • § 6. Их странствования и поселения в Индии 23
  • § 7. Вера парсов 25
  • § 8. Случайное открытие царских рукописей 27
  • § 9. Анкетиль Дюперрон 27
  • § 10. Анкетиль отправляется в Индию 28
  • § 11. Препятствия и лишения 29
  • § 12. Первый перевод Авесты 30
  • § 13. Нападки Уильяма Джонса 31
  • § 14. Ошибки и неблагоприятные условия 33
  • § 15. Эжен Бюрнуф, основатель иранской филологии 34
  • § 16. Успехи и результаты трудов иранистов 36
  • II. Пророк Ирана — Авеста 37
  • § 1. Религии, имеющие священные книги 37
  • § 2. Потребность в откровении 38
  • § 3. Веды и Зенд-Авеста: священные книги индусов и иранцев 39
  • § 4. «Зенд-Авеста» — название неверное 40
  • § 5. «Пехлевийский» язык периода сассанидов 41
  • § 6. «Хузвареш» и «Пазенд» 43
  • § 7. Вопросы, возбуждаемые открытием Авесты 43
  • § 8. Древние писатели о Зороастре 44
  • § 9. «Гаты» («псалмы») — древнейший отдел Авесты 45
  • § 10. Скудность достоверных сведений о Зороастре 46
  • § 11. Царь Виштаспа, друг и ученик Заратуштры 50
  • § 12. Гибель большей части авестской литературы 52
  • § 13. Уцелевшие тексты. Отделы Авесты в ее настоящем виде 54
  • § 14. Книга «Бундахиш» и ее содержание 56
  • III. Арийские мифы 59
  • § 1. Невозможность «изобретения» в строгом смысле 59
  • § 2. Заратуштра — преобразователь 60
  • § 3. Индусы и иранцы — родственные арийские племена 61
  • § 4. «Аириана-Вэджа» — арийская первородина в иранском предании 62
  • § 5. «Риг-Веда», древнейшая священная книга индусов, содержит указания на религию первобытных арийцев 63
  • § 6. Силы природы — первые боги арийцев 64
  • § 7. Арийские боги Неба: Дьяус и Варуна 65
  • § 8. Арийский бог-Свет: Митра 66
  • § 9. Арийский бог-Огонь 67
  • § 10. Арийский дуализм: боги и бесы, свет и тьма, дождь и засуха 68
  • § 11. Арийский грозовой миф 69
  • § 12. Индра, Громовержец 71
  • § 13. Вритра и Ахи — тучевые бесы 72
  • § 14. Сома — напиток 73
  • § 15. Сома — божество 74
  • § 16. Чудодейственна сила Мантры — священного слова 76
  • § 17. Жертвоприношения 77
  • § 18. Материализм 78
  • § 19. Богатство арийского мифического эпоса 79
  • § 20. Царь Яма и Питри 80
  • § 21. Почитание умерших у арийцев 81
  • § 22. Питри переходят в героический эпос 82
  • IV. Арийские мифы в Авесте. Их превращение в аллегории 83
  • § 1. Расслабляющее влияние климата Индии на арийское население 83
  • § 2. Закаливающее влияние почвы и климата Ирана 84
  • § 3. Двойственность иранской природы развивает почти исключительно боевое мировоззрение 88
  • § 4. Одухотворение арийских мифов в Иране 90
  • § 5. Ахура-Мазда, верховный Бог и Творец — преемник арийских богов Неба 91
  • § 6. Священная гора и иранский рай 94
  • § 7. Небесное море, небесный родник и древо жизни и бессмертия 95
  • § 8. Антропоморфизм отступает на задний план в иранском мифе 96
  • § 9. Мифра, преемник арийского Митры; сохранившиеся в нем мифические черты 98
  • § 10. Духовное превращение бога Света в бога Правды 100
  • § 11. Сподвижники Мифры: Победа, Послушание, Праведность и пр. 102
  • § 12. Аллегория — отличительная иранская черта 104
  • § 13. «Амеша-Спенты» — «Святые Бессмертные»; их аллегорическое значение 105
  • § 14. Семь Амеша-Спентов и их назначение 106
  • § 15. Ахура-Мазда — первый из Амеша-Спентов и творец остальных 108
  • § 16. Атар — Огонь, преемник арийского Агни 110
  • § 17. Хварено — «Царственное Сияние» 112
  • § 18. Тиштрия, иранский бог-грозовик и первая из звезд 114
  • § 19. «Фраваши», преемники арийских Питри 116
  • § 20. Отношение Фраваши к живущим 117
  • § 21. Жадность всех богов к жертвоприношениям 117
  • § 22. «Ахуна-Ваирья», чудодейственная молитва 119
  • § 23. «Мантра», — священное «Слово», — оружие против духовных бесов — дурных качеств души 120
  • § 24. Ангра-Майнью, — Злой Дух, — противник Ахура-Мазды. Их вечная борьба 121
  • § 25. Героический миф об Йиме — преемнике арийского Ямы 122
  • § 26. Падение Йимы 126
  • § 27. Обряд «Сагдид» 127
  • V. Гаты. — «Седьмиглав» 129
  • § 1. Маздаяснийцы и Дэваяснийцы 129
  • § 2. Задача Заратуштры 130
  • § 3. Ранний период. — Гаты 131
  • § 4. Проклятия против дэваясницев 132
  • § 5. «Дэвы» — арийские боги, иранские «бесы»; «Ахура» и «Асура» 133
  • § 6. Поэтический пролог к Гатам 134
  • § 7. Провозглашение новой веры 136
  • § 8. Суть маздеизма: духовный дуализм 138
  • § 9. «Гимн вопросов» 139
  • § 10. Буквальная простота Гат 141
  • § 11. Отдел Ясны, называемый «Седьмиглавом» 144
  • § 12. Поворот к исконному мифу от духа чистого маздеизма 145
  • § 13. «Символ Веры» маздеизма 147
  • § 14. Брак между близкими родственниками 148
  • VI. Переселение и инородные влияния. — Вендидад. — Языческое возрождение. — Хордэ — (Малая) Авеста 150
  • § 1. Общий характер Вендидада 150
  • § 2. Три основные начала жреческого законодательства 151
  • § 3. Могущество духовенства 152
  • § 4. Атраваны и жертвоприношения 154
  • § 5. Земледелие — святое призвание 158
  • § 6. Уход за телом предписывается; аскетизм порицается 160
  • § 7. Отношение к мертвецам 161
  • § 8. Дахмы и Башни Молчания 166
  • § 9. Тонкие вопросы о чистоте и скверне 170
  • § 10. Осквернение земли дахмами 172
  • § 11. Предписания, как обращаться с покойниками зимой 172
  • § 12. Хоронить труп — великий грех 174
  • § 13. Нечистые твари, умирая, становятся чистыми 174
  • § 14. О болезни 175
  • § 15. О бережливости 175
  • § 16. Насу, трупный бес 176
  • § 17. Запрет носить труп одному 178
  • § 18. О лекарях 179
  • § 19. Собака — священное животное 180
  • § 20. Петух — священная птица 183
  • § 21. Следы кочевого быта в Вендидаде 183
  • § 22. Туранское влияние 184
  • § 23. Необходимые уступки 188
  • § 24. Следы туранского влияния в Авесте 189
  • § 25. «Огневе башни» — Атеш-Гах — в Азербайджане 193
  • § 26. Происхождение иранских фраваши и превращения их 196
  • § 27. Иудейское влияние 199
  • § 28. Загадочные уголовные узаконения 201
  • § 29. Невозможные наказания 202
  • § 30. «Хордэ-Авеста» (Малая Авеста). — Языческое возрождение 204
  • § 31. Мост Чинват и посмертное испытание души 205
  • § 32. Участь нечистой души 209
  • § 33. Высокое значение маздеизма; высокое место, подобающее ему между мировыми религиями 210
  • VII. Последние дни Иуды 212
  • § 1. Сирийские дела 212
  • § 2. Нехо II, царь египетский, готовит нашествие на Азию 213
  • § 3. Египетская кампания в Сирии 213
  • § 4. Битва при Мегиддо и поражение Иосии, царя иудейского 214
  • § 5. Битва при Кархемише; Нехо разбит Навуходоноссором 215
  • § 6. Мидийское и вавилонское царства 216
  • § 7. Покорение Сирии 218
  • § 8. Пророк Иеремия 218
  • § 9. Первое взятие Иерусалима Навуходоноссором 219
  • § 10. Народная ненависть к пророку Иеремии 221
  • § 11. Пророк «гнева и печали» 222
  • § 12. Упорство Иеремии 223
  • § 13. Гонение на пророка 224
  • § 14. Взятие и разрушение Иерусалима. — 586 до Р. Х. 226
  • § 15. Осада Тира 227
  • VIII. Лидия и Малая Азия. — Политическое равновесие на Востоке 230
  • § 1. Малая Азия независима от Вавилона 230
  • § 2. Перемены в землях Наири 231
  • § 3. Лидия, Кандавл и Гиг 232
  • § 4. Ликия. Высеченные в скалах гробницы 233
  • § 5. Различные языки в Малой Азии 241
  • § 6. Хеттейский элемент в Малой Азии 242
  • § 7. Индо-европейское влияние 244
  • § 8. Эллада, дорийское кочевание и иопийские колонии 246
  • § 9. Характер дорийского владычества 247
  • § 10. Иопийские колонии на побережье Малой Азии 249
  • § 11. Взаимодействие между греками и лидийцами 255
  • § 12. Меновая торговля. Продажа и купля 255
  • § 13. Чеканка денег — изобретена, вероятно, лидийцами 257
  • § 14. Расширение лидийских владений 260
  • § 15. Война Лидии с греческими приморскими городами 261
  • § 16. Война между Лидией и Мидией 261
  • § 17. Битва Затмения (585 г. до Р. Х.). — Заключение мира и скрепление его браками 262
  • § 18. Смерть Киаксара (584 г. до Р. Х.) 264
  • IX. Великий Вавилон. — Банкирский дом Эгиби 266
  • § 1. Непрочность равновесия держав 266
  • § 2. Опасения Навуходоноссора 267
  • § 3. Инженерные работы 268
  • § 4. Работы в Вавилоне 270
  • § 5. «Мидийская стена» 270
  • § 6. Стены Вавилона 272
  • § 7. Мост и набережная 274
  • § 8. Новый дворец 275
  • § 9. Висячие сады 277
  • § 10. Храм Бэла-Мардука 282
  • § 11. Легенды о Семирамиде и Нитокриде 284
  • § 12. Величие личности Навуходоноссора 285
  • § 13. Геродот о некоторых вавилонских обычаях 287
  • § 14. Банкирский дом Эгиби 289
  • § 15. Долговечность фирмы 291
  • § 16. Деловой архив фирмы 292
  • § 17. Характер деятельности фирмы 293
  • § 18. Имущественные юридические сделки 295
  • § 19. Документы, служащие прецедентами 297
  • § 20. О семейных отношениях 298
  • § 21. Положение женщины 300
  • § 22. Женщина перед судом 301
  • § 23. Частные письма 303
  • § 24. Учебники и детские упражнения 304
  • § 25. Долговечность клинописи 305
  • X. Мидия и возвышение Персии 307
  • § 1. Астиаг, преемник Киаксара 307
  • § 2. Великолепие мидийского царского дома 308
  • § 3. Роль колонны в архитектуре 309
  • § 4. Царский дворец в Экбатане 310
  • § 5. Богатство царского дворца 311
  • § 6. Скудность сведений о мидянах 313
  • § 7. Мидийские племена, арийские и не-арийские 314
  • § 8. Маги — мидийское священство 315
  • § 9. Маги, вероятно, происхождения не-арийского 317
  • § 10. Политическое могущество магов 319
  • § 11. Персы. Сомнения об их происхождении 320
  • § 12. Земля «собственно Персия». Ее климат и общий характер 322
  • § 13. Персидские племена, арийские и не-арийские 325
  • § 14. Объединение племен при Ахемене 326
  • § 15. Разделение Ахеменидов на две линии — аншанскую и персидскую 327
  • § 16. Цилиндры Набонида и Кира 328
  • § 17. Бегистунская скала и надпись на ней 329
  • § 18. Восстановление начала династии Ахеменидов по этим документам 334
  • XI. «Куруш, царь, Ахеменид» 337
  • § 1. Падение мидийского царства 337
  • § 2. Баснословное предание о рождении и детстве Кира у Геродота 339
  • § 3. Объяснение предания 342
  • § 4. Вероятный ход дела 344
  • § 5. Расширение персидской державы на востоке 346
  • § 6. Мудрое правление Кира. Слияние мидян и персов 346
  • § 7. Развалины Пасаргад 348
  • § 8. Персидское искусство — подражание ассирийскому 354
  • § 9. Кир угрожает равновесию держав 355
  • § 10. Крез, царь лидийский, преемник Алиатта (560 г. до Р. Х.) 356
  • § 11. Крез готовится к войне с Киром 357
  • § 12. Посольство Креза и дары его дельфийскому храму 359
  • § 13. Начало войны 360
  • § 14. Падение Сард и взятие в плен Креза 361
  • § 15. Покушение Креза на самосожжение 364
  • § 16. Покорение ионийских городов и остальной Малой Азии 367
  • § 17. Первое, неудачное нападение на Вавилон. — Полное покорение Элама. — Суза — одна из столиц персидской державы 370
  • § 18. Преемники Навуходоноссора в Вавилоне. — Воцарение Набонида 372
  • § 19. Набонид восстанавливает против себя вавилонских жрецов. — Первая неудачная попытка Кира 373
  • § 20. Жрецы призывают Кира 375
  • § 21. Открытая вражда жрецов 377
  • § 22. Иудеи тайно потворствуют Киру 379
  • § 23. Сдача Вавилона и триумфальное вступление Кира 380
  • § 24. Кир ублажает жрецов и освобождает иудеев 383
  • § 25. Скудность сведений о последних годах Кира. Смерть его. (529 г. до Р. Х.) 385
  • Приложение к главе XI. 387
  • Открытия супругов Дьёляфуа (Dieulafoy) в Сузе 387
  • XII. Камбиз. 529-522 г. до Р. Х. 398
  • § 1. Воцарение Камбиза 398
  • § 2. Несчастная натура Камбиза и ревность его к брату 398
  • § 3. Очередь за Египтом 400
  • § 4. Приготовления с обеих сторон 401
  • § 5. Умерщвление Бардии 403
  • § 6. Битва при Пелузиуме и покорение Египта (525 г. до Р. Х.) 406
  • § 7. Религиозная терпимость Камбиза и его мягкое отношение к Египту 407
  • § 8. Умственное расстройство Камбиза. Походы в пустыню 410
  • § 9. Самозванец в Персии и общее восстание. Признание и самоубийство Камбиза (523 г. до Р. Х.) 412
  • § 10. Бегистунская надпись об этом событии 414
  • XIII. Дарий  I. сын Гистаспа, 522-485 до Р. Х. — Первый период: усобицы 416
  • § 1. Бегистунская надпись о воцарении Дария 416
  • § 2. Затруднительное положение Дария 418
  • § 3. Убиение мага Гауматы 418
  • § 4. Бегистунская надпись об этом событии. Разъяснение загадочного места в бегистунской надписи 421
  • § 5. Дарий — маздеист 424
  • § 6. Персы не соблюдали строго Вендидад 430
  • § 7. Междоусобная война 431
  • § 8. Восстание Элама и Вавилонии и еще девяти областей 432
  • § 9. Восстание Мидии 433
  • § 10. Взятие лидийского самозванца 435
  • § 11. Конец междоусобных войн 436
  • § 12. Изваяния на Бегистунской скале 438
  • § 13. Список подвластных народов 438
  • XIV. Дарий  I. Второй период: мирные годы 440
  • § 1. Мудрое правление Дария 440
  • § 2. Система налогов и податей 442
  • § 3. Сооружение дорог и учреждение почтовой службы 444
  • § 4. Канал от Нила. — Всеобщая денежная система 445
  • § 5. Суза и Персеполь 447
  • § 6. Большая терраса в Персеполе 449
  • § 7. Персепольская дворцовая лестница 452
  • § 8. Дворец Дария 456
  • § 9. «Палата о ста колоннах» (Тронная зала) 460
  • § 10. Тронная зала в Сузе по книге «Есфирь» 464
  • §§ 11-12. Строение Ксеркса в Персеполе 464
  • § 13. Царские гробницы в Персеполе 468
  • XV. Дарий  I. — Третий период: иностранные войны 469
  • § 1. Дарий поднимается на Север 469
  • § 2. Что греки знали о Скифии 470
  • § 3. Геродотово описание Скифии 472
  • § 4. Геродот о скифах 475
  • § 5. Мосты через Босфор и Дунай и переправа 480
  • § 6. Скифская кампания 483
  • § 7. Отступление и переправа через Дунай и Геллеспонт 486
  • § 8. Походы в Индию и Африку. — Восстание греческих городов в Азии и Фракии и их наказание. — Приготовления против Эллады 488
  • Приложение к тому третьему 493
  • Очерк истории открытия и дешифровки клинообразного письма 493
  • Главнейшие даты 514
  • Алфавитный указатель 515

Читать книгу

Издательство: Издание А.Ф. Маркса

Место издания: СПб.

Год издания: 1903

Количество страниц: 537 с.

Рубрики: Путешествия и описания земель

История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения Персидской державы

«История Мидии», представляя собой вполне законченное и самостоятельное исследование, является в то же время частью составленного автором «Древнейшей истории Востока». Это серия отдельных историй государств древнего мира, которые дают полное представление о политической истории, религии и культуры древнего Востока.

Изданная в 1903 году, настоящая книга представляет собой достаточно объемный труд (более 500 страниц), в котором представлена история мидийского государства.

Немалое место в работе отведено знакомству с одной из древнейших религий мира — зороастризмом. «История Мидии» представляет большой интерес для изучающих историю древнего Ирана.

Русская философия > Библиотека русской философии > Алфавитный каталог