СТАЛИН (Джугашвили), Иосиф Виссарионович
(21 декабря 1879 – 5 марта 1953) – деятель КПСС и международного рабочего движения. Родился в г. Гори (Грузия) в семье кустаря-сапожника. После окончания духовного училища (1894) вступил в революц. движение. Член Коммунистической партии с 1898. Участвовал в революции 1905–1907 и был одним из руководителей рабочего движения в Закавказье. С 1912 – член ЦК партии. Во время подпольной деятельности неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В марте 1917 введен в состав Бюро ЦК, в октябре – член партийного Военно-революц. центра по подготовке вооруж. восстания. С нояб. 1917 С. – народный комиссар по делам национальностей, с 1919 – народный комиссар Гос. контроля (позднее – Рабкрина). В 1922–52 – генеральный секретарь, в 1952–53 – первый секретарь ЦК КПСС. В 1941–1953 – председатель Совета Министров СССР. В 1941–45 – председатель Гос. Комитета Обороны, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР. Находясь длительный период на посту генерального секретаря ЦК партии, С., как теоретик и крупный организатор, вместе с другими руководящими деятелями партии возглавил борьбу против троцкистов, правых оппортунистов, бурж. националистов. Своими теоретич. работами и практич. деятельностью С. внес важный вклад в идейно-политич. борьбу с врагами ленинизма.
Вместе с тем С. допустил теоретич. и политич. ошибки, к-рые приобрели тяжелый характер в последний период его жизни.
В. И. Ленин, положительно оценивая нек-рые стороны деятельности С., вместе с тем указывал на его серьезные личные недостатки.
Ленин обратился к очередному парт. съезду с письмом, в к-ром отмечал, что С., "...сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью" (Соч., т. 36, с. 544). "Сталин слишком груб, – писал
Ленин, – и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека" (там же, с. 545).
Ленин предложил съезду "...обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д." (там же, с. 546).
Предложение
Ленина было рассмотрено XIII съездом партии (1924). Учитывая нежелательность смены руководства партии в условиях обострившейся тогда внутри партии и в междунар. коммунистич. движении борьбы против троцкизма и других оппортунистич. течений, съезд решил оставить С. на посту генерального секретаря ЦК с тем, чтобы он учел ленинскую критику. В первый период после смерти
Ленина С. считался с его критич. замечаниями. Но в дальнейшем С., переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогрешимость. Нек-рые ограничения внутрипартийной и советской демократии, связанные с условиями ожесточ. борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее с условиями войны, С. начал возводить в норму внутрипарт. и гос. жизни, грубо попирал ленинские принципы коллективного руководства и фактически оказался вне критики (см. "КПСС в решениях и резолюциях...", 7 изд., ч. 4, 1960, с. 229).
В результате этого постепенно сложился культ личности Сталина, к-рый имел тяжелые последствия для партии и сов. народа. В связи с ошибочным тезисом С. о том, что в условиях победившего социализма в социалистич. гос-ве продолжает обостряться классовая борьба, стали допускаться злоупотребления властью, нарушения революц. законности, массовые репрессии. Это оказало отрицательное воздействие на ход социалистического развития СССР, хотя и не остановило общего поступат. процесса роста экономич. мощи, культурно- технич. и научного прогресса СССР. Культ личности в корне противоречит природе социалистич. строя, теории марксизма- ленинизма. "Никакой культ личности не мог изменить природу социалистического государства, имеющего в своей основе общественную собственность на средства производства, союз рабочего класса с крестьянством и дружбу народов... Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, с истиной, впасть в идеализм" (там же, с. 231).
XX съезд КПСС (1956) осудил культ личности С. Съезд обязал ЦК КПСС "...последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму- ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективного партийного руководства, выработанных великим Лениным" (там же, с. 208). Линия партии нашла свое дальнейшее развитие в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 "О преодолении культа личности и его последствий", а также в решениях последующих съездов партии, пленумов ЦК и др. партийных документах.
С. принадлежит большое число работ по теории марксизма-ленинизма. В работе "Марксизм и национальный вопрос" (1913) С. разрабатывал проблемы нации и национальный вопрос. С. был одним из первых марксистов, поставивших и разработавших вопрос о ленинизме, как марксизме эпохи империализма и пролет. революций ["Об основах ленинизма" (1924), "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" (1924), "К вопросам ленинизма" (1926), "Национальный вопрос и ленинизм" (1929)]. Эти работы были направлены против врагов ленинизма, пытавшихся изображать ленинизм как чисто "русское" явление. С. показал, что ленинизм представляет собой марксизм эпохи империализма и пролет. революций, т.е. учение интернациональное.
В докладах и выступлениях на съездах и конференциях партии, пленумах ЦК, заседаниях Коминтерна С. отстаивал ленинское учение о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, анализировал проблемы развития социализма и междунар. революц. движения в эпоху общего кризиса капитализма, проблемы перехода от капитализма к социализму и ошибки правого и "левого" оппортунизма в этом вопросе ["О правом уклоне в ВКП(б)", 1929, и др.], проблемы социалистич. переустройства сел. х-ва и вредные механистич. теории "равновесия", "самотека" и "устойчивости" в деревне ("К вопросам аграрной политики в СССР", 1929), движущие силы социалистич. общества (Доклад на XVIII съезде партии, 1939).
В докладах и выступлениях С. периода Великой Отечественной войны разоблачалась реакционная антинар. сущность фашизма, рассматривались проблемы военной, политической и идейной борьбы с фашизмом, проблема единства всех демократич. антифашистских сил в этой борьбе.
В работах С. выдвигались верные марксистские положения (о морально-политич. единстве сов. народа, о критике и самокритике как движущей силе социализма и др.). Однако на практике С. неоднократно нарушал выдвигаемые им идеи и положения.
В ряде работ С. пропагандировал теорию марксизма-ленинизма, его философию. В статье С. "Анархизм или социализм" (1906–07), наряду с верными положениями, допущено немало серьезных теоретических ошибок. В дальнейшем С. характеризовал эту работу как незрелую. Широкую известность получил написанный им для "Краткого курса истории ВКП(б)" раздел "О диалектическом и историческом материализме" (1938). Эта популярная работа в сжатой и схематич. форме излагала начала философской теории марксизма-ленинизма и была рассчитана на читателя, впервые знакомящегося с этой теорией. Однако в условиях культа личности С. значение этой работы было сильно переоценено и она была объявлена чуть ли не вершиной развития марксизма. В этой работе имелись ошибочные положения. В частности, С. игнорировался диалектический закон отрицания отрицания и развитие сводилось лишь к поступательному. В характеристике закона единства и борьбы противоположностей обходится вопрос о единстве противоположностей. Связь философии с практикой изображалась схематично, прямолинейно и не вполне диалектически. В работе "Марксизм и вопросы языкознания" (1950) была дана оценка марксистских взглядов на роль языка в обществ. жизни, о соотношении базиса и надстройки в обществе. Но наряду с правильным изложением ряда положений марксизма по вопросу о языке С. ошибочно утверждал, что с изменением и ликвидацией базиса ликвидируется вся старая надстройка. В работе "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952) наряду с рядом правильных общих мыслей также были допущены существенные ошибки. С. неверно полагал, что колхозная собственность и товарное производство в условиях развитого социалистич. общества становятся тормозом в развитии производительных сил. Из этого положения он сделал неверные выводы о форсировании перехода к прямому продуктообмену города и деревни, о несовместимости товарного обращения с перспективой перехода к коммунизму.
Свойственный нек-рым работам С. схематизм содействовал в условиях культа личности появлению упрощенческих взглядов, обеднял разработку ряда теоретич. проблем. В последние годы жизни С. создалась обстановка, в к-рой сковывалась творч. мысль. По важным теоретич. вопросам не развертывались назревшие теоретич. дискуссии, а в тех, к-рые проводились, С. принадлежало последнее слово. Произвольные и субъективистские оценки, дававшиеся С. по ряду науч. проблем и нек-рым направлениям в науке и культуре, тормозили их творч. развитие.
Бурж. идеологи и совр. правые и "левые" ревизионисты в своем стремлении извратить и принизить революц. сущность марксизма-ленинизма и историч. успехи социализма пытаются использовать критику Коммунистич. партией ошибок С., и вредных последствий культа его личности в своих классовых целях, в целях борьбы против ленинизма и социализма.
Эти попытки наиболее часто выражаются в утверждении, будто культ личности является необходимым следствием развития социализма и что причины культа личности лежат в области социалистич. экономики и политики, т.е. имеют объективную основу при социализме. Эта основа, по утверждениям идеологов антикоммунизма и ревизионизма, заключается якобы в антигуманистическом, "этатистском" характере социалистич. общества. С целью извратить действит. прогресс социализма и мирового революц. движения они пытаются отождествить социализм с теми ошибками, к-рые совершил С.
Бурж. идеологи и ревизионисты, спекулирующие на критике коммунистами культа С., всю революционную практику и теорию марксизма-ленинизма в СССР и мировом коммунистич. движении на протяжении последних десятилетий объявляют "сталинистской", фальсифицируемую ленинскую теорию и практику мирового коммунизма ложно противопоставляют идеям Маркса. Они стремятся очернить и извратить всю историю КПСС и братских коммунистич. партий после Октября 1917.
Как показал опыт, практика, ничто не могло помешать советскому народу под руководством КПСС совершить всемирно-историч. дело – построение социалистич. общества. Великие свершения сов. народа и КПСС могли быть осуществлены и осуществлялись лишь на прочной основе марксизма-ленинизма.
Марксизм-ленинизм в борьбе против бурж. и ревизионистской фальсификации восстанавливает подлинные историч. факты, раскрывает как все положительное, что было сделано партией и сов. народом в период руководства С., так и те извращения и ошибки, к-рые были связаны с его деятельностью. Коммунистич. партия Сов. Союза восстановила ленинские принципы коллективного руководства и обеспечивает дальнейшее развитие социалистич. демократии.
Соч.: Сочинения, т. 1–13, М., 1946–51; Вопросы ленинизма, 11 изд., М., 1952.
Лит.: О культе личности и его последствиях. Постановление XX съезда КПСС, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 4, М., 1960; О преодолении культа личности и его последствий, Постановление ЦК КПСС, 30 июня 1956, там же; К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965; Краткий очерк истории философии, 2 изд., М., 1967; История КПСС, М., 1969.
Л. Суворов.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией
Ф. В. Константинова. 1960—1970.