Мережковская (Зинаида Николаевна)
— жена Д. С. Мережковского, пишет под девичьей фамилией Гиппиус. Род. в 1867 г.; по отцу — шведского происхождения; до замужества жила на Кавказе. С начала 90-х гг. поместила ряд повестей и стихотворений в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Всемирной Иллюстрации", "Ниве" и др. Часть их вышла отдельным изданием, под заглавием "Новые люди" (СПб., 1896). По основным качествам своего таланта, совершенно лишенного лиризма, М. примыкает к реалистической школе, и больше всего ей удается насмешливое изображение мелочей домашней жизни; мир прислуги, например, М. рисует очень оригинально, стараясь открыть общечеловеческие черты ее психологии. Но, не довольствуясь природными данными своего незаурядного дарования, М. стремится к "новой красоте" и считает свой сборник "первыми ступенями" к ней. Для достижения "новой красоты", рядом с вполне жизненными типами она вводит в каждый рассказ, часто совершенно механически, одно или несколько лиц, психология которых создана из идеи Ницше, с его прославлением зла, французского декадентства, с его враждой к определенности, и, наконец, культа красоты, как принципа высшего, чем принцип нравственности. Сами типы "Новых людей" совсем не удались автору; часто это даже не лица, а какие-то бесплотные видения. Как выражение настроения, "Новые люди", тем не менее, очень интересны: это — одна из первых попыток воспроизвести бескрылое, лишенное воли и стремления к добру поколение последних лет. Стихотворения М. любопытны по той откровенности, с которой в них провозглашается религия эгоизма ("Люблю себя, как Бога").
ГИППИУС (Мережковская) Зинаида Николаевна
(1869—) — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в «Северном вестнике». Вместе с
Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала «Новый путь». Ей принадлежит также ряд статей в «Мире искусства». Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении — книга рассказов «Новые люди» (1907) и сборник «Небесные слова», составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: «Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить» (рассказ «Легенда»). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества:
«Стою над пропастью, под небесами —
Но улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок бог, но не могу молиться,
Хочу любви, но не могу любить...» (1893).
К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен («Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью»).
Октябрьскую революцию Г. восприняла, как «блудодейство», «неуважение к святыням», «разбой». Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер:
«Рабы, лгуны, убийцы, тати ли —
Мне ненавистен всякий грех.
Но вас, Иуды, вас, предатели,
Я ненавижу больше всех».
Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с
Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием «Живые лица»). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, «похож на шимпанзе»; зато «Аня» (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное «творчество» Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует «звериный лик» эмигрантщины.
Библиография:
I. Рассказы — т. I («Новые люди»), СПБ., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПБ., 1907); т. II («Зеркала»), СПБ., 1898; т. III (Рассказы), СПБ., 1902; т. IV («Алый меч»), СПБ., 1906; т. V («Черное по белому»), СПБ., 1908; т. VI («Лунные муравьи»), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи (1914—1918), П., 1918; Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922.
II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, «Лит-ый распад», кн. 2-я, 1908; Лундберг Евг., З. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус З., Автобиографическая заметка, «Русская литература XX в.», Под редакцией
С. А. Венгерова, т. I; Брюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I.
III. Фомин А. Г., Библиография новейшей русской литературы, «Русская литература XX в.», т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией
В. М. Фриче,
А. В. Луначарского. 1929—1939.