Краткая библиографическая справка


ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович 

(1873–1945) – рус. философ. Участник с.-д. движения, впоследствии меньшевик. В годы реакции выступил с ревизией марксистской философии, пытаясь заменить ее одной из разновидностей махизма – эмпириосимволизмом. После Октябрьской революции Ю. сотрудничал на Украине в меньшевистском журн. "Объединение". После 1919 отошел от политич. деятельности и занимался в основном филос. переводами (до 1930 – в Ин-те Маркса и Энгельса).
Согласно эмпириосимволизму Ю., данные "чистого опыта" (ощущения), как и конструкции "чистого разума", суть эмпириосимволы. Объективного материального мира не существует, ибо нет реального пространства и времени. Следовательно, нет и познания в традиц. смысле; оно возможно только в виде накопления эмпириосимволов – от простейших (ощущения) до высших ("вещь в себе", реальность, время, пространство, масса и т.п.). Сам по себе "поток данного", по Ю., лишен к.-л. упорядоченности и смысла – их вносит в "поток данного" наше сознание. Стремясь избегнуть солипсизма, Ю. рядом с разумом человека ставит сверхчеловеч. разум – Логос – носитель "предельных эмпириосимволов" (законов природы). Филос. взгляды Ю. подвергались резкой критике со стороны Ленина, к-рый назвал их "...плодом незнания диалектики" (см. Соч., т. 14, с. 249).

Соч.: Материализм и критич. реализм, СПБ, 1908, Совр. энергетика, в сб. Очерки по философии марксизма, СПБ, 1908, Новые веяния, СПБ, 1910, Мировоззрение и мировоззрения, СПБ, 1912

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14 (см. Именной указат.)

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. 

ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович 

(29 июня 1873, Одесса — 6 декабря 1945, Москва) — русский переводчик, публицист, философ. Образование получил в Одесской гимназии и Сорбонне. С гимназических лет участник социал-демократического движения; примыкал к фракции меньшевиков; после 1917 работал в Одесском горсовете; в нач. 1920-х гг. отошел от политической деятельности, работал в Институте Маркса и Энгельса в Москве (до 1930), занимался гл. о. переводами философской литературы (в частности, был первым переводчиком “Диалектики природы” Ф. Энгельса).
Согласно Юшкевичу, марксизм — это не только социальнополитическое учение; в нем есть тенденция стать целостным мировоззрением. Но пока нет одной марксистской философии, а есть несколько “марксистско-образных” философий. Понятие диалектического материализма нужно сузить, доведя его до эволюционистского и релятивистского позитивизма. Идеологически марксизм близок к махизму, поскольку оба они являются разветвлениями одного учения об эволюции форм жизни. В историческом материализме разработан “социально-психологический” аспект, но его нужно дополнить “социально-космическим” аспектом. Решение этой проблемы Юшкевич видел в “эмпириосимволизме”: человек является символообразующим животным; понятие и идеи — это эмпириосимволы разной степени общности; всякое познание — символическое познание. Следует отказаться от создания объективной картины мира. Эмпириосимволическая точка зрения, согласно Юшкевичу, — это “философская транскрипция социально-космического разреза исторического материализма”.

Соч.: О материалистическом понимании истории. СПб., 1907; Материализм и критический реализм (О философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910; Мировоззрение и мировоззрения (Очерки и характеристики). СПб., 1912; Теория относительности и ее значение для философии.— В кн.: Теория относительности Эйнштейна и ее философское истолкование. М.,1923.

Лит.: Деборин А. Диалектический материализм и эмпириосимволизм.— В кн.: Он же. Введение в философию диалектического материализма. Пг., 1922; Плеханов Г. В. Трусливый идеализм.— Избр. философ, произв., т. 3. М., 1957.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. 

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы