Краткая библиографическая справка


Ухтомский Алексей Алексеевич 

[13(25).6.1875, с. Вослома, ныне Ярославской области, - 31.8.1942, Ленинград], советский физиолог, академик АН СССР (1935; член-корреспондент 1932). Ученик Н. Е. Введенского. В 1906 окончил Петербургский университет и работал там на кафедре физиологии человека и животных, которой руководил с 1922 до конца жизни. С 1937 директор электрофизиологической лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, У. открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой (см. Доминанта в физиологии). Учение У. о доминанте (изложено в его работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923) широко используется в медицине, психологии и педагогике. Понятие о доминанте, а также учение У. об усвоении ритма, согласно которому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволили У. по-новому осветить природу утомления. Курс лекций «Очерк физиологии нервной системы» (опубликован посмертно, 1945, Собр. соч., т. 4) представляет большую педагогическую ценность. В 1919 депутат Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. Премия им. В. И. Ленина (1932).

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, Л., 1945-62.

Лит.: Меркулов В. Л., А. А. Ухтомский. Очерк жизни и научной деятельности, М. - Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш., Алексей Алексеевич Ухтомский, Л., 1969.

А. С. Батуев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. 

Ухтомский Алексей Алексеевич

(1875—1942), физиолог, академик АН СССР (1935). С 1902 в Петербурге. Окончил Петербургский университет (1906); работал там же, с 1922 руководил кафедрой физиологии животных и человека. Ученик Н. Е. Введенского. Открыл один из основных принципов деятельности нервной системы (учение о доминанте). В 1919 депутат Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов. В 1941 остался в блокадном Ленинграде. Участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку. Заканчивал курс лекций «Очерк физиологии нервной системы» (опубликовал посмертно, 1945). Премия имени Ленина (1932). Похоронен на Литераторских мостках. На доме, где в 1906—42 жил У. (16 я линия Васильевского острова, 29), — мемориальная доска.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич 

[25.06(07.07). 1875-31.08.1942] - физиолог. Род. в с.Вослома Ярославской губ., детство провел в Рыбинске. Воспитывался у сестры отца - А.Н.Ухтомской, с детства приучившей мальчика к беззаветной любви, равно обращенной и к людям, и к Богу. Учился в класс. гимназии, затем в кадетском корпусе, где увлекался математикой и филос. По окончании кадетского корпуса учился на словесном отделении Моск. Дух. академии, где его еще больше заинтересовала рус. филос., неотделимая от религ. сознания. Для У. показательно обращение к науке, к филос. и вместе с тем к Богу, его влекли «анатомия человеч. духа до религии включительно», те рубежи, «до которых мы можем научно думать». Дважды (в 1859 и 1916) У. намеревался уйти в монастырь, но стремление к науч. деятельности оказывалось сильнее. В 1899 У. поступает в Петерб. ун-т, сначала на вост. ф-т, с тем чтобы через год перевестись на естеств. отделение. У.- ученик Н.Е.Введенского и его преемник по кафедре физиологии животных. Развивая идеи Сеченова и Введенского, У. тоже весь свой век отдал иссл. закономерностей деятельности нерв­ных центров и открыл один из осн. принципов деятельности нервной системы - учение о доминанте. В 1917-1918 участвовал в Поместном соборе рус. церкви, а также в работе Рыбинского религ. филос. об-ва. После революции в течение нескольких лет был старостой Никольской единоверческой церкви в Петрограде. Как и многих др., У. коснулось жестокое время 20-х гг. Дважды (в 1920 и 1923) арестовывался, после первого ареста (в Рыбинске) находился под прямой угрозой расстрела. Университетская науч. карьера У. складывалась благополучно: с 1932 он чл.-корр. АН СССР, с 1935 - акад. Скончался У. в блокадном Ленинграде. Он тяжело страдал от раковой опухоли пищевода и гангрены ног. «Ему неоднократно предлагали выехать из осажденного города, но он догадывался, что болен безнадежно, и считал неразумным тратить остатки сил на далекое переселение. Насколько позволяло здоровье, он продолжал привычную работу: вел переписку с учениками, с эвакуированными коллегами по Физиологич. ин-ту... посещал университет, участвовал в семинарах и диспутах, в защите диссертаций - он и умер, готовясь к очередному докладу на традиц. сентябрьской конференции» (Г.Цуриктва, И.Кузьмичев «Странная профессия - писательство» // А.Ухтом­ский «Интуиция совести». СПб., 1996. С. 21-22). По У., в жизни живого организма доминанта определяет своего рода формулу причинности, приложимую и к деятельности отдельных рефлекторных систем, и к функционированию целостного организма. Учение о доминанте У. имеет (помимо естественно-науч.) филос.-культурол., религ.-нравств. и эстетич. аспекты. Последние отчетливо проявились не только в прижизненных публикациях, но явственно выражены в его дневниках и переписке. Доминанта, по У., сопряжена с направленностью сознания на определ. поступки и определяется дух. волей человека. Есть негативная установка и есть позитивная, единственно достойная человека доминанта, при к-рой сознание и поведение направлены на личность и интересы ближнего. В окружающих, по У., подобает видеть прежде всего не задворки, а алтари. Лучшие доминанты, считал он, передаются от поколения к поколению посредством слова и быта. Вслед за Н.Ф.Федоровым он полагал, что человек становится личностью, когда в нем есть «тяга к соединению всех в исконно общем деле». Он утверждал, что гл. в людях - это «жажда собеседника», причем и с теми, кто жил раньше. Лит. творч. выводил из неудовлетворенной жажды иметь собеседника. Оптимальная доминанта исключает погруженность человека в мир абстрактно-логических конструкций. Самодовлеющее теоретизирование патологично; оно уводит человека от осознания собственной ответственности и виновности, побуждает его к самовозвеличиванию. (См.: В.Е.Ха­лизев. «Ухтомский А.А.» // ФН. 1995. №1. С.184-190; «РФ». С.532-533.) Л.В.Соколова, изучавшая архивные материалы У., отмечает следующее: «еще будучи в Дух. академии, У. задался целью соединить казалось бы несоединимое: науку и религию, Веру и Разум в едином процессе познания человеком Бытия. В своих размышлениях о вечных вопросах - об Истине, Добре и Зле, о нравственности, о духовности, о смысле истории и бытия, о судьбах России - он, продолжая нашу ­религ., филос. традицию, пытался сказать и свое, новое слово». Смысл бытия, по У.,- в нравств. отношении человека к жизни, к др. человеку, к самому себе. Человек во всех своих конкретных проявлениях участвует в непрерывающемся процессе «живого предания от отцов к детям», связывающем все поколения в единую цепь Истории. Пути истории проходят через каждого из нас, история развивается через индивидуальный опыт каждого человека, через глубинное, личностное переживание и познание им Истины, Добра и Красоты. Тема ист. дух. преемственности - одна из гл. для У. Он предупреждал о гибельных последствиях бездуховности, о необходимости живой, органической связи человека с миром, об истинном собеседовании человека с Бытием, о его глубочайшей нравств. ответственности перед Историей. И в этом он видел планетарный смысл дух. прогресса человечества. (См.: Л.В.Соколова. Живое предание // Начала. 1993. №3. С.52.)

Соч.: Доминанта как рабочий принцип нервных центров. М., 1923; Усвоение ритма в свете учения о парабиозе. Л., 1926; Собр. соч. Т.1-5. Л., 1945-1954; Доминанта. М.-Л., 1966; Материалы из архива // Начала. 1993. №3; Из литературного наследия // ФН. 1995. №1; Космологическое доказательство бытия Бога // Русь. Ростов Великий, 1995. №1; Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996; Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск, 1997; Доминанта души. Из гуманитарного наследия. СПб., 2000.

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги



Русская философия > Библиотека русской философии > Авторы