Краткая библиографическая справка


Печерин (Владимир Сергеевич) 

- русский Иезуит, эллинист; род. в 1808г. Окончив курс в петербургском университете, был командирован заграницу для подготовки к профессорскому званию. В 1836 г. занял кафедру греческой словесности в московском университете. По словам Юр. Самарина, лекции П. отличались совершенной новизной и художественной законченностью. Буслаев вспоминает, как П., объясняя студентам Гомера и Софокла, мастерски переводил их стихи прекрасным литературным слогом.Тогдашнее положение вещей угнетало П.; он решился уехать из России. Для этого нужны были деньги. П. стал давать уроки, свел свои издержки насамое необходимое, избегал товарищеских собраний и наконец уехал, уведомив попечителя письменно, что не воротится в Россию. За границей П. некоторое время был домашним учителем, а потом сделался монахом Иезуитского ордена, и очень ревностным. В начале 50х гг. П. был священником в Англии. Из его переписки с Герценом (см. соч. Герцена, т.IX) видно, как он дорожил интересами католической церкви. Полагая, что Россия призвана развить только "материальную мощь", "материальную науку", что ей дан в удел только "материальный мир ", П. восклицает: "Мы,верующие в бессмертную душу и в будущий мир, какое нам дело в этой цивилизации настоящей минуты? Россия никогда не будет меня иметь своим подданным". Однако, П. продолжал любить родину и поддерживал сношения снекоторыми соотечественниками, напр. с проф. Никитенко, который частоупоминает о нем в своем "Дневнике". В молодости П. занимался литературою, писал о Софокле (в "Сыне Отечества"), сочинял и переводил стихи. Его стихотворения: "Торжество смерти", "Поликрат самосский" и другие были замечены. Вероятно к последнему периоду его жизни относится стихотворение: "Прочь, о демон лучезарный"; интересное для характеристики его настроения ("за небесные мечтанья я земную жизнь отдал, и тяжелый крест изгнанья добровольно я подъял; под венком моим терновым, в поте бледного лица, подвиг трудный и суровый совершу я доконца"). Живя в Ирландии, П. ревностно боролся с протестантизмом. Во время крымской кампании в английских газетах сообщалось, что в Ирландии отдан под суд reverend father Vladimir Petcherin, native a Russian, за публичное сожжение на площади протестантской Библии. Умер, по-видимому, в начале 80х гг. 

Е. Т.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. 

ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич 

(15 июня 1807 – 17 апр. 1885) – рус. мыслитель. В нач. 30-х гг. испытал серьезные респ. увлечения и сильное воздействие идей Ламенне. В духе христианского социализма написал ряд произведений (неоконч. трагедия "Вольдемар", аллегорич. поэма "Торжество смерти", опубликованы Герценом в сб. "Рус. потаенная лит-ра XIX столетия", Лондон, 1861). Эмигрировав, будучи оппозиционно настроенным по отношению к самодержавию (1836), П. установил связи с швейцарскими и итал. революционерами. Но вскоре он разочаровался как в их революц. теориях, так и в утопическом социализме: несовершенство социально-освободит. идей выступило перед П. как их ложь. Поиски цельного мировоззрения привели П. к принятию католицизма (1840) и вступлению в монашеский орден редемптористов. Однако в католичестве П. не нашел ответа на волновавшие его вопросы о смысле жизни; П. все больше разочаровывается в католицизме. Значит. роль в этом процессе сыграло воздействие Герцена на П.: они встречались в 1853, поддерживали переписку. П. познакомился с изданиями Герцена, П. В. Долгорукова, П. Лаврова, атеистич. работами Бюхнера, Фейербаха, Штрауса. До конца дней своих П. находился в трагич. состоянии острого духовного кризиса.

Соч.: Взгляд на трагедии Софокла: "Антигона и Аякс", "Сын Отечества и Сев. архив", СПБ, 1831, т. 18, с. 151–61; переводы из Шиллера, в кн.: Е. Бобров, Лит-ра и просвещение в России XIX в., т. 4, Каз., 1902; Замогильные записки, Тверь, 1932; Из переписки В. С. Печерина с Герценом и Огаревым, в кн.: Лит. наследство, т. 62, М., 1955.

Лит.: Герцен А. И., Pater V. Petcherine, Собр. соч., т. 11, М., 1957, с. 391–403; Огарев Н. П., Избр. соц.-политич. и филос. произведения, т. 1, [М.], 1962, с. 456–57; Гершензон М., Жизнь В. С. П., М., 1910; Штрайх С., В. С. П. за границей в 1833–35 гг., в кн.: Рус. прошлое. Ист. сб., [кн.] 3, П.–М., 1923; Сакулин П. Н., Рус. лит-ра и социализм, ч. 1, М., 1924; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Lipski Α., Pecnerin's quest for meaningfulness, "Slavic Rev.", 1964, v. 23, No 2.

А. Володин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. 

ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич 

(15.VI.1807 - 17.IV.1885) - рус. филолог и литератор. Из дворян Рязанской губ. В 1831 окончил Петерб. ун-т, был доцентом и профессором его. Публиковал в столичных журн. статьи, стихотворения, переводы. Увлекался философией Гегеля и утопич. социализмом. В 1836, в условиях николаевской реакции, эмигрировал за границу. В 1840, приняв католичество, вступил в близкий к иезуитам монашеский орден, где пробыл 20 лет. В нач. 60-х гг. вышел из монашества и до конца жизни был капелланом в одной из больниц Дублина (Ирландия). Находясь за границей, не терял связь с родиной. Сблизился с рус. революц. эмиграцией. Был лично знаком с А. И. Герценом и переписывался с ним. Посылал в "Колокол" многочисл. пожертвования на рус. революц. движение. Печатал в нелегальных изданиях открытые письма, в к-рых не признавал себя "верноподданным", приветствовал "молодую" Россию, свободу совести, идею земского собора.

Соч.: Замогильные записки, (М.), 1932, Из переписки с Герценом и Огаревым, "Лит. наследство", т. 62, М., 1955.

Лит.: Герцен А. И., Былое и думы, ч. 7, Л., 1946, гл. 70; Гершензон М. О., Жизнь В. С. Печерина, М., 1910; Сабуров A. A., Из биографии В. С. Печерина, "Лит. наследство", т. 41/42, М., 1941.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982. 

ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич 

[15(27) июня 1807, с. Дымерка Черкасской губ. — 17(29) апреля 1885, Дублин, Ирландия] — русский мыслитель, писатель, католический священник. Сын военного, детство провел в гарнизонах провинциальных городов юга России. Неприятие российской действительности оформилось в дальнейшем в т. н. национальный нигилизм. В 1825—29 — мелкий петербургский чиновник. В 1829 поступил в Петербургский университет; где проявил незаурядные лингвистические способности в изучении древних языков. Блестяще окончив университет в 1831, получил место помощника библиотекаря и лектора по кафедре латинского языка Московского университета. В те годы, ненавидя деспотизм, Печерин придерживался либерально-конституционных взглядов, все свои жизненные планы связывая с Европою. В 1833 командирован в Берлинский университет с целью завершения образования и для подготовки к профессорству За границей стал горячим приверженцем учения Ламенне, в Швейцарии пытался сблизиться с республиканцами. По возвращении в 1835 в Россию получил звание и. о. экстраординарного профессора Московского университета, в течение семестра читал лекции по классической философии. В 1836 под вымышленным предлогом покинул Россию. 1835—38 провел в Швейцарии в среде итальянских республиканцев. В 1838, спасаясь от долговой тюрьмы, бежал во Францию, а оттуда в Бельгию, где был домашним учителем, секретарем-переводчиком. Увлекался учениями Сен-Симона, Фурье, Бабёфа, Пьера Леру, Мишле, Жозефаде Местра, которого позже назвал “наглым и бессовестным фанатиком, поборником деспотизма”. Печерин называл себя “перипатетическим философом”, имея в виду буквальный перевод. Однако к сколько-нибудь системным взглядам (тем более к их изложению) Печерин не пришел: “Французские идеи влекут за собой французский образ жизни: сидеть целый день в кофейне, разглагольствовать о политике” — ироническая самооценка как бы обосновывала идейный кризис: в 1840 в Льеже вступил в католическую церковь и был принят монахом в орден редемптористов, ав 1843 стал профессором истории, греческого и латинского языков в монастырской семинарии Виттема (Германия), известным в католических кругах проповедником. В 1844 после получения монастырем бумаги из русского посольства в Гааге был переведен миссионером в Англию. В 1848 лишен российского подданства. В 1853 в Лондоне встретился с Герценом, оставившим интересные воспоминания. Решение Печерина о переходе в католичество было сделано на волне разочарований в утопическом социализме, обостривших ожидание “нового учения, новой системы, новой веры”, а также из опасения насильственного возврата в Россию. Монашество соответствовало желанию Печерина “удалиться от света”. Переоценка ценностей, разочарование в католицизме, понимание того, что он “добровольно пожертвовал дарами ума и сердца, отрекся от престола разума и закабалил себя в неволю невежественным и наглым фанатикам и был в протяжении 20 лет орудием их мелкого честолюбия”, пришло в 60-е гг. Тогда Печерину показалось необходимым оправдаться в принадлежности к духовенству, “к презренной и ненавистной касте”. С этой целью он создает свой основной и единственный труд, получивший впоследствии название “Замогильные записки” (Apologia pro vita mea) — воспоминания, начатые по просьбе племянника С. Ф. Пояркова, вскоре переадресованные другу юности Ф. В. Чижову. Сам Печерин считал, что “Записки”, “предмет психологического исследования”, “представляют явление самостоятельного русского развития”. Сама жизнь Печерина — это реальное воплощение идеи “лишнего человека”, сумевшего вырваться из николаевской России. Благодаря “Запискам” трагическая судьба Печерина стала беспрецедентным фактом социально-философского осмысления. Преобразования в России 1861 обнаружили трагизм высоко одаренной, незаурядной личности, не сумевшей реализовать свое предназначение, в критические моменты всегда бежавшей от действительности. В итоге для Печерина стали очевидными иллюзорность свободы католического священника (“Рабом я родился, рабом и умру”) и самообман эмиграции: “От России я никак отделаться не могу. Я принадлежу ей самой сущностью моего бытия, я принадлежу ей моим человеческим значением”. В 1862 Печерин пытался восстановить связи с Герценом и Огаревым, возвратился к литературным, историческим и философским занятиям, приступил к естественнонаучным исследованиям в химии и биологии, делал наблюдения в ботаническом саду Дублина. В 1877 со смертью Чижова прервалась связь Печерина с Россией. Последние 23 года жизни провел в Дублине капелланом одной из главных больниц, живя “уединенно и независимо”, видя главную задачу своей жизни в том, чтобы “мыслить и любить”.

Соч.: Замогильные записки (Apologia pro vita mea).— В  кн.: Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989; Герцен, Огарев и их окружение: рукописи, переписка и документы. М.,1940.

Лит.: Гершечзон М. О. Жизнь В. С. Печерина. М., 1910; Сакулин П. Н. Русская литература и социализм. М., 1924, ч.; ШтрайхС. В. С. Печерин за границей в 1833—1835 гг.— В кн.: Русское прошлое. Исторический сборник. Пг.—М., 1923.

Архивы: РГАЛИ, ф. 372. ИРЛИ РАН (ПД), ф. 384, ОР РГБ, ф. 218, φ.332.

И. Ф. Худушина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы